На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность 1 (72)'2012

На грани развода?
Православная программа помощи супругам спасла несколько семей


Версия для печати
12.01.12, 06:47

В Санкт-Петербургской епархии появился православный центр помощи супругам, переживающим кризис в отношениях. Организаторы этого центра — протоиерей Александр ДЯГИЛЕВ и его супруга Любовь ДЯГИЛЕВА не скрывают, что сам метод работы взяли у католиков, но существенно переработали его с учетом православной специфики.



Костер и дрова

Изначально движение «Супружеские встречи» было создано в 1977 году в Польше католическим священником Стефаном Богушевским и супружеской парой — Ежи и Иреной Гжибовскими. Отец Стефан приехал из Канады, где видел аналогичную программу, но она была нецерковной. Он решил «воцерковить» это дело и в лице Ежи и Ирены нашел поддержку. Отец Стефан умер в 1980 году, и его место занял отец Мирослав Пилсняк, сейчас он настоятель Доминиканского монастыря в Варшаве. Отец Мирослав, Ежи и Ирена являются руководителями этого движения в Польше. Сейчас это уже большое международное движение.

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св.блгв. вел. кн. Александра Невского в Красном Селе г.Санкт-Петербурга, узнал о движении «Супружеские встречи» в 2009 году от своих прихожан. Они с супругой Людмилой съездили в Польшу, познакомились с методом, посмотрели, как эти встречи проходят. «Мы увидели, как замечательно работают католики, помогая супругам. Было очень жалко, что у нас ничего подобного нет, и тогда мы решили создать что-то аналогичное в Православной Церкви». В сентябре 2010-го было получено официальное благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на создание в Санкт-Петербургской епархии православного центра движения «Супружеские встречи». «Для меня, как для священника, часто возникала проблема, — рассказывает отец Александр, — приходят люди — жена жалуется на мужа или муж на жену. Как правило, они приходят по отдельности. Но даже если приходят вдвоем, ты понимаешь, что не можешь прийти к ним в семью, начать жить их жизнью, говорить: ты скажи ему это, а ты скажи ему то. Люди просят о помощи, потому что не могут решить свои проблемы сами. Но как помочь — не понятно. К тому же не секрет, что и у самих священников в семейной жизни часто все не идеально. Мне кажется, Господь умудрил основателей движения “Супружеские встречи” найти некий выход — как это можно делать тактично, не вмешиваясь в личную жизнь людей».

Основная программа центра — двухдневный выезд за город для семейных пар. Обычно это происходит с вечера пятницы по середину дня в воскресенье. Матушка отца Александра Любовь Дягилева, соорганизатор центра: «Мы предлагаем супругам оставить всю суету, все житейские дела, даже детей, чтобы они могли посвятить время только друг другу и молитве. Людей важно вырвать из привычной среды обитания».

Программа состоит из одиннадцати бесед, посвященных разным аспектам супружеской жизни. Ведущие пары делятся своим опытом, как они решают те или иные семейные вопросы. Ведущие пары — это те, которые когда-то сами приняли участие в программе в качестве нуждающихся в помощи, после прошли определенную подготовку и захотели делиться своим опытом с другими. Обязательно присутствует священник. В воскресенье утром служится Божественная литургия.

Технически для программы требуется загородный дом, в котором каждой паре можно было бы предоставить отдельную комнату, а какое-то помещение переоборудовать под часовню — еще лучше, чтобы храм был совсем рядом с этим домом. «У нас в епархии мы, к сожалению, такого не нашли, — рассказывает отец Александр. — У католиков такой дом есть, и мы воспользовались их гостеприимством. Там живет брат Казимир, который этот дом содержит. Он сдает его под христианские проекты. Митрополит Владимир благословил на время нашего там присутствия переоборудовать часовню для служения православной литургии».

Один из акцентов программы — люди просят Бога обновить дары, которые даются в Таинстве Венчания, и помочь правильно их использовать. «Можно нарисовать такой образ, — говорит отец Александр, — горит костер, огонь на дровах — это дар Божий. Просто сваленные в кучу дрова — это еще не костер. Но даже если огонь и появился на этой куче дров, все равно он рано или поздно потухнет, если сознательно не заготавливать и не подкидывать вовремя новые дрова. Многие люди, когда женятся, думают, что та любовь, которая у них есть, будет всегда. Но на самом деле Божий дар, который дается в Таинстве Венчания, может исчезнуть, если его целенаправленно не поддерживать сознательными усилиями».

