Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Есть что-то закономерное и, может быть, даже милосердное – как бы странно или дико это ни звучало – в том, что он не дожил до приближавшейся премьеры своего последнего фильма, над которым работал последние 15 лет. Не считая тех долгих десятилетий, когда экранизация фантастической антиутопии братьев Стругацких мариновалась в виде соблазнительного, но практически, при советской власти, неосуществимого замысла.
Было ощущение, что работа над «Арканарской резней» – как всегда у Германа, тщательная, непредсказуемая, бессрочная, нервная – затягивалась не только ввиду пресловутого авторского перфекционизма, но и потому, что это первый (и, увы, последний) его фильм, посвященный не советской, не сталинской эпохе, а некоторому отвлеченному, более того – вымышленному, умозрительному миру, в котором все предстояло создавать с нуля, вглядываясь не в пространства и складки памяти, а в текст и его горизонты.
Естественное жизнелюбие и стремление жить, вопреки скверному самочувствию и возрастной хандре, неизменно творческие планы, по-прежнему превосходно, на зависть многим молодым работающая голова странным образом не сочетались с самой жизнью, отданной, как в в СССР говорили, «без остатка» отцу (писателю Юрию Герману и его произведениям), детству, советской истории, жизни тех лет, и, в конце концов, сталинизму как неповторимому историческому феномену, сколь бы странно ни выглядели любые «измы» применительно к Алексею Юрьевичу.
Отсюда подозрительное сходство его, в общем, привычной, но на сей раз какой-то особенно мучительной тяги к совершенству (а правильней сказать – к абсолютной точности) с бессознательной или сознательной прокрастинацией.
Мастерство всегда немного отдает шаманством, но в случае с «Трудно быть Богом» бесконечное переписывание и переигрывание эпизодов, многолетнее доведение цвета и звука походили на побег или скорее на неприметный, чеширский, по частям, уход.
Режиссер настолько чувствительный или серьезный, что за всю жизнь так и посмотревший ни одной картины своего сына, чтобы, по собственным словам, не разочароваться; и даже некоторые собственные фильмы – например, «Хрусталева» – Герман клялся, что не смотрел, он сумел пренебречь премьерой, становящейся все более близкой и, казалось, уже неизбежной. Превратив ее в фильный и обезвреженный – лично уже ненаблюдаемый, безучастный – этап биографии.
Таким образом, не считая двух ранних работ (на первой Герман выступил вторым режиссером, на второй в соавторстве) Герман выпустил лишь четыре полнометражных картины, из которых две посвящены Великой отечественной («Проверка на дорогах» и «20 дней без войны») и две («Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!») – мирной жизни в период сталинизма, хоть это выражение и образует полноценный оксюморон. Но именно таким оксюмороном, с оглушительным эффектом сталкивающим несовместимое, и были фильмы Германа. Благодаря этим четырем картинам, детально воссоздавшим дух и быт эпохи, Алексей Юрьевич навсегда вошел в историю советского, постсоветского и мирового кинематографа. И останется в ней, даже когда от нас уйдут последние его сверстники, – те, кто застал тот жуткий, пляшущий, лязгающий, шуршащий, жизнерадостно-густопсовый, отчаянно-драчливый, истерически отважный, на глазах рассыпающийся, кустарно-рукотворный, весь в трещинках и потертостях мир, где люди и вещи составляют одно целое и даже, по давнему замечанию Михаила Ямпольского, полностью взаимозаменяемы. В отличие от их уникального, незаменимого создателя, который снимал редко, выпускал еще реже и больше не выпустит ничего.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Борис Васильев: нравственный максималист 11 марта ушел из жизни писатель Борис Львович Васильев, автор «А зори здесь тихие» «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей». Он ставил перед читателем необыкновенно высокий этический идеал – даже в то время, когда столь твердая позиция шла вразрез с самим духом времени
Памяти Галины Вишневской Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» - всех четырех степеней, несмотря на щедрость дающих в России таких – по-прежнему немного.
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
У кино Федора Хитрука никогда не будет титра "Конец" 3 декабря в Москве на 96 году жизни скончался режиссер мультипикации Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло несколько поколений россиян. О тайне и гармонии мультфильмов Хитрука -- кинокритик Лариса Малюкова.
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
«Мастер»: фильм о «ленивых виноградарях» В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Петр Тодоровский: кино про жизнь 24 мая умер режиссер, чьи фильмы посмотрело не меньше 250 миллионов человек, в полтора раза больше, чем живет сегодня в России. При своей известности он с искренним удивлением слушал признания в любви и умел сохранять самоиронию. Публикуем интервью "НС" Петра Тодоровского, создателя «Военно-полевого романа», «Анкор, еще анкор!», «По главной улице с оркестром».
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.