На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Что есть Новый Завет?


Версия для печати
25.04.12, 08:50

Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.

В.Д. Поленов. Христос и грешница (1888)

Христианство – оно на первый взгляд сразу про всё. Это и куличи к празднику, и колокольный звон, и крещенская вода, и платочки женские… или взять поглубже: это сокровенная мудрость старцев в дальних скитах, великое искусство иконописи, символика крестово-купольного храма… А еще это отточенность догматических формулировок, глубина песнопений, величие таинств, строгость иерархии, богатство народной культуры, многовековая история. И главное, не забыть: вера, надежда и любовь, но любовь главнейшая.

Но как связать всё это воедино? Ведь есть свои привычки, правила и обряды в других религиях, да и не у всех христиан они одинаковы, даже если брать только православных: в Греции кое-что не так, как у нас, и в Сербии не совсем так, и в Грузии… И о любви в наше время не говорит только ленивый. За что хвататься, как отличить золото от подделки? Всего не перепробуешь, жизни не хватит, надо начинать с главного.

«В христианстве главное – Сам Христос», ответят нам, и скажут совершенно верно. Но кулич, платочек или молебен – они вот, осязаемые и понятные, а как встретить Христа? Как удостовериться, что твоя встреча с Ним – не просто фантазия или эмоция, а центр всей твоей духовной жизни? Христос открывается в Евангелии, Он присутствует в жизни Церкви, говорят нам. Но и это не вполне понятно: Бог и так вездесущ, умных и прекрасных книг о Нем и так написано много, что же сказано такого особенного в этой небольшой древней книге, что же происходит такого неповторимого в этой нынешней общине?

Священное Писание, общее для всех христиан, называется «Новый Завет». Есть у них еще и Ветхий Завет, он объединяет христиан с иудеями (хотя раз нет для них Нового, то и этот не может считаться Ветхим, они называют его иначе). И вся суть христианства проистекает именно из этого понятия: Новый Завет.

И чтобы с ним разобраться, сначала стоит обратиться к Ветхому. Слово «завет» можно перевести еще и как «договор», хотя речь идет о договоре совершенно особого рода, не о таком, какой подписывают партнеры по бизнесу. Скорее, он походил на соглашение, которое заключало какое-нибудь небольшое племя с великим царем. Царь обещал племени свое покровительство, защиту от врагов и всяческую помощь в трудных ситуациях, а племя… от него требовалось, в общем-то, только одно: безусловное и безоговорочное подчинение воле царя.

Примерно такое соглашение и заключил Бог с израильтянами, которых Он вывел из Египта, где они были на положении рабов. Это была толпа беглецов в пустыне, ей не на кого было надеяться, не на что рассчитывать, и Бог предложил им нечто совершенно особенное. На горе Синай Он дал израильтянам Закон, а они приняли его и обещали соблюдать. Заключение завета состоялось в виде жертвоприношения, причем кровью жертвы был окроплен весь народ. Отныне на нем был знак Завета: Бог стал их Богом, они стали Его народом.

Первый пять книг Библии, Пятикнижие, как раз и рассказывают, откуда взялись израильтяне, как они оказались в Египте, как оттуда вышли, как заключили завет с Богом. Дальше идет изложение того самого Закона, который они должны были соблюдать. Но в Ветхом Завете содержится еще не один десяток книг… зачем остальные? Они рассказывают, как исполнялся этот Завет. У израильского народа была долгая и сложная история, но она понимается в Библии не просто как борьба разных сил и личностей, но как развитие отношений между Богом и Его народом. С этой точки зрения любые беды и напасти – только следствие отпадения от Бога, неповиновения Ему. Дело даже не в том, что Бог так наказывает людей – скорее, Он возвращает их к Себе, напоминает им о самом главном и помогает избавиться от лишнего. Иногда такое избавление оказывается болезненным.

В этом, напомню, христиане вполне согласны с иудеями, да и мусульмане отчасти разделяют этот взгляд на Священную историю. Но речь здесь шла только об одном народе. Пусть его история и призвана была стать примером для всех народов земли (и это была история далеко не только побед, но и горьких поражений), но то, что происходило с ним, не затрагивало остальное человечество напрямую. В этом была неполнота, и пророки не раз предсказывали, что настанет время, когда Бог заключит с людьми новый завет, и что войти в него легко смогут люди любых народов, если только откликнуться на призыв.

Евангелие описывает, как именно это произошло. В израильском народе родился Младенец Иисус, и как сами израильтяне прежде были избраны среди прочих народов, так и Он оказался среди них Избранником Божьим – Мессией, а по-гречески Христом. Как и в случае с целым народом, это избранничество было скорее обязательством и ответственностью, чем какой-то привилегией.

