Первая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. Почему она появилась у современных женщин, объясняет иерей Андрей ЛОРГУС, клирик домового храма св. вмч. Трифона в психоневрологическом интернате № 30, декан факультета психологии Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова.
Хотят ли женщины уйти в леса?
-- В чем настоящее призвание женщины? Сотворив ее «помощницей», Господь изначально ограничил сферу ее деятельности?
-- Проблема состоит в том, что Господь дал человеку жизнь «с избытком»: больше, чем человек может освоить, больше, чем ему нужно, чтобы стать тем, кем призван, даже больше, чем ему нужно, чтобы спастись. И человек это интуитивно предощущает. И… мучается. Потому что надлежит выбрать, что принять и осуществить, а что оставить в себе. А ведь человек свободен, Господь не ограничивает человека, только призывает кротко «Блаженны нищие…». И выбор человеку труден.
Женщина ощущает в себе великий личностный потенциал. Ведь и она может стать «творцом» и сделать карьеру. Однако вот беда, сердце женщины всегда несчастно, если она не реализовала себя как жена и мать.
Сказать, что Господь ограничил сферу деятельности женщины, нельзя. Лучше сказать, что изначала Господь призвал женщину на особое служение: служение жены и матери. И в этом дал ей великое блаженство! А апостол прямо говорит, что через это служение женщина может спастись. Для того Господь дал ей большую эмоциональность, заботливость, нежность, но вместе с тем консервативность, осторожность. Именно женщина -- хранительница дома, традиций семьи, обрядов на уровне своего дома. У женщин вся телесная природа на уровне генотипа является женской, это же касается психологической и интеллектуальной областей. Женщина сотворена и существует иным образом, ей дана иная в сравнении с мужской -- женская сущность.
Да, у мужчины иное призвание. Он преимущественно созидатель, и потому ему нужны свобода, чтобы творить, и бесстрашие, чтобы утверждать свою веру и предстоять перед лицом Божьим. Женщина в своем служении обращена вся вовнутрь (она хранительница внутрисемейных ценностей, в том числе и материальных), мужчина -- вовне. Он хранитель рода и общества, государства (вот почему он и политик, и начальник). Потому мужчина чаще альтруист, а женщина милосерднее.
Монашество -- это риск, дерзновение, как и любое творчество, а к этому мужчина предназначен более, чем женщина. Хранители исихастской традиции, монахи-богословы, подвижники -- это мужчины. Здесь мужчина имеет то же первенство.
-- Поэтому у нас прославленных женщин-святых заметно меньше, чем мужчин?
-- Кто по сути святой? Это -- первооткрыватель, герой, человек, который идет в неизведанное. Эта не женская роль, простите. Женщине открывать новые земли не интересно. Видели вы женщину, которая мечтала уйти в леса? Я таких не встречал. А мужчину всегда тянет на асоциальность, в неизведанное, в духовный подвиг. А вот следом пойдут женщины-подвижницы.
Для мужчины проблема свободы и самореализации очень высока. Для женщины самореализация заключается в том, чтобы доказать что-то всему миру и прежде всего мужчине, а у мужчины -- доказать самому себе. В основном женское монашество прославилось кропотливым ежедневным трудом, терпеливостью, преданностью, верностью. Молитвенность, именно домашняя молитвенность, -- удел женщины. А мужское стремление -- это уехать в глушь, где никто не помешает вершить свой собственный путь подвига.
-- Почему женщина оставляет свое предназначение, почему ей становится «тесно» в семье? Это искажение Божьего промысла, следствие грехопадения?
-- Исторически женщина запуталась. Вернее, мужчина запутал женщину. Феминизм своим девизом поставил достижение мужского, как будто оно, мужское, -- общечеловеческое. А это не так. У женщины свои цели. Эмансипация должна была привести не к заполнению женщинами мужских мест, но к созданию собственных. Феминизм оказался ловушкой: женщины, занимая мужские должности, отдыхая как мужчины, доказывают только то, что ничего оригинального придумать не могут. Но посмотрите, как много женщин преуспели, развивая собственно женские занятия: лечение, домашние профессии, уход за детьми, заботу о слабых и больных. Вот хорошие примеры женских успехов. А когда женщины поднимают штангу или воюют в армии, возникает отвращение от них как от женщин. Ведь смешно, когда женщине говорят: «Вы очень мужественны!»
-- С чем связана повышенная религиозная активность женщин? Почему в храмах их сейчас (и было до революции) большинство?
-- Средневековая религиозность была мужской по преимуществу. Распад средневекового общества, его уклада и сознания, привел и к распаду мужской культуры. Теперь женственная эпоха, эпоха реализованного социализма (не только в большевистском варианте, но в шведском, японском, американском). Социализм женственен, как устройство, способствующее выживанию слабых. Здесь мужчина-герой не нужен. Это не мужская среда, за вычетом бизнеса и политики. Особенно это касается семьи и Церкви. И семья, и Церковь, как наиболее устоявшиеся институты общества, легко осваиваются женщинами. Когда нужно было Церковь защищать от еретиков, от сарацин, когда нужно было Ее утверждать, «создавать» (в плане земном и творческом), тогда нужен был мужчина. Теперь, когда церковное благочестие -- устоявшееся и часто консервативное явление, оно ближе женщине.