Католическая методика работы взята за основу, но учитывается православная специфика. Плюс есть чисто технические отличия: например, у католиков литургия служится в пятницу вечером, в субботу вечером, в воскресенье после окончания программы. В православных «Супружеских встречах» в пятницу и в субботу вечером совершаются вечерни, литургия служится только один раз — с утра в воскресенье. Три последние встречи проводятся уже после литургии и завтрака, потом благодарственный молебен и обед. «Еще одно важное различие, — продолжает отец Александр, — у католических священников целибат. Поэтому у них с кризисной парой работает ведущая пара плюс священник. А у нас участвуют священники вместе со своими женами. Ну, и раз у нас православные священники, то, говоря о своем видении проблем, они, безусловно, исходят из опыта Православной Церкви». Центр сейчас существует в структуре отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

И у батюшек такое бывает?

Первые экспериментальные православные «Супружеские встречи» прошли в мае 2010 года. В них приняли участи три священнические семьи и шесть супружеских пар мирян. Эти пары фактически являют собой костяк православного движения. «У нас была интересная история, — рассказывает отец Александр. — Вернувшись из моей первой поездки в Польшу, я был очень воодушевлен и стал говорить на эту тему в одном из собраний духовенства. Реакция была приблизительно такая: “Ну, все понятно, ты расскажи нам методику”. Я говорю: “Отцы, поймите, я не могу просто рассказать, через это надо пройти, и, если вы хотите действительно этим заняться, вы должны пройти это вместе с вашими супругами”. Мне в ответ: “За кого ты нас принимаешь?! Нам это не надо!” Но самое интересное было потом. Некоторые из этих отцов, придя домой, рассказали своим супругам, что, дескать, отец Александр Дягилев какую-то ерунду нам рассказывал, мол, вместе с супругами участвовать в какой-то программе, супругам помогать. Но нам-то это не надо… И тут матушки восстали: “Это нам-то не надо?!” В итоге матушки привели своих батюшек на программу.

Идея такая: мы не учим людей, не требуем от них отчета в том, что у них в семьях творится, мы просто поднимаем некую тему и искренне рассказываем, как у нас решается этот вопрос. Поэтому очень важно, чтобы встречи проводились парами, которые сами имеют конкретный опыт. Иногда мы какие-то негативные примеры приводим. У людей иногда это вызывает шок: “Неужели у батюшек в семьях тоже такое бывает?” Но в результате возникает доверительная атмосфера, основанная на том, что у нас всех одни и те же проблемы. И люди оказываются готовы слышать нас, представителей ведущих пар, и, возможно, впервые эти темы проговорить друг с другом. Часто бывает, что, поскольку конфликтная тема травмирует обоих супругов, они всячески откладывают разговор о проблеме, порой на годы, и в результате отдаляются друг от друга. А у нас на программе иногда получается, что впервые за много лет они оказываются в состоянии проговорить что-то и что-то для себя понять и решить. Вот некоторые темы, которые супруги обсуждают за время своего двухдневного выезда: “Что такое диалог и правила диалога”, “Наши чувства”, “Наши маски”, “Бог в нашей жизни”. Обычно мы не называем супругам все темы заранее — иногда элемент неожиданности приносит больше пользы. Одна из тем на программе — “Супружество в Божием замысле”. Тут поднимаются богословские понятия: например, почему Бог создал людей мужчинами и женщинами? что такое брак с точки зрения православного богословия? И для многих людей это оказывается откровением».

Любовь Дягилева: «Потом людям предлагается самостоятельная работа, которую они проделывают, удалившись в свои комнаты. Возможность подумать, помолиться и поговорить с супругом вдвоем. И никто после не спрашивает: а к чему вы пришли, а что там у вас? Второй день — обычно самый тяжелый. Во-первых, на субботу приходится больше всего занятий, обсуждений, во-вторых, в этот день проговариваются самые болезненные темы. Людей иногда приходится уговаривать не бросать, дойти до конца программы, пережить это. Но такого, чтобы кто-то уехал, у нас не было. Есть пары, которые просто не “загораются”. Съездили, но не остались с нами, не приходят потом на встречи. А есть несколько случаев, когда удавалось спасти семьи, которые были на грани развода. К сожалению, есть один случай, когда нам не удалось это сделать. Хотя у этой пары после встречи вроде бы начали налаживаться отношения, но потом, увы… Конечно, наша программа — это не волшебная палочка, это просто инструмент, которым супруги могут воспользоваться, если хотят сами себе помочь — с Божией помощью».

