В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что производство свечей в будущем будет лицензироваться – «во избежание загрязнения сводов и стен храмов гарью от недоброкачественных свеч». А можно ли использовать электрические свечи?
Действительно во многих храмах находятся древние иконы и стенопись, их нужно защищать. Решением может быть закупка или производство доброкачественных свеч. А допустимо ли не использовать свечи вообще и перейти на электричество, как в Европе? Там в католических храмах очень часто бросаешь монету, нажимаешь на кнопку, и перед иконой на какое-то время зажигается одна из нескольких десятков лампочек, размещенных рядом на подсвечнике.
Конечно, это противоречит традиции и практике использования в церкви только натуральных материалов. Но ведь есть и искусственные цветы, и синтетические ароматизаторы.
Сегодня есть примеры использования электрических лампад, связанные отнюдь не с неким «обновленчеством», а с сугубо бытовыми особенностями. Например, на одном московском приходе из-за особенностей вентиляции старинного храма постоянно гасла лампада перед чтимой иконой. Настоятель, имеющий репутацию консервативного священника, повесил перед образом электрическую лампаду и даже специально перед прихожанами в этом извинился, мол «что поделаешь», и подчеркнул, что ничего мистического в том, что лампада гаснет, нет. Электрические лампады используются в Старой Лаврской гостинице в Сергиевом посаде, поскольку в каждом номере есть иконы, а администрация справедливо опасается пожара. В распорядке там также особо указана невозможность зажигать свечи.
С другой стороны есть и примеры, когда свечи используются не только как жертва перед иконами, но и для освещения храма. Как правило, эта особенность присуща церквям в монастырях и на подворьях. Приведем пример даже не Российский, а европейский – в живущем по афонскому уставу монастыре Иова Почаевского в Мюнхене (РПЦЗ) алтарь освещен электрическим светом, а основное пространство храма исключительно свечами, которые, согласно уставу, гасят и зажигают во время службы.
Проблема электрического освещения и особенностей использования свечей в храмах отнюдь не нова. Она рассматривалась еще до «эликтрификации всей страны». К примеру, Епархиальный съезд Московской епархии 1914 года постановил, что электрическое освещение перед иконами невозможно, а за использование электричества в помещениях храмов нужно платить налог в пользу свечного завода. В дальнейшем на епархиальных собраниях рассматривались доклады представителей свечного завода о том, насколько приходские старосты аккуратны в выплате этого самого налога.
Как относиться к электрическим свечам – вопрос дискуссионный. Каково мнение священников и искусствоведов?
Игумен Серафим (Симонов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря: «Я думаю, что у этого вопроса есть два аспекта. Использовать ли электрические свечи? Это можно обсудить на приходах, и принять решение прихожан. Если будет решение священноначалия о введении электрических свечей, то я ничего плохого не вижу. Да, в храмах всегда возжигались свечи. Так заведено еще с апостольских времен, но почему не делать исключения для многочисленных храмов-памятников веры, истории и культуры, которые сейчас возвращаются Церкви и в которых сохранена фресковая живопись. Электрические свечи принесут ей меньше вреда. Тогда, может быть, не будет и «камня преткновения» в диалоге Церкви и музейного сообщества, представители которого очень часто обвиняют священников в неумении сохранять памятники. В храме, конечно же, лучше служить и молиться, чем просто его показывать, выставлять для обозрения. Если использование электрических свечей – это некий выход из сложной ситуации, то лучше все равно совершать богослужение даже при электрических свечах».
Протоиерей Алексей Кульберг, руководитель отдела катехизации и образования Екатеринбургской митрополии, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге:
«Ставить электрические свечи? Ужас какой-то. Я категорически против, «против с головы до ног». Все смеемся над католиками, а сами в эту сторону глядим. Нет! Я этого не поминаю: ведь свеча – это жертва Богу, которая в какой-то степени измеряется чистым воском, живым пламенем. Мы же говорим, надо гореть как свеча. Четкий образ: живой, действенный, пламенный, неравнодушный. А как гореть перед электросчетчиком? В этом же будет выражена жертва Богу. Тогда жертву можно отправлять через айфон: нажал кнопку, сбросил смс, появилась анимация в виде горящей свечки… Мне пока это очень трудно представить. Это все равно, что в храме не пел бы хор, а через компьютер осуществлялась бы запись песнопений во время службы. В этом же нет жизни. А сердца наши должны гореть, жить: радоваться и скорбеть и утешаться, когда ставишь настоящую восковую свечу, пусть даже в ней присутствует и парафин, но свечу… Традиции Церкви должны быть незыблемы».
Татьяна Васильева, заслуженный работник культуры, эксперт Министерства культуры, заместитель директора по науке реставрационной мастерской «Реставратор»г. Ярославль:
«Всегда боролись за использование в храмах чисто восковых свечей, потому что от них меньше происходит копоти. В XVIII-XIX веках начали использовать свечи, различающиеся по своему составу. Это привело к тому, что росписи храма приходилось чаще реставрировать, очищать от копоти, слоя жира. И сейчас в храмах, где сохраняется фресковая живопись, использовать не восковые свечи нельзя. Если в храмах горит парафин, фрески, живопись коптится. Этот жирный грязевой слой надо расчищать. Это дело очень трудоемкое, причем ныне надо использовать мощные реагенты. Всегда в храмах горели свечи. Мне трудно представить электрические лампочки вместо свечей. Надо обсуждать систему: какие будут лампочки, уровень накала и т.д. Но я категорически против электрических свечей перед иконами».
