В подвале бывшего дома епископа Костромской епархии располагается студия звукозаписи «Н.О.Г.А», где группа «Комба БАКХ» на поломанном синтезаторе, допотопном компьютере и прочих подручных музыкальных и не очень инструментах записала все свои 50 альбомов. Их музыка — это электронные инструменталы с семплами из «Гражданской обороны», Жана Вайклефа, Стравинского, православный хип-хоп, духовные песни. Журнал «Афиша» еще три года назад написал о группе: «Это, пожалуй, самое интересное, что случилось в российской музыке за последние годы».
Отцы-основатели
Есть в Костроме улица с красивым названием — Лавровская. Там над небольшими частными домами возвышается храм в честь святителя Иоанна Златоуста. Если вы выйдете на крыльцо скромного деревянного домика, который когда-то служил резиденцией епископа, то храм окажется прямо перед вами.
Вот уютный, маленький дворик этого дома — дорожка, три березы, вишня и громадный тополь. Забор с внутренней стороны украшен диковинными пейзажами: какие-то африканские, сказочные виды, чудесные звери, хитросплетения растений, орнаментов и непонятные, вымышленные объекты.
В этом доме живет батюшка Андрей Логвинов и его семья. У него, как в русской сказке, три сына. Младшего зовут Алексей, и это он разукрасил забор, и он же является одним из отцов-основателей творческого объединения «Комба БАКХ». В подвальном помещении этого дома располагается студия звукозаписи «Н.О.Г.А.», в которой они записывают свою музыку.
Остальных отцов-основателей зовут Никита, Стас и Гриша. Или, в переводе на их «комба-мову» (собственный язык): Бинпол, Квадрыч и Патап. Сам Алексей — Апола. Есть еще барабанщик Ваня и Илья Пик, играющий попеременно на флейте и гитаре.
Говорит и показывает Кострома
«Комба БАКХ» самобытны. Православные ребята, объединенные дружбой, захотевшие рисовать на стенах, играть на инструментах и начитывать свои тексты, петь белорусские народные песни в своей обработке, талантливо сводить семплы из бесчисленных источников со всего света — это что-то!
Если в их текстах есть социальные темы, то они именно о том, о сути проблемы, при этом в них нет безысходности. А если они поют о любви — значит, о Боге. И растолковывают, разъясняют для слушателя и для самих себя злободневные темы, стараясь докопаться до главного. Смысл ведь не только в том, чтобы раскрыть проблему, но чтобы увидеть ее причину и найти выход.
На сегодняшний день парни заняты записью юбилейного, 50-го, выпуска. Выпуск — это тот же альбом. Конечно, развитие шло постепенно, и если первые выпуски слушать порой просто забавно, то чем дальше, тем больше «Комба» удивляет высоким качеством музыки и глубиной текстов:
И я не верю, что может победить машина,
Пусть даже если принуждает всех насильно
Брить головы, строем ходить за пайком
Под дулом карабина рядом с черным воронком...
Нет! Не сломило в нас человека злое ЧК,
Не переплавило «в нихиль» русского мужика!
И сейчас растут восстановленные храмы —
Мы не безродные помоечные хамы!
У нас за плечами такая сила,
Что кротостью и терпеньем сам ад победила:
Это Тишина, Свет и Красота
Господа Иисуса Христа!
(Хапъ «Красота»)
Мне было очень интересно пообщаться с ними. Встретиться удалось со всеми, кроме Квадрыча, который работает в Петербурге. И вот что получилось из нашего с музыкантами общения.
— Что явилось отправной точкой, началом музыкального объединения «Комба БАКХ»?
Патап: Отправной точкой явилась наша встреча, знакомство и последующее осознание того общего взгляда на окружающий мир, который можно творчески выразить.
— Как появляются темы для песен и сами песни?
