Чувства «православных россиян» оскорбить можно, и они требуют за это суровых наказаний. «Православные христиане» же считают, что их религиозные чувства оскорбить невозможно и наказывать за подобные попытки не следует. На такие две категории разделились участники соцопроса, проведенного на 12 московских приходах социологической службой «Среда». Пресс-конференция по итогам опроса прошла 11 июня в культурном центре «Покровские ворота».
«Вербный опрос» — так называлась анкета из 28 вопросов, которые предлагалась прихожанам. День опроса – Вербное воскресенье 2013 года – был выбран не случайно. По мнению «Среды», именно этот праздник, за неделю до Пасхи, позволяет «отсеять» случайных людей. На него не придут «лайт-православные», которые заходят в храм раз в год – они как раз готовятся прийти через неделю. Не придут и так называемые «артефактные» православные – те, которым важно что-нибудь с собой из храма унести – будь то освященная вода или кулич. Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим, собирает в церковь тех, для кого грядущие дни Страстной Седмицы не пустой звук.
Главная цель опроса — выяснить, насколько однородно мировоззрение современных верующих: «Этим Великим постом мы видели в храмах огромное количество людей. Но кто эти люди? Насколько их мировоззрение совпадает между собой?»
А также – что именно может оскорбить их религиозные чувства? Как раз накануне опроса в Госдуме был во втором чтении принят во многом спорный закон об оскорблении религиозных чувств и наказании за это. Необходимо было выяснить: так на что же, все-таки, обижаются наши единоверцы, за что они готовы требовать наказания.
Анкетирование в храмах проводили сами прихожане, всего было заполнено 313 анкет с 28 вопросами.
Результаты опроса оказались неожиданными. Выяснилось, что устаревшим и неверным является представление о том, что типичный прихожанин – это не очень образованная и бедная пожилая женщина. Анкета показала – все ровно наоборот! Подавляющее число прихожан – более 60% - это люди от 19 до 45 лет. А 80% из прихожан имеет неполное высшее или высшее образование, или даже ученую степень. Более половины опрошенных призналось, что уровень дохода в их семьях на среднем или выше среднего уровне. А среди постоянных, регулярных посетителей храма оказалось больше мужчин, чем женщин. Кликните для увеличения
Уровень ответственности прихожан также не позволяет назвать их «безмозглым стадом», как нередко приходится слышать от противников Церкви. Отвечая на вопрос, кто должен быть ответственным за содержание прихода и священника, почти половина (45%) уверенно ответила – прихожане. Причем характерно, такой ответ дали люди с высоким уровнем дохода. Те, кто победнее, полагается на Патриархию (28%), на государство (22%) или на крупных жертвователей (24%), но таких становится все меньше и меньше.
Хотя здесь выяснилась любопытная подробность: от «захожан» (людей, приходящих в храм от случая к случаю) финансовая поддержка оказалась выше, чем от постоянных прихожан. Но перекладывать с себя ответственность склонны, скорее, те, кто в жизни прихода не участвует.
Одним из самых интересных в анкете стал вопрос, разделивший прихожан на тех, для кого «православная вера неотделима от России, от моего российского гражданства» и тех, для кого «моя православная вера и мое гражданство – две разные вещи». Ответы на него разделились примерно поровну. Первый вариант, которых в «Среде» назвали «православные россияне», выбрали по большей части женщины с не очень высоким образованием и уровнем дохода (48% опрошенных). Второй вариант – «православные христиане» – куда более близок мужчинам, образованным и более-менее обеспеченным (44%).
Любопытна корреляция между ответами на этот вопрос и вопрос об оскорблении религиозных чувств и наказании за это. «Православные россияне» почти однозначно отвечали, что их религиозные чувства оскорбить можно, и требовали за это суровых наказаний – исправительные работы, заключение, колонию и штрафы. «Православные христиане» же, напротив, почти все заявляли, что их религиозные чувства оскорбить невозможно и наказывать за подобные попытки никого не следует вообще никак – «совершенно недопустимо наказывать человека за то, что кто-то излишне чувствителен».
Была приведена также шкала ценностей, за которые прихожане готовы оскорбляться. Те из них, чьи чувства можно задеть, заявили, что в первую очередь обидятся за негативные высказывания и выпады в общем (30%), за поступки, направленные против святыни (17%), а вот за хулу на Бога и христианство готовы обидеться куда меньше людей – всего по 6% и по 4%.
Более половины опрошенных, отвечая на вопрос «Сталкивались ли вы в последний год с ростом негативного отношения к Церкви?», ответили утвердительно. 26% заявило, что увидели увеличение негатива в СМИ, 30% заявило, что столкнулось с этим лично, общаясь со знакомыми или родственниками. 24%, однако, уверены, что ничего в этом смысле особенно не изменилось, а 15% заявили, что отметили рост благожелательного отношения к Церкви (такой ответ давали люди более старшего возраста (от 46 лет), те, кто редко ходит в храм и с невысоким уровнем дохода).
Был в анкете и вопрос, который сам тянул на полноценное исследование и, возможно, вырастет в таковое. В нем перечислялся ряд общественных проблем и прихожан спрашивали – знакомы ли они с мнением Церкви по этим вопросам.
