Последние заседания Священного Синода ознаменовались разделением ряда епархий: Красноярской, Саранской, Екатеринбургской, Ростовской, ряда других. О логике и причинах епархиальной реформы, которая сейчас происходит за последние пол года успели высказаться многие церковные спикеры. Игумен Савва (Тутунов) заместитель председателя Управления делами Московской Патриархии, не готов рассказать какие епархии будут разделены следующими, но объяснил смысл изменений происходящих в церковном управлении.
— Каковы критерии такого выделения новых административных церковных территорий? Как принимается решение делить или не делить конкретную епархию?
— В первую очередь напомню терминологическое уточнение, о котором недавно говорил Святейший Патриарх Кирилл. Речь не идет о делении епархий, но о создании новых епархий. Это созидательный, творческий, а не разрушительный процесс, хотя кто-то, быть может, его воспринимает как личную неудачу. По существу же данный процесс можно его назвать «разукрупнением» епархий.
Поскольку решения об этом принимает Священный Синод, Ваш вопрос следует, скорее, адресовать тем архиереям, которые входят в его состав. Впрочем, опираясь на выступления Святейшего Патриарха, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, а также на недавние прецеденты создания новых епархий, можно обозначить следующие принципы.
Во-первых, новые епархии появляются там, где архиереи сами просят о разукрупнении. Так, например, архиепископ Вениамин, управляющий Владивостокской епархией, предложил, чтобы его епархию разделили из практических соображений: по причине удаленности от центра части приходов. Также было, хотя и по другим причинам, с созданием новых епархий в Мордовии: это была инициатива митрополита Варсонофия. Лично знаю архиереев, которые в приватных беседах сообщали о своем намерении в недалеком будущем выступить с аналогичными предложениями.
Во-вторых, могут быть епархии, где очевидна избыточность числа приходов, находящихся под управлением одного архиерея. Такими епархиями попросту трудно управлять. Речь идет о ситуации, когда очевидно, что для пользы церковной нужно создать новые епархии, и большим числом приходов будут управлять несколько епископов.
Каковы в последнем случае преимущества? В небольшой епархии правящий архиерей лично знает каждого клирика, что сейчас бывает не часто. Соответственно каждый клирик может лично общаться с архиереем, и, как следствие, архиерей может более детально вникать в жизнь каждого прихода. Епархиальные отделы, которые призваны координировать приходскую жизнь, в маленькой епархии также будут ближе к приходу, а, стало быть, смогут лучше взаимодействовать с людьми. И, конечно, само приходское духовенство сможет быть ближе друг к другу. Я недавно ездил в епархию, объединяющую менее ста приходов, и видел, как там общаются священнослужители между собой. Они не просто видятся раз в год на епархиальном собрании, но знают друг друга в лицо, дружат семьями. И все это положительно влияет на климат в епархии.
— Значит, все-таки, количественный критерий храмов на епархию есть?
— Я сошлюсь на своего непосредственного руководителя, владыку Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, который, возглавляя Саранскую епархию, является архиереем уже очень давно. В одном из последних интервью, указывая на оптимальное число — по сто приходов в одной епархии, он сказал: «Если архиерей за год посещает 50–60 приходов, то за два года он сможет посетить все приходы своей епархии. Не зайти, проезжая мимо, а именно приехать и послужить. Раз в два года объехать все приходы — это очень хорошо. Думаю, в епархии может быть и меньше 100 приходов, тогда работа будет еще более эффективной».
— Во многих Поместных Церквях, например в Греции, епархии исторически имеют небольшой размер, они значительно меньше современных российских и по площади сопоставимы с нашими благочиниями…
— Думаю, что Священный Синод в данном вопросе руководствуется не практикой других Поместных Церквей, которая может опираться на специфичную ситуацию стран их канонической ответственности, а востребованостью подобных решений в Русской Церкви.
Тема разукрупнения епархий возникла давно, и с особой остротой была поставлена на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов. К сожалению, Собор по историческим причинам за недостатком времени так и не принял положения об увеличении числа епархий. Но многие архиереи выступали за такие преобразования, и рабочими органами Собора были сделаны первые наметки, первые шаги в данном направлении. Более того, в последующие годы при Патриархе Тихоне и при Местоблюстителе митрополите Сергии открывались новые епархии, было рукоположено большое количество архиереев. То есть соборные решения не остались мертвой буквой.
