Сегодня даже среди православных христиан многие склонны недооценивать таинство брака — венчание, не говоря уже о «штампе в паспорте», как пренебрежительно называют регистрацию семейного союза в ЗАГСе. «Главное, что мы любим друг друга — и какое до этого дело другим людям? А если вдруг разлюбим — неужели же какие-то жалкие пометки в паспорте помешают нам развестись?»
Богослужебный чин венчания в нынешнем своем виде сложился сравнительно недавно: около тысячи лет назад. Что же было до того, в ту самую эпоху раннего христианства, к которой принято апеллировать в «продвинутых» дискуссиях за свободную любовь? Как правило, звучит такое мнение: да просто помолился батюшка, благословил — и все, вы уже муж и жена!
На самом деле в то время брак считался церковным при соблюдении следующих условий:
свободное волеизъявление жениха и невесты;
разрешение на брак со стороны епископа (то есть Церковь могла и не благословить конкретный брачный союз, посчитав его по разным обстоятельствам неспасительным!);
объявление о новом статусе молодых перед церковной общиной;
и наконец, соборная молитва Богу о новой семье.
И речи не было о том, что вступление в брак — частное, «приватное» дело двоих. Наоборот: новобрачные объявляют о своем выборе обществу, а общество свидетельствует перед Богом о той ответственности, которую это накладывает на мужа и жену. После заключенного таким образом брака не только Бог, но и люди вправе требовать от мужа и жены соблюдения принесенных обетов.
Сейчас все иначе: и вера, и любовь стали «очень интимным делом», об этом неудобно спрашивать, в этом не
принято давать отчет... И иногда эта интимность — обратная сторона нашей закомплексованности и несвободы. В нас нет решимости. «А нельзя разве просто так обойтись?..» За этим унылым вопросом на поверку прячется не отстаивание свободы, а страх нравственной ответственности: «Вдруг не осилю?» Именно этот мертвящий страх прячется за нервическим требованием секулярного общества — все больше и больше освобождаться: от догм, от авторитетов, от традиций... Совсем иную свободу дарит человеку церков-
ная вера: «Страха нет в любви, но совершенная любовь вон изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).
Итак, выбор между малодушным страхом и бесстрашной любовью — за нами.
1. Обручение. Свечи. Рассказывая о крещении, мы говорили о том, что, прежде чем войти в церковное общение, человек должен пройти период оглашения. Подобный «испытательный срок» предусмотрен и для готовящихся стать мужем и женой. Начало ему кладет обручение или помолвка. В наши дни роль обручения играет помолвка, а само обручение, подобно чину оглашения, соединяется с последующим таинством венчания в единую службу. Молодые становятся в притворе храма (или в задней, западной его части, при входе). Жених — справа, невеста — слева, поскольку традиционно в церкви правая сторона (напротив иконы Спасителя в иконостасе) считается мужской, а левая (напротив образа Божией Матери) — женской. Священник вручает обоим горящие свечи как знак святости их намерения. Заметьте: свечу держат в левой руке (иначе как же осенять себя крестным знамением?).2. Обмен кольцами. Испросив у Бога ниспослать жениху и невесте дар любви и единомыслия, священник возлагает на правую руку каждому из них кольцо. «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)...» Жениху вначале надевается кольцо невесты, а невесте — жениха, а после священник трижды меняет их в знак того, что в браке каждый из супругов передает власть над собой другому (перстень всегда был знаком власти). Раньше у невесты было серебряное кольцо, а у жениха золотое, что соответствовало словам апостола Павла, которые читаются на венчании, о том, что муж является главой жены, как Христос Церкви, но вместе они составляют одно тело, один организм, причем навечно, о чем также говорят своей формой кольца. После этого совершается молитва, в которой пред Богом воспоминаются многочисленные случаи из Священного Писания, когда возложение перстня являло надежный залог верности принятому решению. 3. Слово священника к вступающим в брак. После обручения священник торжественно ведет жениха с невестой в центр храма, перед ними несут свечу и поется псалом с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Венчающиеся встают на белое полотенце, символизирующее, как и платье невесты, чистоту вступающих в брак. Священник оборачивается к ним лицом и произносит напутственное слово о тайне супружеской жизни, о ее духовной стороне. Обычно венчание совершает духовник обоих супругов или только жениха, но, конечно, знакомый и с его невестой, поэтому он может сказать самые важные слова, нужные именно для них, для их счастливой семейной жизни. Зная и лучшие стороны своих духовных чад, и их недостатки, священник дает совет, как сохранить и преумножить ту любовь, которую они имеют, в различных жизненных испытаниях.4. Испытание жениха и невесты перед венчанием. Теперь священник проводит последнее «испытание», т. е. спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль пояти себе в жену сию, юже зде пред тобою видиши? Не обещался ли иной невесте?» Подобный же вопрос обращается и к невесте. Это свидетельство жениха и невесты перед лицом всей Церкви подобно произнесению крещальных обетов. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это — обет святого венчания. 5. Зачем поминают мучеников? Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской. Итак: «Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру!.. Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге!..Помяни их, Господи Боже наш, якоже помянул еси Твоих 40 мучеников, низпослав им с небесе венцы!..» Воспоминание о мучениках весьма уместно. Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1: 5-7; Рим. 5: 3-5). И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников. 6. Возложение венцов, призывание благословения Божия. И вот: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!» Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники (т. е. свидетели брака). Выбор зависит от местных традиций храма либо от практической необходимости. Венцы — это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой — знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви. Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)!» После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак. 7. Чаша с вином. До XII века венчание, как и все прочие церковные таинства, было сопряжено с главнейшим таинством святой Евхаристии. И теперь как раз на том месте службы, где надлежало быть причащению, сохранился след древнего порядка: молодым преподают общую чашу с вином. Как и на литургии, в этот момент поется «Отче наш», и слова «да будет воля Твоя» воспринимаются как свидетельство того, что брак является исполнением молодыми открывшейся им воли Божией. Связь венчания с Евхаристией не утеряна и сейчас: обычно в день венчания утром жених с невестой причащаются первыми на литургии, а в некоторых храмах даже стоят во время литургии в центре храма в венчальных одеждах. Чаша же вина приобрела смысл того, что супругам нужно будет вместе пить чашу жизни, всех ее радостей и невзгод. 8. Крестный ход вокруг аналоя. Теперь венчание — свершившийся факт. Соединив руки молодоженов, священник ведет их вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие. Троекратное — в честь Пресвятой Троицы — обхождение по кругу, символу вечности, есть знак торжества рождения новой христианской семьи, напоминающей торжество рождения нового христианина в таинстве крещения, и особенно торжество рождения нового священника в таинстве хиротонии, когда при обхождении вокруг престола поются те же песнопения, что и при венчании: «Исаия, ликуй — Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека!..»; «Святии мученицы!.. молитеся ко Господу спастися душам нашим!»; «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов Похвало!..». О чем все это? О проповеди: пророки, апостолы, мученики и все святые проповедали пришествие в мир Спасителя Бога, имя Которому — Любовь. Так и сама жизнь в христианском браке — это дерзновенная проповедь о великой надежде: в нашем мире живет — не умерла и не оскудела Любовь! 9. Снятие венцов, благословение иконами. Этот момент — снятие венцов — можно прокомментировать кратко: венцы видимые снимаются, но небесные венцы Божественной благодати и помощи остаются на главах супругов навсегда! В завершение священник благословляет молодых двумя иконами — Спасителя и Богородицы, — которые стояли перед царскими вратами у иконостаса на протяжении всей службы. Эти святые образа будут поставлены в красном углу дома молодоженов, перед ними будет совершаться совместная молитва супругов, а после — их детей и внуков
Текст: священник Алексий АГАПОВ,
священник Николай ПЕТРОВ
Фото: Екатерина СТЕПАНОВА
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 2 Чем «плох» гражданский брак? Как не обижаться и кто должен мириться первым?Что делать, если любовь ушла и как любовь сохранить? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. + ВИДЕО
Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 1 Кто главный в семье, мужчина или женщина? Можно ли планировать рождение детей? Что делать, если из-за работы не хватает времени на семью? Как поститься супругам? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. ВИДЕО
Женитьба — смерть эгоиста Как найти мужа? Посмотреть, кому ты можешь доставить радость, говорит протоиерей Алексей ПОТОКИН, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне.
Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 3 Как правильно праздновать свадьбу? Нужно ли молодой семье стремиться жить отдельно от родственников? Как переделывать своего супруга? Как находить друг для друга время? Как жить с неверующим супругом? На эти и другие вопросы молодых семей отвечает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. + ВИДЕО
Одинокое счастье Вступление в брак делает россиян на 20% несчастнее, подсчитали российские социологи. Эксперты газеты «Коммерсантъ» объясняют это финансовыми проблемами, стремлением к личной независимости и тем, что люди не готовятся к вступлению в брак, не умеют быть мужем и женой, мамой и папой.
Тайна быть матушкой Никогда, ни одного дня своей жизни, я не хотела быть матушкой – то есть женой священника. Не хотела оттого, что, наблюдая жизнь мамы и папы (на Успение отметивших 36 лет со дня его хиротонии), я всегда отлично понимала, с чем мне (или любой другой матушке) придется столкнуться.
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Непонятный грех В сегодняшнем обществе отношение к добрачным связям и гражданскому браку абсолютно лояльное. Однако Церковь говорит, что блуд — смертный грех, такой же, как воровство или убийство. Воровство и убийство приносят страдание, а тут люди любят друг друга — возражает общество. Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Почему?
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Венчание тех, кто давно в браке: подготовлен особый чин В Церкви может появиться специальный чин венчания для людей, которые уже давно состоят в браке. Из молитв исчезнут просьбы о многочадии, но останутся просьбы сохранить любовь. Если же супруги хотя креститься, то венчаться им и вовсе не придется. На днях он одобрен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения, на очереди одобрение Синодом. Рассказывает член Комиссии священник Максим Плякин
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Муж и жена: когда вместе скучно Немало супружеских пар в нашем мире страдает из-за непрерывных конфликтов. Но бывает и по-другому, причем у достаточно благополучных людей, решивших многие проблемы: им вдвоем скучно: «Я знаю его (ее) как свои пять пальцев!» И это серьезная проблема
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
День всех влюбленных: православным вход воспрещен? Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог
Знакомства по интернету: если не берут замуж Так принято, что мужчины испокон веков ищут себе жен, а не наоборот. У них для этого есть все преимущества: свобода выбора и право настойчивости. Женщины вынуждены жить в ожидании чуда: «Ну когда же меня найдут?» Можно ли сделать это ожидание деятельным? Корреспондент «НС» к началу сезона свадеб после Пасхи узнала, что такое поиски семейного счастья.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.