Выяснилось, что позицию Церкви по абортам знает 79% опрошенных, по суду над Pussy Riot – 70%, об отношении к сексуальным меньшинствам – 68%, эвтаназии – 62%, ювенальной юстиции – 53%, ЭКО и советскому прошлому – по 51%. Ровно половина – 50% - знакома с мнением Церкви об универсальных электронных картах и чипах.
Но, по признанию руководителя службы «Среда» Алины Багриной, конечно, куда интереснее было бы не просто спросить, знакомы прихожане или нет с мнением Церкви по тому или иному вопросу, но и попросить озвучить этот мнение! Есть немаленькая вероятность, что ответы были бы диаметрально противоположны и выяснилось бы, что за «мнение Церкви» немалое число прихожан выдает или свое собственное отношение к вопросу – или перебивается сплетнями по принципу «одна бабка сказала».
Весьма любопытным оказался и ответ на вопрос о главных ценностях Православия. Выяснилось, что на первое место ставят любовь (30%), на втором – милосердие, доброту и помощь ближнему (21%), на третьем – веру (15%). А вот замыкает этот список «слово Божие», «Царство Небесное» и «Христос» — именно это, под общим названием «церковно-литургические ценности», озвучило 14% опрошенных. Тут же выяснилось, что женщины более материалистичны: именно они в списке основных православных ценностей назвали такие вещи, как «храм, серебряный крест, святая вода, иконы, святыни».
Есть различия между прихожанами и по главнейшим религиозным вопросам. Оказывается, даже из тех кто приходит в храм на Вербное воскресенье, далеко не все верят в воскресение мертвых, невзирая на соответствующую строчку в Символе веры! Веруют или «веруют, но иногда сомневаются» в общей сложности 76%, а почти четверть ответила «нет» или «стараюсь, но получается с трудом». Те, кто не верует или «с трудом» по большей части отрицательно отвечали и на вопрос «думаете ли вы о смерти, готовитесь ли вы к ней». А вот однозначно думает и готовится (или собирается это сделать в будущем) 74% опрошенных.
На пресс-конференции выступили со своим мнением об опросе и его результатах священники храмов, где проходило анкетирование.
Иеромонах Дмитрий (Першин), Крутицкое патриаршее подворье:
– Такие данные, такие опросы очень нужны, потому что даже на исповеди не услышишь таких ответов и мнений, не заглянешь так глубоко – просто потому, что на исповеди речь идет о других вопросах. По полученным данным – в каждой церкви можно открывать свой ученый совет! Опрос полностью разрушает устоявшийся шаблон о низком образовании прихожан!
Священник Валерий Степанов, храм святителя Мартина Исповедника на Таганке:
– Такой опрос – моя мечта. Куда ни ткни – попадешь в кандидата наук. Но надо отметить, что, судя по опросу, есть социальные группы, до которых пока весть о Христе не дошла и с которыми надо работать. Это люди, приехавшие к нам на заработки, малообразованные, но интересующиеся, приходящие в церковь и спрашивающие: можно ли помолиться, подать записку, поставить свечку. Это «простые» люди, не пользователи Интернета. Нельзя, чтобы Церковь превратилась в «интеллектуальную секту», открытую только для образованных людей, в ней должны быть открыты двери для самых разных социальных групп.
Неожиданностью стала проблема церковной догматики – оказывается, столько людей не верит в воскресение мертвых и не желает думать о смерти. Тайна смерти – вопрос, который мы пока очень плохо освещаем.
Надо сказать, что устойчивое представление о «бабушках в церкви» тоже рушится – их становится все меньше. Те, что были, уходят, а те, кто приходит или должен прийти на их место – люди, воспитанные в советскую эпоху и очень далекие от храмов. Они чувствуют себя здесь чужими, они ничего не знают о Христе, о духовной, душевной жизни.
Священник Дмитрий Агеев, храм «Всех скорбящих Радость» на Ордынке:
– Нужны ли такие опросы? Несомненно! Но составлять вопросы для них нужно все-таки при участии не только экспертов, но и самих священников. Например, для меня в этом опросе не было ничего нового – все это я и так знаю из исповедей и разговоров с прихожанами. А интересно было бы узнать, то, что мне никогда в лицо не скажут: как люди относятся к своему священнику? Что нравится в нем, что раздражает? Да и вопросы анкеты очень разные и предназначены они для разных групп людей, и тут совет священника, знающего своих прихожан, был бы неоценим.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Социологи о Церкви: стоит ли верить цифрам? Как именно социологи подсчитывают количество верующих? Какое отношение их цифры имеют к действительности и зачем миссионерам социология? Об этом рассказывает декан Факультета социальных наук ПСТГУ Игорь Рязанцев.
Почему Церковь не любят (2)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечают: телеведущая Фекла Толстая и писатель Захар Прилепин.
