Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
В.Д. Поленов. Христос и грешница (1888)
Христианство – оно на первый взгляд сразу про всё. Это и куличи к празднику, и колокольный звон, и крещенская вода, и платочки женские… или взять поглубже: это сокровенная мудрость старцев в дальних скитах, великое искусство иконописи, символика крестово-купольного храма… А еще это отточенность догматических формулировок, глубина песнопений, величие таинств, строгость иерархии, богатство народной культуры, многовековая история. И главное, не забыть: вера, надежда и любовь, но любовь главнейшая.
Но как связать всё это воедино? Ведь есть свои привычки, правила и обряды в других религиях, да и не у всех христиан они одинаковы, даже если брать только православных: в Греции кое-что не так, как у нас, и в Сербии не совсем так, и в Грузии… И о любви в наше время не говорит только ленивый. За что хвататься, как отличить золото от подделки? Всего не перепробуешь, жизни не хватит, надо начинать с главного.
«В христианстве главное – Сам Христос», ответят нам, и скажут совершенно верно. Но кулич, платочек или молебен – они вот, осязаемые и понятные, а как встретить Христа? Как удостовериться, что твоя встреча с Ним – не просто фантазия или эмоция, а центр всей твоей духовной жизни? Христос открывается в Евангелии, Он присутствует в жизни Церкви, говорят нам. Но и это не вполне понятно: Бог и так вездесущ, умных и прекрасных книг о Нем и так написано много, что же сказано такого особенного в этой небольшой древней книге, что же происходит такого неповторимого в этой нынешней общине?
Священное Писание, общее для всех христиан, называется «Новый Завет». Есть у них еще и Ветхий Завет, он объединяет христиан с иудеями (хотя раз нет для них Нового, то и этот не может считаться Ветхим, они называют его иначе). И вся суть христианства проистекает именно из этого понятия: Новый Завет.
И чтобы с ним разобраться, сначала стоит обратиться к Ветхому. Слово «завет» можно перевести еще и как «договор», хотя речь идет о договоре совершенно особого рода, не о таком, какой подписывают партнеры по бизнесу. Скорее, он походил на соглашение, которое заключало какое-нибудь небольшое племя с великим царем. Царь обещал племени свое покровительство, защиту от врагов и всяческую помощь в трудных ситуациях, а племя… от него требовалось, в общем-то, только одно: безусловное и безоговорочное подчинение воле царя.
Примерно такое соглашение и заключил Бог с израильтянами, которых Он вывел из Египта, где они были на положении рабов. Это была толпа беглецов в пустыне, ей не на кого было надеяться, не на что рассчитывать, и Бог предложил им нечто совершенно особенное. На горе Синай Он дал израильтянам Закон, а они приняли его и обещали соблюдать. Заключение завета состоялось в виде жертвоприношения, причем кровью жертвы был окроплен весь народ. Отныне на нем был знак Завета: Бог стал их Богом, они стали Его народом.
Первый пять книг Библии, Пятикнижие, как раз и рассказывают, откуда взялись израильтяне, как они оказались в Египте, как оттуда вышли, как заключили завет с Богом. Дальше идет изложение того самого Закона, который они должны были соблюдать. Но в Ветхом Завете содержится еще не один десяток книг… зачем остальные? Они рассказывают, как исполнялся этот Завет. У израильского народа была долгая и сложная история, но она понимается в Библии не просто как борьба разных сил и личностей, но как развитие отношений между Богом и Его народом. С этой точки зрения любые беды и напасти – только следствие отпадения от Бога, неповиновения Ему. Дело даже не в том, что Бог так наказывает людей – скорее, Он возвращает их к Себе, напоминает им о самом главном и помогает избавиться от лишнего. Иногда такое избавление оказывается болезненным.
