На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Мариинский звездопад: в Санкт-Петербурге начался ежегодный фестиваль «Звезды белых ночей»


Версия для печати
14.06.13, 14:58

Ежегодный фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей», пожалуй, единственный, способный оправдать давно известную стихотворную реплику: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». Такого длящегося беспрерывно в течение двух месяцев (с конца мая до конца июля) звездопада не бывает больше ни на одном российском фестивале. Лучшие в мире солисты балета, оперы, классической музыки сменяют друг друга будто сверкающие узоры в волшебном калейдоскопе.
Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского во время репитиции

В этом году особый повод для радости: на фестиваль впервые приглашен созданный в 1930-м году первым в истории советского государства Большой симфонический оркестр, которому в 1990-е годы было присвоено имя Петра Чайковского. 11 июня в прекрасном по акустике Концертном зале Мариинского театра оркестром был сыгран двухчастный симфонический концерт. В первом отделении: 41 симфония Моцарта «Юпитер». Во втором – симфония «Манфред» Чайковского. Руководил оркестром Владимир Федосеев, который стал художественным руководителем БСО без малого сорок лет назад, в 1974 году. Петербургский слушатель очень непосредственный и искренний: зал внимал музыке с идеальной чуткостью, а после концерта овация перешла в какой-то прямо шквальный рокот восторгов и единодушный порыв стоя приветствовать музыкантов. Причем, вставал зал несколько раз. После концерта и после двух великолепных бисов. Один из которых – переложение для оркестра и ансамбля виолончелистов романса Вольфрама из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Версия создана концертмейстером группы виолончелей БСО Виктором Львовичем Симоном, проработавшим в оркестре более пятидесяти лет. Он же был безупречным солистом романтического опуса.

Все же в той ведущей свою долгую историю системе существования больших оркестров с советами старейшин во главе есть свои несомненные преимущества. Одно и главное условие успеха и долголетия: чтобы авторитет этого совета был выстрадан истовым служением профессии, музыке. В этом плане БСО уникален. Солисты оркестра и его главный дирижер – те музыканты, чья профессиональная этика не позволяет поколебать устои созданного храма звука БСО.

Музыканты оркестра

Выбранная для фестивального концерта программа соответствует теме русского европеизма. С непомерно для восемнадцатого века длинной симфонии Моцарта «Юпитер» был аккуратно удален слой принятых романтических клише интерпретации. Строгая дисциплина и хрупкое, бережное внимание к каждому движению музыки создавало впечатление, что мы находимся в столице Австрии и слушаем тех, для кого Моцарт композитор родной. Особая элегантность звучания оркестра позволяла соотнести исполнение с востребованным сегодня аутентизмом.

«Манфред» Чайковского сам по себе – детище отечественного европеизма. Сюжет философской трагедии Байрона увлек главу «Могучей кучки» Милия Балакирева, который и предложил оркестровать поэму. Но сперва не Чайковскому, а лидеру европейского симфонизма «бури и натиска», автору «Фантастической симфонии» французу Гектору Берлиозу. Берлиоз отказался, и Чайковский с прохладным сперва отношением к теме взялся за работу. В результате композитор ею воспламенился и в 1885 году создал шедевр, в котором музыка настолько прекрасна и многосложна, что воспринимается не менее грандиозно, чем романтические чертоги Берлиоза. Пронзительные лирические темы сменяются чистой музыкальной живописью, о которой лучший знаток Чайковского Полина Вайдман пишет: «Во 2-й и 3-й частях Чайковский, следуя программе Балакирева, создает в основном музыку картинного плана. 2-я часть (Vivace con spirito, 3/4, h-moll) носит характер изящного скерцо с некоторыми оттенками фантастики, прозрачная оркестровая фактура крайних частей, легкое звучание скрипок, арф, пассажей деревянных духовых инструментов создают живописный образ горного водопада и его брызг». Трагическая жизнь страдающей души, погруженная в неимоверную красоту сияющего звукового пространства – источник какого-то сладостного нервного возбуждения, приводящего к гипнозу, а может, и психическому истощению, к любви-ненависти поэмы. Эта любовь-ненависть определила роман с «Манфредом» у самого Чайковского. Амплитуда эмоций вполне соответствует теме романтической безмерности во всем. Сперва композитор свое детище истово полюбил и посчитал его лучшим из всего написанного. Уже через полгода сказал так: «... Что же касается "Манфреда", то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части».