Источник греха — бедность? Или как Католическая церковь пережила увлечение марксизмом Размышление о причинах социального зла в мире и способах его преодоления в Католической церкви в XX веке оформилось в движение «богословие освобождения». Что это такое рассказывает диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета в Швейцарии
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Всего десять процентов? Социологи спорят: сколько же в нашей стране православных христиан? Номинальных около семидесяти процентов, реально воцерковленных меньше десяти. Кому-то кажется, что специалисты занижают цифры, кому-то, напротив, и эти совсем небольшие цифры видятся завышенными. За всем этим теряется важный вопрос: а почему в нашей стране православных так мало?
Почему Церковь не любят (3)? «Нескучный сад» продолжает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на наши вопросы отвечает политик Ирина Хакамада
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Кто нападает на Церковь? Взгляд социологов Скандалы, разгоревшиеся вокруг Церкви в последние месяцы - случайность или закономерность? 25 июня в РГГУ состоялось заседание Научного Совета ВЦИОМ на тему «РПЦ: вызовы, разломы, риски в новой общественно-политической ситуации». Скандалы знаменуют начало новой эпохи, когда консенсусное и уважительное отношение к Церкви сменяется постепенным охлаждением, отчуждением, критикой – уверены социологи и религиоведы
«Непонимание представляет для Церкви серьезную угрозу» Были и будут люди, которых раздражает все, что делает Церковь, – считает ответственный редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергей ЧАПНИН. Но причины для критики действительно есть.
Почему Церковь не любят? Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.
Языком социологов «Церковь в современном обществе российском обладает большим потенциалом наращивания светского влияния, который она пока не смогла реализовать и даже не стремится к этому», — утверждается в докладе Центра стратегических разработок – того самого центра, который (единственный!) предсказал неожиданный всплеск протестных настроений прошлой зимой. Комментирует библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Церковь не исчерпала кредит доверия Россияне доверяют Церкви несмотря на скандалы и предвыборные страсти. Правда, общее число респондентов, которые несмотря ни на что доверяют Церкви, год от года становится все меньше. Роман Лункин, сотрудник социологический службы «Среда» и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, поделился с журналистами статистикой.
Книги: между Молохом и Аллахом Взрыв в центре Осло и массовый расстрел на острове Утойя вновь заставляют задуматься о многоликости и непредсказуемости современного терроризма. Почему некоторые люди берутся за оружие и отправляются убивать других? Среди исследователей, предлагающих свои ответы, — американец иранского происхождения Фатали М. Мохаддам, выпустивший книгу «Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию» (М., 2011). Автор утверждает, что террористы отнюдь не аморальны. Наоборот: у них «очень четкое осознание добра и зла»
Другой протест, или забытое слово Схема бытия, упрощенная до противостояния «оппозиция-власть», не учитывает того, что власти бывают разные. Сегодня бывает проще грозить кулаком неким проворовавшимся чиновникам, чем пойти против мнения коллег на работе, а кредит на машину или квартиру удерживает от резких движений почище любого полицейского
Сколько москвичей было в храмах на Рождество? Критики Церкви перевернули статистику с ног на голову Известный своими агрессивным настроем по отношению к Церкви портал «Кредо.ру» поспешил заявить о том, что в Москве установлен новый «антирекорд» посещаемости рождественских богослужений, а «заполняемость» храмов с каждым годом снижается. Дежурный офицер пресс-службы ГУ МВД по Москве в комментарии «Нескучному саду» опроверг эту информацию
Силы и слабости РПЦ: Как общество относится к Церкви? О слабых сторонах церковной жизни затрудняются ответить 80 процентов Россиян, в тоже время, что у РПЦ нет слабых сторон, утверждает только 3% опрошенных. Сколько в стране православных и как общество относится к Церкви? На эти вопросы отвечает последнее исследование кандидата социологических наук, координатора социологической службы "Среда" Алины БАГРИНОЙ , с ее разрешения мы публикуем на нашем сайте фрагменты ее доклада: «Русская Православная Церковь и общественное мнение»
Хибины: рудник на природе? В Хибинах, уникальном «пятачке» Кольского полуострова диаметром 40 км, вошли в противоречие интересы экономики и экологии. Решение о создании здесь в 2015 году Национального парка совершенно не мешает осваивать сегодня на этих территориях новые рудники по добыче апатита. Инициативная группа Кольского центра охраны дикой природы (КЦОДП) создала общественное движение в поддержку в Хибинах Национального парка. Неравнодушных просят присоединяться
Человек добывающий Там, где появляется человек, звери, птицы, цветы и колосья, чистый воздух неизбежно теряют свои позиции. Когда людей было мало, а природы много, добывать и сохранять получалось. Сегодня, оказалось, что природы на всех не хватает. Неужели конкуренция между развитием цивилизации и сбережением природы — неизбежна?
Куда зовет злость? Я часто злюсь. На близких, когда меня не понимают. На людей в метро, которые стоят на моем пути и мешают мне спешить. Я сильно сержусь, читая новости. Я зол на зиму, что она длится бесконечно долго. Я злюсь на самого себя, что лениво пишу эти строки, все время заглядывая вместо этого в ЖЖ. Я злюсь, наконец, на то, что злюсь. Что это – грех? Болезнь? Аномалия?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.