Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Мариинский звездопад: в Санкт-Петербурге начался ежегодный фестиваль «Звезды белых ночей»

№0'0000 Культура  14.06.13 14:58 Версия для печати. Вернуться к сайту

Ежегодный фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей», пожалуй, единственный, способный оправдать давно известную стихотворную реплику: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». Такого длящегося беспрерывно в течение двух месяцев (с конца мая до конца июля) звездопада не бывает больше ни на одном российском фестивале. Лучшие в мире солисты балета, оперы, классической музыки сменяют друг друга будто сверкающие узоры в волшебном калейдоскопе.
Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского во время репитиции

В этом году особый повод для радости: на фестиваль впервые приглашен созданный в 1930-м году первым в истории советского государства Большой симфонический оркестр, которому в 1990-е годы было присвоено имя Петра Чайковского. 11 июня в прекрасном по акустике Концертном зале Мариинского театра оркестром был сыгран двухчастный симфонический концерт. В первом отделении: 41 симфония Моцарта «Юпитер». Во втором – симфония «Манфред» Чайковского. Руководил оркестром Владимир Федосеев, который стал художественным руководителем БСО без малого сорок лет назад, в 1974 году. Петербургский слушатель очень непосредственный и искренний: зал внимал музыке с идеальной чуткостью, а после концерта овация перешла в какой-то прямо шквальный рокот восторгов и единодушный порыв стоя приветствовать музыкантов. Причем, вставал зал несколько раз. После концерта и после двух великолепных бисов. Один из которых – переложение для оркестра и ансамбля виолончелистов романса Вольфрама из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Версия создана концертмейстером группы виолончелей БСО Виктором Львовичем Симоном, проработавшим в оркестре более пятидесяти лет. Он же был безупречным солистом романтического опуса.

Все же в той ведущей свою долгую историю системе существования больших оркестров с советами старейшин во главе есть свои несомненные преимущества. Одно и главное условие успеха и долголетия: чтобы авторитет этого совета был выстрадан истовым служением профессии, музыке. В этом плане БСО уникален. Солисты оркестра и его главный дирижер – те музыканты, чья профессиональная этика не позволяет поколебать устои созданного храма звука БСО.

Музыканты оркестра

Выбранная для фестивального концерта программа соответствует теме русского европеизма. С непомерно для восемнадцатого века длинной симфонии Моцарта «Юпитер» был аккуратно удален слой принятых романтических клише интерпретации. Строгая дисциплина и хрупкое, бережное внимание к каждому движению музыки создавало впечатление, что мы находимся в столице Австрии и слушаем тех, для кого Моцарт композитор родной. Особая элегантность звучания оркестра позволяла соотнести исполнение с востребованным сегодня аутентизмом.

«Манфред» Чайковского сам по себе – детище отечественного европеизма. Сюжет философской трагедии Байрона увлек главу «Могучей кучки» Милия Балакирева, который и предложил оркестровать поэму. Но сперва не Чайковскому, а лидеру европейского симфонизма «бури и натиска», автору «Фантастической симфонии» французу Гектору Берлиозу. Берлиоз отказался, и Чайковский с прохладным сперва отношением к теме взялся за работу. В результате композитор ею воспламенился и в 1885 году создал шедевр, в котором музыка настолько прекрасна и многосложна, что воспринимается не менее грандиозно, чем романтические чертоги Берлиоза. Пронзительные лирические темы сменяются чистой музыкальной живописью, о которой лучший знаток Чайковского Полина Вайдман пишет: «Во 2-й и 3-й частях Чайковский, следуя программе Балакирева, создает в основном музыку картинного плана. 2-я часть (Vivace con spirito, 3/4, h-moll) носит характер изящного скерцо с некоторыми оттенками фантастики, прозрачная оркестровая фактура крайних частей, легкое звучание скрипок, арф, пассажей деревянных духовых инструментов создают живописный образ горного водопада и его брызг». Трагическая жизнь страдающей души, погруженная в неимоверную красоту сияющего звукового пространства – источник какого-то сладостного нервного возбуждения, приводящего к гипнозу, а может, и психическому истощению, к любви-ненависти поэмы. Эта любовь-ненависть определила роман с «Манфредом» у самого Чайковского. Амплитуда эмоций вполне соответствует теме романтической безмерности во всем. Сперва композитор свое детище истово полюбил и посчитал его лучшим из всего написанного. Уже через полгода сказал так: «... Что же касается "Манфреда", то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части».

