Творческий тандем супругов Франциско Инфанте и Нонны Горюновой можно назвать классикой современного российского искусства. Начиная с 1960-х годов, мастера работают в уникальном жанре создания артефактов, документированных в фотографиях — встречах мира Природы и мира Человека. Эти артефакты Инфанте — Горюновой стали желанными экспонатами лучших выставок планеты. Многие музеи гордятся присутствием их в своих собраниях. О философии артефактов, о различии понятий «культура» и «искусство», о приоритете религиозного сознания в процессе творчества Франциско ИНФАНТЕ рассказал Сергею ХАЧАТУРОВУ.
Горюнова Нонна, Инфанте Франциско. Слои пространства. Италия, 2002. Проект «Автопортрет»
— В Лондоне сейчас проходит выставка «Разбивая лед: московское искусство 1960-1980-х», которую курирует Андрей Ерофеев. Она пользуется успехом и представляет образ поколения (участвуют работы двадцати двух художников) неофициального искусства России 1960-1980-х. Чувствуете ли вы себя частью этого поколения?
— Думаю, что общность в данном случае была экзистенциальная: общность людей, отверженных официозом. Когда наступила перестройка и стало все возможно, общность рассеялась. Все остались при своем, о чем, собственно говоря, и мечтали. По формальным качествам в некое единство искусство художников, оппозиционных советской власти, никак не собирается. Причина, наверное, в том, что общество в Советском Союзе устроено было по-уродски и объединялись не во имя чего-либо, а вопреки.
— Выходит, дружили художники «другого искусства» под знаменем «против». Против догм официального искусства социалистического реализма. Ситуация и печальная, и одновременно — замечательная. Уникальность в том, что многие художники (включая вас с Нонной Горюновой) не являются адептами какого-то уже сложившегося до них стиля, а синтезируют самобытный, авторский новый. Что повлияло на сложение вашего?
— Бывают художники двух типов. Первый тип формируется в результате внешних воздействий. Человек реагирует на происходящие в области культуры события, затем что-то воспроизводит на основе усвоенного. Другой тип художника противоположный. Это люди, которые не могут отмахнуться от разных сугубо личностных, индивидуальных переживаний. Эти субъективные переживания они реализуют в своих произведениях. Как мне кажется, я отношусь ко второму типу художников. Еще во время учебы в художественной школе меня увлекла идея БЕСКОНЕЧНОСТИ устройства мироздания, я начал ее реализовывать. Разумеется, если бы я не находил какие-то ответы во внешнем мире, может быть, эта идея угасла бы. Помню, первое, что меня поддержало в отношении движения по выбранной субъективной траектории, — Библиотека иностранной литературы. В иностранных журналах впервые познакомился через периодику с работами Пьера Сулажа, работами других абстрактных художников. Сперва я ничего не понял, кроме одного: для моих занятий есть контекст, то, что я делаю, может иметь резонанс и значение. Отслеживать точечные влияния, которые, конечно, есть, так как мы не живем изолированно, очень трудно. Я все же не погружен в толщу социальной жизни, политики. Я пытаюсь работать с универсальными философскими категориями, понять которые можно только благодаря каким-то внутренним ресурсам. Вокруг, конечно, в начале щестидесятых годов происходило открытие для советской интеллигенции мирового модернизма: Пикассо, Сезанна, импрессионистов, экспрессионистов. Точки опоры во внешнем мире уже существовали, моими же точками опоры служили собственные внутренние представления. Вообще для меня темой в искусстве стал момент рождения художественного события на стыке нерешаемых проблем (ведь искусство по сути то, чего не может быть) и их реального представления. Это реальное представление нереального во многом связывается с понятием «артефакт».
Артефакты. 1968. Из цикла «Супрематические игры»
— Напомните, пожалуйста, его суть.
