Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…» Миссию очистить Чайковского от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей композитора, Большой симфонический оркестр его имени и дирижер Владимир Федосеев.
На фото: Весь Большой симфонический оркестр сфотографировался на фоне нового памятника композитору, созданного в усадьбе Клина скульптором А. Рожниковым
Казалось бы, сколько раз многие меломаны слушали Первый фортепианный концерт Чайковского или «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром»? Сотни. Но можно побиться об заклад, что утверждать себя знатоком этой хрестоматийной музыки не может никто.
Причина? То, что мы слушаем в записях, на концертах и на конкурсе Чайковского к тексту самого композитора имеет отношение косвенное: это варианты партитур, правленых его коллегами-исполнителями. Благороднейшую миссию вернуть Чайковского Чайковскому, очистить его тексты от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей Чайковского в Клину и Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, его художественный руководитель Владимир Федосеев.
Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…» Он посвящен 175-летию со дня рождения композитора (дата будет отмечаться в 2015 году, который объявлен «Годом Чайковского») и 120-летию Государственного дома-музея (первый в России мемориальный музыкальный музей был основан братом Петра Ильича Модестом в 1894 году).
Несмотря на то, что музыка Чайковского звучит во всех залах мира регулярно, отношение к ней в музыкальной индустрии скорее потребительское, нежели творческое. До полной бесчувственности восприятия заигрывают повсеместно Пятую симфонию, Первый фортепианный концерт и т.д. Стандартизируется техника исполнения, эмоция, им вызванная, и финальная реакция «благодарной публики». Это отчуждение от живой ткани музыки обусловлено инертностью большинства штамповщиков культурных звуков и культурных чувств. Пойти против этого мейнстрима решились истово преданные живому наследию великого композитора доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Дома-музея Чайковского в Клину, главный хранитель архива Чайковского Полина Вайдман и дирижер Владимир Федосеев. Фестиваль они задумали многоуровневый и многосоставный.
Первая часть – собственно концертная. Исполнители музыки Петра Ильича (прежде всего Большой симфонический оркестр) собираются посетить с концертами многие адреса в России и в мире, связанные с именем и музыкой композитора. И делать программы по историческому принципу: включать в них сочинения из дирижерского репертуара Чайковского и опусы «неслыханного Чайковского» - те версии хрестоматийных сочинений, которые сохранились в авторской редакции и не подверглись еще поправлению «наследниками».
А все-таки зачем это нужно, ведь те варианты, которые «на слуху» тоже хороши? На ум приходит аналогия со старыми иконами и фресками. Вот ведь траченные и руинированные шедевры эпохи Рублева в семнадцатом, восемнадцатом веках часто записывались наново и сияли как новые, радовали глаз. И зачем-то нужно сегодня реставраторам высочайшего класса очищать древность от позднейших наслоений, чтобы зрению предстало пусть даже руинированное, но подлинное. Почему? Вероятно, дело в той самой чистоте первозданной эмоции, силе контакта и общения с великим искусством, которое не может состояться в варианте эффектной репродукции.
Дирижер Владимир Федосеев у памятника Чайковского вместе с народными артистами РФ, солистами БСО арфисткой Эмилией Москвитиной и виолончелистом Виктором Симоном
Полина Вайдман рассказывает, что параллельно с музыкальной будет разворачиваться вторая часть фестиваля - издательская. Сейчас Дом-музей совместно с Государственным институтом искусствознания Министерства культуры готовят четыре первых тома собрания сочинений композитора, посвященные версиям Первого фортепианного концерта (не будем забывать, что 2015 год – год очередного Конкурса Чайковского с обязательным исполнением этого концерта). Со слов Полины Ефимовны сам процесс подготовки можно уподобить захватывающему детективному расследованию. Ведь существуют аж три редакции Первого концерта. И уже с первой, авторской, 1874 года, мы погружается в море страстей, обид и ссор. Вот что сам Чайковский писал относительно первой реакции на концерт, высказанной пианистом Николаем Рубинштейном: «Я встал и спросил: “Ну что же?”. Тогда из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что пассажи избиты, неуклюжи и так неловки, что их и поправлять нельзя, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить, а остальное нужно или бросить или совершенно переделать».
Чайковский переделывать отказался, не стал посвящать концерт Рубинштейну, а отдал право первого исполнения Гансу фон Бюлову, который его успешно и сыграл в Бостоне 25 октября 1875 года. По иронии судьбы российская премьера Первого концерта прошла с участием Рубинштейна. Но не как солиста, а как дирижера. За роялем был Сергей Танеев. Впоследствии Рубинштейн изменил отношение к концерту и нередко его играл как пианист. Вторая авторская редакция прозвучала во время последнего концерта Чайковского вместе с Шестой симфонией. И это во многом был уже другой композитор. И музыка поэтому другая. А третья, известная сегодня и эффектная сделана уже после смерти Чайковского пианистом и дирижером Александром Зилоти. Он уверял, что его редакция «авторская», согласованная с Чайковским. Трудно поверить. По словам Полины Вайдман, искажена сама музыка: в третьей части сделаны купюры, изменена фортепианная партия, вначале наблюдается полный дисбаланс между оркестром и солистом. Разве не интересно методом скрупулезного исследования освободить музыку гения от поздних наслоений и услышать сразу несколько версий, понять универсум Чайковского сложно и объемно?
