Московская филармония представляет цикл концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
Профессиональные музыканты нечасто ходят на выступления друг друга. Тем любопытнее было однажды увидеть дирижера Геннадия Рождественского на концерте Владимира Юровского, а Юровского - на одной из программ зимнего фестиваля «Возвращение». Между Рождественским, Юровским и постоянными участниками «Возвращения» есть важная общая черта: они заботятся не о том, чтобы слушателю было легко и приятно, но о том, чтобы ему было интересно. Интересно открывать неизвестную или редко звучащую музыку, интересно узнавать новое о знакомых композиторах, интересно следить за программой как за единым сюжетом - такие концерты запоминаются на всю жизнь. Правда, они и от слушателя требуют немалой работы, которой не боится постоянная аудитория Владимира Юровского. Вероятно, ее расширят концерты филармонического абонемента «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» в зале имени Чайковского 10, 11 и 12 июня.
Владимир Юровский родился в Москве в 1972 году, окончил Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1990 переехал в Германию, где продолжил обучение музыке, и сегодня востребован во всем мире. В 2000 году подписал контракт с Глайндборнским оперным фестивалем, истекающий в 2014 году. Впервые выступил в Москве в 2002 году за пультом Российского национального оркестра, затем стал возвращаться ежегодно и вскоре занял пост главного приглашенного дирижера РНО (до 2009). С первого же появления Юровского стало ясно, что каждый его концерт - событие: маэстро готовит на высочайшем уровне нестандартные, интригующие программы, из которых нельзя забыть ни одной. Дирижер изящно сочетает музыку разных эпох, соединяя нашего современника Сильвестрова со Стравинским и Чайковским, а венского классика Гайдна - с Бартоком и Кодаем, иконами венгерской музыки ХХ века.
В 2008 году Юровский дебютировал за пультом оркестра Большого театра, годом раньше возглавил Лондонский филармонический оркестр, с которым с тех пор провел ряд масштабных фестивалей, посвященных Чайковскому, Прокофьеву, Шнитке, и даже привозил прославленный коллектив на гастроли в Россию. Осенью 2011 года Юровский окончательно закрепил за собой статус первого ньюсмейкера музыкальной Москвы: на протяжении короткого времени он дал концерт с камерным оркестром Musica Viva, после двухлетнего перерыва стал за пульт РНО, как дирижер-постановщик представил премьеру «Руслана и Людмилы» на исторической сцене Большого театра. Тогда же был назначен художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра имени Евгения Светланова, сменив на этом посту Марка Горенштейна.
В первом же сезоне маэстро привлек к сотрудничеству с коллективом ряд именитых музыкантов; в нынешнем их еще больше, и сам маэстро стал появляться за пультом коллектива чаще, скорректировав свой график. Юровский не предлагает публике легких программ, но московская аудитория полюбила дирижера и прощает ему то, чего могла бы не простить больше никому, разве что Геннадию Рождественскому. Ассоциация не случайна: Юровский - один из немногих молодых дирижеров, о котором похвально отзывается Рождественский, тогда как Геннадия Николаевича Юровский всегда называет среди своих учителей.
«Для меня составление программы - уже первый творческий шаг, - говорил Юровский в беседе с автором этих строк. - Программа должна рождаться так же, как рождается сочинение. Рутина, инерция - беда не только российской концертной жизни, это можно наблюдать и в других странах Европы. Если у симфонических оркестров вообще есть будущее, то оно лежит по ту сторону академического программирования концертов. Если мы вспомним академии XIX века, когда давался монографический портрет одного автора, или собрания Российского музыкального общества, то концерты были гораздо длиннее, чем теперь, гораздо разнообразнее, и сочинения подавались в гораздо более интересном и свежем контексте. А из примеров нашего времени могу вспомнить легендарные концерты-лекции Геннадия Рождественского, которые я сам в Москве еще застал. Он мог исполнить симфонию Русселя, предварив ее хоровыми сочинениями Пуленка, исполняемыми под рояль или a capella, и попутно блестяще рассказывать о французской музыке и ее связи с живописью. Я не считаю себя прирожденным оратором, но иногда беру в руки микрофон, особенно если речь идет о новом для публики сочинении».
Действительно, Юровский - из тех музыкантов, чьи разговоры о музыке не имеют ничего общего с занудным музыковедением: с первых же его слов ясно, что маэстро хочет поделиться с публикой исключительно личным опытом. «Я говорю о том, в чем разбираюсь и что мне самому интересно, - поясняет дирижер. - Это обычные концерты с минимальными комментариями, которые необходимы, чтобы помочь публике войти в мир тех произведений, которые мы ей представляем». И если программы Юровского зачастую рассчитаны скорее на гурманов, то нынешний абонемент – «цикл просветительских концертов» - обращен к самой широкой аудитории.
