У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.
Сказка -- ложь?
Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример -- старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, -- чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, -- отвечал он родным, -- которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин -- например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.
Женская гордыня и солнышко зеленое
А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике -- ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие, -- считает матушка Ксения, жена отца Иоанна Охлобыстина. -- Но и награда за женское послушание велика -- дети видят пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой -- если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями».
Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины, более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот, например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания. Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому мужу -- радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».
Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы. Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его тащить -- как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он, видите ли, хотел книгу написать... Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».
Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я -- глава семьи. Если я скажу, что солнце -- зеленое, ты должна соглашаться». Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против «зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы "глава семьи" предоставлял решать мне».
О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма: «Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В результате все получилось хорошо -- готовим мы на электрической плите, в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».
Муж -- орудие смирения?
Смирение, терпение, послушание -- это хорошо, но радость-то где? Иногда кажется, что жизнь в православной семье -- это союз двух добровольных мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем. Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а «смиряется» -- кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то, что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное решение, муж всегда учитывает мнение жены: “Она часто говорит: «Ах, кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его...”
Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют свойство накапливаться и превращаться в "бомбу", которая может сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя смирения. К такому "смирительному орудию" испытывать любовь все сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и упрека: "Почему ты до сих пор не сделал то-то?", а просто и спокойно: "Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть", важно говорить обо всех моментах, которые вас смущают: "Мой папа выпивал, а мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться". Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».
«Женская мудрость» - дорога к счастью?
«Отказаться от своей воли очень нелегко, в настоящее время это практически невозможно, -- считает иерей Григорий Ковалев, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. -- Женское и мужское равенство вообще-то штука хорошая, и христианство никогда против этого не выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет себя как женщина, а женщина действует как мужчина. Когда происходит тупое уравнивание, получаются все те проблемы, которые общество имеет на сегодняшний день. Женщины рады равенству, но не знают, что с ним делать, кроме как становиться мужчиной. А мужчины обижаются и устраняются от дел -- раз можешь все сама, так и делай сама. Тем, кто сетует на нынешние особенности взаимоотношения полов, стоит попытаться передать детям правильную картину мира. Если бабушка феминистка и внучка в этом с детства воспитана, вот тогда уже ситуация близка к необратимой».
Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. «Обычно так говорят женщины, которые уже успели в жизни разочароваться, но еще не приобрели настоящей мудрости, -- говорит отец Григорий. -- Это обиженная позиция, это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный жизненный опыт.
Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться должны и мужчина, и женщина, но каждый должен "со своей колокольни" это делать. Ведь любовь -- это действие, забота, внимание, участие, жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого-то. Возраст вносит коррективы в поведение, и если не было взаимной отдачи, то рано или поздно можно с удивлением увидеть, что рядом с тобой -- чужой человек.
Настоящая хозяйка во все времена, в том числе и в дохристианские, понимала, что самое большое богатство в любой семье -- это мир и лад между супругами. Покой в доме не купишь ни за какие деньги. Сказки о хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С христианской точки зрения послушание -- дать возможность Богу творить Его волю; придя в послушание, ты не будешь Богу мешать и получишь от Него благодать. В данном случае -- и материальную тоже. Но что еще мудрее и еще глубже -- послушание лишает нас возможности делать собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во-первых, становится чистым листом бумаги для Бога, а во-вторых, не делает тех глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.
Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. Но, конечно, на одном терпении без любви ничего не построишь. У терпения всегда должна быть какая-то цель. Терпят не просто так, а ради чего-то. Терпеть можно Христа ради или "ради человеков", ради детей например, за какую-то идею, но, когда эта идея себя исчерпает, брак, основанный на одном терпении, тоже рухнет. Любовь -- лучший фундамент терпения».
Зачем нам лошадь, если мы любовь потеряем?
Сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и христианской. А еще -- о счастье. Счастье -- странная вещь: его нельзя заслужить, добиться или заработать. Вот что говорит об этом кандидат психологических наук, профессор МГПУ, психолог-консультант Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне Андрей Копьев: «С точки зрения психологии в этой сказке наиболее интересна позиция жены. Поведение мужа мне кажется откровенно провокационным и безответственным, нелепым. Единственное, что можно сказать в его пользу, -- он неплохо к своей жене относится и намеренного вреда в его действиях нет. Даже эти англичане, вознаграждающие любовь мешками денег, -- это такой искусственный финал, некие ангелы, спустившиеся с небес.
То, что в результате муж выигрывает пари и получает хорошие деньги, происходит только благодаря духу мира и любви, который в этой семье существует.
