Моему сыну 14 лет. Он все свободное время проводит с друзьями, или гуляет с ними, или в интернете общается. А учиться когда же? Моя подруга, увлекающаяся психологией, говорит, что ему сейчас по возрасту положено общаться, это "ведущая деятельность". Это что получается, надо отстать от него и пусть общается сколько хочет, а учеба побоку? Татьяна
Евгения ПАЙСОН, детский психолог:
— С 12-13 лет все существенные изменения в жизни ребенка происходят под воздействием социальной среды. У него меняются авторитеты: в раннем возрасте для него авторитетны родители, в начальной школе — учитель, а в подростковом возрасте — сверстники.
К сожалению, сейчас очень часто родители искусственно изымают ребенка из ситуаций общения, заполняя его день разнообразными занятиями и не понимая, что ребенок становится диким Маугли: ему не с кем оттачивать социальные навыки, не с кем ссориться и мириться, он не может найти свое место на социальной лестнице. Удивительное дело: родители отдают ребенка в детсад в два года, чтобы он социализировался, хотя это еще слишком рано для него, а в тринадцать-четырнадцать, когда ему необходим круг сверстников, хотят перекрыть ему общение, чтобы он учился, учился и учился. Нередко школа в другом районе, друзей возле дома не остается, после занятий — кружки, секции и курсы — и, как правило, это индивидуальные занятия, без совместной работы, даже если проходят в группе. Ребенок видится с ровесниками, но общается ли? Строит ли отношения? В большинстве кружков каждый в одиночку решает поставленные перед ним задачи. И в конце концов дети уходят общаться в социальные сети: это можно делать, не отрываясь от выполнения домашнего задания.
Если родители закрывают возможность «вживую» общаться с друзьями, ребенок может полностью уйти в виртуальный мир, и ему уже легче написать СМС соседу по парте, чем просто поговорить. Другие просто плюют на учебу, потому что на все не хватает сил и времен и, и дети выбирают то, что им сейчас кажется более важным и интересным. А кто-то полностью уходит в учебу — и при этом не получает важных социальных навыков в самое подходящее для этого время.
Важно заметить, кстати, что очень часто подростки, которые ориентированы на учебу, совершенно расцветают, если родители подбирают им подходящую среду — с похожими приоритетами. И вот в этом случае учеба и общение с близкими по духу идут рядом, не конкурируя, не вытесняя друг друга. Чтобы чувствовать себя на своем месте, человеку нужны единомышленники, люди со сходными взглядами.
В идеале ребенку должно хватать времени на школу, общение с родителями, кружки по интересам и общение с друзьями. При этом родительское общение и общение с друзьями — не взаимозаменяемы. Родители не могут подменить ребенку друзей, даже если очень стараются, много разговаривают с ним, водят в интересные места и ездят в совместные поездки. Но мама или папа не будут кататься на скейте по лестницам или обливаться водой в фонтане в водной битве. Общение со взрослым — это обучение, это передача опыта от старшего к младшему в доверительной дружеской форме. Именно в тесном и теплом общении ребенку можно передать, а не навязать свои ценности и приоритеты, и в отсутствие этого общения дети очень быстро находят замену — увы, не всегда качественную, — например, в лице руководителей молодежных профашистских формирований.
А с друзьями — отношения равных. И в этом общении вырабатываются очень важные для дальнейшей жизни умения. Это умение строить отношения, определяться со своим положением внутри иерархии, выбирать, кого слушать, а кого нет, подчиняться лидеру или самому стать лидером, Это умение сказать «нет» — один из важнейших социальных навыков. Умение принимать правила коллектива или изменять их, если они кажутся неприемлемыми. Умение различать друзей и врагов и не считать, как первоклассник, друзьями всех, с кем поиграл пять минут. Всему этому надо научиться сейчас, когда ошибки еще не очень драматичны, а их цена не особенно высока: нарушенная договоренность кончается короткой ссорой, а не крупными финансовыми потерями, например. Именно сейчас подросток учится распознавать манипуляции (хотя здесь большинству детей может понадобиться помощь взрослых, чтобы помочь понять побудительные мотивы манипулятора и защититься от него), сейчас строится умение разрешать острые ситуации не конфликтом, а компромиссом. Умение понимать, брать на себя определенные обязательства или не брать. Всему этому нужно учиться в подростковом возрасте — это еще полигон, тренировка, подготовка ко взрослой жизни.
