На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Лампочки вместо свечей?


Версия для печати
08.02.13, 16:58

В докладе на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что производство свечей в будущем будет лицензироваться – «во избежание загрязнения сводов и стен храмов гарью от недоброкачественных свеч». А можно ли использовать электрические свечи?



Действительно во многих храмах находятся древние иконы и стенопись, их нужно защищать. Решением может быть закупка или производство доброкачественных свеч. А допустимо ли не использовать свечи вообще и перейти на электричество, как в Европе? Там в католических храмах очень часто бросаешь монету, нажимаешь на кнопку, и перед иконой на какое-то время зажигается одна из нескольких десятков лампочек, размещенных рядом на подсвечнике.

Конечно, это противоречит традиции и практике использования в церкви только натуральных материалов. Но ведь есть и искусственные цветы, и синтетические ароматизаторы.

Сегодня есть примеры использования электрических лампад, связанные отнюдь не с неким «обновленчеством», а с сугубо бытовыми особенностями. Например, на одном московском приходе из-за особенностей вентиляции старинного храма постоянно гасла лампада перед чтимой иконой. Настоятель, имеющий репутацию консервативного священника, повесил перед образом электрическую лампаду и даже специально перед прихожанами в этом извинился, мол «что поделаешь», и подчеркнул, что ничего мистического в том, что лампада гаснет, нет. Электрические лампады используются в Старой Лаврской гостинице в Сергиевом посаде, поскольку в каждом номере есть иконы, а администрация справедливо опасается пожара. В распорядке там также особо указана невозможность зажигать свечи.

С другой стороны есть и примеры, когда свечи используются не только как жертва перед иконами, но и для освещения храма. Как правило, эта особенность присуща церквям в монастырях и на подворьях. Приведем пример даже не Российский, а европейский – в живущем по афонскому уставу монастыре Иова Почаевского в Мюнхене (РПЦЗ) алтарь освещен электрическим светом, а основное пространство храма исключительно свечами, которые, согласно уставу, гасят и зажигают во время службы.

Проблема электрического освещения и особенностей использования свечей в храмах отнюдь не нова. Она рассматривалась еще до «эликтрификации всей страны». К примеру, Епархиальный съезд Московской епархии 1914 года постановил, что электрическое освещение перед иконами невозможно, а за использование электричества в помещениях храмов нужно платить налог в пользу свечного завода. В дальнейшем на епархиальных собраниях рассматривались доклады представителей свечного завода о том, насколько приходские старосты аккуратны в выплате этого самого налога.

Как относиться к электрическим свечам – вопрос дискуссионный. Каково мнение священников и искусствоведов?

Игумен Серафим (Симонов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря: «Я думаю, что у этого вопроса есть два аспекта. Использовать ли электрические свечи? Это можно обсудить на приходах, и принять решение прихожан. Если будет решение священноначалия о введении электрических свечей, то я ничего плохого не вижу. Да, в храмах всегда возжигались свечи. Так заведено еще с апостольских времен, но почему не делать исключения для многочисленных храмов-памятников веры, истории и культуры, которые сейчас возвращаются Церкви и в которых сохранена фресковая живопись. Электрические свечи принесут ей меньше вреда. Тогда, может быть, не будет и «камня преткновения» в диалоге Церкви и музейного сообщества, представители которого очень часто обвиняют священников в неумении сохранять памятники. В храме, конечно же, лучше служить и молиться, чем просто его показывать, выставлять для обозрения. Если использование электрических свечей – это некий выход из сложной ситуации, то лучше все равно совершать богослужение даже при электрических свечах».

Протоиерей Алексей Кульберг, руководитель отдела катехизации и образования Екатеринбургской митрополии, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге:
«Ставить электрические свечи? Ужас какой-то. Я категорически против, «против с головы до ног». Все смеемся над католиками, а сами в эту сторону глядим. Нет! Я этого не поминаю: ведь свеча – это жертва Богу, которая в какой-то степени измеряется чистым воском, живым пламенем. Мы же говорим, надо гореть как свеча. Четкий образ: живой, действенный, пламенный, неравнодушный. А как гореть перед электросчетчиком? В этом же будет выражена жертва Богу. Тогда жертву можно отправлять через айфон: нажал кнопку, сбросил смс, появилась анимация в виде горящей свечки… Мне пока это очень трудно представить. Это все равно, что в храме не пел бы хор, а через компьютер осуществлялась бы запись песнопений во время службы. В этом же нет жизни. А сердца наши должны гореть, жить: радоваться и скорбеть и утешаться, когда ставишь настоящую восковую свечу, пусть даже в ней присутствует и парафин, но свечу… Традиции Церкви должны быть незыблемы».

Татьяна Васильева, заслуженный работник культуры, эксперт Министерства культуры, заместитель директора по науке реставрационной мастерской «Реставратор»г. Ярославль:
«Всегда боролись за использование в храмах чисто восковых свечей, потому что от них меньше происходит копоти. В XVIII-XIX веках начали использовать свечи, различающиеся по своему составу. Это привело к тому, что росписи храма приходилось чаще реставрировать, очищать от копоти, слоя жира. И сейчас в храмах, где сохраняется фресковая живопись, использовать не восковые свечи нельзя. Если в храмах горит парафин, фрески, живопись коптится. Этот жирный грязевой слой надо расчищать. Это дело очень трудоемкое, причем ныне надо использовать мощные реагенты. Всегда в храмах горели свечи. Мне трудно представить электрические лампочки вместо свечей. Надо обсуждать систему: какие будут лампочки, уровень накала и т.д. Но я категорически против электрических свечей перед иконами».

Иерей Николай Шведков, клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского на Рязанке г. Москва::
«Рано или поздно мы к этому подойдем. Еще несколько лет назад мы смеялись над католиками по поводу существующей традиции – бросил монетку, электрическая свечка загорелась непродолжительное время. Но если Вы теперь задаете такие вопросы, то скоро и у нас может это быть. Я воспринимаю это нормально. В моей памяти я назову сейчас, может быть, один-два храма, где не используется электричество совсем. Там свечи служат и осветительными приборами. Разумно бы было «зажигать» электрические свечи, и это было бы реальное участие в богослужении каждого молящегося. И электрическую свечу можно рассматривать как необходимую вещь в богослужении как ладан, уголь, просфоры. Наверное, в этом есть какая-то логика. Ведь без электричества мы сейчас не совершаем богослужений. А торжественные службы, в дни особо значимых праздников, совершать при горении восковых свечах. Это внесет особую атмосферу тихости, проникновенности и в тоже время придаст торжественности. Помню, как было умилительно служить на глухом сельском приходе ночные литургии только при освещение свечей. Еще, как раз в сельском храме, где мне довелось служить ранее, было старинное паникадило. Оно было приспособлено для лампад. А потом же переделали его под электрические лампочки. Жизнь не стоит на месте».

Арсений ЗАГУЛЯЕВ, Юлия СТИХАРЕВА

Версия для печати

Тэги: Церковь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.