Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила официальное толкование последствий принятия нового закона об образовании в Российской Федерации: укрепление гарантий доступности и качества образования, повышение гарантий для учителей и расширение прав родителей.

1 сентября этого года вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Наталья Третьяк рассказала о нем на пресс-конференции в международном пресс-центре РИА Новости.
По словам замминистра, за 20 лет с момента принятия предыдущего закона об образовании поменялись и ученики, и учителя, и условия в стране. Новый закон, по словам замминистра, «объединил все лучшие образовательные практики, которые сложились за это время в русском и международном образовании». В законе прописали механизмы, которые обеспечивают доступность именно качественного образования независимо от пола, возраста, возможностей здоровья ученика и места его проживания.
Гарантии
Первый механизм — новая система финансирования. Хотя закон вступает в силу с 1 сентября, т.е. в начале учебного года, и трудно поверить, что новая система без осечек заработает в тот же день, утверждается, что это — «финансовые гарантии доступности образования». Теперь образовательное учреждение будет финансироваться исходя не из его статуса, а из того объема образовательных услуг, которые оно предоставляет, и финансироваться будут все расходы учреждения. Закон отдает приоритет инклюзивному образованию перед специальным образованием. Нужно создавать условия для того, чтобы дети учились в обычных классах, не отказываясь от сети специализированных учебных учреждений для таких детей.
Для детей, проявляющих выдающиеся способности, тоже расширяются возможности: теперь каждый учащийся имеет право на индивидуальный учебный график, что расширяет возможности получения дополнительного образования и повышает удобство для семьи. Образовательная услуга может быть получена не только в одном образовательном учреждении: ребенок может учиться в негосударственных учреждениях, в культурных учреждениях, непосредственно на предприятиях, в лечебных учреждениях.
Отменены виды школ, создававшие административные барьеры: раньше «лицей» не мог проводить углубленные программы гуманитарного цикла или создавать программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом названия типа «лицей» или «гимназия» можно сохранить.
Детские сады: (не)доступные и (не)бесплатные?
Согласно новому закону об образовании, гарантия доступности дошкольного образования поднимается с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации. Дошкольное образование становится общим образованием, буквально вчера утвержден новый стандарт дошкольного образования – он содержит в том числе требования, которые родители могут предъявить к учебному учреждению. Не вполне понятно, впрочем, какая разница родителям, на каком уровне – муниципалитета или субъекта федерации – им сообщат, что место в детском саду может быть предоставлено их ребенку через пару лет.
Новый «стандарт дошкольного образования», утверждает замминистра, – это стандарт не для ребенка, а для педагога и для родителей. Этот документ «устраняет подмену детского сада начальной школой» и наоборот. Задача детского сада – не научить читать и писать (это можно отложить до школы), а мотивировать на учебу, чтобы ребенок хотел и мог учиться, чтобы у него было чувство сопереживания к радостям и бедам другого, чтобы он умел социализироваться.
Родитель, ознакомившись со стандартом, может прикинуть, способен ли он дома сформировать эти компетенции у ребенка, если он хочет выбрать домашнее образование. Ребенок, как отмечает Наталья Третьяк, в дошкольном возрасте должен развиваться, играя. Закон запрещает введение какой-либо итоговой аттестации для маленьких учащихся, которая стала бы для них дополнительным бременем.
Плата в детском саду может взиматься только за присмотр и содержание детей (это значит, что за коммунальные услуги плату взимать нельзя, а за питание и обеспечение режима дня – стирку белья и работу нянечек — можно). Организован мониторинг размера родительской платы, причем от нее в любом случае освобождены родители детей-инвалидов и детей с туберкулезной зависимостью.
Школьная форма: возвращение
В новом законе регламентированы права и обязанности обучающихся. Субъектам РФ предоставлено право на утверждение школьной формы – и все субъекты этим правом уже воспользовались. Но цвет, фасон и место приобретения оставлены на усмотрение школы и ее родительской общественности. Одежда должна удобной и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям, носить светский характер (новых скандалов с хиджабами в школе и споров о косыночках, видимо, решили не допускать), отвечать нормам делового стиля.
По словам Натальи Третьяк, большинство опрошенных в разных регионах родителей высказались «за» школьную форму: она позволяет нивелировать социальные различия и экономит семейный бюджет. Когда в Министерстве образования готовили модельные нормативные акты, пытались учесть, что «введение формы не должно ударить по карману родителей». Например, многодетные семьи школьной и спортивной формой должно обеспечить государство.
Права родителей, детей и педагогов
Одновременно с системой государственного мониторинга образования вводится система «независимой оценки качества»: к контролю привлекаются учащиеся, родители, общественные организации. В новом законе «подробно прописаны права родителей, предусмотрено создание конфликтных комиссий, право родителей на вхождение в органы самоуправления школы».
Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагога, подробно говорится о его правах и свободах, прописываются меры социальной поддержки и гарантии со стороны государства. Наталья Третьяк упомянула, что зарплата педагогов общего образования будет не ниже средней заработной платы по промышленности. В ответ требуется соблюдение профессионального кодекса чести педагога и повышение качества труда, самообразование. Этот стандарт педагогическая общественность активно обсуждает с апреля.
Право учащихся на бесплатные учебники в законе об образования сохранено. Одновременно с этим меняется федеральный перечень учебников: со следующего года туда войдут только завершенные предметные линии, обеспечивающие преемственность в изучении материала, даже оформленные в едином художественном стиле. У учебника обязательно должна быть электронная (в формате pdf), а потом и интерактивная версия, также обязательно наличие учебно-методического пособия для учителей.
Права студентов на бесплатный проход в музее сохраняются, а вот право сирот на внеконкурсное поступление в вузы заменено на бесплатные подготовительные отделения с выплатой стипендии. При этом сироты имеют преимущественное право на поступление перед остальными детьми при прочих равных условиях (при равном балле за ЕГЭ и вступительные испытания). Кстати, учреждения для сирот вообще выведены из системы министерства образования. Дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обучаться в обычных школах с «домашними» детьми, то есть образовательная деятельность выводится из детских домов. Там останутся только кружки и развивающие занятия.