В этом, напомню, христиане вполне согласны с иудеями, да и мусульмане отчасти разделяют этот взгляд на Священную историю. Но речь здесь шла только об одном народе. Пусть его история и призвана была стать примером для всех народов земли (и это была история далеко не только побед, но и горьких поражений), но то, что происходило с ним, не затрагивало остальное человечество напрямую. В этом была неполнота, и пророки не раз предсказывали, что настанет время, когда Бог заключит с людьми новый завет, и что войти в него легко смогут люди любых народов, если только откликнуться на призыв.
Евангелие описывает, как именно это произошло. В израильском народе родился Младенец Иисус, и как сами израильтяне прежде были избраны среди прочих народов, так и Он оказался среди них Избранником Божьим – Мессией, а по-гречески Христом. Как и в случае с целым народом, это избранничество было скорее обязательством и ответственностью, чем какой-то привилегией.
А вот дальше параллели заканчиваются. Народ израильский был в принципе точно таким же, как и прочие народы, пока его не избрал Бог. Но Иисус был Сыном Божьим и Сыном Человеческим одновременно. Он был Богом, который по Собственной воле стал человеком, чтобы заключить с людьми Новый Завет «на их территории». И это – самое главное в Евангелии. Да, там есть множество мудрых и верных изречений Иисуса, там рассказано о совершенных Им чудесах и исцелениях. Но мудрые слова много кто говорил в этом мире, и в чудесах тоже нет ничего уникального. История о том, как Бог стал одним из нас ради нашего спасения, всё ради него совершил и всё претерпел – это есть только в Евангелии, только у христиан.
Накануне своего ареста Иисус собрал апостолов на Тайную Вечерю. Он преломил хлеб и назвал его Своим Телом, дал им пригубить от чаши с вином, которое он называл Своей Кровью. Совсем немного оставалось до того времени, как Его кровь потечет на землю, сначала под ударами бича, а потом из пронзенных насквозь рук и ног, когда Его тело повиснет на кресте… К чему такой странный обряд?
Прежний завет был заключен при жертвоприношении, и с тех пор израильтяне многократно приносили в жертву разных животных, чтобы попросить о прощении своих грехов, проявить свою преданность Богу, и разделить с Ним праздничную трапезу. Смысл этих жертв был всем хорошо понятен. И вот теперь в жертву приносилось не животное, но Бог и Человек Иисус, во искупление грехов всех людей, единожды и навсегда. И прежде, чем это произошло, Он пригласил Своих учеников на общую трапезу, Он заключил с ними Новый Завет, он сделал их не просто зрителями, но соучастниками Своей смерти и Своего воскресения.
С тех пор везде и всегда самое главное действие, которое совершают христиане – это Евхаристия, то есть повторение Тайной Вечери. Мы обычно называем это словом «причащаться», только суть причащения совсем не в том, чтобы мы, придя на службу в индивидуальном порядке после некоторой подготовки, получили от священника Дары лично для себя. Собираясь перед Чашей, мы говорим Богу и друг другу: да, мы вступаем в Новый Завет, заключенный Богом с людьми всех народов, пожелавшими в него войти, и потому мы – Его народ. Мы Церковь.
И это, как и прежде, не только высокое звание и величайшие права, но и достаточно серьезные обязательства. Нет, речь идет не о том, как строго поститься, сколько молитв вычитывать утром и вечером, хотя и это важно – но не это в первую очередь. Вступая в Новый Завет, мы даем, по сути, только одно обязательство: любить Бога и ближнего как самого себя. Иисус сказал, что в этом и заключается весь Закон, все заповеди. Всё остальное – только подробности. Выполнить это неимоверно трудно, если вспомнить, что любовь в Писании – не просто нежное чувство, а деятельное и верное служение тому, кого любишь. Но стремиться к этому и значит принимать Завет с Богом.
