На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Архиерейский Cобор поставил дедлайн по катехизису


Версия для печати
07.02.13, 14:08

Катехизис Русской Православной Церкви будет принят через два года, сообщил митрополит Волоколамский Иларион. В нем будет сделан акцент на те понятия и проблемы, которые важны для современного общества и людей, еще только входящих в Церковь. Пока же в Церкви нет официально утвержденного сборника, содержащего сведения по вероучению, нравственному учению, аскетической практике, литургическим темам и актуальным вопросам современности.
Пресс-конференция по итогам Архиерейского Собора

«На Соборе речь шла о работе над Катехизисом Русской Православной Церкви, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть примерно еще на четыре года, учитывая скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский Собор высказал твердое мнение о том, что Катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать», – сообщил митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора, проходившего в Москве 2-5 февраля.

Поясним: Архиерейский Собор, которому может быть представлен новый Катехизис, по Уставу Русской Православной Церкви, собирается не реже, чем раз в 4 года, но на практике – раз в 2 года.

Детали обсуждения работы над катехизисом на нынешнем Соборе описывает в своем блоге митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: «Вот некоторые мысли владыки (докладчика митрополита Илариона – ред.) <…> Полученные тексты значительно отличались друг от друга по содержанию и достоинству. Некоторые из них можно было принять полностью, некоторые – с большей или меньшей редактурой, а некоторые (в немалом количестве) вернуть обратно для полной переработки (человеческий фактор сказывается и в Церкви, увы). Как дела сейчас? Первая и вторая главы готовы, третья завершается, четвертую и пятую еще пишут. Полностью завершить работу планируется года через полтора. Затем представить Святейшему Патриарху на рассмотрение и утверждение».

Напомним, что решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II. Летом 2009-го его преемник Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод поручили Синодальной библейско-богословской комиссии приступить к работе.

До этого в течение почти двух веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Священным Синодом Российской Православной Церкви. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов.

Библейско-богословской комиссией была сформирована рабочая группа из 23 священнослужителей и мирян, ведущих богословов, церковных историков и канонистов, которую в декабре 2009 года возглавил архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев, ныне митрополит).

Тогда же архиепископ Волоколамский Иларион прокомментировал «Нескучному саду» необходимость создания нового катехизиса так: «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде в акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей. Например, в России больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно». Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».

«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви”, — отмечал архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия».

В 2010 году в интервью «Седмица.ру» владыка Иларион сказал, что катехизис будет писаться не в форме вопросов и ответов, а в форме описания каждой темы.

Глава комиссии рассказал, из каких частей книга предположительно будет состоять: «Катехизис должен состоять из четырех больших разделов. Первый раздел имеет рабочее название «Бог и человек». В него войдет, по преимуществу, догматическое учение о Боге, о Святой Троице, о двух природах во Христе, о Святом Духе, учение о сотворении мира и человека, основы антропологии, эсхатологическое учение. Предварительное название второго раздела - «Церковь и богослужение». Здесь будет излагаться учение о Церкви, строе церковной жизни, праздниках, богослужении суточного, седмичного и годичного кругов, о Божественной литургии, Таинствах и обрядах Православной Церкви. Третий раздел мы условно назвали «Жизнь во Христе». В нем пойдет речь о нравственности - прежде всего, личной, включая некоторые аспекты семейной нравственности, а также об аскетике, например, о постах, о том, как христианин должен строить свою молитвенную жизнь. Наконец, в последнем разделе, предварительно получившем название «Церковь и современный мир», будут излагаться основы социального учения Русской Православной Церкви, а также ответы на актуальные вопросы современности».

Протодиактон Андрей Кураев отмечал миссионерскую важность издания: «Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».

СПРАВКА. Что такое «катехизис». Рассказывает митрополит Волоколамский Иларион:
Катехизис (от греч. katecheo — оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Э то книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.

Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

Подготовили Арсений ЗАГУЛЯЕВ, Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Церковное управление 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.