Сцена, знакомая, наверное, многим воспитателям и родителям.
В чем причины такого буйного поведения? Что должен делать в такой ситуации взрослый?
На эти вопросы отвечает детский психолог Мария Викторовна Капилина (московский детский дом №19)
Причины детской агрессии: от недостатка внимания - до жажды власти
Иногда воспитатели могут назвать агрессивным активного ребенка, захватывающего лидерство в игре. В действительности агрессией принято называть такую активность, цель которой - разрушение чего-либо.
Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.
Усталость. У детей из неблагополучных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Совет: Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).
Негативное самовосприятие: я плохой, и я веду себя как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как "ты плохой". Совет: Одно из средств против этого - "я-сообщение". Нужно говорить не "ты меня убиваешь, когда так делаешь", а "мне очень плохо, когда ты так делаешь"; не "ты мешаешь", а "знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь". Т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
Страх (т. н. "защитная агрессия"). Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Так, девочек, которые подвергались насилию со стороны мужчин, мы иногда вынуждены определять в семьи к одиноким женщинам. С мужчинами они могут вести себя агрессивно или просто не подпускать их близко.
Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Совет: Объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс ("мы сделаем это, но позже").
Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: "Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!" Для них важен любой знак внимания, даже негативный.
Так называемое "требование границ", когда агрессия - это сигнал взрослым: "Я не могу справиться с собой, остановите меня!" Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него. Комментарий: Для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.
Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т.д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: "как обращались со мной, так я буду обращаться с другими". Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.
Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Совет: Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: "Я не позволю тебе этого делать".
Основная причина детской агрессии - неудовлетворенная потребность в любви.
Дети дерутся. Что делать?
Прежде всего нужно прекратить драку, поставить границу агрессивному поведению.
При этом очень важно, чтобы ваши действия не причиняли ущерб самому драчуну. Мы можем его схватить, не дать ему драться, но нельзя бить дерущегося ребенка. Даже если вы разгневаны, сердиты, вы должны держать себя в руках. Если вы вышли из себя, ребенок расценит ваши действия не как реакцию на свой поступок, а как ваше собственное состояние: вы раздражены, поэтому-то вы ребенка и шлепнули.
Когда ребенок скандалит, грамотное и сильное средство - отвести его в другую комнату, сказать: сиди здесь, когда успокоишься - выйдешь. Перевозбужденный ребенок не может успокоиться сам, а когда он сидит в тишине, он позлится и, из-за отсутствия "зрителей", остынет. Этот способ годится как для драк, так и для истерик.
Довольно сильный прием в наказании - отсроченное объяснение. "Сейчас ты не будешь этого делать, а почему - я тебе объясню потом". Во-первых, за вами остается контроль над ситуацией, во-вторых, вы не вступаете в объяснения и не даете ребенку возможности завязать перепалку с вами прямо в присутствии других детей. Что видели другие дети? Что вы настояли на том, чтобы ребенок послушался. И в-третьих, любая неизвестность тревожит, и, поскольку совесть у ребенка, ведущего себя плохо, нечиста, он остановится.
И еще о наказании
Наказывая ребенка, постарайтесь успеть задать себе вопрос: что я хочу - сорвать злость или изменить поведение ребенка?
Ребенок должен всегда понимать, за что он наказан. Требований должно быть не очень много, они должны быть посильными, очень четкими и действовать всегда. (Например, железное правило, что нельзя никого бить.) Этих требований должны придерживаться и все взрослые в окружении ребенка, чтобы всегда можно было сказать: "Посмотри, это требуется от всех детей и взрослых, не только от тебя. Это единые требования для людей вообще". А когда взрослые ведут себя то так, то этак, ребенок решает, что наказание - это произвол со стороны взрослых, которые узурпировали власть, потому что сильнее, и могут позволить себе все, что угодно.
Реакция всегда должна быть направлена не на личность, а на поступок, потому что, когда вы ребенку говорите не "ты плохой", а "ты поступаешь плохо", вы таким образом напоминаете ему, что не весь он "состоит из плохого поведения", что в его личности есть другие качества, и вы их таким образом активизируете.
