Я пришла к Виктору Марковичу Живову как корреспондент. Знала, что он легенда. Немного боялась. Теперь, когда его нет с нами, перечитываю расшифровку той беседы, и некоторые его слова о Церкви и обществе кажутся особенно верными и нужными нам, сегодняшним. Рассказывает Ирина СЕЧИНА.
Виктор Маркович меня поразил. Старенькая кофта, которая, видимо, выполняла такую же роль, как у Булгакова его знаменитая шапочка, вальяжно расстегнутая верхняя пуговица голубой заграничной рубашки — он сидел в кресле, похожий на участника платонического пиршества, положив нога на ногу, при этом одной ногой поигрывал дырявым, когда-то клетчатым, тапком с оторванной подошвой.
"Носки цвета бордо..." — отметила я про себя. Он был мэтром, легендой, интеллектуалом – в общем, всем, что так привлекает в мужчине. И вот у этого мэтра культурологии мне предстояло взять комментарий о жизни святителя Митрофана Воронежского и Церкви петровских времен.
Я боялась своей серости и безграмотности, но Виктор Маркович сразу стал руководить: «Давайте вы будете задавать вопросы по вашему списку, а я буду отвечать».
Я начала читать свою бумажку. Виктор Маркович слушал, немного наклонившись, как будто хотел лучше понять вопрос, а потом, порывисто откинувшись в кресло, начал говорить.
Я удивлялась, как легко летела его мысль, не сдерживаемая ничем, что обыватели, типа меня, назвали бы академизмом. Это была легкая и стремительная птица, настолько уверенно и естественно парящая в небе, что для нее не существовало «немыслимых пируэтов». Иногда она как бы зависала над пропастью познания: «Этого мы знать не можем, но…» Но тут же взмывала вверх с новой силой: «Но мы можем реконструировать эти события не с точки зрения Голикова, а с точки зрения Митрофана. Тогда история выглядит по-другому».
Вопросы о бунтарском петровском времени сменились разговором об общественном протесте вообще.
«Петр был очень неприятный царь», — обронил Виктор Маркович, и я спросила, неужели никто в Церкви не протестовал против неприятного, безбожного царя?
— Протестовали или нет, до конца мы знать не можем. Дневников тогда не писали. Никаких архиерейских свидетельств, где были бы обличения Петра, у нас нет. Есть кое-какие письма святителя Димитрия Ростовского, где он жалуется на плохое положение Церкви, но не на Петра персонально.
В 1704 году произошло так называемое Астраханское восстание стрельцов. Там были не только экономико-политические, но и религиозные моменты. Но, как писал Голубинский, в петровские времена раскол пополнился всеми бородачами. Перед служивым человеком вставал выбор — или потерять образ Божий, сбрив бороду, так тогда воспринималось это действие, или протестовать. И брили! Не то, что сейчас, с белыми ленточками ходят.
— А как быть, если протест благословляется Церковью? Вот свт. Митрофан Воронежский, благословил же некоего попа Иоанна Борисова идольские статуи на частном балконе некоего богача Петра Желудкова разбить вдребезги? А попа, между прочим, наказали потом, за буйство.
— Да, и сейчас такое бывает. Но времена все же другие.
— В чем разница?
— В XVII -XVIII веках были совсем другие основания для религиозного протеста, чем в нынешнем Российском государстве. Что мы видим в истории с отцом Иоанном Борисовым? Он восстает против того, что идет от антиклерикальной власти екатерининского времени, его протест – протест против культурной политики доминирующей власти. Петр, а потом и Екатерина сами устраивают раскол в обществе, хоть и действуют очень осторожно.
С подачи верховной государственной власти перестали канонизировать новых святых. Вот мы говори про канонизацию владыки Митрофана(1832 год). Но его канонизация только третье прославление святого за весь период, прошедший со времени его кончины.
До 1832 года канонизированы были лишь святитель Димитрий Ростовский и святитель Инокентий Иркутский. Все. Хотя в XVIII веке было много подвижников благочестия, Тихон Задонский например. Новых чудотворных икон в то время практически не появляется. Более того, за появления чудотворных икон начинают преследовать, как за «суеверие» или за «использование святынь в корыстных целях». В 1668 году помещика и священника церкви его поместья с дьячком отослали на три года в монастырь под начало, за то, что они открыли чудотворную икону.
У нас сейчас совершенно другая ситуация. Я не могу сказать, что нынешняя власть отличается благочестием, но она явно не борется с Церковью. В 1920-е годы Церковь нуждалась в защите. А сейчас от кого Ее защищать? У нас, конечно, есть некоторое количество безбожников – но это нормальное дело. Современные кощунники не посланы из глубины власти. Это результат процессов, происходящих в глубине самого общества.
Вообще, в каком это государстве сейчас, скажите, пожалуйста, полностью однородно-религиозное население? Ну, может быть в небольших исламских государствах.
Нам нужна любовь и терпимость. Может быть, тогда еще кто-нибудь к нам в Церковь придет.