Почему? В виде анекдота могу рассказать случай. Когда я работал в архиве над своей диссертацией, которая как раз и была посвящена епархиальным реформам Собора 1917-1918 годов, я наткнулся на любопытный документ — повестку заседания Священного Синода то ли 1919 года, то ли 1920 года. Среди прочих, в повестке стоял доклад митрополита Кирилла (Смирнова), будущего новомученика: «Об увеличении числа епархий в связи с существенным изменением рода их деятельности». Вроде бы странно звучит, ведь не может быть никакой другой цели у епархий, кроме той, которая им присуща всегда. Какие могут быть «изменения рода деятельности» епархий? Владыка, очевидно, имел в виду развитие деятельности епархий, развитие общения между паствой, священнослужителями и архиереем.
В целом, это те темы, которые звучат и сегодня, когда мы говорим об епархиальных реформах. Разукрупнение епархий назрело в нашей Церкви уже давно. Об этом думали лучшие умы своего времени, почти сто лет назад, и вот теперь мы возвращаемся к этому вопросу.
— На Украине процесс разукрупнения епархий начался значительно раньше, как учитывается этот опыт?
— Действительно, за последние десять лет практически все украинские епархии оказались поделены так, что на каждую область там приходится по две-три епархии. Пока рано говорить о плодах, которые принесли эти преобразования. В состав Священного Синода обычно входят два архиерея от Украинской Церкви. Во-первых, постоянный член Синода — митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Во-вторых, по сложившейся за последние три года практике, в качестве временного члена обязательно приглашается еще один украинский архипастырь. Стало быть, во время заседаний Синода есть кому свидетельствовать об украинском опыте. Главным же свидетельством Украинской Церкви является факт: в связи с образованием новых епархий на Украине никакой катастрофы не произошло .
— И все-таки у разукрупнения уже появились свои критики. К примеру, говорят, что существование епархиальных столиц в городах районного уровня негативно скажется на епархиальной жизни, ведь в регионах практически все сконцентрировано в областных центрах.
— Если мы считаем, что церковная жизнь должна ориентироваться на жизнь государственных органов, то да, этот довод можно признать заслуживающим внимания.
Однако, надеюсь, многие согласятся с доводом, что деятельность губернаторов и других уважаемых представителей регионального руководства не является основным фактором, определяющим жизнь епархии. Мы, конечно, не можем не учитывать внешние обстоятельства и рады сотрудничать со светскими властями в тех вопросах, где это взаимодействие полезно для Отечества, спасительно для людей. Но церковная жизнь течет по своим установлениям и не может полностью зависеть от внешних факторов. Конечно, есть проекты, завязанные на светский областной центр, но я бы не сказал, что таковых большинство.
И все же та критика, о которой Вы говорите, имеет понятную почву: епархиям, находящимся в одной области, надо взаимодействовать. Священный Синод на последнем своем заседании поручил митрополиту Варсонофию, который возглавляет профильную комиссию Межсоборного присутствия, разработать механизмы координации деятельности архиереев, чьи епархии расположены в одном регионе. Предполагаю, что предложения комиссии будут представлен уже на следующем заседании Синода. Таким образом, вопрос обсуждается, и мы не упускаем его из вида. Несмотря на то, что создание новых епархий — это реализация давних замыслов, мы сейчас находимся в самом начале пути, , и, безусловно, в процессе что-то будет корректироваться, утрясаться…
— Существует мнение, что архипастыри в новых епархиях окажутся в неравных отношениях с губернатором, ведь если раньше на каждого главу региона приходилось по одному епископу, то теперь епископов станет несколько. Выходит, разукрупнение понижает общественный статус епископа?..
— «Равным», «неравным» — должны ли мы вообще ставить вопрос таким образом? О «равенстве» и «неравенстве» можно говорить в отношении тех людей, социальная «ниша» которых сопоставима. Как граждане одной страны — епископ и губернатор сопоставимы… и равны перед законом. Но с точки зрения их служения, их роли в обществе, их значения в глазах людей, — сопоставлять нечего.
Приведу пример. Сегодня Россия поделена, если можно так выразиться, на федеральные округа. Но у Церкви нет главного епископа для каждого федерального округа, и при этом епархии все равно достаточно активно выстраивают партнерские взаимоотношения с главами этих округов – каждая через своего епископа. Не думаю, что при этом епископы чувствуют себя «неравными», общаясь с полномочным представителем Президента.
— Кроме светской жизни, которая очень централизирована и привязана к областным столицам, есть и епархиальная церковная жизнь, которая в свою очередь тоже вращается вокруг областного центра. Епархиальные отделы, как правило, работают в главном региональном городе. Теперь эти отделы придется расчленять. Не отразится ли данный процесс на эффективности работы епархиальных учреждений?
— Те программы, которые уже претворяются в жизнь, продолжат свое существование. Возможно, имеет смысл устраивать стажировки для сотрудников новых епархий в «старых» отделах. Кроме того, останутся и проекты, требующие совместных усилий всех епархий области. Например, о материальной поддержке семинарии или училища, расположенного в одном субъекте федерации (если говорить о России) должны заботиться все епархии данного региона. Семинария, конечно, должна воспитывать священников для всех епархий, которые ее содержат.
