Московский музыкальный сезон подходит к концу. Представляем вашему вниманию наиболее значительные события начала мая.
На протяжении семи лет завершающим аккордом музыкального сезона становился Фестиваль симфонических оркестров мира в Колонном зале дома союзов. В 2006 году, когда он только появился, о его организаторах, финансировании и концепции не было известно практически ничего. Со временем, однако, фестиваль стал для публики событием ожидаемым и желанным, ежегодно приносившим как минимум по одному сильнейшему впечатлению. В программах форума участвовали дирижеры мирового класса - Мюнг Вун Чунг, Риккардо Мути, Лорин Маазель, Антонио Паппано, Дмитрий Лисс, Юрий Темирканов, Лейф Сегерстам, Джонатан Нотт, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Семен Бычков, Михаил Плетнев, Мишель Плассон, Владимир Спиваков и многие другие. Филармонический оркестр Радио Франс, Симфонический оркестр Шведского радио, Будапештский фестивальный, Сеульский филармонический - вот лишь некоторые из игравших на фестивале оркестров, выступления которых заслуживали самой высокой оценки.
На протяжении трех последних лет форум носил «региональный» характер, знакомя Москву с коллективами из Азии, из Восточной Европы, из Южной и Северной Америки соответственно. В нынешнем году планировалось представить оперные театры Европы: в афише, опубликованной на сайте фестиваля, перечислены оркестры Национального оперного театра Финляндии, театра «Ла Фениче» (Венеция), Новосибирского театра оперы и балета, оперного театра Ниццы, оперного театра Цюриха, Большого театра. Полностью приведены даже концертные программы, однако они - не более чем воспоминание о несбывшемся: недавно окончательно подтвердилось, что в нынешнем году фестиваль не состоится.
Если обычно его бюджет составляет около 90 млн рублей, на сей раз Министерство культуры предложило фестивалю уложиться в 10 млн. Фактически это равносильно распоряжению о закрытии фестиваля - таких средств для столь масштабного мероприятия явно недостаточно. Тем более удивительно стремление «добить лежачего» таких авторитетных музыкантов, как Валерий Гергиев и Владимир Спиваков, за последнее время высказывавшихся о фестивале более чем скептически. В свое время оба принимали в нем участие в качестве хедлайнеров, наслаждаясь заслуженными овациями, и уже по этой причине их нынешний скепсис не слишком корректен. В контексте фестиваля выступления оркестров под управлением Гергиева и Спивакова соответственно выглядели достаточно скромно, и в этой ситуации было бы уместно высказаться нейтральнее или промолчать. Тем более что оба дирижера проводят в Москве свои фестивали, и может сложиться впечатление, будто еще один ни одному из них не нужен - как-никак, конкурент.
Еще более странно прозвучало недавнее заявление ректора Московской консерватории Александра Соколова: «Первый фестиваль был достаточно представительный и интересный, но потом смотр покатился по наклонной плоскости вниз и перестал быть интересным абсолютно... на фестиваль стали приглашаться те оркестры, для которых Москва - не самая очевидная площадка для демонстрации своего искусства, потому все привыкли к тому, что на сцене было народу больше, чем в зале». Эти слова не соответствуют действительности: среди гостей фестиваля последних лет было как минимум по одному оркестру мирового класса, в первые же четыре года таких коллективов было большинство. И если форум, как в прошлом году, предлагает публике два великолепных концерта Хьюстонского симфонического оркестра, нет никакой беды в том, что остальные участники выглядят более скромно. «Имеет смысл присмотреться к тем людям, которые так заботятся, чтобы [фестиваль] сохранился», - замечает Александр Соколов. Имеет смысл и задуматься о том, почему ректор столь категорично высказывается о ситуации, информацией о которой попросту не владеет.
Отказываясь финансировать фестиваль в необходимом объеме, Министерство культуры объясняет это падением художественного уровня форума. В то же время, начиная с 2002 года, оно поддерживает Московский Пасхальный фестиваль, возглавляемый Валерием Гергиевым. Возможно, дело в том, что во главе Фестиваля симфонических оркестров мира не оказалось столь же могущественной и влиятельной фигуры, иначе сегодняшняя ситуация могла бы выглядеть и наоборот: неуклонное «падение художественного уровня» Пасхального фестиваля все более очевидно с каждым сезоном. Если в первые годы это был настоящий праздник музыки с изысканными и неожиданными программами, с интригующими сочетаниями солистов, то теперь афиша форума составляется наспех, а среди солистов чаще других возникает небезусловная фигура пианиста Дениса Мацуева. Он примет участие и в трех фестивальных концертах 7 мая, которые состоятся последовательно в Белгороде, Курске и Орле: так региональная программа форума окончательно превращается в конвейер, едва ли имеющий отношение к творчеству.