10 июня прозвучит музыка Генри Перселла и Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Мне интересно сопоставить этих двух непохожих авторов - англичанина конца XVII века и немца середины XIX - что они извлекли из одного и того же текста», - объясняет Юровский. Он подчеркивает, что для Госоркестра исполнение музыки Перселла станет первым опытом исполнения барочной музыки. В концерте участвуют также Алла Демидова (художественное слово), Любовь Петрова (сопрано), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Вокальный ансамбль «Интрада».
Программа 11 июня носит подзаголовок «Воспоминания о неосуществленном спектакле» и посвящена постановке пушкинского «Бориса Годунова», которую в 1936 году готовил Всеволод Мейерхольд. Хотя спектакль с оригинальной музыкой Сергея Прокофьева поставлен не был, музыка не пропала: многие ее фрагменты вошли позже в оперу «Война и мир», в «Сюиту вальсов» и в фильм «Иван Грозный». На концерте будет сделана попытка воссоздания процесса работы над спектаклем, не увидевшим свет; роль Прокофьева исполнит композитор Андрей Семенов, Мейерхольда - режиссер Михаил Левитин. Будет исполнена также музыка Шостаковича к трагедии «Король Лир» Шекспира и к комедии «Клоп» Маяковского. Солисты - Максим Михайлов (бас), Игорь Войнаровский (тенор), Наталья Павлова (сопрано).
«Сказка и музыка» - таково название заключительной программы цикла (12 июня, начало в 14.00). Прозвучат «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка», «Ночь на Лысой горе», фрагменты сюиты «Картинки с выставки» Мусоргского, «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» Даргомыжского, «Полуденница» Дворжака, «Волшебное озеро», «Баба-Яга» и «Кикимора» Лядова, а также Сюита из балета «Вий» Гладкова. «Меня интересует, - уточняет Юровский, - каким образом столь разные ведьмы (и прочая нечисть) выходили из-под пера Даргомыжского, Мусоргского, Лядова и нашего современника Геннадия Гладкова, вдохновленные одними и теми же сказками Афанасьева или украинскими повестями Гоголя». Так завершится этот необычный абонемент, который планируется сделать ежегодным.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
Неслыханный Чайковский Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…»
Миссию очистить Чайковского от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей композитора, Большой симфонический оркестр его имени и дирижер Владимир Федосеев.
«Жизнь за царя» спели у стен православной обители в вотчине русских цариц Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнили у стен Свято-Георгиевского монастыря старинного города Мещовска. Постановка была приурочена к 400-летию династии Романовых и 775-летию города Мещовска, подарившего династии двух цариц. Смотрите наш фоторепортаж.
Владимира Федосеева наградили премией «Треббия» Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия»
Игумен Петр (Мещеринов): «Таких фигур, как Бах, — несколько на все человечество» В издательстве «Центр книги Рудомино» вышла книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» — тексты всех баховских кантат, мотетов, «Страстей» и ораторий, написанных средневековыми авторами и старшими современниками Баха. Эти тексты на протяжении нескольких лет переводил игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), музыкант по образованию и настоятель подмосковного подворья Данилова монастыря.
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
«Серебро Господа моего» и «Дубровский»: о чем спорят слушатели оратории? Оратория на песни Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге» вызвала дискуссию среди слушателей – кто-то считает, что сопрано было лишнее, кому-то насмешкой показался лирический тенор, кто-то просто в восторге от всего, а кто-то жалеет, что не смог попасть и все услышать своими ушами. Предлагаем вам клип на основе концерта, состоявшегося 20 ноября на сцене Московской консерватории. Смотрите и убедитесь сами - было о чем спорить! ВИДЕО
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Бурановские бабушки»: Party по-удмуртски «Бурановские бабушки» формально попадают в кунсткамерный ряд вместе с финскими фриками Lordi и украинской клоунессой Веркой Сердючкой, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Борис Гребенщиков: Дело внутри, а не снаружи Пред премьерой оратории «Семь песен о Боге» Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, автор песен, которые стали ее основой, рассказал, как он относится к проекту, считает ли он себя православным и повлияла ли на него поездка на Афон. ВИДЕО
Идем в музей с детьми Попробуйте опросить своих друзей и знакомых, нравилось ли им в детстве ходить в музеи. Наверняка реакции будут самые разные, от восторженных вздохов до яростных гримас. Причем это никак не зависит от материального положения, образования или социального статуса опрашиваемого. Как сделать, чтобы слово «музей» у ребенка не вызывало тоскливых воспоминаний, как у одной маленькой девочки: «Музей -- это где надо все время ходить, ходить и даже посидеть негде?»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.