На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Существует ли христианская психология?


Версия для печати
25.01.12, 11:32

24 января в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол по теме «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера - наука - психология человека)». Вели заседание митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор В. В. Рубцов.



Круглый стол открыл член корреспондент Российской академии образования В.И Слободчиков. Профессор призвал, начиная разговор о духовно-нравственном воспитании, прежде всего определиться с каждым из этих понятий, а потом уже их объединять. «Нравственность не обязательно должна быть христианской, - подчеркнул профессор. – Нравственные нормы вытекают из определенного уклада жизни, это исторически сложившиеся правила, регулирующие отношения между людьми. Мы в рамках своей православной культуры под нравственностью автоматически понимаем христианство. Но уклады жизни бывают самые разные. Нравственность сама по себе не духовна. Даже в уголовном мире есть законы, которые переступать нельзя.»

По мнению докладчика, определиться с терминами особенно важно, когда речь идет о педагогике. Сейчас то и дело мелькает термин «духовно-нравственное воспитание». Педагоги легко произносят эти два слова, сливая их вместе. При этом имеется в виду довольно неопределенное представление о воспитании «хорошего человека».

Что касается духовности, ее В. Слободчиков видит в отказе человека от собственной «самости». «В вере, помимо доверия, есть еще и верность, - сказал докладчик. – И бесы веруют. А вот насколько мы верны – настолько мы духовно развиты.»

По мнению В. Слободчикова, сегодня происходит подмена понятий. Раньше, во времена, именуемые «эпохой темного средневековья», образование понималось как восстановление в человеке образа Божия. Сейчас же речь идет об «образовательном стандарте», то есть ставится задача человека просто использовать. Духовно-религиозное знание подменяется информированностью. Самый главный источник просвещения сегодня - интернет. Информацию можно даже не запоминать, достаточно запомнить, на какую кнопку нажать, чтобы ее найти в сети. Если педагог останется только источником знаний, интернет его полностью вытеснит. «Поэтому мы должны восстановить православный смысл просвещения, - сказал профессор. - Духовно-нравственное образование – это встреча с живой религиозной культурой, а не информация о ней. Это встреча с живыми носителями этой культуры. С моей точки зрения, никакого образовательного стандарта быть не может. Образование уникально. Это атрибут бытия человека, а не утилитарно-служебная функция.»

Выступление второго докладчика, преподавателя теологии МГППУ священника Вадима Коржевского было посвящено месту христианской психологии в системе научно-психологического знания. О. Вадим начал с того, что назвал психологию наукой, окончательно не сформировавшейся, с неопределенной областью исследования, толком неустановленными задачами и несовершенной терминологией. Подвергнув критике материалистическую психологию, рассматривающую душу как одну из форм жизнедеятельности физического организма, о. Вадим напомнил, что первоначально - у Платона и Аристотеля – психологическая наука воспринимала душу как особое, отдельное от тела начало. Эта же традиция продолжилась в трудах Тертуллиана, Бл. Августина, Григория Нисского. Однако дальнейшего развития христианская психология не получила. Зато с XIII-XIV веков на основе христианского мировоззрения на Западе возникает особый тип науки о душе – схоластическая психология. Это направление господствовало вплоть до XVII века. Дальнейшее развитие психологии привело к забвению накопленных христианской традицией знаний о душе. Но без этих знаний невозможно объяснить многие явления психической жизни человека. Требуется их вернуть и вновь ввести в область науки. «Это непросто, - подчеркнул докладчик. - В первую очередь, потому, что христианская психология тесно переплетается с религиозным мировоззрением, которое сегодня противопоставляется науке. Тем не менее, большинство людей научного мира представляют душу как особую отличную от тела субстанцию, неосознанно поддерживая тем самым точку зрения психологии религиозной. В любом случае христианская психология может иметь место в научной среде и должна занять там свое место.»

Далее на заседании развернулась дискуссия о потребительском сознании современной молодежи, о проблемах воспитания воли и чувства ответственности. Вспомнили о свт. Феофане Затворнике, высказывавшемся о необходимости создания христианской науки о душе. Прозвучал и вопрос о том, в чем смысл христианской психологии? Было высказано предположение, что эта наука должна ставить своей целью спасение души. На что ведущий круглого стола митрополит Игнатий возразил, что делу спасения служит Церковь. У науки другие задачи, хотя опосредованно и она может привести человека к спасению.

Евгения ВЛАСОВА

Версия для печати

Тэги: Психология  Наука 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.