И еще это означает, что вся твоя жизнь отныне определяется не экономикой, политикой, культурой, историей и чем еще угодно (хотя никуда они из мира не денутся). И даже не собственными «хотелками», хотя и от них избавиться удавалось разве что великим подвижникам, да и то сами они так не считали. Всё, что с тобой происходит – это теперь твои отношения с Богом и ближним. Это твоя история исполнения Завета
Что же получает за это человек? Царство небесное, вечную жизнь с Богом. И уже сейчас – смысл всему происходящему, чувство любящей руки, которая ведет тебя сквозь все переживания и страдания к высшей и лучшей цели. Ну, и если будет Ему годно – и здоровье, и успех в делах, и семейное счастье, и многое иное. Но только в качестве приложения, потому что этого как раз нам не обещали. Обещали только самое главное, остальное – уж как получится.
Конечно, как и в случае с древним Израилем, всё зависит от того, насколько мы сами исполняем Завет, заключенный с Богом. Сделать это в полноте никому невозможно, совершить всё, о чем говорил Иисус, ни разу не оступившись и не согрешив, смог только Он Сам. Но ведь и межчеловеческие отношения, такие как брак или дружба, не бывают безоблачными – в них тоже есть место ошибкам и размолвкам. Тем более трудно удержаться в отношениях с Богом! Самое главное здесь – в какую мы движемся сторону, стремимся ли сохранить Завет, в который мы вошли, невзирая на все наши ошибки и падения, слабости и недоразумения. И если да, то за другую сторону заключенного соглашения можно не волноваться: Он исполнит, что обещал, и много больше того.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Воскресное Евангелие: Исцеление 10 прокаженных, или "вера твоя спасла тебя" Лучше понять Евангелие на воскресной Литургии можно, если разобраться в нем заранее. 23 декабря в храмах будет читаться история о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Лишь один из них вернулся поблагодарить Спасителя. Эти же слова – о чудесном выздоровлении, благодарности и вере – читаются на благодарственном молебне.
Протоиерей Владислав Свешников: Как жить по Евангелию Чтобы жить по Евангелию, надо его читать. Но если читать Евангелие внимательно, станет понятно, что жить по Евангелию – почти невозможно. Что делать, рассказывает протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Ветхозаветный Иов — наш современник 19 мая празднуется память праведного Иова Многострадального. Английский писатель Г.К. Честертон накануне мировой войны и череды революций назвал Книгу Иова "самой занимательная из книг нынешних". Почему Книга Иова остается современной и в XXI веке, размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага? "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", -- эти слова Христа Спасителя звучали в евангельском чтении на воскресной литургии 13 октября. Практическому способу, как полюбить своих врагов, учит священник Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме. Завтра в нем будет престольный праздник.
Число зверя -- что же написано в Апокалипсисе? Активисты движения против кодов и электронных систем идентификации личности любят вспоминать об Апокалипсисе и «числе зверя». Многие из них видят в этом пророчестве предсказание реальных событий -- введение новых паспортов, социальных карточек и ИНН.
Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»? На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Иконография Воскресения Христова На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
Библия, шутовство и смеховая культура Смех – это серьезно, говорят ученые. В каждом обществе есть своя «смеховая культура», свои традиции, привычки и условности: над чем смеяться, как, по какому поводу и для чего. Все эти карнавалы, «дни дураков» и прочее – они не только позволяют людям отдохнуть и развлечься, они дают им возможность выйти за пределы привычных стереотипов, взглянуть на вещи по-новому и со стороны, что-то переоценить и понять глубже
Почему Бог так сурово покарал Ананию? Меня очень смутила история, описанная в Деяниях Апостолов. Почему эта ложь Анании названа ложью Духу Святому? Почему им даже не далось время на покаяние и исправление? Даже Иуда не умер на месте за предательство Христа. Апостол Петр за свое отречение тоже не был наказан. Понятно, что Анания и Сапфира солгали, но неужели их грех страшнее предательства Иуды и отречения Петра? За что же этих несчастных Бог так сурово покарал?
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.