Темно-синий кабинет с тремя столами. В глубине черный рояль играет лаковыми отблесками. На нем стопки нот. «За одним столом профессор работает, это понятно, за другим пишет письма, как в позапрошлом веке, за этим круглым, наверно гости собираются…», — машинально отмечаю я. Улыбнулась. Вспомнила профессора Преображенского, опять этот Булгаков, и его квартирный, точнее комнатный вопрос. «Я не Исидора Дункан. Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной. Передайте это общему собранию».
Три комнаты квартиры, а также коридор отданы под книги. Когда Виктор Маркович меня провожал, я не удержалась и задала вопрос, который обещала себе никогда не задавать обладателям библиотек. Даже когда увидела библиотеку Александра Дворкина, воздержалась. Но тут…
— Виктор Маркович, скажите, а вы все это читали? – я чувствовала себя пятилетним ребенком.
— Нет, все не читал, – очень просто ответил он.
— А как же вы их находите? – задала я следующий некорректный вопрос, потому что на бесконечных, уходящих в высь дореволюционного потолка стеллажах и полках не наблюдалось никакой системной расстановки книг.
—Честно говоря, не знаю, они как-то сами находятся.
Невозможно импозантный в своей вязаной кофте Виктор Маркович был не просто ученый, конечно. Он был почти исчезнувший сейчас тип, он был самым настоящим мыслителем, а это почти что волшебник. Из его московской квартиры, в которой я не пробыла и часа, я вышла, как из шкафа в Хрониках Нарнии.
Мой век совсем другой, и совсем другие люди вокруг меня. В моем мире за академическими часами высшего образования совсем не виден волшебный замок, в котором, после всех научных испытаний прекрасные короли и королевы размышляют, разговаривают, познают, и тем счастливы. И хотя мне уже не лететь с этими волшебными птицами, я благодарна Виктору Марковичу, за то, что я успела на них взглянуть.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
У кино Федора Хитрука никогда не будет титра "Конец" 3 декабря в Москве на 96 году жизни скончался режиссер мультипикации Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло несколько поколений россиян. О тайне и гармонии мультфильмов Хитрука -- кинокритик Лариса Малюкова.
Борис Васильев: нравственный максималист 11 марта ушел из жизни писатель Борис Львович Васильев, автор «А зори здесь тихие» «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей». Он ставил перед читателем необыкновенно высокий этический идеал – даже в то время, когда столь твердая позиция шла вразрез с самим духом времени
Памяти Галины Вишневской Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» - всех четырех степеней, несмотря на щедрость дающих в России таких – по-прежнему немного.
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Скончался Патриарх Антиохийский Игнатий Сегодня от последствий обширного инсульта в возрасте 91 года скончался Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV. Смерть предстоятеля поместной Церкви, которая считается колыбелью христианства на Востоке, произошла во время обострения политической обстановки в Сирии
После Крымска Корреспондент НС и опытная сестра милосердия Ирина СЕЧИНА работала в Штабе помощи пострадавшим при храме Архангела Михаила в Крымске с 9 июля. Специально для НС она подводит итоги тех первых дней, когда свежие раны трагедии не позволяли вводить жесткие рамки порядка
Личность и Церковь: «Делаем то, что можем» Мы не любим до поры размышлять о смерти. Так устроен человек. Анне СОНЬКИНОЙ 28 лет, она растит сына и дочку, а жизнь свою проводит среди неизлечимо больных, умирающих детей. Работа у нее такая — паллиативный педиатр. Мы будем говорить с ней о смерти. С Анной не страшно вести такие разговоры. Она — профессионал
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Детский вопрос: если ребенок боится смерти Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина
Что такое ад? Был ли ад сотворен Богом? Можно ли в аду молиться и каяться? Есть ли возможность спастись из ада, если уже туда попал? Рассуждает протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА.
Жизнь и смерть: на границе миров Границы между жизнью и смертью с каждым годом стираются. Раньше не было таких чудодейственных лекарств и технологий, способных оживить даже мертвого, но не было и такого количества несчастных, которые годами балансируют между жизнью и смертью, пребывая в вегетативном состоянии. Получается, прогресс медицины порождает новые, еще более сложные проблемы. Так нужно ли реанимировать больного любой ценой? Отвечает ведущий научный сотрудник реанимационного отделения НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко Александр ПАРФЕНОВ.
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
Кладбище — территория жизни Сельский погост — не только кресты, холмики да вечный покой. Здесь бурлит скрытая от посторонних глаз жизнь. Тут есть свои герои, свои мифы и законы, здесь идут баталии и совершаются открытия. На зиму кладбище засыпает
20 лет убийства монахов в Оптиной: неизвестные воспоминания об отце Василии (Рослякове) 18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни Пасхальную ночь были убиты иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт. Далеко не все знают, что отец Василий, уже, будучи монахом, готовил к публикации творений святых отцов и русских философов для «Психологического журнала» Академии Наук. Об этой работе воспоминает ответственный секретарь журнала Наталия ШАЛАШНИКОВА
Священник-психиатр: почему убили протоиерея Павла Адельгейма Почему психически больные нападают на священников, какую ошибку совершил отец Павел Адельгейм, как не стать жертвой сумасшедшего? Рассказывает священник и психиатр Григорий ГРИГОРЬЕВ, лично хорошо знавший убитого батюшку
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.