Евангельские образы милосердия На наши вопросы о чтении Евангелия отвечаето. Вячеслав Резников, священник храма Покрова Божией Матери в Тарасовке (г. Москва), преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и курсов для учителей Закона Божия при ОРОиК МП
- Как чтение Евангелия может помочь научиться милосердию?
- Чтобы Евангелие научило нас делать добро, надо читать его с единственной целью: узнать, что доброго сделал для нас Господь Иисус Христос. И когда наконец поймешь и всем сердцем осознаешь благую весть о том, что тебе прощен неоплатный долг, десять тысяч талантов, и тем самым и ты получил жизнь, и твоя семья не будет продана в рабство, и все это навсегда, навечно, - разве после этого не размягчится, не умилостивится сердце? А то ведь оно напряжено, оно все время наготове - бороться, отстаивать свои интересы, свои "права". А теперь тебе вдруг все дано, дано "с избытком" (Ин. 10, 10), и никто у тебя этого не отнимет. Ну разве теперь придет в голову - душить своего ближнего, который задолжал всего лишь сто динариев? И еще в Евангелии надо услышать, какой ценой дано тебе это благо: твой долг выкупил Единый Безгрешный, ценой Своей жизни. Представь, что твой друг своею грудью заслонил тебя от пули. Как бы ты после этого жил? Разве не стало бы оскорблением памяти твоего друга сделать то, что он ненавидел? А за тебя, именно за тебя умер Тот, Кому ты недостоин "развязать ремень обуви" (Лк. 3, 16), и ты уже не свою жизнь доживаешь, а принял Его жизнь. Из Евангелия ты узнал, какова была Его жизнь. Какой же должна быть теперь твоя, фактически новая, жизнь, которую Он тебе подарил?
- Домоправитель неверный (Лк. 16) есть ли образ милосердного человека?
- Человек не сразу приобретает милостивое сердце. Потому что полное осознание того, что сделал для нас Господь Иисус Христос и кто мы теперь, - дается не сразу. На первых порах приходится принуждать себя делать добро. Голос разума, чувство христианского долга говорит: "Какой же ты христианин, если не выполняешь Христовых заповедей? Как ты войдешь в вечную жизнь, о которой ты в Символе веры утверждаешь, что "веруешь" в нее и "чаешь" ее?" А ленивое сердце отвечает: "Да, это конечно так, но времени еще много, успею исправиться". И тогда по воле Божией нас постигают как бы "удары судьбы", чтобы встряхнуть ленивого, чтобы реально ощутил, что силы и способности, на которые надеялся, - не вечны, а смерть - вот она, совсем рядом. Вдруг поймешь, что то, что всегда считал своим и распоряжался как хотел, оказывается, не мое и может быть в любой миг отнято. И надо, наконец, пока еще есть возможность, распорядиться этим к истинному своему благу. Вот и этого управителя, которого принято называть "неправедным", просто постиг "удар судьбы", и он делает правильный вывод. Блудный сын, о котором перед этим был рассказ, прошел свой путь до конца, до полной нищеты. А благоразумный управитель был остановлен. И вместо того, чтобы напоследок утащить, пропить еще что-то хозяйское - мол, "станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор. 15, 32), - постарался сделать добро кому-то, чтобы в преддверии еще больших бед заручиться хоть чьей-то любовью и поддержкой. Это - начало пути к истинному милосердию, и "неправедного управителя" лучше бы называть "благоразумным". Но назвать его "милостивым" пока еще нельзя.
Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы внеправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Лк. 16, 1-12
- Почему в качестве образчика милосердия Господь приводит самарянина?
- Это для того, чтобы мы научились везде видеть доброе и отделять его от всего остального, ненужного и вредного, из всего бы научились извлекать пользу. Пчела не все растение тащит в свой улей, а из каждого собирает только мед. Так, увидев в иноверце или в совсем неверующем нечто доброе, надо умилиться сердцем и сказать: "Вот, не знающий Бога как поступает! Как же мы, знающие истинную веру, должны поступать!" Даже и у птиц, и у полевых лилий есть чему поучиться. "Взгляните на птиц небесных", "Посмотрите на полевые лилии", - говорит Господь, - видите, как Господь заботится о всем творении, "вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6, 26-34). И даже волов и ослов иногда можно поставить в пример: "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет!" (Ис. 1, 3). Но это не значит, что мы при этом должны учиться и воловьей тупости, и ослиному упрямству. Это не значит, что ложную веру милостивого человека сразу надо считать наравне с истинной или неверие приравнять к вере.
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Лк. 10, 30-35
Народ г. Самарии произошел от смешения ссыльных иудеев, оставшихся от пленения десяти колен Израиля, и язычников Ассирийского царства. Самаряне служили языческим идолам, но почитали и Иегову. Самаряне и иудеи враждовали между собой: иудеи смотрели на них как на язычников и считали преступным входить с ними в любые отношения.
- Как научиться читать Евангелие ежедневно?