Очень часто дети с протестным поведением возмущаются и отвергают сам факт наказания. Здесь требуется большая сила, последовательность и отсутствие агрессии со стороны взрослых. Говорить нужно твердым тоном, без надрыва, без крика, чтобы ребенок чувствовал за этим ваше право на наказание. Если вы срывающимся петушиным фальцетом будете кричать: "Что это такое!!! Что я тебе сказала!!!" - никто вас не услышит.
Наказание должно быть соразмерно проступку. А если конфликт снят, желательно, чтобы наказание не было долгим. День прошел - все, на следующий день нужно забыть то, что было, и реагировать только на то, что происходит сейчас.
Хорошее наказание - то, которое помогает ребенку расти.
"Жертва"
Когда один ребенок постоянно третирует другого, наша задача - научить "жертву" сопротивляться.
После драки, конфликта первое, что нужно сделать, - успокоить и немножко утешить ребенка, дать воды и т. д. Говорить ничего в этот момент не надо, потому что ребенок начнет вам рассказывать, что произошло, будет все переживать заново и опять расплачется.
Нужно из раза в раз объяснять ребенку: "Ты понимаешь, что его ("агрессора") задача - чтобы ты плакал, чтобы ты сорвался. Потому что тогда ты - слабый, а он - сильный".
Следующее, что нужно объяснить пострадавшему: "Пойми, он не лучше и не сильнее тебя". Нужно подбадривать ребенка, отмечать, когда он хорошо справляется с ситуацией. Не нужно осуждать и очернять его обидчика, лучше объяснить, что тот сам слабый, раз вместо того, чтобы проявлять свою силу в каких-то достижениях, он изводит других.
Постарайтесь вместе с ребенком придумать какой-то другой, кроме слез и обиды, способ реагирования (общих рекомендаций дать невозможно: важно учитывать конкретные обстоятельства и характеры детей).
Обидчик
Если вам важно не просто, чтобы ребенок хорошо себя вел, а чтобы изменилось его поведение в целом, то, когда он уже пережил наказание и успокоился, нужно работать с его агрессией. Надо научить ребенка контролировать свое агрессивное поведение и добиваться того, чего он хочет (если это приемлемые желания), другими путями.
Очень важно предоставлять ребенку модели поведения в конфликтных ситуациях: "что ты можешь сделать, чтобы выразить свое недовольство". Ты не можешь кричать, но можешь спокойно сказать, что именно тебе не нравится.
Вы можете дать ребенку навык самоконтроля: научить брать на себя ответственность за то, что он делает. Не "со мной это происходит", а "я это делаю", не "они меня разозлили", а "я злюсь, я разозлился на то, что они делали". Объясните ребенку, если ему уже больше 5 лет: "Знаешь, ты отдельный человек! Как они это делают - дергают какие-то рычажки у тебя, и ты злишься? Кто тобой командует - ты или они?" Если ребенок будет говорить: "Они", надо сказать: "Нет, собою командуешь только ты, и ты решаешь, злиться тебе или нет".
Главную часть работы с ребенком можно выразить так: "Ты должен понять, что ты хочешь, и должен поискать какие-то другие пути для достижения этого". Научите ребенка сопоставлять результат его поведения с желаемой целью, чтобы он, наконец, понял, что он, ведя себя агрессивно, не получает ничего хорошего.
Вы должны дать ребенку, склонному к агрессивному поведению, возможность получить уважение окружающих, привлекая его к помощи, к общественно и семейно значимым делам. Ребенок должен почувствовать удовлетворение от того, что делает (копает грядки, что-то мастерит, помогает организовать других детей). Чтобы у него укреплялось чувство, что он что-то может, нужно рассмотреть, в чем ребенок силен, и развивать эти его стороны, поощрять его развитие, подбадривать. Т.е. помочь ему добиться результата мирным путем.
Залог успешной работы с агрессивным ребенком - самообладание взрослого. Часто помогает чувство юмора. Но если действия ребенка создают реальную угрозу жизни и здоровью других людей или самого ребенка, носят устойчивый характер и не поддаются педагогической коррекции в течение долгого времени, то нужна консультация специалиста.
От редакции.
