Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия».
26 марта в Концертном зале Варшавской филармонии в рамках Бетховенского пасхального фестиваля состоится концерт оркестра из России. Большой симфонический оркестр (знакомая нам с детства аббревиатура БСО) исполнит увертюру «Леонора» №3 Бетховена, Концерт для виолончели с оркестром Лютославского и Десятую симфонию Шостаковича. За дирижерским пультом Владимир Федосеев. Солист – виолончелист Николас Альштедт.
В исполнении БСО и Федосеева мне выпало счастье слушать весь симфонический цикл Бетховена, известные концерты Бетховена для фортепиано и, конечно, несколько раз тройной – для фортепиано, скрипки и виолончели. И вот самое трудное теперь – убедить читателя в том, что федосеевский Бетховен слушается так же интересно, как эталонный караяновский. А в некоторых случаях (Седьмая симфония) даже более непредсказуемо, азартно и эмоционально. Причина, наверное, в том, что недавно справивший восьмидесятилетний юбилей маэстро Федосеев в течение своей жизни и сорока лет работы с БСО выстроил конструкцию звука именно что совершенную и совершенно уникальную. Изо дня в день, из года в год он выкладывал это здание, храм звука, по камушку, по кирпичику. Оттачивал элементы, шлифовал детали, создавал уют. И конструкция вышла потрясающей красоты: с феноменально богатой тембровой палитрой, с захватывающим дух погружением в акустический океан, в котором все сверкает, все имеет объем и глубину, а переход от нежнейшего пианиссимо к могучему фортиссимо никогда не воспринимается как удар или крик.
Важно и то, что храм звука БСО ни на какой другой из храмов музыкального Олимпа не похож. Особая мягкость, теплота, пластичность формы, мерцающие ювелирной отделкой детали делают его подобием архитектуры русского классицизма золотого века Екатерины II. Интерпретации Федосеева всегда отличаются необычайной чуткостью к мелодической основе сочинения, к тонкой лирической интонации и мягкому, без рывков, но постоянному движению формы.
Можно ли сказать, что федосеевский Бетховен уникален тем, что он получился квинтэссенцией славянского понимания музыки великого романтика? Наверное, да. Однако важно то, что этот славянизм не отменяет вживания во все сложности, нюансы бетховенского текста. Это не желание «присвоить» Бетховена, это желание стать настолько прозрачным, открытым его миру, что генетическая память собственной культуры окажется достоянием и его культуры тоже. Такое вроде бы со времен Достоевского, читавшего о Пушкине, называется «всемирной отзывчивостью».
И совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия», которую маэстро получил 10 числа сего месяца. Так в Европе, прежде всего в славянской, Восточной Европе, оценили вклад музыканта в мировое искусство.
Сама история премии очень интересна. Она учреждена международной галереей «Миро». Галерея выполняет культуртрегерскую миссию и создала фонд «Треббия», цель которого – поощрять и поддерживать людей гуманитарной культуры. Интересно, что поддержка осуществляется не только главной премией, но и творческими грантами, субсидиями. А номинантами могут быть не исключительно великие, как Федосеев, но и просто заслуженные, в том числе и предприниматели. Например, в прошлом году премию в номинации «Поддержка культуры и искусства» получил украинский предприниматель, создатель крупнейшего арт-центра в Киеве Виктор Пинчук. В своем выборе жюри, состоящее из европейских деятелей культуры, среди которых всемирно известный дирижер Иржи Белоглавек, не ограничивается национальным или возрастным принципами. Так что «Треббию» можно считать образцовой для современной европейской демократии.
И все же – почему «Треббия»? История названия обращена и к красивейшей реке в Италии, и к далеким Средним Векам. На рубеже XIII – XIV веков святой жизнью и великим милосердием известен был французский угодник Святой Рох. Во время эпидемии чумы, буйствовавшей в Западной Европе, двадцатилетний Рох не жалел душевных и физических сил, помогая всем, сраженным болезнью. В конце концов болезнь одолела и его самого. Тогда, чтобы не стать обузой для других, он удалился в хижину на берегу этой самой реки Треббия. Постоянными молитвами, смирением Святой Рох заслужил заступничество небесных сил. К нему являлся ангел, который укреплял его. А еду приносила собака дворянина по имени Готхард, ставшая Роху помощником. Рох излечился. А почил в 1327 году в возрасте 33 лет. Часть мощей Святого Роха хранится в соборе Святого Вита в Праге. Как пишут учредители премии «Треббия», «в 1599 году в знак благодарности за то, что Прагу обошла стороной эпидемия чумы, император Рудольф II повелел воздвигнуть костел в честь святого Роха на территории Страговского монастыря. Он был построен в 1602 - 1612 гг. с его материальной помощью и при содействии страговского аббата Яна Логела». Пражская галерея «Миро», расположенная в этом историческом месте, дала имя своей благотворительной премии – «Треббия».
