Снова и снова, несмотря на технический прогресс, всеобщее образование и демократию, люди возвращаются к теме семейного насилия. Вопрос ставится буквально: бить или не бить! Большинство, кажется, понимает, что бить другого – плохо, но если батюшка благословил?
В блогосфере идет живейшее обсуждение слов протоиерея Андрея Ткачева о том, что жену надо строго воспитывать. Буквально это звучит так: «Когда женщина хамеет в требованиях, нужно, чтобы мужчина ее поставил на место. Или она уйдет навсегда обиженной, или она навсегда останется... Если женщина, когда знакомится, вся такая овечка, глазки вниз, а когда поженились — начинают рога расти, если он раз вломит ей по рогам, она или уйдет от него — и до свиданья — или исправится. Вопрос в качестве мужчины. Мужчина может исправить женщину. Мужчина не должен быть подкаблучником. Он должен обламывать ей рога. Ломом, ребром ладони, гнуть ее, тереть ее, запихивать в стиральную машину…»
Конечно, эти слова вызывают удивление. Можно очень долго задавать самому себе вопросы, а потом иронично на них отвечать. Можно попытаться увидеть в словах батюшки гиперболу или метафору, или какой-то переносный смысл. Хотя в контексте других статей отца Андрея, например, статьи, где он говорит о том, что православие – мужская религия, становится понятно, что мужчины и женщины для него — люди разного сорта.
Поэтому женщин надо гнуть и тереть и запихивать в стиральную машину, а мужчины, они совсем другие – «стройные ряды здоровых мужиков кладут одновременно земные поклоны...» Это они видимо делают непосредственно после того, как ребром ладони или ломом обломают женам рога.
Отец Андрей пишет: «Наша религия мужская. Она смелая и умная, а не тепленькая и сентиментальненькая. Отсутствие мужика в наших храмах означает отсутствие богословия, поскольку понять христианство и объяснить его может, за редкими исключениями, только мужеский ум…»
Мне всегда казалось, что ум, смелость – по отдельности и уж, тем более, вместе – означают и благородство, и умение говорить с другим открыто, а уж никак не давать в глаз, чуть что не понравилось. Не понимаю я, и что значит «мужская религия». А какая женская? Отец Андрей пишет: «Я принадлежу к Церкви, у Которой святые отцы на виду, а святые матери — в тени у очага…» Это прекрасно, но зачем же ломом в тень очага загонять, а если она, гадкая, не загоняется, то прогнать вон. Разве Христос учил этому? Разве Он не говорил в первую очередь о любви?
Я смотрю на обсуждения высказываний батюшки в социальных сетях, на сотни комментариев и вижу, что кто-то вообще не понимает, как это можно говорить вслух, кто-то спорит, кто-то пытается найти более-менее разумные объяснения этим женоненавистническим словам, но, мне кажется, что люди, активно обсуждающие это, упускают из вида одну важную вещь.
Тот, условно говоря, простой, не привыкший к длительным рефлексиям, человек, который и так не считал зазорным вломить жене за плохо разогретый борщ, хотя бы в минуты просветления и раскаяния понимал, что делает что-то не так: приходя на службу не в интеллигентский московский храм, а в простой сельский, таких мужчин можно регулярно наблюдать. Но теперь, когда священник не только благословляет, но и призывает его стать «настоящим мужчиной» и наконец-то поставить бабу на место, у него вообще не останется никаких тормозов. Для тех, кто когда-либо интересовался темой бытового российского насилия, секретом не является, что бьют у нас страшно – и детей, и женщин. По благословению батюшки делать это будет и проще, и приятней.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Захар Прилепин: ксенофобия без розовых очков Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.
На грани развода? В Санкт-Петербургской епархии появился православный центр помощи супругам, переживающим кризис в отношениях. Организаторы этого центра — протоиерей Александр ДЯГИЛЕВ и его супруга Любовь ДЯГИЛЕВА не скрывают, что сам метод работы взяли у католиков, но существенно переработали его с учетом православной специфики
«Я ксенофоб. Что делать?» В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена — их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Выбирали идеал, а получили развод В наши дни у людей религиозных найдется гораздо больше причин создать семью, чем у светских. Вот только разводятся первые ничуть не реже и не менее болезненно, чем вторые. Почему так происходит? Ведь развод без серьезных канонических причин, просто потому, что «не сошлись характерами», с православной точки зрения считается грехом.
Семейное насилие: без Домостроя Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.
Конфликт на работе: с кем правда? Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе — ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно — об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»
Надо ли обличать ближних? Мы попросили прокомментировать вопрос об обличении ближних, поднятый в предыдущей статье, епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (ШАТОВА) и настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, протоиерея Сергия ПРАВДОЛЮБОВА.
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Мужчины и женщины: неравенство от природы В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами — хоть в строении мозга, хоть в поведении — обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?
Шокирующие факты из жизни животных,
или может ли медведь быть гомосексуалистом Материал «Почему гомосексуалистами не рождаются», вызвал бурные дебаты среди читателей. Основной аргумент критиков сводился к утверждению: «Гомосексуализм есть и у животных, следовательно, это естественное природное явление». Кто и когда доказал этот факт, принятый многими за аксиому? Мы не стали верить голословным утверждениям и обратились за разъяснениями к экспертам.
Обличать с пользой Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?
Есть ли у правосудия границы приличия? В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью. Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось. Насколько этичны такие методы судебного разбирательства? Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры? С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.