В новой интерпретации БСО все эти страсти по «Манфреду» как будто вошли в ткань самого музыкального текста, стали еще одним уровнем восприятия симфонии. Такая многосложность оказалась возможной благодаря феноменальной разработке всех линий и тем партитуры. Каждая эмоция, каждый нерв музыкального текста отформованы просто ювелирно, изумительно красиво. Так красиво, что в некоторых моментах становилось жутко. Один из участников молодежной программы фестиваля пианист Александр Лубянцев резюмировал точно: «Симфония сыграна настолько совершенно, что рассказать об исполнении ее с учетом всех подробностей – большой психологический труд».

Владимир Федосеев

Чуткая отзывчивость звучания Большого симфонического оркестра является следствием желания Владимира Федосеева быть внимательным к различным видам творчества, интегрировать их в свою творческую жизнь. Об этом дирижер поделился со мной в беседе перед концертом, рассказав о камерном цикле БСО в стенах Третьяковской галереи и анонсировав концерт ансамбля солистов оркестра в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Романтическая неистовость «Манфреда» вплела концерт БСО в общую канву фестиваля, в которой мощь страстей, «буря и натиск», равно как и русский европеизм правят бал. Нынешний XXI фестиваль «Звезды белых ночей» уникален по масштабам. Ведь принимающих площадки программы форума теперь не две, а три – Новая сцена открылась совсем недавно, к 60-летнему юбилею маэстро Валерия Гергиева. Уже в эти выходные на Новой сцене Мариинки будут клокотать нечеловеческие страсти вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» (дирижер Валерий Гергиев). В понедельник на Основной сцене – опера Бородина «Князь Игорь», в среду там же – премьера оперы Гуно «Фауст».

23 июня на Новой сцене Валерий Гергиев продирижирует Военным реквиемом Бриттена с участием Анны Нетребко, а 24 июня бас-баритон Евгений Никитин споет в «Летучем голландце» Вагнера уже на Основной сцене. Среди опер ожидаются и «Аида» Верди (27 июня на Основной сцене), и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (14 июля там же), и «Тоска» Пуччини (19 июля на Новой сцене). 28 июня премьера на Новой сцене оперы Даргомыжского «Русалка». А на закрытии фестиваля 27 и 28 июля на Новой сцене прозвучит премьера оперы Родиона Щедрина «Левша». За дирижерским пультом – маэстро Гергиев. Все эти оперы – детища Мариинского театра.

Балетная программа «Звезд» не менее грандиозна. Планирующаяся на эти выходные «Жизель» Адана (Основная сцена) сменится «Золушкой» Прокофьева с участием Дианы Вишневой, Владимира Шклярова, Екатерины Кондауровой (Новая сцена, дирижер Валерий Гергиев, 18, 19 июня). 22 июня – «Весна священная» Стравинского на Новой сцене дважды: сперва в хореографии Миллисент Ходсон по мотивам версии Вацлава Нижинского, затем в новой хореографии Саши Вальц (дирижер Валерий Гергиев). 25 июня «Конек-Горбунок» Щедрина с участием Ульяны Лопаткиной и Владимира Шклярова (Новая сцена, дирижер – худрук Мариинского театра). Среди гастрольных выступлений ожидаются спектакли нидерландского театра танца NDT – 1 (3, 4 июля, Основная сцена). Новые балеты труппа Мариинки покажет в хореографии Уильяма Форсайта и Алексея Ратманского 4 июля на Новой сцене.

В Концертном зале тоже будет не скучно. 18 июня выступит Венецианский барочный оркестр и солистка, меццо-сопрано Магдалена Кожена. 24, 25, 26 июня скрипач Леонидас Кавакос и пианист Энрико Паче исполнят скрипичные сонаты Бетховена. Оркестр «Солисты Москвы» Юрия Башмета 28 июня сменит выступающий 27 июня Страдивари-ансамбль Мариинского театра (дирижер Лоренц Настурица-Гершовичи). 2 и 4 июля выступят Пинхас Цукерман (скрипка), Аманда Форсайт (виолончель) и пианистка Анжела Ченг. 3 июля – квартет имени Бородина. Отдельный раздел фестиваля – фортепианная музыка. Уже прошел сольный концерт Даниила Трифонова. Сегодня, 14 июня, на Новой сцене в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит Денис Мацуев. 17 июня в Концертном зале – сольник Алексея Володина. 12 июля там же фортепианные концерты Бетховена в качестве солиста и дирижера сыграет Рудольф Бухбиндер. А на следующей неделе – сольники двух молодых звезд Александра Лубянцева (19 июня) и Филиппа Копачевского (20 июня).

Текст и фото: Сергей ХАЧАТУРОВ

Версия для печати

Тэги: Культура  Музыка 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.