Ирина ЯЗЫКОВА, специалист по богословию иконы, кандидат культурологии, преподаватель Коломенской духовной семинарии: «Занимаясь копированием святынь, мы рискуем забыть, Кому мы поклоняемся»
— Когда патриарх Никон создавал Новый Иерусалим, он руководствовался идеей Святой Руси. В то время иерусалимские святыни были захвачены мусульманами, поэтому он хотел собрать или скопировать все святыни в России. Сегодня же копирование происходит в несколько ином, постмодернистском контексте. Постмодерн подлинное заменяет неподлинным, и мне кажется, что для церковного искусства это вредно. Такое копирование лишает нас самого главного — встречи с Первообразом. Для чего мы едем на Святую землю? Не для того, чтобы только прикоснуться к конкретному камню, а для того, чтобы почувствовать живое присутствие Божие — вот по этой земле ходил Христос, здесь была Богородица, жили апостолы. В Иерусалиме между нами и Тем, кому мы поклоняемся, стоит некий материальный объект, но он же нас и связывает со Христом, Богоматерью, святыми. А здесь получается, что между нами не один материальный объект, а целый слой объектов. Это уже не копирование, а какое-то клонирование. Мне видится в этом духовная подмена. Для чего это делается? Чтобы привлечь людей в храмы любым способом? Когда делят мощи — там пусть и маленькая, но все-таки частичка тех самых мощей. А здесь просто копия. Мы и так живем в мире неподлинного. Если еще в Церкви начнутся замены и бесконечные неподлинные святыни, копии копий, то, я боюсь, мы запутаемся и придем к неразличению того, кому и чему мы поклоняемся.
— Было бы вам интересно посетить этот храм?
— Не очень, поскольку это уже неоригинально. В монастырских копиях патриарха Никона еще была какая-то первозданность, новизна замысла, оригинально осуществленная идея. Но сегодня это уже выглядит просто как музей с макетом. Зачем это нужно, я не понимаю. Не достаточно ли храма с литургией и иконами? Если хочется новых икон, то, пожалуйста, — есть иконы новомучеников. Мы и с ними-то никак не разберемся, знаем, может быть, только первый ряд. И с художественной, и с духовной точки зрения такой объект вторичен, а вторичности в Церкви не должно быть. Даже иконы до определенного времени не копировались, были списки. А список — это не копия, это каждый раз живое повторение с новым молитвенным опытом.
— Можно ли это назвать «Иконой Святой земли»?
— Дело в том, что «Икона святой земли» — это выражение условное, так именовали, например, монастыри, в которых были свой райский сад, Гефсиманский сад, храм, источник и т.д. Но настоящая икона — это всегда лик, это образ Первообраза. Мы верим в воплощение Христа и изображаем Христа в человеческом образе на иконе. А здесь изображается материальный объект, просто напоминающий нам о чем-то святом, но сам не обладающий статусом святыни, это вещь, которая прямо не связывает нас со Спасителем. Если икона — это окно в невидимый мир, то здесь получается окно в мир видимый, окно в окно. Копия копии — это чисто постмодернистский прием. Такая копия рискует стать симулякром, то есть пустой оболочкой, никак не связывающей нас с Первообразом.
Александр РАКИТИН, преподаватель кафедры культурологи ПСТГУ, руководитель Православного историко-культурного общества: «Я не вижу богословской проблемы в копировании святыни».
— Русская Церковь имеет богатую историю копирования святынь, сложившуюся в XVI-XVIII веках. Широко известно, например, что всевозможные православные святыни пытались копировать в XVII веке при патриархе Никоне. По воле святейшего патриарха началось строительство Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, центром которого была точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. А вот мало кто знает, что воссоздавались и другие святыни. По указу патриарха Никона на озере Валдай на острове был построен Иверский монастырь. По расположению построек он точно повторял Иверский монастырь на Афоне. Таким образом, валдайский остров стал образом Афонского полуострова, а Иверский Валдайский монастырь — копией Иверского Афонского монастыря, одного из важных сакральных мест в покоренной османами православной Греции. Так же патриархом Никоном был основан Крестовоздвиженский монастырь на Кий-острове в Белом море. В этом монастыре был размер в размер скопирован Крест Господень, эта святыня известна как Кийский крест. Монастырь был закрыт в советское время, а Кийский крест сейчас находится в Москве, в Церкви Сергия Радонежского в Крапивниках. Более того, в Москве известны случаи копирования Иерусалимских святынь. Знаменитое Лобное место на Красной площади — это образ иерусалимской Голгофы. Лобное место было важной сакральной составляющей в т.н. «шествия на осляти». В Вербное воскресенье царь выходил из Успенского собора московского Кремля, садился на белую лошадь, которая была образом евангельского ослика, и патриарх за узды выводил эту лошадь через Спасские ворота на Красную площадь. Вместо пальмовых листьев люди кидали под ноги царя и лошади вербы. На площади перед храмом Василия Блаженного (у его придела Входа Господня в Иерусалим) служился молебен. Сам храм Покрова на рву (Василия Блаженного) в то время также часто называли Иерусалимом в Москве. Получается, что если храм Василия Блаженного — Иерусалим, то помещение Лобного места рядом с храмом более чем логично. После торжественной процессии и молебна патриарх выходил на Лобное место и раздавал веточки вербы и благословлял всех собравшихся.
