«Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
Во-первых и в-главных, стоит на это ответить, что принципы демократии и толерантности, с позиций которых всегда такое говорится, позволяют и христианам иметь свое мнение и его публично высказывать. Христиане давно не пытаются заставить все общество жить по своим законам — но взамен они могут рассчитывать на то, что и светские моралисты не станут заставлять их менять свое вероучение.
Но все же какой-то ответ по сути надо дать и на сам вопрос: почему, в самом деле, такое внимание уделяется теперь половой сфере? Самый простой ответ будет таким: да просто потому, что половая энергия в человеке — великая сила, почти такая же, как чувство голода. Она беспокоит, раздражает, зовет — в том числе и теоретиков-моралистов. Не случайно в православном секторе интернета особо жаркие баталии «про это» разыгрываются во время постов, когда искушения обостряются.
Но есть и второй, и куда более значительный, ответ: в области половой жизни и только в этой области церковная традиция решительно и непримиримо расходится с законом и моралью нынешнего светского общества. Я совершенно согласен, что священникам во время исповеди и подготовки к крещению следовало бы спрашивать людей, не балуются ли они воровством или взятками, и напоминать им про недопустимость таких поступков. Только этим у приличных людей и так хвастаться не принято, в крайнем случае, люди будут оправдывать себя: все так делают, без этого не проживешь, — и тем самым они свидетельствуют, что совесть обличает их. Да и закон тут выражается с предельной ясностью. Ну а что касается гнева, обжорства или других греховных движений души и тела — закон о них умалчивает, зато светская этика в общем и целом совпадает с христианским вероучением. Один скажет, что объедаться бигмаками и упиваться водкой вредно для здоровья, а другой — что это еще и грешно, но практические выводы будут совершенно одинаковыми.
А вот с половой жизнью совсем не так. Закон говорит: совершеннолетние люди по взаимному согласию могут делать что угодно, и светская этика немного к тому добавляет. Она в целом осуждает обман своего супруга или партнера, но и тут может человек сказать: мы с женой/мужем так договорились, он(а) не возражает.
Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Да какая разница, говорят нам, если люди любят друг друга! Все это их личное дело. Так гласит закон, с этим согласен обычай. Почему бы Церкви не принять и не освятить его?
Да просто потому, что Церковь не приноравливает свое вероучение ни к текущему законодательству, ни тем более к нынешним обычаям. Ведь то и другое очень переменчиво... Римский историк Светоний рассказывает о нравах великой империи. Например, при императоре Тиберии (как раз на его правление пришлось время служения Христа) в Риме редкий день обходился без казней, причем казнили не только неблагонадежных граждан, но и их детей и внуков. Такова была государственная политика, этим действиям не препятствовали ни закон, ни нравы.
Современный светский человек уверен, что все это осталось в далеком прошлом, что нравы и законы со временем сами собой обязательно улучшаются... Не должна ли последовать за их улучшением и Церковь со своими архаичными нормами? Тем более что так и поступили некоторые протестантские деноминации, которые без особых проблем благословляют однополые браки и допускают аборты. Но дело в том, что Церковь призвана делать в этом мире, по сути, одно и то же в любом веке, при любых законах и нравах, и миссия эта состоит не в том, чтобы поддерживать светских людей во всем, что они пожелают делать. Будь это так, и по сю пору оставались бы нормой тибериевы детские казни. Нет, миссия Церкви — открывать людям Бога и приводить их к Нему. А значит, она постоянно говорит о том, чего ожидает от людей Бог.
Церковь учит сегодня, как и две тысячи лет назад: человек был создан как образ и подобие Божие, причем мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, обретая в брачном союзе целостность и полноту. Все, что способствует этой цели — благословенно, а что отвлекает от нее — наоборот.
Разумеется, не каждый конкретный брачный союз, как и не каждый обет безбрачия, оказывается успешен, потому существуют и разводы, и вторые, и третьи браки (равно как и оставление данных обетов) — но это не норма, это катастрофа. После нее можно и нужно жить дальше, но нельзя сознательно строить свою жизнь как цепочку катастроф. А самое главное — не стоит разменивать идеал на удовольствия.
И если оглянуться на историю нашей цивилизации, то окажется, что смягчению нравов и отказу от тех вещей, которые еще были возможны во времена Тиберия, способствовал прежде всего взгляд на каждого без исключения человека как на образ Божий, достойный уважения и сбережения. Нынешний мир, как и во времена Тиберия, живет по иным законам, и это нормально. Но требовать от Церкви забыть о главном означает, на мой взгляд, попытку выломать из современной цивилизации тот самый краеугольный камень, на котором держится вся ее постройка.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
Надо ли называть инвалидов политкорректно? Нейтральные слова вдруг стали обидными: «старики», «инвалиды», «слепые»... Отчего это происходит? Зачем и кому нужны громоздкие синонимы? Как выдержит политкорректные нововведения русский язык?
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Семейная жизнь: как не остаться у разбитого корыта У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС»
Как выйти замуж? Почему нередко умные и красивые женщины — не замужем? Женщины часто ищут причину в себе — что со мной не так? Может быть, есть секрет, зная который, проще выйти замуж?
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Выбирали идеал, а получили развод В наши дни у людей религиозных найдется гораздо больше причин создать семью, чем у светских. Вот только разводятся первые ничуть не реже и не менее болезненно, чем вторые. Почему так происходит? Ведь развод без серьезных канонических причин, просто потому, что «не сошлись характерами», с православной точки зрения считается грехом.
Шокирующие факты из жизни животных,
или может ли медведь быть гомосексуалистом Материал «Почему гомосексуалистами не рождаются», вызвал бурные дебаты среди читателей. Основной аргумент критиков сводился к утверждению: «Гомосексуализм есть и у животных, следовательно, это естественное природное явление». Кто и когда доказал этот факт, принятый многими за аксиому? Мы не стали верить голословным утверждениям и обратились за разъяснениями к экспертам.
Знакомства по интернету: если не берут замуж Так принято, что мужчины испокон веков ищут себе жен, а не наоборот. У них для этого есть все преимущества: свобода выбора и право настойчивости. Женщины вынуждены жить в ожидании чуда: «Ну когда же меня найдут?» Можно ли сделать это ожидание деятельным? Корреспондент «НС» к началу сезона свадеб после Пасхи узнала, что такое поиски семейного счастья.
Муж и жена: когда вместе скучно Немало супружеских пар в нашем мире страдает из-за непрерывных конфликтов. Но бывает и по-другому, причем у достаточно благополучных людей, решивших многие проблемы: им вдвоем скучно: «Я знаю его (ее) как свои пять пальцев!» И это серьезная проблема
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
На грани развода? В Санкт-Петербургской епархии появился православный центр помощи супругам, переживающим кризис в отношениях. Организаторы этого центра — протоиерей Александр ДЯГИЛЕВ и его супруга Любовь ДЯГИЛЕВА не скрывают, что сам метод работы взяли у католиков, но существенно переработали его с учетом православной специфики
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
День всех влюбленных: православным вход воспрещен? Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.