Но как же так, наверняка скажут родители, что вы предлагаете — пусть гуляет и не учится? А если он совсем забросил учебу и только общается? Но ведь это иллюзия — что если перекрыть ребенку всякие возможности встреч с друзьями, он скажет: "О! Сколько у меня времени-то высвободилось! 3аймусь-ка я учебой!" — и начнет прилежно делать уроки. Вовсе нет. Скорей всего, он будет скучать, плевать в потолок, играть в компьютерные игры, слушать музыку и всячески оттягивать неприятное дело, Если ситуация с учебой совсем запущенная, то первичная проблема здесь не «ребенок так много общается, что перестал учиться» — а «ребенок перестал учиться». И решать эту проблему надо последовательно, Во-первых, выяснить, почему возникли проблемы, Может быть, ребенок много пропустил, у него пробелы в знаниях, которые ему не дают понимать и усваивать материал урока? Может быть, у него так плохо получается учиться, что он пытается компенсировать свою неуспешность чем-то другим? Второй шаг — это выяснить, что мы можем сделать для того, чтобы ребенок преодолел свое отвращение к урокам и начал учиться, И только третий шаг — выяснить, как помочь ему перейти из состояния безудержного общения в другое — при котором встречи с друзьями не отменяются, а спокойно сочетаются с нормальной учебой.
Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской гимназии:
- Нельзя сказать, что подростки полностью теряют интерес к учебе: в старших классах школы, когда они включены в подготовку к ЕГЭ, они очень заняты, Просто дети в это время становятся другими. У подростка оценочная деятельность находится на втором плане, а на первом – эмоциональная жизнь. Главная задача родителей подростков – вспомнить себя в это время, свою первую влюбленность, первые разочарования, отождествить себя с ребенком - это очень по может правильно реагировать на его поступки
Очень часто родители оценивают подростковые ошибки как тяжелые проступки, как состояние зависимости от греховного сообщества. Они смотрят на ребенка с очень высокой позиции, иногда ждут от него такого уровня самопознания, самопонимания, которого, может быть, нет у н их самих, в результате теряется связь с ребенком, у взрослых опускаются руки, они оказываются совсем беспомощны: ах, ты такой? — ну и пожалуйста! Родители не понимают самого главного: подросток не может мыслить рационально. Это такое время, тесное и колючее, через него надо пройти, продраться, как сквозь терновый лес, с большим терпением, с большой любовью. Чтением морали и жесткими мерами, к которым часто склонны отцы («Раз так, я тебя буду ломать»), ничего не добьешься. Наоборот, от жестких мер часто происходят ужасные вещи, о которых сами родители потом сожалеют. Лучше сделать паузу, набрать воздуху, взмолиться Богy — и переждать этот возраст.
Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:
— Темы, связанные с воспитанием будущих юношей и девушек, очень волнуют родителей. А особенно много написано по теме "Не хочу учиться — хочу жениться». В том смысле, что дети перестают интересоваться уроками и начинают интересоваться сверстниками. Но сколько ни написано про подростков — легче с ними общаться не становится, Может, дело отчасти в нас? Мой опыт говорит, что к тому времени, как ребенок становится подростком, родители зачастую: а) уже устали его воспитывать, б) столько слышали про подростковый возраст, что уже заранее его боятся.
Между тем, несмотря на стереотипное и излишне демонстративное поведение, ребенок и в подростковом возрасте остается уникальной личностью. И прежде чем его «чинить», стоит его прежде всего узнать.
Не хотелось бы опять скатываться к стереотипам, но во многом подростковый кризис связан с переоценкой ценностей. Это что-то вроде учета в магазине или генеральной уборки дома. Еще вчера эта вещь казалось тебе важной и нужной, а сегодня ты стоишь и думаешь, а так ли она тебе дорога? Если вчера родители говорили, что учеба — это очень важно и ценно, а сегодня ты обнаружил (и это тебя шокировало!), что родители — те же люди и могут ошибаться. Какие выводы ты сделаешь завтра? Особенно если изо дня в день, в любую непогоду надо с утра тащиться на учебу.
