На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа


Версия для печати
06.07.12, 14:48

Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.



«Он был светильник, горящий и светящий» (Ин.5, 35), - так охарактеризовал Сам Господь Иоанна Предтечу, день рождения которого мы празднуем 7 июля. Все мы призваны гореть и светить, но так немногим это удается! И поэтому тянется душа наша к этим немногим, чтобы от их огня стать хоть сколько-нибудь теплее и светлее. Поэтому так потянулись люди к Иоанну, когда, стяжав постом и молитвой исполинскую силу духа, он вышел из пустыни с проповедью, смысл которой сводился к нескольким словам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Мы называем его Предтечей, потому что он предшествовал Иисусу Христу. Его служением было приготовление людей к той встрече, к которой уже много веков до него шло человечество, к той встрече, которой осознанно или неосознанно искала каждая человеческая душа. Да и сегодня многие продолжают искать. Очень у многих встреча с Иисусом Христом еще впереди. Поэтому слова "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" и в наши дни совершенно современны.

Что же имел в виду Иоанн, когда призывал народ к покаянию? Сегодня многие думают, что покаяться - это осознать свои грехи и признаться в них на исповеди с твердым намерением их больше не повторять. Все это правильно. Так и делали те, кто приходил к Иоанну креститься. Люди при всех исповедали свои грехи и затем входили в воды Иордана, чтобы очиститься. Но многие чувствовали, что это еще не все. Смыть с совести позорные пятна прошлой жизни - это только полдела. Дальше как жить? "... Сотворите же достойные плоды покаяния!" - отвечает Иоанн. Потому что "уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк.3:9).

Но какие плоды? Что нужно делать, чтобы покаяние было не только попыткой "бежать от будущего гнева", но подлинной переменой жизни?

Ответ Иоанна Крестителя краток и ясен: "У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же"(Лк. 3:11). Иначе говоря, будь щедрым, будь добрым, будь милосердным. Помогай, делись, делай добро. Или, как было сказано уже много веков назад и потом повторено Спасителем, "Возлюби ближнего, как самого себя". Без этих плодов покаяние ущербно, оно не достигает цели и не приводит ко Христу.

На первый взгляд, проповедь Иоанна кажется жесткой и грозной:. "Порождения ехиднены. Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" Но вслушаемся в его слова и увидим, насколько умеренны его требования, как снисходителен этот человек к нашим немощам. Он не говорит, что нужно отдать последнее, «снять последнюю рубаху». Одеждой пусть поделится тот, кто имеет «две одежды» Насколько это мягче того, что скажет позже Господь богатому юноше: "...пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк.10:21). Но не ко всем обращался и обращается Спаситель с подобным призывом, а к избранным. К тем, кого особенно полюбил (Мк.10:21) и зовет к особому служению. Иоанн же обращается ко всем. Отдать последнее - удел великих душ. Поделиться же может и должен каждый. И если бы все руководствовались этим простым правилом, остался ли бы на нашей земле хоть один человек, лишенный крова, одежды и пищи?

Бескомпромисность Иоанна Крестителя удивительно сочетается с его, повторюсь, снисходительностью. Иоанн ни на кого не налагает «бремена неудобоносимые». Удивительно его отношение к мытарям, снискавшим презрение и отвращение соотечественников. И было за что! Они собирали подати в пользу римского императора, власть которого была ненавистна израильтянам. Мало того, значительная часть отнятых у людей денег оседала у них в карманах, поэтому мытари были людьми небедными. Казалось бы, обличая пороки, Иоанн должен был бы с особой силой обрушиться на мытарей. Как непросто, наверное, было им решиться прийти к берегам Иордана. Но пришли и они и спрашивают: «Учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам»(Лк. 3:12,13). И ведь ни слова о том, что само дело, которым они занимаются, греховно!

Еще более удивительно, что говорит Иоанн воинам, которые приходили креститься к нему. Ведь что это были за воины? Это римские солдаты- завоеватели. Это враги, покорившие отечество и ненавидимые всем народом. Очень многие израильтяне мечтали поднять восстание против них, начать освободительную войну ( и начали-таки, скажем в скобках, несколько десятилетий спустя!) и от Мессии, когда он придет, ожидали, что он будет во главе этой войны. Эти солдаты - язычники, не иудеи. Даже вступить с ними в общение для правоверного иудея - осквернение. Как грозно, казалось бы должен встретить их пророк, который никогда никого не боялся. Что же говорит он им? "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:17). Иоанн понимает: солдат человек подневольный. Служба есть служба. И хотя характер этой службы отвратителен для каждого израильтянина, и, думаю, для Иоанна в том числе, но что тут можно сделать! Не в твоей власти изменить эту ситуацию, как бы говорит Иоанн и мытарям и воинам, но ты можешь и в этой ситуации оставаться человеком, добрым, справедливым, честным и милосердным. В этой связи мне вспомнился рассказ психолога Виктора Франкла о начальнике фашистского концлагеря, который, как выяснилось позже, тратил все свое жалование на лекарства для заключенных.

Вот такой была проповедь Иоанна Крестителя. С одной стороны - строгость и требовательность. С другой - понимание реальных возможностей человека, полное отсутствие какого бы то ни было максимализма и радикализма.

Есть две противоположные позиции. Первая в поэтической форме ярко выражена героем драмы Ибсена священником Брандом:

Коль все ты, кроме жизни дал,
Знай, весь твой дар ничтожно мал.

Другая - "Поскольку сделать все не смогу, не буду делать ничего".
Иоанну Крестителю чуждо и то и другое. Если не способен изменить в своей жизни все, как бы говорит он нам, измени то, что можешь. Такое, думаю, всем нам под силу. Только, добавим от себя, надо не останавливаться, не успокаиваться, стремиться к большему. Потому что покаяние - не разовое усилие, а непрестанное возрастание, восхождение к совершенству.

Священник Игорь ГАГАРИН

Версия для печати

Тэги: Церковные праздники  Святые  Евангелие  Ветхий Завет 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.