Среди неравнодушных музыкантов такая потребность ощущается сильно. Госпожа Вайдман рассказала, что ей регулярно звонят известные и знаменитые. Владимир Юровский, например, поделился желанием исполнить более камерную, в отличие от хрестоматийной, версию «Евгения Онегина». Ее премьера состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, задолго до «большой» премьеры в Мариинке. Для возрождения этого «Онегина» необходимо провести серьезную текстологическую работу с партитурой. Обращаются и пианисты. С большим исследовательским азартом – Михаил Плетнев и Николай Луганский. По словам Полины Ефимовны, истово предан делу «очищения Чайковского» именно Владимир Федосеев: «В 1990-е годы к 150-летию я показала Федосееву, что в Шестой симфонии больше пятнадцати темпов в одной из частей проставлены не рукой Чайковского. Федосеев и БСО сыграли симфонию в авторской редакции. Многие отшатнулись, не понимая «что это» и почему незнакомо звучит. В результате дирижер и оркестр получили в Японии приз за исполнение «подлинного Чайковского».
Вполне закономерно, что именно Федосеев вступился за труд издания полного собрания сочинений Чайковского, который висит на волоске из-за особой позиции российских властей. Чиновники в период их атаки на Институт искусствознания минкульта РФ (конец прошлого года) практически открыто заявляли: кому нужен Чайковский в более чем в 60-ти томах (каждый из которых обойдется в полтора миллиона рублей)? И Полина Вайдман, и Владимир Федосеев встречались с крупными администраторами культуры, убеждали в важности исследовательской задачи и сейчас есть шанс, что издательский проект будет осуществляться.
Слово Владимиру Федосееву: «Для нас, музыкантов БСО, которые буквально срослись с музыкой Чайковского, очищение его партитур от поздних наслоений и приход к оригинальности очень важны. Как концертирующие исполнители мы затеяли большой тур с программой аутентичной музыки Чайковского по университетским городам, по столицам мира. Предполагаем новую запись всех симфоний и двух опер, первой и последней».
На концерте, который 8 мая открыл фестиваль «Час, день, вечность…» в Доме-музее Чайковского в Клину прозвучала авторская версия знаменитых «Вариаций рококо» (солистка – виолончелистка БСО Наталия Распопова) и составленная Федосеевым в 1998 году Большая сюита из балета «Спящая красавица». Исполнение обоих опусов заставило доподлинно пережить малоизвестный факт биографии Петра Ильича, а именно то, что по материнской линии прадедом его был знаменитый художник XVIII века Мейсенской фарфоровой мануфактуры Мишель Виктор Асье. В «Вариациях рококо», которым вернули авторство, освободив от азартной и самодостаточно виртуозной редакции первого исполнителя Вильгельма Фитценхагена, господствовало гибкое, неспешное, подробное в деталях движение. Оно напоминало течение замысловатых картушей в арабесках галантной эпохи и игры разума по выдумыванию фантастических орнаментов. А сюита «Спящая красавица» это целый фейерверк эмоций, красок и впечатлений невиданной красы. Вся конструкция соответствует при этом строжайшей дисциплине интеллекта, подчинена точно просчитанной логике.
Такой, сыгранный БСО и Федосеевым, Чайковский погружает нас в некую резонансную среду, где оживает весь мир искусств и разные виды творчества чутко реагируют друг на друга. Так что горизонты фестиваля намечены самые широкие.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
«Жизнь за царя» спели у стен православной обители в вотчине русских цариц Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнили у стен Свято-Георгиевского монастыря старинного города Мещовска. Постановка была приурочена к 400-летию династии Романовых и 775-летию города Мещовска, подарившего династии двух цариц. Смотрите наш фоторепортаж.
Владимира Федосеева наградили премией «Треббия» Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия»
Игумен Петр (Мещеринов): «Таких фигур, как Бах, — несколько на все человечество» В издательстве «Центр книги Рудомино» вышла книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» — тексты всех баховских кантат, мотетов, «Страстей» и ораторий, написанных средневековыми авторами и старшими современниками Баха. Эти тексты на протяжении нескольких лет переводил игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), музыкант по образованию и настоятель подмосковного подворья Данилова монастыря.
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
«Серебро Господа моего» и «Дубровский»: о чем спорят слушатели оратории? Оратория на песни Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге» вызвала дискуссию среди слушателей – кто-то считает, что сопрано было лишнее, кому-то насмешкой показался лирический тенор, кто-то просто в восторге от всего, а кто-то жалеет, что не смог попасть и все услышать своими ушами. Предлагаем вам клип на основе концерта, состоявшегося 20 ноября на сцене Московской консерватории. Смотрите и убедитесь сами - было о чем спорить! ВИДЕО
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Бурановские бабушки»: Party по-удмуртски «Бурановские бабушки» формально попадают в кунсткамерный ряд вместе с финскими фриками Lordi и украинской клоунессой Веркой Сердючкой, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Борис Гребенщиков: Дело внутри, а не снаружи Пред премьерой оратории «Семь песен о Боге» Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, автор песен, которые стали ее основой, рассказал, как он относится к проекту, считает ли он себя православным и повлияла ли на него поездка на Афон. ВИДЕО
Идем в музей с детьми Попробуйте опросить своих друзей и знакомых, нравилось ли им в детстве ходить в музеи. Наверняка реакции будут самые разные, от восторженных вздохов до яростных гримас. Причем это никак не зависит от материального положения, образования или социального статуса опрашиваемого. Как сделать, чтобы слово «музей» у ребенка не вызывало тоскливых воспоминаний, как у одной маленькой девочки: «Музей -- это где надо все время ходить, ходить и даже посидеть негде?»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.