Ничего странного в копировании нет, и вполне понятно желание благоговейных христиан прикоснуться к святыне. Даже сейчас, когда путешествовать стало проще, не все могут увидеть святыню «вживую», приложиться к ней. Для одних это слишком дорого, другим не позволяет состояние здоровья. Зато эти люди могут приложиться к копии святыни. В почитании копии я не вижу никакой подмены либо профанации. Существуют же, к примеру, копии почитаемых икон. Практически в каждом храме есть такие копии, так называемые списки. И никого не смущает, что все к ним прикладываются. Если мы можем сделать копию Владимирской иконы Божией Матери и прикладываться к ней как к святыне, то почему не может быть копии с Камня помазания? Также в дореволюционной России существовала практика поклонения мощам под спудом. Если святой завещал себя похоронить, например, в алтаре храма, то люди прикладываются не к его мощам, а к месту его захоронения. Есть случаи паломничества даже не к мощам, а месту, где они когда-то были. Например, мощи св. прав. Симеона Верхотурского. Несмотря на то, что мощи были перенесены в Никольский Верхотурский монастырь, люди продолжают совершать паломничества на могилу святого в селе Меркушино. И, судя по популярности этих мест, их посещение сказывается на людях благодатно.
В копировании я не вижу богословской проблемы. Конечно, чрезмерно увлекаться копированием не стоит, но если у прихода есть такое желание, то почему бы не создать копию? Мне, по крайней мере, было бы очень интересно посетить Ясеневский храм.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
В Москве строят самый новый Иерусалим В московском храме Покрова в Ясеневе из иерусалимского мрамора создали копии святынь Святой земли: Гроба Господня, Камня помазания, Голгофы, пещеры Рождества Христова и гробницы Богородицы. Смогут ли эти копии заменить настоящие святыни?
Иверская часовня в Москве: сердечная тайна столицы Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.
Святыни Европы: в Рим по стопам апостолов Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел
Прот. Всеволод Чаплин откроет арт-клуб в крипте храма Церковь приютила опальный клуб, за долгие годы своего существования объединивший вокруг себя целую генерацию художников и музыкантов. Концерты и мероприятия клуба будут проходить прямо в крипте, то есть в подвале храма
Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера Шейдаева В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Зачем освящать уже освященный престол? В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
Участница «Pussy Riot» извинилась перед православными Неожиданное продолжение получила история с «панк-молебном» в храме Христа Спасителя. Одна из участниц обратилась к общественности с покаянием, которого так долго ждала Церковь
Правила жизни счастливого священника Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Успенский собор Кремля – свидетель святости Собор Успения — смысловой центр Московии. В интерьере Успенского собора все полно воспоминаниями. Здесь сплетаются истории известных людей – трагические и свято-светлые
Музей гонимой Церкви В воздухе носятся далеко не все идеи. Признаюсь, что мне никогда не приходила в голову идея создания музея гонимой Церкви. И лишь оказавшись в Амстердаме, я совершенно случайно узнал о том, что здесь работает музей, созданный в тайном католическом храме времен гонений со стороны протестантов. Я был поражен красотой замысла и пошел посмотреть
Гаражи против храма В Москве идут общественные слушаниях по поводу участков для 200 новых храмов. Они проходят не без проблем: московское правительство выделяет землю под храмы по остаточному принципу, часто это спорные участки, где-то уже стоят гаражи, где-то расположены скверы. Возможно ли мирное урегулирование споров вокруг конкретных участков? Корреспондент НС побывал на слушаниях и обратился за комментарием к директору правозащитного центра «Территории Церкви», редактору портала «Религия и СМИ» Александру ЩИПКОВУ
Патриарх Кирилл заложил на Кипре русский храм Многотысячная община русских десятки лет обживает гостеприимный Кипр; русские ходят в храмы Кипрской Православной Церкви, на Кипр командируют русскоговорящих священников. У старейшего русского прихода на острове скоро появится собственный дом - камень в закладку храма освятил Патриарх Кирилл
Престол в храме Покрова на Рву Вчера, в соборе Покрова Божией Матери на Красной площади, более известном как храм Василия блаженного, епископ Бронницкий Амвросий отслужил Литургию по случаю престольного праздника этого храма. На праздничной службе побывала наш фотокорреспондент Ирина СЕЧИНА
Владимир Ресин умеет быстро строить храмы Бывший первый заместитель мэра Москвы, а ныне депутат Госдумы РФ, Владимир Ресин занял должность советника Патриарха Кирилла по вопросам строительства. Как сообщили в пресс-службе патриарха, работать Владимир Ресин будет на общественных началах.
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Сплошные праздники, или о единственном храме Рождества в Москве Вы удивитесь — в Москве в пределах старого города сохранился лишь один храм Рождества Христова. Больше Христорождественских храмов в Москве нет. Измайлово, Рождествено — это бывшие села, вошедшие в состав столицы в послевоенное время, улица Рождественка названа по монастырю Рождества Богородицы. Получается так: важнейший из церковных праздников «не имеет прописки» на сакральной карте Первопрестольной
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.