- В чем состоит общение с человеком? - В том, что мы и говорим, и слушаем. А в чем состоит общение с Живым Богом? - В том, что мы ежедневно и молимся, и читаем Священное Писание. Представь себе человека, который все просит и просит, не давая собеседнику даже слова сказать в ответ. Нравится? Вот и ты такой, когда только молишься, а Слова Божия не читаешь.
- Какие толкования Евангелия нужно читать?
- Толкований много, а ты читай такие, которые тебе сейчас интересны, которые ты способен воспринимать в твоем нынешнем духовном возрасте. Бывают научные толкования, а бывает, что человек просто делится своим опытом чтения Евангелия, своими открытиями, которые поразили. Где слово Божие, там не должно быть скуки. Советуйся с духовником, с друзьями, сам делись своими находками. Иногда прочтешь то, с чем не согласишься, и это побудит тебя самого подумать, самому вчитаться в Евангелие, и Бог и тебе что-то откроет. Иногда услышишь строгое: "Читать надо только толкования святых отцов!" Но святыми-то люди объявляются только после кончины, значит - что? Не подходи к воде, пока не научишься плавать?.. Безусловно, читая Евангелие, надо параллельно и обогащаться двухтысячелетним церковным опытом чтения этой Книги. Толкования могут быть разными и неожиданными, потому что все люди - разные и каждое время ставило перед церковными людьми свои задачи. Но - все должно быть в ограде Православной Церкви. Нельзя выходить за границы, очерченные православным церковным догматическим учением.
- Нужно ли читать Апокалипсис?
- Этот вопрос, очевидно, следствие недавнего сотрясшего православный мир спора об ИНН. Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, в отличие от других книг Нового Завета, книга о том, что еще не произошло, и она особенно привлекает толкователей, склонных к свободному полету фантазии. Ну что же, и о посланиях Апостола Павла сказано, что в них "есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (2 Пет. З, 11). В Апокалипсисе есть много простого и назидательного, например, в том, что "Дух говорит церквям" (3, 13) во второй и третьих главах. Есть там о грядущих бедствиях, об искушениях антихриста, сквозь которые нам с Божией помощью надлежит пройти. Много там открывается об участии в нашей жизни Святых Бесплотных сил небесных. Говорится там и о непреодолимом упорстве людей греха, и о неизбежном окончательном торжестве правды, и о новом, небесном Иерусалиме, где будут пребывать с Господом Богом все верные. А кстати, об ИНН. Вспомним, как в самом начале Евангельской истории тоже была перепись, тоже всех пересчитывали, и тоже на предмет взимания налогов (Лк. 2, 1). И тоже, как говорит история, по этому поводу было целое восстание: как это так, нас, Божий народ, пересчитывать?! А другие - спокойно пошли воздавать кесарю - кесарево. "Пошел также и Иосиф из Галилеи... записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна" (Лк. 2, 4-5). А как последняя глава Апокалипсиса завершает Новый Завет: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр. 22, 11-12). И чтобы, прочитав весь Новый Завет, вместе с Апостолом Иоанном Богословом воскликнуть: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22, 21), надо читать его непременно с молитвенным призыванием Святого Духа. По мере сил надо в своей жизни еще и еще творить правду, которая тебе постепенно открывается. А также - еще и еще освящаться, участвуя в таинстве Евхаристии, в жертвоприношении Агнца Божия, взявшего на себя грех мира (Ин. 1, 29). А иначе - ничего не получится. Будешь читать и не видеть. Как и апостолы, если бы не получили Святого Духа, - так и сидели бы в запертой, "страха ради иудейска", горнице, хотя вся земная жизнь Господа Иисуса Христа прошла перед их глазами.
- Может ли Евангелие помочь определить мою меру милосердия? Например, если я буду ко всем милосерден, я и до работы не дойду - буду всем помогать.
- Апостол Петр говорит: "Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность" (2 Пет. 1, 5). Даже добрый самарянин не остался сидеть со спасенным до полного выздоровления. Он попросил об этом гостиничника, оставив денег, а сам отправился по своим делам. Писание часто предостерегает от дел не по силам и не по разуму. "Все делайте без ропота и сомнения" (Флп. 2, 14). "Вникай в себя и в учение" (1 Тим. 4, 16), то есть не только - каким ты должен быть, но и - на что у тебя сейчас есть силы, что ты можешь сейчас сделать без ропота и сомнения. Побуждая давать милостыню, апостол тоже предостерегает: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог" (2 Кор. 9, 7). Ну а иной, действительно, видит в себе призвание - всем подряд помогать, ни на что и ни на кого не оглядываясь, как, например, Филарет Милостивый. Мера в том, чтобы именно "без ропота и сомнения".
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин ПОЛЬСКОВ
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни 7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Чтение на Великий пост: Евангелие как аудиокнига Десять лет назад среди аудиокниг появился Новый Завет на русском. Диск оказался востребованным, многие по-новому открыли для себя давно знакомый текст Евангелия. Настоятель храма Флора и Лавра в селе Ям игумен Валерий (ЛАРИЧЕВ), чей голос звучит в записи – рассказал «НС» об особенностях восприятия Писания на слух, поисках веры и причине успеха звуковых книг
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.