А вот дальше параллели заканчиваются. Народ израильский был в принципе точно таким же, как и прочие народы, пока его не избрал Бог. Но Иисус был Сыном Божьим и Сыном Человеческим одновременно. Он был Богом, который по Собственной воле стал человеком, чтобы заключить с людьми Новый Завет «на их территории». И это – самое главное в Евангелии. Да, там есть множество мудрых и верных изречений Иисуса, там рассказано о совершенных Им чудесах и исцелениях. Но мудрые слова много кто говорил в этом мире, и в чудесах тоже нет ничего уникального. История о том, как Бог стал одним из нас ради нашего спасения, всё ради него совершил и всё претерпел – это есть только в Евангелии, только у христиан.

Накануне своего ареста Иисус собрал апостолов на Тайную Вечерю. Он преломил хлеб и назвал его Своим Телом, дал им пригубить от чаши с вином, которое он называл Своей Кровью. Совсем немного оставалось до того времени, как Его кровь потечет на землю, сначала под ударами бича, а потом из пронзенных насквозь рук и ног, когда Его тело повиснет на кресте… К чему такой странный обряд?

Прежний завет был заключен при жертвоприношении, и с тех пор израильтяне многократно приносили в жертву разных животных, чтобы попросить о прощении своих грехов, проявить свою преданность Богу, и разделить с Ним праздничную трапезу. Смысл этих жертв был всем хорошо понятен. И вот теперь в жертву приносилось не животное, но Бог и Человек Иисус, во искупление грехов всех людей, единожды и навсегда. И прежде, чем это произошло, Он пригласил Своих учеников на общую трапезу, Он заключил с ними Новый Завет, он сделал их не просто зрителями, но соучастниками Своей смерти и Своего воскресения.

С тех пор везде и всегда самое главное действие, которое совершают христиане – это Евхаристия, то есть повторение Тайной Вечери. Мы обычно называем это словом «причащаться», только суть причащения совсем не в том, чтобы мы, придя на службу в индивидуальном порядке после некоторой подготовки, получили от священника Дары лично для себя. Собираясь перед Чашей, мы говорим Богу и друг другу: да, мы вступаем в Новый Завет, заключенный Богом с людьми всех народов, пожелавшими в него войти, и потому мы – Его народ. Мы Церковь.

И это, как и прежде, не только высокое звание и величайшие права, но и достаточно серьезные обязательства. Нет, речь идет не о том, как строго поститься, сколько молитв вычитывать утром и вечером, хотя и это важно – но не это в первую очередь. Вступая в Новый Завет, мы даем, по сути, только одно обязательство: любить Бога и ближнего как самого себя. Иисус сказал, что в этом и заключается весь Закон, все заповеди. Всё остальное – только подробности. Выполнить это неимоверно трудно, если вспомнить, что любовь в Писании – не просто нежное чувство, а деятельное и верное служение тому, кого любишь. Но стремиться к этому и значит принимать Завет с Богом.

И еще это означает, что вся твоя жизнь отныне определяется не экономикой, политикой, культурой, историей и чем еще угодно (хотя никуда они из мира не денутся). И даже не собственными «хотелками», хотя и от них избавиться удавалось разве что великим подвижникам, да и то сами они так не считали. Всё, что с тобой происходит – это теперь твои отношения с Богом и ближним. Это твоя история исполнения Завета

Что же получает за это человек? Царство небесное, вечную жизнь с Богом. И уже сейчас – смысл всему происходящему, чувство любящей руки, которая ведет тебя сквозь все переживания и страдания к высшей и лучшей цели. Ну, и если будет Ему годно – и здоровье, и успех в делах, и семейное счастье, и многое иное. Но только в качестве приложения, потому что этого как раз нам не обещали. Обещали только самое главное, остальное – уж как получится.

Конечно, как и в случае с древним Израилем, всё зависит от того, насколько мы сами исполняем Завет, заключенный с Богом. Сделать это в полноте никому невозможно, совершить всё, о чем говорил Иисус, ни разу не оступившись и не согрешив, смог только Он Сам. Но ведь и межчеловеческие отношения, такие как брак или дружба, не бывают безоблачными – в них тоже есть место ошибкам и размолвкам. Тем более трудно удержаться в отношениях с Богом! Самое главное здесь – в какую мы движемся сторону, стремимся ли сохранить Завет, в который мы вошли, невзирая на все наши ошибки и падения, слабости и недоразумения. И если да, то за другую сторону заключенного соглашения можно не волноваться: Он исполнит, что обещал, и много больше того.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Версия для печати

Тэги: Евангелие  Священное Писание 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.