На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Многодетные семьи школьной формой обеспечит государство


Версия для печати
30.08.13, 20:31

Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила официальное толкование последствий принятия нового закона об образовании в Российской Федерации: укрепление гарантий доступности и качества образования, повышение гарантий для учителей и расширение прав родителей.


1 сентября этого года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Наталья Третьяк рассказала о нем на пресс-конференции в международном пресс-центре РИА Новости.

По словам замминистра, за 20 лет с момента принятия предыдущего закона об образовании поменялись и ученики, и учителя, и условия в стране. Новый закон, по словам замминистра, «объединил все лучшие образовательные практики, которые сложились за это время в русском и международном образовании». В законе прописали механизмы, которые обеспечивают доступность именно качественного образования независимо от пола, возраста, возможностей здоровья ученика и места его проживания.

Гарантии

Первый механизм — новая система финансирования. Хотя закон вступает в силу с 1 сентября, т.е. в начале учебного года, и трудно поверить, что новая система без осечек заработает в тот же день, утверждается, что это — «финансовые гарантии доступности образования». Теперь образовательное учреждение будет финансироваться исходя не из его статуса, а из того объема образовательных услуг, которые оно предоставляет, и финансироваться будут все расходы учреждения. Закон отдает приоритет инклюзивному образованию перед специальным образованием. Нужно создавать условия для того, чтобы дети учились в обычных классах, не отказываясь от сети специализированных учебных учреждений для таких детей.

Для детей, проявляющих выдающиеся способности, тоже расширяются возможности: теперь каждый учащийся имеет право на индивидуальный учебный график, что расширяет возможности получения дополнительного образования и повышает удобство для семьи. Образовательная услуга может быть получена не только в одном образовательном учреждении: ребенок может учиться в негосударственных учреждениях, в культурных учреждениях, непосредственно на предприятиях, в лечебных учреждениях.

Отменены виды школ, создававшие административные барьеры: раньше «лицей» не мог проводить углубленные программы гуманитарного цикла или создавать программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом названия типа «лицей» или «гимназия» можно сохранить.

Детские сады: (не)доступные и (не)бесплатные?

Согласно новому закону об образовании, гарантия доступности дошкольного образования поднимается с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации. Дошкольное образование становится общим образованием, буквально вчера утвержден новый стандарт дошкольного образования – он содержит в том числе требования, которые родители могут предъявить к учебному учреждению. Не вполне понятно, впрочем, какая разница родителям, на каком уровне – муниципалитета или субъекта федерации – им сообщат, что место в детском саду может быть предоставлено их ребенку через пару лет.

Новый «стандарт дошкольного образования», утверждает замминистра, – это стандарт не для ребенка, а для педагога и для родителей. Этот документ «устраняет подмену детского сада начальной школой» и наоборот. Задача детского сада – не научить читать и писать (это можно отложить до школы), а мотивировать на учебу, чтобы ребенок хотел и мог учиться, чтобы у него было чувство сопереживания к радостям и бедам другого, чтобы он умел социализироваться.

Родитель, ознакомившись со стандартом, может прикинуть, способен ли он дома сформировать эти компетенции у ребенка, если он хочет выбрать домашнее образование. Ребенок, как отмечает Наталья Третьяк, в дошкольном возрасте должен развиваться, играя. Закон запрещает введение какой-либо итоговой аттестации для маленьких учащихся, которая стала бы для них дополнительным бременем.

Плата в детском саду может взиматься только за присмотр и содержание детей (это значит, что за коммунальные услуги плату взимать нельзя, а за питание и обеспечение режима дня – стирку белья и работу нянечек — можно). Организован мониторинг размера родительской платы, причем от нее в любом случае освобождены родители детей-инвалидов и детей с туберкулезной зависимостью.

Школьная форма: возвращение

В новом законе регламентированы права и обязанности обучающихся. Субъектам РФ предоставлено право на утверждение школьной формы – и все субъекты этим правом уже воспользовались. Но цвет, фасон и место приобретения оставлены на усмотрение школы и ее родительской общественности. Одежда должна удобной и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям, носить светский характер (новых скандалов с хиджабами в школе и споров о косыночках, видимо, решили не допускать), отвечать нормам делового стиля.

По словам Натальи Третьяк, большинство опрошенных в разных регионах родителей высказались «за» школьную форму: она позволяет нивелировать социальные различия и экономит семейный бюджет. Когда в Министерстве образования готовили модельные нормативные акты, пытались учесть, что «введение формы не должно ударить по карману родителей». Например, многодетные семьи школьной и спортивной формой должно обеспечить государство.

Права родителей, детей и педагогов

Одновременно с системой государственного мониторинга образования вводится система «независимой оценки качества»: к контролю привлекаются учащиеся, родители, общественные организации. В новом законе «подробно прописаны права родителей, предусмотрено создание конфликтных комиссий, право родителей на вхождение в органы самоуправления школы».

Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагога, подробно говорится о его правах и свободах, прописываются меры социальной поддержки и гарантии со стороны государства. Наталья Третьяк упомянула, что зарплата педагогов общего образования будет не ниже средней заработной платы по промышленности. В ответ требуется соблюдение профессионального кодекса чести педагога и повышение качества труда, самообразование. Этот стандарт педагогическая общественность активно обсуждает с апреля.

Право учащихся на бесплатные учебники в законе об образования сохранено. Одновременно с этим меняется федеральный перечень учебников: со следующего года туда войдут только завершенные предметные линии, обеспечивающие преемственность в изучении материала, даже оформленные в едином художественном стиле. У учебника обязательно должна быть электронная (в формате pdf), а потом и интерактивная версия, также обязательно наличие учебно-методического пособия для учителей.

Права студентов на бесплатный проход в музее сохраняются, а вот право сирот на внеконкурсное поступление в вузы заменено на бесплатные подготовительные отделения с выплатой стипендии. При этом сироты имеют преимущественное право на поступление перед остальными детьми при прочих равных условиях (при равном балле за ЕГЭ и вступительные испытания). Кстати, учреждения для сирот вообще выведены из системы министерства образования. Дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обучаться в обычных школах с «домашними» детьми, то есть образовательная деятельность выводится из детских домов. Там останутся только кружки и развивающие занятия.

Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Семья  Школа  Многодетная семья 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.