— Занимаясь проблемами бесконечности, я пытался делать метафоры: спирали, проекты реконструкции звездного неба и т. д. Потом, глубже изучив теорию бесконечности Георга Кантора, его версию двух видов бесконечности, потенциальной и актуальной, я осознал важность идеи актуальной бесконечности в качестве целого, актуально данного. Предъявить актуальную бесконечность возможно благодаря конструкции, противостоящей энтропии мира. В какой-то момент я понял, что мир не только бесконечен, но и таинствен. Я пытался найти что-то адекватное моим представлениям о тайне мира. В 1976 году я как художник оформил книгу Клиффорда Саймака. В ней речь шла об Артефакте, загадочном и желанном всеми. Особенно завораживали метаморфозы, происходящие в жизни с появлением этого Артефакта. Тема Артефакта очень увлекла меня, и я решил привносить его в природу и таким образом создавать некое организующее начало, каркас или сферу, внутри которой можно распоряжаться атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землей, небесами и т. д. Словом «артефакт» обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе. Символически важен момент вычленения артефакта как искусственного объекта, дополнительного к природе. Уместно вспомнить понятие «рама» — конструкции, что одновременно и ограничивает бесконечность мира, и фокусирует внимание на этой бесконечности. То, что с древности известно об артефакте, свидетельствует о бесконечности мира, о связи всего сущего с Тайной, реально этот мир наполняющей. Сознание художника, вдохновившего ситуацию взаимодействия артефакта и природы, создает силовые линии поля игры. Поэтому мои работы, в которых человек отсутствует, всегда о человеке и о его душевном мире, артикулированном сознании.
Артефакты. 1979. Из цикла «Очаги искривленного пространства»
— Каково значение случая в поле общения артефактов и природы?
— Огромное. Случайность тоже бывает двух видов: та, что разрушает, и та, что создает. Если созидательную случайность иметь в виду, когда делаешь что-то, и привлекать в союзники, то, как правило, она обогащает ситуацию. Ее присутствие тоже связано с тайной.
— Чаще всего проводником вашего общения с природой является зеркало. Почему?
— Зеркало — составная часть почти всех технических, внеприродных изделий: от телевизоров до космических спутников. Оно самый идеальный атрибут искусственного мира, древнее изобретение человечества, возраст которого отсчитывается с III тысячелетия до н. э. А стеклянное зеркало — венецианское изобретение начала XIV века. С зеркалом связаны многие культы и обряды. С функцией отражения возникает тема двойничества, изменения пространственных связей, — удивительные вещи, поражающие воображение. Когда мы делаем артефакты с зеркалами, работаем только в реальном пространстве. Никогда не обращаемся к технике монтажа, коллажа, компьютерных обработок. Скорее наоборот, сами наши артефакты в каком-то смысле предопределили появление цифровой технологии.
Артефакты. Из цикла "Жизнь треугольника"(1976-1977)
— Вы неоднократно замечали, что не любите рассудочное искусство. Что в вашем понимании «рассудочность»?
— Когда художник не живет искусством, а выдумывает его. Это сродни ухищрению, уловке. Здесь очень важно разграничение понятий «искусство» и «культура». Искусство всегда первично, связано с непосредственным искренним творческим импульсом. Культура — комментарий, толкование, текст второго уровня, уровня интерпретации. Некоторые художники пытаются обойти искусство со стороны культуры. Мне это не близко. Для них главным становится идеология. А идеология — самая смерть искусства. Кстати, определение «культурология» для меня довольно противное. Это понятие связано с хитрой попыткой обозначить альтернативу искусству. А ее нету. Искусство — сфера человеческой деятельности, которая позволяет человеку встать вертикально. Оно наглядно показывает возможность человеческого существования.
У культуры же в основном охранительные, ретроспективные функции. Ведь культура не сможет развиваться, если искусство перестанет быть. Не будет предмета исследования. Принципиально то, что искусство и культура могут взаимодействовать, но не могут смешиваться — по аналогии масла и воды. Апелляция к культуре — разоблачение художника, не могущего справиться с настоящим. Когда начинается переход искусства в жизнь, культуры в искусство, приоритеты культуры и жизни начинают присутствовать в искусстве. Это насилие над искусством.
Артефакты. Из цикла «Сквозь камень»
— А на территории искусства кто ваши собеседники?
— Их много в мире. Начиная с русского авангарда, с Малевича и до мастеров второго авангарда, Роберта Смитсона, Ричарда Лонга… Это мастера, отважно двигающиеся в природу, работающие с метаморфозами пространства.
— Насколько вам важны в творчестве вопросы веры, идея Бога?
— В теме актуальной бесконечности, которой я занимаюсь, заложена идея Бога — Единого, по образу и подобию Которого создан Человек. Для художника очень важно в своем сознании наличие представления о Боге, возможность выхода к Единому. Суд человеческий может быть случаен. Суд Божий — универсален. В своем понимании творчества пытаюсь соотносить себя с Судом Бога. И помню, что вера в Бога сопряжена с ответственностью заботы о собственной бессмертной душе.
