Обзор московских музыкальных событий второй половины июня Марк Пекарский, фото polyteatr.ru
«Я очень люблю камерную музыку и на симфоническую стараюсь не ходить: музыканты, собранные в массу, которые под махание дирижера пытаются что-то изображать, - для меня это не музыка», - говорит знаменитая скрипачка Патриция Копачинская. Вполне естественная точка зрения для большинства солистов, отнюдь не стремящихся в симфонический оркестр. Одно из немногих исключений - Люцернский фестивальный оркестр, выступавший в Москве в начале сезона: в его составе по приглашению великого дирижера Клаудио Аббадо играют солисты с мировыми именами, такие как виолончелистка Наталия Гутман, кларнетистка Сабина Майер, скрипач Коля Блахер, трубач Райнхольд Фридрих и многие другие. (По этому же образцу Теодор Курентзис уже второй год собирает в Перми оркестр Дягилевского фестиваля из лучших солистов России.) Однако здесь речь о нескольких неделях в году, а не о полной занятости: какой музыкант с именем захочет работать в оркестре в течение всего сезона, жертвуя карьерой солиста и возможностью играть в ансамбле?
Между тем, бывает и так: виолончелистка Кристина Блаумане, хорошо известная постоянным посетителям январского фестиваля «Возвращение», делала успешную карьеру как солист и ансамблист. Регулярно выступала и с мэтрами, такими как Исаак Стерн, Гидон Кремер, Йо-Йо Ма, Миша Майский, Юрий Башмет, Борис Гарлицкий, и с молодыми звездами своего поколения - Юлианом Рахлиным, Максимом Рысановым, Жанин Янсен, Яковом Кацнельсоном, Александром Кобриным и другими. В 2007 году, однако, Блаумане занимает пост концертмейстера группы виолончелей Лондонского филармонического оркестра, чему, по ее словам, очень рада. «Главное, что интересно мне в оркестре, - репертуар. Есть столько прекрасной музыки, которой я прежде никогда не играла, - знакомиться с ней одно удовольствие. Раньше я боялась больших оркестров и не участвовала в конкурсах - боялась не услышать себя в большой группе, боялась рутины, боялась возненавидеть музыку. Но это мне не грозит еще очень долго - нужно столько всего учить... Конечно, я не буду заниматься только оркестром и оставлю время для камерной музыки».
Блаумане действительно продолжает активно выступать как солист и ансамблист. В начале нынешней недели она представила программу сонат Бетховена в Малом зале консерватории. Естественное продолжение этого вечера - концерт 19 июня, где также прозвучит Бетховен: партию виолончели в его трио Си-бемоль мажор исполнит Наталия Гутман, великий музыкант нашего времени. С ней в Малом зале выступят ее постоянные партнеры - Анна и Ирина Кандинские; в программе также Дуэт для скрипки и фортепиано Шуберта и Три пьесы Хиндемита.
В отличие от Гутман, ее частый сценический партнер Юрий Башмет никогда не стремился даже к эпизодической игре в оркестре, зато к симфоническому дирижированию шел давно и с 2002 года возглавляет оркестр «Новая Россия». 19 июня, правда, он выступает в зале Чайковского со своим коллективом как солист, за пульт же станет прославленный петербургский маэстро Александр Дмитриев. Вначале - увертюра к опере «Эврианта» Вебера, в финале - Седьмая симфония Бетховена со знаменитым траурным шествием, между ними два сочинения для альта с оркестром: A String around Autumn японского классика Тору Такемицу (впервые в Москве) и The viola in my life американского минималиста Мортона Фелдмана. Программа, выстроенная как диалог XIX и ХХ столетий, придется по вкусу и консерваторам, и гурманам, и тем, кто в принципе не пропускает концертов Башмета.
Еще один музыкант, чьи концерты независимо от программы исправно посещает преданная публика, - Марк Пекарский и его знаменитый Ансамбль ударных инструментов. Правда, этот вечер рассчитан на самых отважных слушателей, готовых услышать шесть абсолютно новых сочинений. Гала-концерт финалистов VII Международного конкурса молодых композитором имени П.И.Юргенсона пройдет 21 июня в Рахманиновском зале консерватории; прозвучат два сочинения для ансамбля ударных, одно - для струнного квартета, три - для ансамбля солистов. Из финалистов двое представляют Италию, еще трое - Казахстан, Испанию и Мексику соответственно. От России в финал вышла Наталья Прокопенко, три года назад ставшая одним из победителей I конкурса композиторов YouTube. В концерте участвуют также ансамбль «Студия новой музыки» и дирижер Игорь Дронов.
В конце недели в залах консерватории - еще три заслуживающих внимания программы, объединенные именами Равеля и Дебюсси. 22 июня их скрипичные сонаты исполнят лауреат многочисленных международных конкурсов Граф Муржа и его постоянный аккомпаниатор Наталья Гусь; прозвучат также Фантазия на темы из оперы «Кармен» Александра Розенблата и Скрипичная соната Бетховена №7 - шедевр, который стоит иных его более известных сочинений. В тот же день в Рахманиновском зале - вечер сочинений для флейты, альта и арфы, среди которых выделяются Трио-соната Дебюсси и Трио «Сад радости и печали» Губайдулиной. Исполнители - Александр Голышев (флейта), Ирина Пашинская (арфа), Владимир Яровой (альт). Днем позже в Малом зале - концерт памяти скончавшейся год назад пианистки Брижит Анжерер, ученицы легендарного Станислава Нейгауза. Изысканную программу, где Равеля и Мессиана уравновесят Стравинский и Прокофьев, представит Даниил Саямов, лауреат IV Международного конкурса имени Рахманинова.