Иерей Николай Шведков, клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва::
«Рано или поздно мы к этому подойдем. Еще несколько лет назад мы смеялись над католиками по поводу существующей традиции – бросил монетку, электрическая свечка загорелась непродолжительное время. Но если Вы теперь задаете такие вопросы, то скоро и у нас может это быть. Я воспринимаю это нормально. В моей памяти я назову сейчас, может быть, один-два храма, где не используется электричество совсем. Там свечи служат и осветительными приборами. Разумно бы было «зажигать» электрические свечи, и это было бы реальное участие в богослужении каждого молящегося. И электрическую свечу можно рассматривать как необходимую вещь в богослужении как ладан, уголь, просфоры. Наверное, в этом есть какая-то логика. Ведь без электричества мы сейчас не совершаем богослужений. А торжественные службы, в дни особо значимых праздников, совершать при горении восковых свечах. Это внесет особую атмосферу тихости, проникновенности и в тоже время придаст торжественности. Помню, как было умилительно служить на глухом сельском приходе ночные литургии только при освещение свечей. Еще, как раз в сельском храме, где мне довелось служить ранее, было старинное паникадило. Оно было приспособлено для лампад. А потом же переделали его под электрические лампочки. Жизнь не стоит на месте».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Трудности перевода: за что был уволен архиепископ Александр (Драбинко)? Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.
Много ли от мэра зависит? 8 сентября выборы мэра Москвы. Задаемся вопросом, насколько влияет личность избранного мэра на ситуацию в городе. Может, все равно, кто будет мэром, ведь «решает» его окружение и крепкие хозяйственники на местах, непотопляемая система столичного чиновничества? Рассказывает Алексей УЛЬЯНОВ, в прошлом зам. руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы
Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?
О Церкви, митингах и христианском социализме Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с “Нескучным садом” поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе 21 августа вместе с добровольцами на строительстве дамб, которые должны защитить Хабаровск от наводнения, работал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Надел футболку, взял в руки лопату и буквально встал плечом к плечу со своей паствой. Публикуем интервью с митрополитом Игнатием, которого наш корреспондент встретила в московском метро
Сторонники “Pussy Riot” отказались от молебна Неожиданное развитие получила история панк-хулиганок, арестованных за танцы на амвоне храма Христа Спасителя. Сторонники группы обещали провести молебен в поддержку арестанток. Священноначалие предложило помолиться за девушек вместе.
«Нужно беречь Церковь, ибо враг не спит» – глава УПЦ (МП) Украинская ассоциация религиозной свободы и газета «День» посетили в больнице предстоятеля Украинской православной церкви (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана). Митрополит продемонстрировал светлый ум и незаурядную силу духа. Как и отмечала его пресс-служба, его самочувствие все лучше и лучше. Глава УПЦ согласился ответить на несколько вопросов.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
Христианской политики не существует? В XIX веке в России было немало политиков-христиан. При этом было не так много реальной христианской политики. Почему личное христианство вчера и сегодня так слабо реализуется в общественной, политической деятельности? Размышляет историк, профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ
В каком смысле Церковь — вне политики? О том, что Церковь должна быть вне политики, мы слышим очень часто. Однако Церковь – это тоже власть, духовная. Реально ли для нее невмешательство и не является ли такая позиция чрезмерно осторожной, размышляет руководитель научного центра «Православная энциклопедия» Сергей КРАВЕЦ
Прот. Всеволод Чаплин: Патриарх не агитировал за Путина! Деятели искусства и политики собравшиеся на круглый стол «Ситуация в России – хаос или возрождение?», состоявшийся в РИА Новости во вторник, приняли список рекомендаций будущему президенту и зачитали письмо старца Илия.
«Замполиты» по вере или отцы родные? Если раньше священники окормляли армию на общественных началах, то в ближайшее время планируется прикрепление к воинским частям штатных священников. В Российской армии учреждено 240 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. О перспективах этого начинания и роли священника в армии «Нескучному саду» рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил ВАСИЛЬЕВ
Зачем копировать святыни? В Москве построят храм с копиями всех главных святынь мирового Православия. Есть ли смысл в таком копировании? С этим вопросом мы обратились к православным искусствоведам Александру РАКИТИНУ и Ирине ЯЗЫКОВОЙ.
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Православие в Японии. Сто лет спустя 16 февраля исполняется сто лет со дня кончины основателя Православной Церкви в Японии св. равноапостольного Николая Японского. Кафедральный Воскресенский собор в Токио, построенный по инициативе святителя, местные жители так и называют — «Николай-до». Корреспондент НС беседует со священником собора Иоанном ОНО и дьяконом Ильей ТАКЭИ
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Смута в Украине: опять утка? Последние события в Украинской Церкви, ставшие причиной целого шквала публикаций в светских СМИ, как правило украинских, и одновременно причиной напряженного молчания российских изданий, особенно церковных, получили неожиданное продолжение
Православие по-китайски Год назад при храме Святителя Николая в Голутвине открылось Китайское Патриаршее подворье. Пока оно ничем не отличается от обычного приходского храма, только на воскресной литургии некоторые ектеньи возносятся по-китайски. Однако предполагается, что со временем в определенные дни все богослужение на подворье будет совершаться китайском языке.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.