Артефакты. Из цикла «В небесах-облаках»
— Однако ваше искусство трудно назвать религиозным.
— Искусственно творчество выстроено быть не может. Мы живем в том мире, в каком живем. И на него реагируем. И для меня лучше заниматься чем-то современным, нежели писать иконы или, с другой стороны, создавать реди-мейды — достижения столетней давности. В том смысле, что мы ошарашены новым веком технологий и не можем не учитывать в своем сознании новые ощущения пространства, времени. Как эти ощущения сопоставить с традиционной иконописью, например, я не знаю. Мой компас в искусстве показывает свое направление. Я ему доверяю.
Артефакты. Из цикла «На реке»
Российский художник Франциско ИНФАНТЕ родился в 1943 году, в семье испанского эмигранта-республиканца. Живет и работает в Москве. Продолжатель традиций художников русского авангарда. В 1970 организовал группу художников «Арго». Получил известность своими пространственными инсталляциями на природе (существующими затем в виде серий фото-арта), легкими, воздушными конструкциями из лески, планок, зеркальной пленки, которые он создавал вместе с женой, художницей Н. П. Горюновой (р. 1944).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Борис Гребенщиков в Духовной академии Бориса Гребенщикова, отмечающего сейчас циклом концертов 40-летие группы «Аквариум», пригласили в дискуссионный арт-клуб Московской духовной академии. Он не испугался и приехал не только для того, чтобы спеть «Серебро Господа моего»
Петр Мамонов: «Хочешь быть крутым — давай кровь проливай» Мартин Скорсезе решил снять фильм про Петра Мамонова. Американский режиссер известен своим чутьем на имена и явления в русской культуре. В свое время он заново открыл американским киноведам "Летят журавли" и сделал известным шедевр Ромма "Я, Куба". И вот — рок-легенда и актер, живущий в маленькой деревушке под Вереей. Публикуем интервью с Петром МАМОНОВЫМ
Дом, который построил Сергей Дурылин Эта старая деревянная дача в Болшево, как будто пригнувшаяся под натиском кирпичных коттеджей, напоминает соловья среди павлинов. Чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни.
Прот. Борис Михайлов: Contemporary art – не искусство, а провокационная акция По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова
Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством
Осенняя красота старости. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова Лицо молодого человека, каким бы миловидным оно не было, можно сравнить с чистым холстом. А лицо мужчины или женщины, проживших большую часть своей непростой жизни, становится особой картиной, на которой радости и печали, невзгоды и мольбы положили свои выразительные мазки
У кино Федора Хитрука никогда не будет титра "Конец" 3 декабря в Москве на 96 году жизни скончался режиссер мультипикации Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло несколько поколений россиян. О тайне и гармонии мультфильмов Хитрука -- кинокритик Лариса Малюкова.
Владимир Мартынов: «Концерт духовной музыки подобен проповеди на базаре» Владимир Мартынов из тех немногих современных композиторов, как, например, Губайдуллина, Десятников, Шнитке, Денисов, которые пишут или писали академическую музыку. Именно благодаря этим людям можно сказать, что современная серьезная музыка еще есть. Но он пишет не только музыку, он еще и автор книг, из которых все заинтересованные читатели и слушатели узнали, что время композиторов давно закончилось, а академический концерт умер. Чтобы разрешить возникший парадокс и выяснить, что же все-таки случилось с концертами, мы задали Владимиру Ивановичу несколько вопросов
Откуда берется вдохновение Чтобы совершить научное открытие, создать шедевр, найти неожиданный выход, да просто написать хорошую статью, — необходимо вдохновение. Откуда оно берется? Что это — способность души или разума?
Почему Маркес? Недавно вышли на русском мемуары одного из самых известных ныне живущих писателей — Маркеса. Роман «Сто лет одиночества» читал, наверное, всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется литературой. Абсолютно замкнутый, достоверный и одновременно фантастический мир, выстроенный колумбийцем, до сих пор пленяет новых и новых читателей. Черты этого мира явственно проступают и в мемуарной прозе Маркеса, что, как полагает Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН, сделает новую книгу бестселлером в России
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.