А учеба не приносит никаких результатов. Ты не можешь сравнить себя с собой прежним и понять, что стал умнее. Тебе вообще не очень понятно, как в жизни пригодятся склонения и формула сокращенного умножения. Да, ты поиграл несколько лет в игру под названием «Получи пятерку». Надоело. .Даже самым отъявленным отличникам надоедает. Еще пару лет поиграешь в игру "Не получи двойку» — а дальше чем заниматься? А другую игру тебе никто не предложит. И в эту ничего выиграть не даст. Только на 11-м уровне.
Представьте, что вы всю жизнь знали, что дважды два — четыре. А потом поняли, что нет. Что все зависит, например, от системы счисления. Так и у подростка в каждом моменте его жизни появляется сотня обстоятельств, каждое из которых — новое открытие. И получается, что учеба — совсем не очевидная ценность. А общение, как процесс, обретает новые краски. От заурядного дружишь – не дружишь концепция общения переходит к сложным конструкциям вроде «я не понимаю, о чем с ним разговаривать», « с таким, как я. никто не дружит...». Перед подростком открыт новый дивный мир.
Плюс эта игра дает неплохие бонусы. от того, что ты начал общаться с самыми крутыми людьми в классе, твоя жизнь может очень измениться. Например, тебя станут замечать девочки (мальчики). Или тебя просто перестанут бить. Учеба может дать такие бонусы? Сомневаюсь.
Есть еще такой немаловажный фактор, про который часто забываю, но он тоже играет свою роль, — это лень. Конечно, ленятся и младенцы, и старики. Но никто не делает это так хитро и изощренно, как подростки. Они вам сами и про гормоны расскажут и про бессмысленность учебы. А все потому, что подросток начинает разрешать себе лениться. Как говорится, сам о себе не позаботишься — никто о тебе не позаботится.
Так или иначе, все эти и многие другие факторы присутствуют в жизни подростка, влияя на нее. Какой именно коктейль намешан в вашем человечке — решать вам. И как себя вести с подростком — тоже никто, кроме вас, не решит. Но мне кажется, что, установив основную причину того, почему ваш ребенок предпочитает общение учебе, вы тут же и определитесь с методами работы.
И еще. Я понял, что написал про то, как мы не прислушиваемся к подросткам, а своего собственного подростка и не спросил. Поэтому я пошел к дочке и поинтересовался ее мнением по проблеме. Моя бывшая отличница и начинающий подросток посмотрела на меня и очень серьезно сказала: «Понимаешь, папа, бывают моменты, когда ты просто влюбляешься, И все».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Зачем уважать учителя? Мой сын пришел из школы и заявил, что учительница — дура. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, учительница эта — не очень хороший профессионал, да и как человек мне неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину дурой — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Кто вреднее? «Мама, не вредничай!» — заявляет шестилетняя дочка. «Маме так нельзя говорить», — реагирую я. «Но ты ведь мне говоришь!» Как я ни объясняю эту разницу между взрослым и ребенком, дочка все равно частенько «зеркалит»: делает мне замечания, шлепает и т. д. Меня эта фамильярность коробит, но справиться с ней я не могу. Неужели это обратная сторона близких отношений с ребенком? Как в прежние времена родителям удавалось сохранять уважительную дистанцию между собой и детьми?
Ничего я не хочу! Мне постоянно приходится своего ребенка (ему десять лет) заставлять получать удовольствие от жизни. Предлагаю: пойдем на каток! Он: не хочу. Я не настаиваю. Но раз на пятый все-таки заставляю его пойти со мной — и он возвращается с катка счастливый. Но заставляя, не ращу ли я подкаблучника? Так же и с кружками: если ребенок говорит «Не хочу больше на танцы» — это некий кризис, который нужно преодолеть, или кружок нужно бросать? Евгения
Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Мозг не рассчитан на компьютерные игры Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, магистр богословия и священник Григорий Григорьев считает, что компьютерные игры злоупотребляют стимуляцией в человеческом мозге «зоны стресса», предназначенной исключительно для спасения жизни в экстремальных ситуациях
Переходный возраст: что делать, когда ребенок огрызается Когда наш старший ребенок в 12 лет начал «огрызаться», мы с мужем не были к этому готовы. Понятно, что переходный возраст, но как правильно пресекать недопустимое? Мой муж по натуре жесткий человек, да еще и начальник, привык, чтобы его слушались, плюс у нас православная семья, и мы всегда считали, что послушание — это важно. Как не ошибиться, выстраивая свою линию отношений с сыном? Наталья.
