Совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия».

26 марта в Концертном зале Варшавской филармонии в рамках Бетховенского пасхального фестиваля состоится концерт оркестра из России. Большой симфонический оркестр (знакомая нам с детства аббревиатура БСО) исполнит увертюру «Леонора» №3 Бетховена, Концерт для виолончели с оркестром Лютославского и Десятую симфонию Шостаковича. За дирижерским пультом Владимир Федосеев. Солист – виолончелист Николас Альштедт.
В исполнении БСО и Федосеева мне выпало счастье слушать весь симфонический цикл Бетховена, известные концерты Бетховена для фортепиано и, конечно, несколько раз тройной – для фортепиано, скрипки и виолончели. И вот самое трудное теперь – убедить читателя в том, что федосеевский Бетховен слушается так же интересно, как эталонный караяновский. А в некоторых случаях (Седьмая симфония) даже более непредсказуемо, азартно и эмоционально. Причина, наверное, в том, что недавно справивший восьмидесятилетний юбилей маэстро Федосеев в течение своей жизни и сорока лет работы с БСО выстроил конструкцию звука именно что совершенную и совершенно уникальную. Изо дня в день, из года в год он выкладывал это здание, храм звука, по камушку, по кирпичику. Оттачивал элементы, шлифовал детали, создавал уют. И конструкция вышла потрясающей красоты: с феноменально богатой тембровой палитрой, с захватывающим дух погружением в акустический океан, в котором все сверкает, все имеет объем и глубину, а переход от нежнейшего пианиссимо к могучему фортиссимо никогда не воспринимается как удар или крик.
Важно и то, что храм звука БСО ни на какой другой из храмов музыкального Олимпа не похож. Особая мягкость, теплота, пластичность формы, мерцающие ювелирной отделкой детали делают его подобием архитектуры русского классицизма золотого века Екатерины II. Интерпретации Федосеева всегда отличаются необычайной чуткостью к мелодической основе сочинения, к тонкой лирической интонации и мягкому, без рывков, но постоянному движению формы.
Можно ли сказать, что федосеевский Бетховен уникален тем, что он получился квинтэссенцией славянского понимания музыки великого романтика? Наверное, да. Однако важно то, что этот славянизм не отменяет вживания во все сложности, нюансы бетховенского текста. Это не желание «присвоить» Бетховена, это желание стать настолько прозрачным, открытым его миру, что генетическая память собственной культуры окажется достоянием и его культуры тоже. Такое вроде бы со времен Достоевского, читавшего о Пушкине, называется «всемирной отзывчивостью».
И совершенно закономерной стала встреча в марте двух важных для дирижера событий: Бетховенский фестиваль и Пражская Европейская премия «Треббия», которую маэстро получил 10 числа сего месяца. Так в Европе, прежде всего в славянской, Восточной Европе, оценили вклад музыканта в мировое искусство.
Сама история премии очень интересна. Она учреждена международной галереей «Миро». Галерея выполняет культуртрегерскую миссию и создала фонд «Треббия», цель которого – поощрять и поддерживать людей гуманитарной культуры. Интересно, что поддержка осуществляется не только главной премией, но и творческими грантами, субсидиями. А номинантами могут быть не исключительно великие, как Федосеев, но и просто заслуженные, в том числе и предприниматели. Например, в прошлом году премию в номинации «Поддержка культуры и искусства» получил украинский предприниматель, создатель крупнейшего арт-центра в Киеве Виктор Пинчук. В своем выборе жюри, состоящее из европейских деятелей культуры, среди которых всемирно известный дирижер Иржи Белоглавек, не ограничивается национальным или возрастным принципами. Так что «Треббию» можно считать образцовой для современной европейской демократии.
И все же – почему «Треббия»? История названия обращена и к красивейшей реке в Италии, и к далеким Средним Векам. На рубеже XIII – XIV веков святой жизнью и великим милосердием известен был французский угодник Святой Рох. Во время эпидемии чумы, буйствовавшей в Западной Европе, двадцатилетний Рох не жалел душевных и физических сил, помогая всем, сраженным болезнью. В конце концов болезнь одолела и его самого. Тогда, чтобы не стать обузой для других, он удалился в хижину на берегу этой самой реки Треббия. Постоянными молитвами, смирением Святой Рох заслужил заступничество небесных сил. К нему являлся ангел, который укреплял его. А еду приносила собака дворянина по имени Готхард, ставшая Роху помощником. Рох излечился. А почил в 1327 году в возрасте 33 лет. Часть мощей Святого Роха хранится в соборе Святого Вита в Праге. Как пишут учредители премии «Треббия», «в 1599 году в знак благодарности за то, что Прагу обошла стороной эпидемия чумы, император Рудольф II повелел воздвигнуть костел в честь святого Роха на территории Страговского монастыря. Он был построен в 1602 - 1612 гг. с его материальной помощью и при содействии страговского аббата Яна Логела». Пражская галерея «Миро», расположенная в этом историческом месте, дала имя своей благотворительной премии – «Треббия».
В случае с Федосеевым «Треббия» оказалась премией за чистое служение искусству. Ведь не секрет, что дирижер и оркестр проводят множество разнообразных концертов в год, львиная доля которых – благотворительные. Билеты продаются по смехотворным ценам. А иные программы просто имеют четкую социальную направленность, как, например, проведенная в начале марта БСО и Федосеевым открытая репетиция для детей. Сегодня редко кто из знаменитых ездит не только в престижные международные туры, но и по городам России, бывших союзных республик. БСО делает это регулярно. Могу подтвердить лично – сам был по приглашению БСО в подобном туре.
А главное, конечно, - отношение к собственной профессии, благоговейное следование требованиям работать над полученным свыше музыкальным даром. Это титанический труд – соответствовать своему таланту. И этот труд БСО и Федосеев выполняют без всяких поблажек. Достаточно вспомнить, как восьмидесятилетний маэстро и оркестр на недавно прошедших концертах исполняли музыку именно чешского классика Антонина Дворжака. И духовная кантата Stabat Mater, и Девятая симфония «Из Нового Света» звучали так волшебно красиво, так эмоционально и одновременно бережно, что не остается сомнений: Оркестр и Дирижер музицируют в период творческого взлета.