Из событий последней июньской недели следует отметить концерт знаменитого скрипача Григория Жислина 25 июня в Малом зале консерватории. В программе - сонаты Шуберта и Грига, три фрагмента из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, а также посвященная Жислину Каденция для альта соло Кшиштофа Пендерецкого, по просьбе которого маэстро в свое время освоил еще и альт. 26 июня в зале Чайковского впервые в Москве исполняется оратория «Государево дело» Александра Чайковского, посвященная 400-летию Дома Романовых. За пультом - Валерий Полянский, текст читают Оксана Мысина и Александр Галибин. Наконец, 30 июня в Рахманиновском зале консерватории - заключительный концерт III Международного фестиваля музыки эпохи Возрождения La Renaissance. В нем участвуют Гильермо Перес (орган-портатив - Испания), Вива Бьянкалуна Биффи (вокал, виола - Италия), Анжелик Мойон (лютня - Франция), а также ансамбль старинной музыки Capella Bassa под управлением Ивана Великанова. Так и закончится этот июнь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Музыкальные события конца мая: вне юбилеев и дат Спешите 18 мая на концерт пианиста Бехзода Абдураимова в Концертном зале имени Чайковского и на завершение абонемента Дениса Мацуева. 25 мая нас ждет Феликс Коробов с программой, посвященной французской музыке XX в., 29 мая в Концертном зале Чайковского пройдет гала-концерт международного фестиваля "Приношение Кнушевицкому", а 30 – вечер "Старая и новая Вена", посвященный 130-летию со дня рождения Антона Веберна
Неслыханный Чайковский Накануне дня победы в Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И. Чайковский: час, день, вечность…»
Миссию очистить Чайковского от позднейших поновлений и искажений взяли на себя Дом-музей композитора, Большой симфонический оркестр его имени и дирижер Владимир Федосеев.
«Волшебное озеро» в летнюю ночь Московская филармония представляет цикл концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
«Жизнь за царя» спели у стен православной обители в вотчине русских цариц Оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» исполнили у стен Свято-Георгиевского монастыря старинного города Мещовска. Постановка была приурочена к 400-летию династии Романовых и 775-летию города Мещовска, подарившего династии двух цариц. Смотрите наш фоторепортаж.
Владимира Федосеева наградили премией «Треббия» Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия»
Игумен Петр (Мещеринов): «Таких фигур, как Бах, — несколько на все человечество» В издательстве «Центр книги Рудомино» вышла книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» — тексты всех баховских кантат, мотетов, «Страстей» и ораторий, написанных средневековыми авторами и старшими современниками Баха. Эти тексты на протяжении нескольких лет переводил игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), музыкант по образованию и настоятель подмосковного подворья Данилова монастыря.
Семь песен Гребенщикова о Боге: история оратории 20 ноября в Большом зале консерватории впервые будет исполнена оратория «Семь песен о Боге». Песни – Бориса Гребенщикова. Исполнять будут Московский синодальный хор, хор храма Христа Спасителя и Российский национальный оркестр. Как писалась музыка для оратории, о знаменном распеве в творчестве Гребенщикова и можно ли Синодальному хору петь «красивый, как иконостас», рассказали «НС» композитор оратории Андрей МИКИТА и руководитель Синодального хора Алексей ПУЗАКОВ
«Серебро Господа моего» и «Дубровский»: о чем спорят слушатели оратории? Оратория на песни Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге» вызвала дискуссию среди слушателей – кто-то считает, что сопрано было лишнее, кому-то насмешкой показался лирический тенор, кто-то просто в восторге от всего, а кто-то жалеет, что не смог попасть и все услышать своими ушами. Предлагаем вам клип на основе концерта, состоявшегося 20 ноября на сцене Московской консерватории. Смотрите и убедитесь сами - было о чем спорить! ВИДЕО
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Протоиерей Всеволод Чаплин открыл арт-центр при храме 29 марта в храме святителя Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве открылся арт-центр. Очередная попытка диалога Церкви с современными художниками? Тщательно отфильтрованное «ручное» и «диетическое» искусство? Или узаконенное авторитетом протоиерея Всеволода Чаплина хулиганство?
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Бурановские бабушки»: Party по-удмуртски «Бурановские бабушки» формально попадают в кунсткамерный ряд вместе с финскими фриками Lordi и украинской клоунессой Веркой Сердючкой, но все же считать их очередным музыкальным аттракционом, выставленным на потеху публики, не стоит
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Борис Гребенщиков: Дело внутри, а не снаружи Пред премьерой оратории «Семь песен о Боге» Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, автор песен, которые стали ее основой, рассказал, как он относится к проекту, считает ли он себя православным и повлияла ли на него поездка на Афон. ВИДЕО
Идем в музей с детьми Попробуйте опросить своих друзей и знакомых, нравилось ли им в детстве ходить в музеи. Наверняка реакции будут самые разные, от восторженных вздохов до яростных гримас. Причем это никак не зависит от материального положения, образования или социального статуса опрашиваемого. Как сделать, чтобы слово «музей» у ребенка не вызывало тоскливых воспоминаний, как у одной маленькой девочки: «Музей -- это где надо все время ходить, ходить и даже посидеть негде?»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.