Нескучный сад - Журнал о православной жизни

«Волшебное озеро» в летнюю ночь

№0'0000 Культура  11.06.13 09:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

Московская филармония представляет цикл концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».

Профессиональные музыканты нечасто ходят на выступления друг друга. Тем любопытнее было однажды увидеть дирижера Геннадия Рождественского на концерте Владимира Юровского, а Юровского - на одной из программ зимнего фестиваля «Возвращение». Между Рождественским, Юровским и постоянными участниками «Возвращения» есть важная общая черта: они заботятся не о том, чтобы слушателю было легко и приятно, но о том, чтобы ему было интересно. Интересно открывать неизвестную или редко звучащую музыку, интересно узнавать новое о знакомых композиторах, интересно следить за программой как за единым сюжетом - такие концерты запоминаются на всю жизнь. Правда, они и от слушателя требуют немалой работы, которой не боится постоянная аудитория Владимира Юровского. Вероятно, ее расширят концерты филармонического абонемента «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» в зале имени Чайковского 10, 11 и 12 июня.

Владимир Юровский родился в Москве в 1972 году, окончил Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1990 переехал в Германию, где продолжил обучение музыке, и сегодня востребован во всем мире. В 2000 году подписал контракт с Глайндборнским оперным фестивалем, истекающий в 2014 году. Впервые выступил в Москве в 2002 году за пультом Российского национального оркестра, затем стал возвращаться ежегодно и вскоре занял пост главного приглашенного дирижера РНО (до 2009). С первого же появления Юровского стало ясно, что каждый его концерт - событие: маэстро готовит на высочайшем уровне нестандартные, интригующие программы, из которых нельзя забыть ни одной. Дирижер изящно сочетает музыку разных эпох, соединяя нашего современника Сильвестрова со Стравинским и Чайковским, а венского классика Гайдна - с Бартоком и Кодаем, иконами венгерской музыки ХХ века.

В 2008 году Юровский дебютировал за пультом оркестра Большого театра, годом раньше возглавил Лондонский филармонический оркестр, с которым с тех пор провел ряд масштабных фестивалей, посвященных Чайковскому, Прокофьеву, Шнитке, и даже привозил прославленный коллектив на гастроли в Россию. Осенью 2011 года Юровский окончательно закрепил за собой статус первого ньюсмейкера музыкальной Москвы: на протяжении короткого времени он дал концерт с камерным оркестром Musica Viva, после двухлетнего перерыва стал за пульт РНО, как дирижер-постановщик представил премьеру «Руслана и Людмилы» на исторической сцене Большого театра. Тогда же был назначен художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра имени Евгения Светланова, сменив на этом посту Марка Горенштейна.

В первом же сезоне маэстро привлек к сотрудничеству с коллективом ряд именитых музыкантов; в нынешнем их еще больше, и сам маэстро стал появляться за пультом коллектива чаще, скорректировав свой график. Юровский не предлагает публике легких программ, но московская аудитория полюбила дирижера и прощает ему то, чего могла бы не простить больше никому, разве что Геннадию Рождественскому. Ассоциация не случайна: Юровский - один из немногих молодых дирижеров, о котором похвально отзывается Рождественский, тогда как Геннадия Николаевича Юровский всегда называет среди своих учителей.

«Для меня составление программы - уже первый творческий шаг, - говорил Юровский в беседе с автором этих строк. - Программа должна рождаться так же, как рождается сочинение. Рутина, инерция - беда не только российской концертной жизни, это можно наблюдать и в других странах Европы. Если у симфонических оркестров вообще есть будущее, то оно лежит по ту сторону академического программирования концертов. Если мы вспомним академии XIX века, когда давался монографический портрет одного автора, или собрания Российского музыкального общества, то концерты были гораздо длиннее, чем теперь, гораздо разнообразнее, и сочинения подавались в гораздо более интересном и свежем контексте. А из примеров нашего времени могу вспомнить легендарные концерты-лекции Геннадия Рождественского, которые я сам в Москве еще застал. Он мог исполнить симфонию Русселя, предварив ее хоровыми сочинениями Пуленка, исполняемыми под рояль или a capella, и попутно блестяще рассказывать о французской музыке и ее связи с живописью. Я не считаю себя прирожденным оратором, но иногда беру в руки микрофон, особенно если речь идет о новом для публики сочинении».

Действительно, Юровский - из тех музыкантов, чьи разговоры о музыке не имеют ничего общего с занудным музыковедением: с первых же его слов ясно, что маэстро хочет поделиться с публикой исключительно личным опытом. «Я говорю о том, в чем разбираюсь и что мне самому интересно, - поясняет дирижер. - Это обычные концерты с минимальными комментариями, которые необходимы, чтобы помочь публике войти в мир тех произведений, которые мы ей представляем». И если программы Юровского зачастую рассчитаны скорее на гурманов, то нынешний абонемент – «цикл просветительских концертов» - обращен к самой широкой аудитории.

10 июня прозвучит музыка Генри Перселла и Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Мне интересно сопоставить этих двух непохожих авторов - англичанина конца XVII века и немца середины XIX - что они извлекли из одного и того же текста», - объясняет Юровский. Он подчеркивает, что для Госоркестра исполнение музыки Перселла станет первым опытом исполнения барочной музыки. В концерте участвуют также Алла Демидова (художественное слово), Любовь Петрова (сопрано), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Вокальный ансамбль «Интрада».

Программа 11 июня носит подзаголовок «Воспоминания о неосуществленном спектакле» и посвящена постановке пушкинского «Бориса Годунова», которую в 1936 году готовил Всеволод Мейерхольд. Хотя спектакль с оригинальной музыкой Сергея Прокофьева поставлен не был, музыка не пропала: многие ее фрагменты вошли позже в оперу «Война и мир», в «Сюиту вальсов» и в фильм «Иван Грозный». На концерте будет сделана попытка воссоздания процесса работы над спектаклем, не увидевшим свет; роль Прокофьева исполнит композитор Андрей Семенов, Мейерхольда - режиссер Михаил Левитин. Будет исполнена также музыка Шостаковича к трагедии «Король Лир» Шекспира и к комедии «Клоп» Маяковского. Солисты - Максим Михайлов (бас), Игорь Войнаровский (тенор), Наталья Павлова (сопрано).

«Сказка и музыка» - таково название заключительной программы цикла (12 июня, начало в 14.00). Прозвучат «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка», «Ночь на Лысой горе», фрагменты сюиты «Картинки с выставки» Мусоргского, «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» Даргомыжского, «Полуденница» Дворжака, «Волшебное озеро», «Баба-Яга» и «Кикимора» Лядова, а также Сюита из балета «Вий» Гладкова. «Меня интересует, - уточняет Юровский, - каким образом столь разные ведьмы (и прочая нечисть) выходили из-под пера Даргомыжского, Мусоргского, Лядова и нашего современника Геннадия Гладкова, вдохновленные одними и теми же сказками Афанасьева или украинскими повестями Гоголя». Так завершится этот необычный абонемент, который планируется сделать ежегодным.