В случае с Федосеевым «Треббия» оказалась премией за чистое служение искусству. Ведь не секрет, что дирижер и оркестр проводят множество разнообразных концертов в год, львиная доля которых – благотворительные. Билеты продаются по смехотворным ценам. А иные программы просто имеют четкую социальную направленность, как, например, проведенная в начале марта БСО и Федосеевым открытая репетиция для детей. Сегодня редко кто из знаменитых ездит не только в престижные международные туры, но и по городам России, бывших союзных республик. БСО делает это регулярно. Могу подтвердить лично – сам был по приглашению БСО в подобном туре.
А главное, конечно, - отношение к собственной профессии, благоговейное следование требованиям работать над полученным свыше музыкальным даром. Это титанический труд – соответствовать своему таланту. И этот труд БСО и Федосеев выполняют без всяких поблажек. Достаточно вспомнить, как восьмидесятилетний маэстро и оркестр на недавно прошедших концертах исполняли музыку именно чешского классика Антонина Дворжака. И духовная кантата Stabat Mater, и Девятая симфония «Из Нового Света» звучали так волшебно красиво, так эмоционально и одновременно бережно, что не остается сомнений: Оркестр и Дирижер музицируют в период творческого взлета.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
«Бурановские бабушки»: Party по-удмуртски «Бурановские бабушки» формально попадают в кунсткамерный ряд вместе с финскими фриками Lordi и украинской клоунессой Веркой Сердючкой, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
«Серебро Господа моего» и «Дубровский»: о чем спорят слушатели оратории? Оратория на песни Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге» вызвала дискуссию среди слушателей – кто-то считает, что сопрано было лишнее, кому-то насмешкой показался лирический тенор, кто-то просто в восторге от всего, а кто-то жалеет, что не смог попасть и все услышать своими ушами. Предлагаем вам клип на основе концерта, состоявшегося 20 ноября на сцене Московской консерватории. Смотрите и убедитесь сами - было о чем спорить! ВИДЕО
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
Игумен Петр (Мещеринов): «Таких фигур, как Бах, — несколько на все человечество» В издательстве «Центр книги Рудомино» вышла книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» — тексты всех баховских кантат, мотетов, «Страстей» и ораторий, написанных средневековыми авторами и старшими современниками Баха. Эти тексты на протяжении нескольких лет переводил игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), музыкант по образованию и настоятель подмосковного подворья Данилова монастыря.
Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
Неслыханный Чайковский Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…»
Миссию очистить Чайковского от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей композитора, Большой симфонический оркестр его имени и дирижер Владимир Федосеев.
«Волшебное озеро» в летнюю ночь Московская филармония представляет цикл концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
«Жизнь за царя» спели у стен православной обители в вотчине русских цариц Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнили у стен Свято-Георгиевского монастыря старинного города Мещовска. Постановка была приурочена к 400-летию династии Романовых и 775-летию города Мещовска, подарившего династии двух цариц. Смотрите наш фоторепортаж.
Бессменный поэт группы "АукцЫон" восстанавливает храм Однажды мой мобильник зазвонил, отобразив незнакомый номер, вежливый мужской голос представился Дмитрием Озерским из «АукцЫона» и стал говорить что-то про разрушенный храм в Ленобласти. «АукцЫон» я знаю с юности, но в течение первых пяти минут разговора сознание с трудом пыталось сопоставить имя этой популярной группы с восстановлением храма. Зато потом, когда мы познакомились с Дмитрием лично, таких «нестыковок» больше не было. Наоборот, последовательная, без самопиара, небыстрая, но верная деятельность по восстановлению храма святого апостола Фомы в деревне Красный Бор казалась логичной для его образа
Борис Гребенщиков: Дело внутри, а не снаружи Пред премьерой оратории «Семь песен о Боге» Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, автор песен, которые стали ее основой, рассказал, как он относится к проекту, считает ли он себя православным и повлияла ли на него поездка на Афон. ВИДЕО
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.