Что касается епархиальных отделов, то, конечно, новым епархиям придется создавать свои собственные. Но это вовсе не значит, что если в старом отделе было 30 сотрудников, то в новой епархии нужно создавать отдел с таким же штатом. Скорее наоборот, новые отделы должны быть меньшими по составу, но более активными, более мобильными. Ведь одна из задач реформы заключается в том, чтобы епархиальные структуры стали ближе к приходам. Разделение епархий – не повод для бездумного увеличения административного аппарата.
— В чем еще новые епархии смогут взаимодействовать?
— Миссия, образование, преподавание «Основ православной культуры», социальная работа, молодежное служение, – во всем, и особенно в тех программах, которые нуждаются в поддержке центральной светской власти. Можно создавать совместные рабочие группы для решения общих задач, проводить обучающие семинары, конференции. Кроме того, могут созываться и какие-то общие пастырские совещания. Более конкретно о механизмах координации епархий одного региона будет сказано в документах, которые под председательством митрополита Варсонофия готовит комиссия Присутствия по вопросам церковного управления.
— Кроме разделения епархий, Собор 1917-1918 годы предполагал наличие митрополичьих округов. Чем учрежденные в Казахстане и Средней Азии митрополичьи округа отличаются от тех церковных образований, которые собирался создать упомянутый Поместный Собор?
— Собор 1917-1918 годов собирался создать не «митрополичьи», а, если строго следовать терминологии Собора, «церковные» округа. Отличаются они от нынешних митрополичьих округов принципиальным образом.
Так, у церковных округов по версии 1918 года не предполагалось самостоятельных органов высшего церковного управления – собственных Синодов или синодальных отделов, которые сегодня создаются в митрополичьих округах. Интересно, что в начале 1930-х годов временный Синод при Патриаршем Местоблюстителе успел образовать церковные округа, предложенные Всероссийским Собором, и даже издал инструкцию для их деятельности. В каких-то своих частях это положение, наверное, может быть использовано при работе комиссии под руководством владыки Варсонофия.
— Планируется ли создавать митрополичьи округа в России?
— Митрополичьи округа, как я уже сказал, имеют свои Синоды и другие самостоятельные органы высшего церковного управления, что логично в суверенном государстве и абсолютно бессмысленно внутри одной страны. Поэтому система митрополичьих округов не может быть перенесена на всю Русскую Церковь.
— У нас остался всего один вопрос...
— Какие епархии будут «разделены» следующими?
— Да.
— Этого я вам не скажу: подобные вопросы решаются Священноначалием. Но создаваться новые епархии будут обязательно. Такие преобразования назрели давно, и их просто нужно было инициировать.
Вехами епархиальной реформы стало разделение трех крупнейших епархий Русской Церкви: Екатеринбургской, Тюменской, Красноярской и создание Каменской, Ханты-Мансийской, Енисейской, Нижнетагильской, Салехардской епархий на территории разделенных "гигантов". Решения о разделении были приняты на заседаниях Священного Синода от 30 мая и 27 июля 2011 года.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Карибского моря Каракас -- столица Венесуэлы. Епископ Каракасский ИОАНН (Берзинь) управляет самой неспокойной, Южноамериканской зарубежной епархией. Значительная часть приходов Латинской Америки, входивших в состав Зарубежной Церкви, ушла в раскол накануне подписания акта о каноническом общении РПЦЗ с Московским Патриархатом 17 мая 2007 года. К пятилетнему юбилею воссоединения мы публикуем наше интервью с владыкой.
Смута в Украине: опять утка? Последние события в Украинской Церкви, ставшие причиной целого шквала публикаций в светских СМИ, как правило украинских, и одновременно причиной напряженного молчания российских изданий, особенно церковных, получили неожиданное продолжение
Об архиерейском деспотизме, епархиальных реформах и новых книгах 13 июня в московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сразу двух книг: «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова), заместителя председателя Управления делами Московской Патриархии и «Церковная миссия в эпоху перемен» филолога, старшего научного сотрудника ИРЯ РАН Александра Кравецкого.
Патриарх прокомментировал «Квартирное дело» Квартира досталась Патриарху еще до приватизации, а женщина, проживающая там, является его троюродной сестрой. Синодальный информационный отдел подтверждает достоверность сведений, изложенных известным телеведущим Владимиром Соловьевым в эфире «Вести ФМ».
