Границы между жизнью и смертью с каждым годом стираются. Раньше не было таких чудодейственных лекарств и технологий, способных оживить даже мертвого, но не было и такого количества несчастных, которые годами балансируют между жизнью и смертью, пребывая в вегетативном состоянии. Получается, прогресс медицины порождает новые, еще более сложные проблемы. Так нужно ли реанимировать больного любой ценой? Отвечает ведущий научный сотрудник реанимационного отделения НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко Александр ПАРФЕНОВ.
— Александр Леонидович, чем руководствуются реаниматологи, когда решают, оживлять или нет человека?
— В медицинском понимании смерть — это остановка деятельности сердечно-сосудистой системы, повлекшая за собой смерть мозга. В случае клинической смерти мы, по закону, обязаны реанимировать человека в течение 30 минут. Но, хотя запустить сердце можно и через 10-15 минут, кора мозга способна пережить отсутствие кислорода (подача которого прекращается при остановке кровообращения) максимум 5-6 минут. Позже мы получаем человека с погибшей корой головного мозга. Такое состояние называется вегетативным статусом или апалическим синдромом. Всего пять-десять лет назад врачи считали вегетативный статус конечной и необратимой степенью слабоумия. Но в последние годы появились работы, в которых убедительно, с практическими примерами, показано, что некоторая часть вегетативных больных, у которых кора повреждена частично, могут из этого состояния выйти.
Проблема в том, что часто констатировать смерть мозга очень трудно, ведь даже кора, погибающая быстрее всего, в ряде случаев погибает не вся целиком, а участками. Белое же вещество в результате гипоксии погибает еще медленнее, и при обследовании больного можно увидеть «пятнистую» картину: где-то мозг погиб, где-то нет. Мозг — уникальный орган, у него колоссальные пластические возможности. Даже в случае гибели отдельных частей мозга другие части берут на себя их функции. Вся интенсивная терапия и реабилитация направлена на то, чтобы обучить мозг делать необходимые вещи, несмотря на имеющиеся повреждения. Я уверен, что с развитием науки временные границы возможностей выхода из вегетативного состояния будут отодвигаться. Поэтому за жизнь человека необходимо бороться до последнего.
Хотя, если остановилось сердце у больного, страдающего неизлечимым недугом, наша помощь двусмысленна: выполняем свой долг, но одновременно продлеваем его мучения. До сих пор помню, как меня, начинающего врача, на дежурстве вызвали к ребенку, у которого была опухоль мозга. Я запустил кровообращение, поднял давление. Выхожу, довольный, к родителям, говорю, ребенок жив! «Доктор, а зачем вы это сделали?» — спросили они меня. Тогда у меня глаза расширились — но ведь, действительно, мальчик был обречен, а я вмешался в процесс. Только не подумайте, что я за эвтаназию. Просто больные на конечной стадии онкологического заболевания нуждаются в другой медицинской помощи, паллиативной. Если больной признан безнадежным, этично подготовить его к достойному уходу из жизни, лучше всего в условиях хосписа.
Реанимационные мероприятия в хосписе не предусмотрены, потому что проводить их там негуманно — это не спасение человека, а продление его мучений. Останавливается у человека в хосписе дыхание или сердце, и он мирно умирает. Но в реанимацию человек поступает на лечение, счет иногда идет на минуты и врач обязан бороться за его жизнь.
Правда, существующие хосписы принимают только онкологических больных. А умирающий от другого заболевания должен провести последние месяцы в больнице или дома. Т.е. в условиях, далеких от идеальных.
— Достойным уходом из жизни сегодня многие называют и эвтаназию. Есть ли среди реаниматологов ее сторонники?
— В буквальном смысле слова эвтаназия — это «легкая смерть», хоспис как раз и есть пассивная эвтаназия. Но под пассивной эвтаназией иногда подразумевают другое — прекращение оказания медицинской помощи безнадежному больному. А кто может безошибочно сказать, что больной безнадежен? Я могу привести массу примеров, когда, неизлечимые больные после многомесячных трудов врачей стабилизировались, хотя и с грубыми нарушениями.
Сторонники эвтаназии среди реаниматологов, конечно, есть. Основной аргумент — больному все равно не поможешь. Я считаю такое отношение преступным. Хотя многие говорят об этом от отчаяния. Понимают, что не могут помочь больным в вегетативном состоянии, с продолжительной искусственной вентиляцией легких, порой эти больные занимают койку тех, кому мы можем помочь. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу о специализированных хосписах для неонкологических больных.