Самое важное, считают организаторы центра, что после каждой беседы читаются молитвы о семье и в воскресенье служится Божественная литургия. «Лично мной вся программа воспринимается как богослужение, — говорит отец Александр. — Цель наших действий — сохранение, спасение христианского брака. Без Христа это невозможно. Поэтому темы Бога, веры всегда поднимаются, и литургия является итогом. По сути вся программа — это подготовка к литургии, к причастию.

Понимать, а не оценивать

Еще важно и принципиально, что люди участвуют в программе парами. «У нас был сложный момент, — рассказывает Любовь Дягилева, — один батюшка очень хотел присоединиться, но заявлял: “Во-первых, у нас с матушкой нет проблем, поэтому нам незачем вместе участвовать в программе, во-вторых, я хочу, как пастырь, окормлять участников этих встреч”. Мы долго сомневались, но все-таки пришли к выводу, что это невозможно, что если человек женат, то он не может на этих встречах присутствовать без супруги. Смысл не в том, чтобы учить, а в том, чтобы со смирением делиться тем, что у тебя происходит в семье, решениями каких-то конкретных ситуаций. Приходится в чем-то признаваться — дескать, у нас это было и мы это так-то и так-то решали. А когда человек изначально заявляет:“У меня все идеально и я научу вас, как надо”, то это не подходит».
«Наша главная задача — строить диалог, — говорит отец Александр. — У этого диалога четыре принципа: слушать прежде, чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать; прощать — это прежде всего».

После завершения двухдневного выезда его участники не просто расходятся. Те пары, которые этого хотят, ежемесячно собираются вместе, чтобы поддержать друг друга, пообщаться, попить чаю. На этих встречах выделяются люди, которые могут и хотят сами помогать другим преодолевать кризисные ситуации — и священнические семьи, и из мирян. «Когда количество ведущих пар станет уже серьезным, можно будет образовывать центры в других местах, — говорит отец Александр. — Дело в том, что одной супружеской паре не полезно принимать участие более чем в двух выездах в год, иначе это уже становится театром».

В будущем одним из проектов центра планируется сделать подготовку супружеских пар к венчанию. «У нас есть множество методик, как готовить к крещению, есть разные традиции оглашения, на эту тему проводятся конференции. А вот как готовить к венчанию, мало кто знает, — говорит отец Александр. — У католиков существует такая практика: девять бесед один раз в неделю, каждая продолжается три часа. Обсуждаются, например, темы: “Что будет, если один из супругов вскоре умрет?”, “Что будет, если выяснится, что муж и жена не могут иметь интимной близости?”, “Отношение к деньгам, к недвижимости, вообще к вещам”. Движение “Супружеские встречи” очень распространено в Польше, и человеку трудно вступить в церковный брак, не пройдя такую подготовку. У нас в центре пока подготовка к венчанию не проводится, потому что мало ведущих пар. Хотя в идеале такую подготовку нужно проводить в храмах, где люди будут венчаться».

Если говорить о том, насколько должны быть воцерковлены участники программы православного центра, главное условие — они должны быть лояльны к Церкви, плюс участие в программе могут принять только супружеские пары, которые признаются Церковью, то есть минимальное требование — официально зарегистрированный брак. Даже некрещеный человек может принять участие в программе, но он не должен быть против присутствия духовенства, против богослужения. Отец Александр: «Для некоторых программа становится поводом впервые серьезно задуматься о вере и о церковном понимании брака. Некоторых пугает тот факт, что мы взяли за основу католическую методику, хотя я всячески подчеркиваю: если какие-то вероучительные вопросы у нас поднимаются, то только с православной точки зрения. Взяв методику за основу, мы создаем свое движение, не изобретая велосипед».

Игорь ЛУНЕВ

Версия для печати

Тэги: Семья  Брак  Развод  Отношения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.