Апола: Приходим к какому-то единству в отношении темы. Это бывает непросто, и это уже радость. Тема вынашивается. Дальше надо либо «надолбить» музыку, либо текст. Удобнее, когда есть музыка. В написании текста участие принимаем все. Сразу все записываем. В процессе записи еще что-то может пролезть. Ну, потом выпуск выходит, и песня живет своей жизнью. А с недавних пор еще бывает предвыпускное окончательное прослушивание батей. Этого не было много-много лет, а потом в связи с тем, что у нас начались выступления, батя стал слушать, поддерживать очень здорово. А он сам поэт, настоящий. С огромным опытом, жизненным и творческим. У нас три песни на его стихи: «Правда», «Якоже по суху» и «Принимая беду на себя». И в этом случае очень страшно выслушивать его мнение о новом альбоме, когда уже все сделано, и ты выжат как лимон, и уже ненавидишь эти пьесы, потому что ты сам звукорежиссер этого всего и потратил столько времени.
— А как появилась вера в вашей жизни, как происходило осознание того, что Господь рядом? Как это произошло? Событие, или череда событий? Кто-то ведь помогал на этом пути?
П.: Мой приход к вере состоялся по воле моего отца. Сначала он пришел в храм, а потом привел туда свою семью. Меня крестили в возрасте пяти лет.
Бинпол: Все было очень логично. С малого возраста: в три года меня крестили после успешно проведенной операции. В семье все были верующие, хоть дедушка и работал в обкоме партии. Показательный случай из детства: я много жил с бабушкой и дедушкой, они были нормальные советские люди, но при этом раз в году пеклись какие-то странные пироги, делалось это в пятницу, но есть их почему-то можно было только в воскресенье с утра. Пироги, такое дело, казалось, съесть бы побыстрее! Но взрослые говорили: в воскресенье в шесть утра встанешь и съешь. Вот такие загадочные пироги.
Позднее, когда я уже в лет восемнадцать-девятнадцать стал постоянно посещать храм, меня спросили: зачем ты ходишь на службу? Был такой вопрос, чтобы я осмыслил происходящее. А ведь все это логичный ход вещей — Господь не оставил нас после коллапса 1917-го года, все это в нас живо, просто долго спало. Главное — не препятствовать, оно все само произойдет, Господь все Сам сделает. Ты, главное, открой Ему свое сердце — и, в общем-то, все. Наша задача — пустить в себя Бога, и все.
— Как вера повлияла на вашу жизнь, на жизнь близких вам людей?
П.: Ответ на этот вопрос очевиден. Как вера может повлиять на человека? Люди, которые стремятся к Богу, стараются изменить свою жизнь к лучшему, стараются меньше грешить, меньше досаждать людям. Не у всех и не всегда получается, но это хорошее влияние.
— Что вы умеете еще, кроме того, что пишете тексты и читаете хип-хоп? Что вам интересно?
Б.: Кроме этого я еще играю на бас-гитаре в группе «Комба БАКХ», я рисую, стараюсь делать это много, и еще очень люблю архитектуру.
П.: Я умею перекладывать бумажки из одной стопочки в другую, умею протирать штанишки, и мне за это платят деньги. (Смеется.) Я люблю фотографировать, мне это интересно. Всегда делюсь результатами с близкими. (Апола показывает куртку, расписанную им для жены брата. На куртке рисунки, выполненные специальной краской для ткани.)
— Прочел такой отзыв: «У этих ребят вечные и правильные темы: “деньги —зло”, “гордыня — грех”. И не важно, насколько серьезно относятся к этому сами парни, их находка действительно гениальна». Что вы думаете об этом?
Б.: Это какой-то бред. Мы давали интервью на «Эхе Москвы», на мой взгляд, одно из самых неудачных. Нечто похожее говорила нам ведущая. Она спрашивала: «На чем зиждется ваше сообщество, ваша деятельность? Что это — бизнес? Какая выгода?» Это же профессия нормального журналиста — обозначить все, положить на полку и быть спокойным. И когда мы ответили, что наше сообщество зиждется на дружбе и любви — она не поняла, спросила: «Ну, что такое дружба?» То есть если дружба, то все равно ее формирует общая выгода? Мы ей говорим одно, она нам не верит и говорит о другом, как-то пытаясь нас обозначить для самих себя. Когда подобные вопросы возникают, мне хочется ответить: вот есть жизнь, мы же никак не пытаемся обозначить жизнь? Мы так живем, кто-то по-другому, и незачем осуждать.
