Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Зачем нужны философы?

№0'0000 Семья и личность  20.05.13 08:17 Версия для печати. Вернуться к сайту

В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире – «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Сократ и молодой Эсхин. Деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Приказ Минобрнауки, который и сокращает количество бесплатных мест, означает практически убийство факультета – одного из 3-4 лучших философских факультетов страны. На нем преподают замечательные философы и специалисты (А.В. Ахутин, В.В. Молчанов и др.), он готовит хороших выпускников. На факультете представлено сразу несколько философских направлений или научных школ. Но кто сегодня в нашей стране пойдет учиться за деньги философии, даже на хороший факультет?

Впрочем, «не каждый город имеет философа» – сказал кто-то. Видимо, министерство образования это устраивает. Вспомним в связи с этим недавно озвученное министром образования Дм. Ливановым намерение убрать из перечня обязательных аспирантских экзаменов экзамен по философии науки.

В действиях Минобра есть своя логика. Отчасти она соответствует общемировым процессам, идущим в науке, образовании и культуре. Отчасти же на это накладывается уже наша специфика, и в действие вступает логика пресловутого «эффективного менеджера».

Когда отечественного философа Александра Пятигорского кто-то на семинаре спросил, да кому он нужен, этот Сократ, тот ответил – «мне». Вопрос «зачем нужны философы» аналогичен вопросу «зачем человеку думать». Философия – это культура ума, его дисциплина и школа. Она призвана суммировать и осмыслять все то, что человек может знать о мире и о себе, и чего он знать не может. Она фиксирует результаты человеческого познания. Во-вторых, философия играет в культуре объединяющую, интегрирующую роль, ведь в ее фокусе сходятся наука, искусство, мораль, право и политика, и др. Философия объединяет разные науки. Уйди она, и область знания перестанет быть чем-то целым, все окончательно рассыплется, развалится на несвязанные сегменты и дисциплины.

Похоже, что главная цель нынешних реформ в науке и образовании – их приспособление к практической выгоде и коммерциализация. Это совпадает с общемировыми тенденциями: все больший объем и значение в современной науке занимают прикладные исследования, все меньше финансирования получают науки фундаментальные – те, которые ставят себе целью поиск научной истины, а не решение разных прагматических задач (изобретение технических средств, облегчающих жизнь и освоение окружающего мира).

Логика научных и образовательных реформ в каком-то смысле отвечает общему ходу человеческой цивилизации, когда на первое место окончательно выходят тяга к комфорту, приспособление окружающего мира и даже самой человеческой природы (биотехнологии) под свои потребности. Возможно, мы вступаем в «новый прекрасный мир», в котором практические науки и умения все больше и больше будут отрываться от теоретического осмысления. Созерцающий разум уже не контролирует их развития. Новый человек будет обучен пользоваться самыми разными гаджетами, но не будет знать, как они устроены. Ему это будет просто неинтересно. Правда, зачем? Ведь и так все работает. Интересует уже не познание мира, а как бы в нем поудобнее устроиться. Что важно: еще больше гаджетов, еще больше комфорта.

В рамках логики коммерциализации и комфорта как определяющей цели происходит сбрасывание «балласта»: ненужной философии и слишком затратных и потому неэффективных фундаментальных исследований. Они лишь утрудняют движение к совершенному технологическому миру, ставят неудобные вопросы, «мешают жить». Между прочим, эти тенденции тоже взялись не из воздуха, они были заложены во многом в самой науке и европейской философии. Ведь английский философ Френсис Бэкон на заре Нового времени и эпохи экспериментальной науки неспроста в 16 веке отождествил знание и практическую мощь, сказав, что «знание есть сила». Для новоевропейской науки познание мира изначально выступило и как его «захват», освоение и приспособление под себя. Сегодня же этот захват и приспособление мира под себя все больше и больше выходят на первый план.

Особенно больно логика прагматизации ударяет по гуманитарным наукам. Во многих странах проводят сокращение штатов на гуманитарных факультетах. Только там это происходит гораздо мягче. Действительно, невозможно сделать коммерчески выгодными или самоокупаемыми филологию или философию. Можно придумать «Сколково» для естественных и технических наук и исследований, но гуманитарное «Сколково» – невозможно.

Кстати, то, что философом невозможно стать на коммерческой основе, было доказано еще 2500 лет тому назад. За деньги философию (и другие дисциплины) преподавали софисты, которых Сократ и Платон называли торговцами знаний и презирали за стремление к коммерческому успеху. Тем, кто проводит реформы, не стоит обманываться. Лучше для начала просто честно сказать, что лично вам Сократ не нужен.