В новой интерпретации БСО все эти страсти по «Манфреду» как будто вошли в ткань самого музыкального текста, стали еще одним уровнем восприятия симфонии. Такая многосложность оказалась возможной благодаря феноменальной разработке всех линий и тем партитуры. Каждая эмоция, каждый нерв музыкального текста отформованы просто ювелирно, изумительно красиво. Так красиво, что в некоторых моментах становилось жутко. Один из участников молодежной программы фестиваля пианист Александр Лубянцев резюмировал точно: «Симфония сыграна настолько совершенно, что рассказать об исполнении ее с учетом всех подробностей – большой психологический труд».

Владимир Федосеев

Чуткая отзывчивость звучания Большого симфонического оркестра является следствием желания Владимира Федосеева быть внимательным к различным видам творчества, интегрировать их в свою творческую жизнь. Об этом дирижер поделился со мной в беседе перед концертом, рассказав о камерном цикле БСО в стенах Третьяковской галереи и анонсировав концерт ансамбля солистов оркестра в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Романтическая неистовость «Манфреда» вплела концерт БСО в общую канву фестиваля, в которой мощь страстей, «буря и натиск», равно как и русский европеизм правят бал. Нынешний XXI фестиваль «Звезды белых ночей» уникален по масштабам. Ведь принимающих площадки программы форума теперь не две, а три – Новая сцена открылась совсем недавно, к 60-летнему юбилею маэстро Валерия Гергиева. Уже в эти выходные на Новой сцене Мариинки будут клокотать нечеловеческие страсти вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» (дирижер Валерий Гергиев). В понедельник на Основной сцене – опера Бородина «Князь Игорь», в среду там же – премьера оперы Гуно «Фауст».

23 июня на Новой сцене Валерий Гергиев продирижирует Военным реквиемом Бриттена с участием Анны Нетребко, а 24 июня бас-баритон Евгений Никитин споет в «Летучем голландце» Вагнера уже на Основной сцене. Среди опер ожидаются и «Аида» Верди (27 июня на Основной сцене), и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (14 июля там же), и «Тоска» Пуччини (19 июля на Новой сцене). 28 июня премьера на Новой сцене оперы Даргомыжского «Русалка». А на закрытии фестиваля 27 и 28 июля на Новой сцене прозвучит премьера оперы Родиона Щедрина «Левша». За дирижерским пультом – маэстро Гергиев. Все эти оперы – детища Мариинского театра.

Балетная программа «Звезд» не менее грандиозна. Планирующаяся на эти выходные «Жизель» Адана (Основная сцена) сменится «Золушкой» Прокофьева с участием Дианы Вишневой, Владимира Шклярова, Екатерины Кондауровой (Новая сцена, дирижер Валерий Гергиев, 18, 19 июня). 22 июня – «Весна священная» Стравинского на Новой сцене дважды: сперва в хореографии Миллисент Ходсон по мотивам версии Вацлава Нижинского, затем в новой хореографии Саши Вальц (дирижер Валерий Гергиев). 25 июня «Конек-Горбунок» Щедрина с участием Ульяны Лопаткиной и Владимира Шклярова (Новая сцена, дирижер – худрук Мариинского театра). Среди гастрольных выступлений ожидаются спектакли нидерландского театра танца NDT – 1 (3, 4 июля, Основная сцена). Новые балеты труппа Мариинки покажет в хореографии Уильяма Форсайта и Алексея Ратманского 4 июля на Новой сцене.

В Концертном зале тоже будет не скучно. 18 июня выступит Венецианский барочный оркестр и солистка, меццо-сопрано Магдалена Кожена. 24, 25, 26 июня скрипач Леонидас Кавакос и пианист Энрико Паче исполнят скрипичные сонаты Бетховена. Оркестр «Солисты Москвы» Юрия Башмета 28 июня сменит выступающий 27 июня Страдивари-ансамбль Мариинского театра (дирижер Лоренц Настурица-Гершовичи). 2 и 4 июля выступят Пинхас Цукерман (скрипка), Аманда Форсайт (виолончель) и пианистка Анжела Ченг. 3 июля – квартет имени Бородина. Отдельный раздел фестиваля – фортепианная музыка. Уже прошел сольный концерт Даниила Трифонова. Сегодня, 14 июня, на Новой сцене в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит Денис Мацуев. 17 июня в Концертном зале – сольник Алексея Володина. 12 июля там же фортепианные концерты Бетховена в качестве солиста и дирижера сыграет Рудольф Бухбиндер. А на следующей неделе – сольники двух молодых звезд Александра Лубянцева (19 июня) и Филиппа Копачевского (20 июня).