— То есть вы ставите себе цель напомнить человеку о его достоинстве?
А.: Да ничего мы не ставим, просто посмотри: люди ищут жизнь на Марсе, а что тут-то не нравится? Бедную матушку Землю загадили, и вместе с этим живущего на ней человека. То, что мы делаем, я бы не стал никак обозначать, но это искренне, мы о самих себе поем.
— А что такое Вавилон как образ? Это у вас в текстах часто присутствует. Москва? Рынок? Мир?
А.: Это классический церковный образ греха, он очень широк и — да, так можно сказать, если у тебя в душе рынок. Что касается столицы нашей, я утешаюсь тем, что наименован в честь святителя Алексия, московского митрополита, который за Москву молится. И молится за нее не один он, там целый собор святителей, святых, и я верю, что Господь своих не оставит. В человеческих силах разгрести кучу проблем. Если будет Божия милость, то и возможность выйти из хаоса будет. Но самое главное — нужна вера.
— Произносить со сцены слова о Боге, о любви — большая ответственность. Есть люди, которые говорят: парни поют о том, как жить правильно (скажем, плохо смотреть мультики вместо молитвы в храме), но соответствует ли их собственная жизнь этим словам?
П.: Жизнь парней порой может не соответствовать их словам, а иногда даже противоречить, но это не мешает парням стремиться к чему-то хорошему и доброму.
— На каких принципах строятся ваши отношения с людьми?
Б.: А принцип должен быть один, есть заповедь о любви к ближнему. Но это очень сложная заповедь.
— Что призвано изменить творчество?
А.: Скорее, кого. Нас призвано изменить. Господь творит, и люди тоже творят, нам тоже такие способности по образу и подобию даны. То есть вот мы с тобой творим сейчас свое общение, можно сказать, это наша ответственность. И Господь за это с нас спросит.
Хвалите Его на псалтири и гуслях
Много людей на моей памяти были не просто удивлены — поражены тем, что возможно петь о Боге так! Талантливо с точки зрения текста. Грамотно с точки зрения исполнения. Искренне.
Есть определенные параметры, по которым строятся отношения современных музыкантов со слушателем. Чтобы быть на плаву, необходимо соответствовать им. Чаше всего это идет в ущерб смыслу, и искренность исполнителей тогда под вопросом. В этом смысле «Комба БАКХ» — феномен. Им непостижимым образом удается выжить как коллективу, потому что рассчитывать на серьезный заработок не приходиться, не те темы. И все же они живут, приносят радость своими творениями, пишут тексты, картины, поют, выступают с концертами («животниками»), стараясь что-то объяснить, как сами понимают, чем-то поделиться, о чем-то предупредить, да и повеселиться. Творят они и себя — новых, свои таланты. И в них нуждаются, слушают их «хапы» люди молодые и не очень, что-то осознавая и вынося для себя.
Ребята живут в разных городах. Квадрыч — в Петербурге, Патап и Бинпол — в Москве, Апола — в Костроме. Они собираются вместе не часто, у каждого своя жизнь, работа, у кого-то семья. Объединяют их на время совместные записи, выступления. И еще — единство стремлений: вера во Христа, которая объединяет ребят постоянно и уже не зависит ни от времени, ни от расстояний, а также желание играть музыку и сочинять тексты, желание творить и несомненная убежденность в том, что это необходимо.
«Комба БАКХ» призывает: «Объединяйтесь! В Правде, в Храме, во Христе. И не бойтесь ничего, потому что Господь с нами — вечная Красота и Любовь». Об этом их творчество.
Игорь АЛЕКСЕЕВ
Версия для печати
Тэги:
Опыт веры
Музеи