Тем не менее, Валерий Гергиев остается выдающимся дирижером нашего времени, и на концерты под его управлением следует обратить внимание. Двойное открытие фестиваля состоится 5 мая в Большом зале консерватории. Обе программы откроет «Вознесение» Оливье Мессиана; дневную продолжат фрагменты опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и «Валькирия» Вагнера (солист - всемирно известный бас Рене Папе), вечернюю – «Картинки с выставки» Мусоргского и Второй фортепианный концерт Чайковского (солист - Денис Мацуев). Затем Гергиев и его команда отправятся в поездку по России, из которой вернутся 9 мая. Днем - традиционный концерт на Поклонной горе, где все тот же Мацуев выступит солистом в «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова. Он повторит ее вечером в Большом зале консерватории; также прозвучат Четвертая симфония Чайковского и «Военные письма» Валерия Гаврилина - редко исполняемая вокально-симфоническая поэма невероятной выразительности.
Со следующего дня региональная программа фестиваля продолжается в Нижнем Новгороде; прозвучит оратория Прокофьева «На страже мира» - к сожалению, Москва этого сочинения не услышит. Правда, 15 мая в Большом зале консерватории будет представлен другой раритет - опера «Аттила» Верди в концертном исполнении (к 200-летию со дня рождения композитора). А днем позже фестиваль завершится концертным исполнением оперы «Бенвенуто Челлини» Берлиоза. Традиционно в афише форума также - хоровая и звонильная программы, с подробным содержанием которых можно ознакомиться на сайте фестиваля.
Из других концертов этих дней следует отметить программу «Байка о Стравинском» 12 мая в Рахманиновском зале консерватории. Она приурочена к столетию легендарной премьеры балета «Весны священная» и включает нечасто звучащие сочинения Стравинского - Три пьесы для струнного квартета, Dumbarton Oaks для камерного оркестра, Прибаутки для голоса и ансамбля. Ансамблем Questa Musica дирижирует Филипп Чижевский. Кульминация вечера - уморительно смешная «Байка про Лису, Петуха, Кота и Барана» для солистов и ансамбля. 14 мая в Малом зале консерватории - еще более изысканная программа «Музыка Вены», где на сцене встретятся мастера разных поколений: Александр Винницкий, Зауре Жарова (скрипка), Михаил Березницкий, Ася Соршнева (альт), Александр Рудин, Эмин Мартиросян (виолончель). Прозвучат Квинтет до мажор Моцарта, Струнное трио Кшенека и секстет «Просветленная ночь» Шенберга - одно из наиболее лиричных и мелодичных сочинений знаменитого революционера музыки ХХ века, чьего имени до сих пор многие боятся. И зря, по правде говоря.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
«Бурановские бабушки»: Party по-удмуртски «Бурановские бабушки» формально попадают в кунсткамерный ряд вместе с финскими фриками Lordi и украинской клоунессой Веркой Сердючкой, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
«Серебро Господа моего» и «Дубровский»: о чем спорят слушатели оратории? Оратория на песни Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге» вызвала дискуссию среди слушателей – кто-то считает, что сопрано было лишнее, кому-то насмешкой показался лирический тенор, кто-то просто в восторге от всего, а кто-то жалеет, что не смог попасть и все услышать своими ушами. Предлагаем вам клип на основе концерта, состоявшегося 20 ноября на сцене Московской консерватории. Смотрите и убедитесь сами - было о чем спорить! ВИДЕО
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
Игумен Петр (Мещеринов): «Таких фигур, как Бах, — несколько на все человечество» В издательстве «Центр книги Рудомино» вышла книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» — тексты всех баховских кантат, мотетов, «Страстей» и ораторий, написанных средневековыми авторами и старшими современниками Баха. Эти тексты на протяжении нескольких лет переводил игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), музыкант по образованию и настоятель подмосковного подворья Данилова монастыря.
Владимира Федосеева наградили премией «Треббия» Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия»
Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
Неслыханный Чайковский Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…»
Миссию очистить Чайковского от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей композитора, Большой симфонический оркестр его имени и дирижер Владимир Федосеев.
«Волшебное озеро» в летнюю ночь Московская филармония представляет цикл концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
«Жизнь за царя» спели у стен православной обители в вотчине русских цариц Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнили у стен Свято-Георгиевского монастыря старинного города Мещовска. Постановка была приурочена к 400-летию династии Романовых и 775-летию города Мещовска, подарившего династии двух цариц. Смотрите наш фоторепортаж.
Бессменный поэт группы "АукцЫон" восстанавливает храм Однажды мой мобильник зазвонил, отобразив незнакомый номер, вежливый мужской голос представился Дмитрием Озерским из «АукцЫона» и стал говорить что-то про разрушенный храм в Ленобласти. «АукцЫон» я знаю с юности, но в течение первых пяти минут разговора сознание с трудом пыталось сопоставить имя этой популярной группы с восстановлением храма. Зато потом, когда мы познакомились с Дмитрием лично, таких «нестыковок» больше не было. Наоборот, последовательная, без самопиара, небыстрая, но верная деятельность по восстановлению храма святого апостола Фомы в деревне Красный Бор казалась логичной для его образа
Борис Гребенщиков: Дело внутри, а не снаружи Пред премьерой оратории «Семь песен о Боге» Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, автор песен, которые стали ее основой, рассказал, как он относится к проекту, считает ли он себя православным и повлияла ли на него поездка на Афон. ВИДЕО
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.