Почему ушел в отставку предстоятель Американской Церкви? Еще в пятницу 6 июля предстоятель Православной Церкви в Америке («Orthodox Church in America», или сокращенно OCA) митрополит Иона опубликовал заявление, в котором сообщил о собственном уходе в отставку. Чем вызвана эта отставка нам объяснил протоиерей Леонид Кишковский.
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: архиерей в открытом доступе 21 августа вместе с добровольцами на строительстве дамб, которые должны защитить Хабаровск от наводнения, работал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Надел футболку, взял в руки лопату и буквально встал плечом к плечу со своей паствой. Публикуем интервью с митрополитом Игнатием, которого наш корреспондент встретила в московском метро
Что такое митрополичий округ? Завершилась государственная регистрация Митрополичьего округа в республике Казахстан, казахстанский округ стал первым в современной истории русской церкви. Между тем межсоборное присутствие активно обсуждает вопрос о митрополичьих округах, что такое «митрополичий округ» мы спросили игумена Савву (Тутунова), сотрудника Управления делами Московской Патриархии.
Трудности перевода: за что был уволен архиепископ Александр (Драбинко)? Отстранение архиепископа Александра (Драбинко), одного из самых молодых украинских архиереев, от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, стало настоящим скандалом, и почти единственным решением, принятым на последнем заседании украинского Синода.
Что приобрела Русская Церковь от объединения? К завершению торжеств, связанных с пятилетием подписания акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ. что обрела наша церковь, благодаря объединению? – С этим вопросом мы обратились к прот. Максиму Козлову, профессору Московской Духовной Академии и настоятелю храма святой мученицы Татианы при МГУ
Митр. Иларион (Алфеев) на «Дожде» Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал зрителем телеканала «Дождь» о выборах, украденных голосах, коррупции, массовых протестах и о наказании для панк-хулиганок.
Старые незнакомцы: российские приходы зарубежной Церкви В конце восьмидесятых РПЦЗ, находившаяся вне церковного общения с Русской Церковью открыла в России свои приходы. Пережив множество расколов часть этих приходов воссоединилась с Москвой только в 2007 году. К юбилею объединения мы публикуем интервью с архиереем, более двадцати лет управлявшем зарубежными приходами в отечестве, - епископом Евтихием (Курочкиным)
Япония: вера и стойкость «В тот день я не мог думать ни о чем. Просто повторял «Господи, помилуй» сотни раз…» – истории православных японцев, во время прошлогоднего цунами оказавшихся среди волн, оставшихся без крова, месяцами разыскивавших по убежищам своих близких, грустящих и радующихся, помогающих друг другу и восстанавливающих свои храмы. Тех, кто сегодня встречает Патриарха.
«Нужно беречь Церковь, ибо враг не спит» – глава УПЦ (МП) Украинская ассоциация религиозной свободы и газета «День» посетили в больнице предстоятеля Украинской православной церкви (МП), митрополита Киевского и всей Украины Владимира (Сабодана). Митрополит продемонстрировал светлый ум и незаурядную силу духа. Как и отмечала его пресс-служба, его самочувствие все лучше и лучше. Глава УПЦ согласился ответить на несколько вопросов.
Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто.
Православие в Киргизии: священники просят наших молитв Кем работают русские в Киргизии, почему бизнесмен подарил детскому дому минеральные скважины, что мешает креститься новообращенным христианам, и почему православные в Киргизии просят молиться за них. Наш фоторепортаж из православной Киргизии
Богословием займутся архиереи Накануне праздника Пятидесятницы на официальных церковных сайтах в Интернете были опубликовано шесть новых документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия. Ключевые из них посвящены управленческой реформе, ювенальной юстиции и ИНН
Все ли так плохо в Церкви? Филолог Александр Кравецкий отвечает журналисту «Коммерсанта»: в Церкви действительно много проблем, но разве может быть иначе? Земная церковь – не самая приятная организация, но другой на земле нет
Материальная Церковь: какой была финансовая основа Русского Православия Экономические проблемы Церкви — тема больная. Большинство наших соотечественников убеждены, что деятельность, приносящая прибыль, религиозным организациям не к лицу. На этом охотно играла атеистическая пропаганда. Ни один уважающий себя советский антирелигиозный музей не мог обойтись без стенда, посвященного монастырскому землевладению. Попробуем разобраться, действительно ли Русская Церковь в прошлом была настолько богата?
Демократия в Церкви: почему священников не выбирают В декабре ушедшего года в интернете появился официальный блог Межсоборного присутствия, позволяющий всем желающим принять участие в обсуждении подготовленных Присутствием документов. Русская Церковь все более открывается миру. Это можно назвать демократизацией, можно - поисками путей возвращения к соборному управлению. Почти век назад Церкви уже пришлось отвечать на вопрос о том, в какой мере демократические институты применимы в церковной жизни.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.