От себя заметим, что советы психологов обычно направлены на то, чтобы изменить поведение ребенка. Это, конечно, очень важно. Но страсть гнева коренится глубоко в душе человека, поэтому изменять надо прежде всего сердце. Ребенку должен помогать в этом духовник. Если его нет, вы можете сами советоваться о ребенке со священником.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Социальное расслоение: принцы и нищие в школе Как объяснить ребенку, что не стоит завидовать тем, кто богаче? Как соблюсти золотую середину, чтобы ребенок не стал ни стяжателем материальных благ, ни закомплексованным «нищебродом»?
Воспитание детей: ставка на лидерство Мысль о том, что нужно выгрызть свое место, догнать и перегнать, очень сильна в России в последние два десятилетия. Сами не видя того, родители транслируют это детям с возраста песочницы. Все ли могут стать лидерами, насколько высокую планку ставить себе и своим детям и как относиться к тем, кто слабее тебя, – накануне дня народного единства и согласия выясняет Екатерина БУРМИСТРОВА
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
ОПК на старте: Как в школах выбирали религию С сентября 2012 года во всех школах России появится новый обязательный предмет: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). В мае школы определялись с выбором модулей. Какую же религию предпочитают россияне и почему?
Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Игумен Мефодий (Кондратьев): ребенок – гей, как реагировать родителям Родителям сложно представить себе ситуацию, когда их ребенок сообщает им: «Я – гей!» но, тем не менее, такая ситуация возможна. Как правильно вести себя, услышав такое признание, мы попросили рассказать игумена МЕФОДИЯ (КОНДРАТЬЕВА)
Можно ли читать дневник ребенка ради «благой цели»? Моя знакомая тайком заглянула в личный дневник дочери-школьницы и узнала, что дочку шокирует и мучает, что отец в гостях выпивает и потом слишком шумно себя ведет. Знакомая поговорила с мужем, и тот стал стараться следить за собой. Получается, читая дневник, можно попытаться тактично помочь ребенку в том, что его волнует? А бывают ведь более опасные вещи, мысли о самоубийстве например. Но разве даже ради добрых целей можно заглядывать в личные дневники своих детей? Mария
Можно ли детям показывать «Хоббита»? Отвечают протоиерей АНДРЕЙ БЛИЗНЮК, который занимается миссионерской работой с молодежью, и преподаватель Димитриевской школы священник ДИОНИСИЙ ГУДЗЬ. Отцу Андрею предыдущая экранизация Толкиена Питером Джексоном – трилогия «Властелин колец» – понравилась, а отец Дионисий считает, что режиссер «убил все, что есть в книге»
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Мальчик, который выжил: подлинная история одного усыновления «Я недавно получил письмо по электронной почте от одной многодетной мамы, которую помню еще девочкой, – пишет своем блоге епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. – Я, когда читал текст, не мог удержаться от слез. Этот рассказ являет тайну приобщения к жизни, которая есть Любовь». ПОЛНЫЙ ТЕКСТ истории о мальчике, который выжил – на нашем сайте.
Семья Ильяшенко: традиции счастья Семей, где вера передается из поколения в поколение, сегодня немного. Рассказом об одной из таких удивительных семей мы начинаем новый цикл материалов – в доме отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 31 внук.
Детский вопрос: если ребенок боится смерти Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина
Детский вопрос: общаться важнее, чем учиться? Моему сыну 14 лет. Он все свободное время проводит с друзьями, или гуляет с ними, или в интернете общается. А учиться когда же? Моя подруга, увлекающаяся психологией, говорит, что ему сейчас по возрасту положено общаться, это "ведущая деятельность". Это что получается, надо отстать от него и пусть общается сколько хочет, а учеба побоку?
Разговор с детьми о гомосексуальности: как и зачем Следует давать ответы на прямые вопросы вроде: «А кто такие геи?» Если же мы сразу переводим разговор на другую тему или делаем вид, что ничего не слышали, мы без слов говорим ребенку: «Твои родители (а может быть, и взрослые вообще) боятся или не хотят таких разговоров».
Если ребенок боится общаться... У моего крестника (ему почти 4 года) хорошая многодетная семья, но меня настораживает то, что на прогулке он боится сверстников, а в ответ на приветствие не очень знакомого взрослого человека молчит или закрывает лицо руками. При этом со знакомыми взрослыми общается нормально и в целом прекрасный смышленый малыш. В чем причина такого поведения и как можно справиться с ситуацией? Евгения
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.