То, что делает эта замечательная супруга из сказки Андерсена, это не из области логики, это из области высшей мудрости. В рамках земных она выглядит дурочкой или блаженной. Это логика любви, которая выше справедливости и здравомыслия и выше ума. Той любви, о которой говорил апостол Павел: "Любовь не превозносится, не ищет своего…". "Если мы сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?" -- так рассуждает героиня Андерсена.
Было бы странно призывать женщин следовать ее примеру буквально -- из сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Здесь не смирение, а именно -- любовь.
Счастье дается любящим не как результат каких-то действий, а просто так, даром. Такая любовь кажется нам простой и даже глуповатой. Гоголевские старосветские помещики тоже существуют в состоянии тихого трепетного умиления. Говорят банальные вещи, совершают обычные действия, но живут как бы в коконе взаимной любви, они открыты, беззащитны друг перед другом. Хотела бы современная женщина такого итога своего брака, как в "Старосветских помещиках"? Возможно, далеко не всякая согласилась бы коротать свои дни с человеком, все интересы которого -- поесть-попить, мировыми событиями супруг не интересуется, ничего увлекательного не рассказывает… А ведь эти помещики счастливы, они принимают друг друга такими, какие они есть, и им этого хватает.
Можно сказать: делай то-то и получишь определенный результат, но нельзя сказать: делай вот это и будешь счастлив. Так что в это андерсеновское пространство любви маршрут у каждого свой. Кому-то приходится и лошадку поменять на мешок гнилых яблок. "Правда -- хорошо, а счастье – лучше".
Дополняя друг друга
Собирая материалы для статьи, я заметила странную вещь. На одну и ту же тему мужчины и женщины рассуждали совершенно по-разному, и женский взгляд принципиально отличался от мужского. Можно сказать, что мужчины сумели подняться над ситуацией и обобщить ее, в то время как женщины сосредоточились на мелких, тактических деталях. Получается, что мужская и женская точки зрения, дополняя друг друга, дают некий целостный взгляд -- так две картинки в стереоскопическом бинокле создают ощущение объема. Кстати, требования к женам, которые выдвигали мужчины, оказались намного ниже, чем женские: женщины мечтали о том, чтобы муж был главой семьи, за которым как за каменной стеной, помогал в воспитании детей, но при этом оставлял женщине простор для творческого роста, а мужчины просили всего лишь, чтобы жена не ворчала по пустякам и не портила настроения.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Как выйти замуж? Почему нередко умные и красивые женщины — не замужем? Женщины часто ищут причину в себе — что со мной не так? Может быть, есть секрет, зная который, проще выйти замуж?
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Выбирали идеал, а получили развод В наши дни у людей религиозных найдется гораздо больше причин создать семью, чем у светских. Вот только разводятся первые ничуть не реже и не менее болезненно, чем вторые. Почему так происходит? Ведь развод без серьезных канонических причин, просто потому, что «не сошлись характерами», с православной точки зрения считается грехом.
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
На грани развода? В Санкт-Петербургской епархии появился православный центр помощи супругам, переживающим кризис в отношениях. Организаторы этого центра — протоиерей Александр ДЯГИЛЕВ и его супруга Любовь ДЯГИЛЕВА не скрывают, что сам метод работы взяли у католиков, но существенно переработали его с учетом православной специфики
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
Венчание: решительный шаг в любовь Сегодня наступает Красная горка -- пора свадеб. Как проходит таинство венчания -- одно из важнейших таинств Церкви и красивейших обрядов, которое даже среди православных христиан многие склонны недооценивать? Рассказываем, что означает обручение, зачем возлагаются венцы, даются свечи, пьется вино из одной чаши, а новобрачных водит священник вокруг аналоя
Современный Гекльберри Финн Современные дети знают, что "им все должны". И умеют пользоваться этим - рассказывает о.Александр Доколин, священник, директор одного из московских детских домов
Ксения Лученко о жизни матушек без штампов Как писалась книга «Матушки: жены священников о жизни и о себе», является ли она рецептом, как стать матушкой и есть ли в ней истории про любовь, рассказывает ее автор – известный православный журналист Ксения Лученко. Сегодня вечером она будет представлять книгу в культурном центре «Покровские ворота».
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Муж и жена: когда вместе скучно Немало супружеских пар в нашем мире страдает из-за непрерывных конфликтов. Но бывает и по-другому, причем у достаточно благополучных людей, решивших многие проблемы: им вдвоем скучно: «Я знаю его (ее) как свои пять пальцев!» И это серьезная проблема
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Тайна быть матушкой Никогда, ни одного дня своей жизни, я не хотела быть матушкой – то есть женой священника. Не хотела оттого, что, наблюдая жизнь мамы и папы (на Успение отметивших 36 лет со дня его хиротонии), я всегда отлично понимала, с чем мне (или любой другой матушке) придется столкнуться.
День всех влюбленных: православным вход воспрещен? Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.