— В вашей практике были чудеса — спасение тяжелых больных, казавшихся безнадежными?
— Да,бывают необъяснимые случаи: когда казалось бы, безнадежный больной восстанавливается, хотя, чтобы такое «чудо» произошло, надо очень хорошо поработать.
А бывают и другие «чудеса» — когда внезапно погибают больные, жизнь которых, казалось, вне опасности. Естественно, мы, врачи, удручены, думаем, что же упустили, ждем вскрытия. Но иногда и вскрытие не показывает причину смерти, и тогда думаешь, что это? Недостаток знаний или вмешательство сверху?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Личность и Церковь: «Делаем то, что можем» Мы не любим до поры размышлять о смерти. Так устроен человек. Анне СОНЬКИНОЙ 28 лет, она растит сына и дочку, а жизнь свою проводит среди неизлечимо больных, умирающих детей. Работа у нее такая — паллиативный педиатр. Мы будем говорить с ней о смерти. С Анной не страшно вести такие разговоры. Она — профессионал
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Реабилитация наркозависимых: Забыть наркотик, вспомнить все Наркомания — страсть в самой запущенной форме. Но если у человека есть решимость бороться с болезнью, тогда есть шанс ему помочь. В Новосибирской области есть православные общины по реабилитации наркозависимых, которыми руководит протоиерей Александр НОВОПАШИН.
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Мавзолей Ленина: По мощам и елей Почему отношение коммунистов к телу Ленина ближе к почитанию тела фараона, а не к православному почитанию мощей святых. Как сегодня египтяне относятся к своему величайшему и очень жестокому правителю Рамсесу II и как нам «египетского зла избежать»
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Добровольцы. Простые истории Мы пришли в неврологическое отделение еще с двумя женщинами - они уже опытные волонтеры. Мне выдали халат, косынку и перчатки. Работа была - мыть тумбочки или постричь одного больного. Стричь я не умею, было страшновато, и я выбрала тумбочки. Тут все вроде бы просто
Как не унывать если ребенок заболел У меня двое детей-погодков, и они часто болеют: то сопли, то уши, то кашель. Я постоянно унываю по этому поводу. Несколько лет назад для меня была очень утешительна попавшаяся случайно книжечка одного священника — бывшего детского врача Алексея Грачева. Но, к сожалению, больше ничего на эту тему в православной литературе мне не встречалось
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Человек-невидимка Человек ни на что не реагирует, не отвечает на вопросы, не следит взглядом, часто даже глотать сам не может. И такое состояние может длиться месяцами и даже годами. Его кормят, сердце у него бьется, вроде бы человек жив, но его как будто здесь нет. Если человеческая личность никак не проявляется -- личность ли это? И есть ли у таких людей внутренняя жизнь?
Борис Васильев: нравственный максималист 11 марта ушел из жизни писатель Борис Львович Васильев, автор «А зори здесь тихие» «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей». Он ставил перед читателем необыкновенно высокий этический идеал – даже в то время, когда столь твердая позиция шла вразрез с самим духом времени
У кино Федора Хитрука никогда не будет титра "Конец" 3 декабря в Москве на 96 году жизни скончался режиссер мультипикации Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло несколько поколений россиян. О тайне и гармонии мультфильмов Хитрука -- кинокритик Лариса Малюкова.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Настоящий доброволец: кто это? О том, какими качествами должен обладать тот, кто приходит помогать в больницу, и с какими трудностями он может столкнуться, мы решили спросить профессиональных медиков и священников, организующих служение волонтеров в больнице. Вот что они нам ответили
Памяти Галины Вишневской Народная артистка СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» - всех четырех степеней, несмотря на щедрость дающих в России таких – по-прежнему немного.
Андрей Гнездилов: доктор-сказочник Можно ли радоваться жизни, если ежедневно сталкиваешься со смертью? Многие ответят на этот вопрос отрицательно. Но наш герой более 30 лет ежедневно общается со смертельно больными людьми. Он не может излечить их и лишь старается облегчить страдания, помогает подготовиться к смерти. При этом он не просто любит жизнь. В свои 68 лет доктор медицинских наук, психотерапевт Санкт-Петербургского хосписа Андрей Владимирович ГНЕЗДИЛОВ остается большим ребенком. Значительное место в его психотерапии занимают… сказки и куклы
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.