Борис Заходер: неверный звук страшнее адских мук 9 сентября 1918 года родился Борис Заходер - один из тех поэтов, которые отчеканивают строчку раз и навсегда – совершенную, как дубовый лист или красная брусничина, и абсолютно необходимую на своем месте.
Работа в летние каникулы: что перетрут терпенье и труд? В летние каникулы некоторые подростки решают попробовать себя в трудовой деятельности. Но у родителей в связи с этим возникает немало вопросов — полезно ли чаду в 14-16 лет начинать работать? Что, если ребенка обманут и у него на всю жизнь останется негативный опыт? Первая зарплата подростка — его личные деньги или он должен внести их в семейный бюджет? И не захочет ли чадо, вкусив «материальной независимости», бросить учебу и начать зарабатывать?
Священники-американцы о гомосексуализме Легализация однополых «браков», судебные иски против центров реабилитации геев, усыновление детей гомосексуалистами, люди, выросшие в гомосексуальных семьях, и приходящие в Церковь, – в США эти проблемы стоят остро. Как к ним относится Православная Церковь? Рассказывают протоиерей Иосия Тренхам из Калифорнии (Антиохийский Патриархат) и иерей Иоанн Вайтфорд из Техаса (РПЦЗ).
«Ябеда-корябеда», или Мифы о стукачестве в России Принято считать, что российские граждане не любят «стучать» - в отличие от граждан западных стран, где информирование государственных органов о несоблюдении законов и правил считается исполнением гражданского долга. Мы осуждаем эту практику, противопоставляя закону нравственные нормы, жалуясь при этом на собственное равнодушие и отсутствие в стране порядка.
Какое кино смотреть с детьми Понятие «детское кино», кажется, так и не реанимировалось в российском кинематографе. Старое кино умело говорить с детьми на их языке, поэтому мы до сих пор продолжаем смотреть старые советские фильмы и сказки. О том, какие отечественные и зарубежные фильмы можно сегодня смотреть с детьми, рассказывает священник Дионисий ГУДЗЬ.
Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми? Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?
Дети в детских домах не плачут: все равно никто не придет Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей. И ни один вид деятельности ни до ни после не приносил мне такого удовлетворения и ощущения нужности и важности того, что я делаю. Прошло больше десяти лет, а я до сих пор помню почти все супружеские пары, с которыми довелось работать. И всех вспоминаю с теплом и благодарностью.
Детское кино: кого спасет маркировка? Законотворчество пришло в медиа и эфир. Теперь все детские фильмы промаркированы цифрами: «15+», «12+» — это информация, с какого возраста то или иное кино не повредит психике и нравственности детей. Педагог Дмитрий ТЮТТЕРИН считает, что против всякого закона найдется лазейка, а бороться со СМИ гораздо проще, чем по-настоящему заниматься своими детьми.
Протоиерей Максим Первозванский: Работа для подростка – прививка от инфантильности Как развить в подростке самостоятельность? Как научить его зарабатывать и распоряжаться деньгами с умом, но сохранить его от потребительского отношения к жизни? Тему «дети и деньги», поднятую ранее на нашем сайте в статьях Ирины Косалс, продолжает протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, отец девятерых детей
Дети и деньги: как научить подростка тратить и зарабатывать Умение обращаться с деньгами, их экономить и тратить, а также зарабатывать – это часть тех навыков и умений взрослой жизни, которую подростку рано или поздно придется осваивать. И родители могут им в этом помочь.
Успешные мамы Рассказы о жизни многодетных семьей кажутся порой какими-то "теоретическими", выдуманными и нежизненными, это может касаться как хвалебных, так и ругательных статей. Фотографы Евгений Глобенко и диакон Андрей Радкевич не рассказывают о мамах, а показывают их – красивых, счастливых и успешных.
Сын двора Можно ли делать замечания чужим детям? Должен ли ребенок слушаться малознакомых и вовсе незнакомых взрослых? Об этом размышляет известный санкт-петербургский публицист Андрей РОГОЗЯНСКИЙ
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.