Женское счастье
-- Что должно измениться в Церкви, в мире, в сознании, чтобы женщины не обижались, не рвались в священницы?
-- Наверное, трудно отказаться от преизбытка дарований, трудно не мечтать. Но когда женщина входит в меру своей человеческой полноты, думаю, ей уже не хочется в священство. Совершенно очевидно, что большего горя у женщины нет, чем ее одиночество. Без мужчины как бы ни старалась женщина показать, что она самостоятельная личность, она все равно обращена к мужчине и для него старается. Это видно особенно в Церкви. Скажем, церковные активистки, которые стараются ради некоего священника, которого очень почитают и многие десятилетия работают ради него, отказываясь подчас от семейной жизни. Подменяя тем самым свое главное предназначение -- быть женой. Есть это и в женском монашестве.
Счастье для женщины -- как можно раньше принять и познать, что ее существование без мужчины, без брака с ним, бессмысленно. Но это вовсе не означает, что ее существование с мужчиной сводится только к служению ему. Женщина не вспомогательная сила. Считать так -- ошибка. Без мужчины нельзя, а вот с мужчиной можно все: и работать, и активно участвовать в церковной жизни.
Мы можем веровать, что Господь посылает нам супруга или супругу, а может --никого не посылает. Но мы не можем знать, почему одному человеку удалось вступить в брак, а другому нет. Возможно, для кого-то Господь промышляет иной, нежели семейный, путь. У таких людей иной путь и иная форма бытия.
Хотя безбрачие и нельзя назвать «вариантом нормы», но, конечно, это не проклятие. Грехом повреждена природа и культура человека, есть много причин безбрачия: биологические, религиозные, психологические. Среди последних могут быть и наследственные, не только генетические, но и семейно-психологические. И безбрачие -- это далеко не всегда личная «проблема» человека.
В Америке сейчас одна из самых больших ценностей в обществе -- семья, брак, 4-5 детей. Женщина возвращается в политику в бизнес после 45 лет, когда детям уже по 20, или как минимум по 14, когда они могут уехать в колледж. Перерыв в карьере женщины на 20-25 лет -- это нормально, и она появляется после этого перерыва с большим потенциалом, в отличие от молодых девушек, потому что она мать, она уже матрона по римским понятиям, она носительница удивительного опыта. Во многих традиционных обществах женщину незамужнюю вообще не признавали. А замужняя женщина даже в мусульманском мире может быть, например, премьер-министром. Статус жены несоизмеримо выше статуса свободной женщины. В этом подлинное духовное раскрытие женщины -- быть женой.
Я вижу, как преображается личность женщины, когда она выходит замуж и когда осознает, что теперь то она не просто женщина, а жена, и в этом ее не природный статус, не биологический, даже не социальный, а духовный, онтологический статус.
К сожалению, приоритет онтологической и духовной природы брака в нашем современном православном богословии звучит не отчетливо. С одной стороны, потому что оно питается еще пережитками средневекового традиционного сознания, даже не уклада, укладов давно нет, а сознания. Средневековый уклад, т.е. «Домострой», унижает женщину. Это типичный средневековый перекос, в котором отсутствует понимание женской личности.
Феминизм начался именно как реакция на такое, мужское и несправедливое средневековое сознание, но он пошел сразу в перехлест, сразу не туда, как это часто бывает в истории. Это отразилось и в русской философии XX века, когда возникли идеи Софии, розановской женственности, когда возникли особая философия Павла Евдокимова («Женщины и спасение мира») и движение Брюсова-Мережковского, извратившее вообще все, что возможно, когда возникла «Этика преображенного эроса» Вышеславцева. Это была другая крайность, в которую качнулся маятник истории культуры. Христианство, давшее женщине сознание свободы и равноправия, оказалось врагом эмансипации и феминизма. Духовные корни феминизма языческие, восходящие к матриархату. «Феминизмом» болеют женщины, которые стремятся не к свободе, а к тому, чтобы занять место мужчины. Но счастлив человек может быть только в своем истинном предназначении.
У нас есть подлинный источник понимания женской сущности -- это прежде всего учение о семье и браке, основанное на Библии, на Шестодневе, где говорится о сотворении женщины и семьи. Бог сотворил изначально не «свободную женщину», но жену. У Евы даже не было никакого девического периода. При этом Адам не просто мужчина, а муж. Мужчина и женщина не были свободными. Не блуждали они, и это очень важно.
-- Но у Адама есть бытие до Евы.
-- Да, но об этом бытии Сам Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному». Адам не сам просил у Бога себе помощницу. Именно Господь сказал: «не хорошо». И это «не хорошо» указывало на неполноту его бытия, значит, оно было неугодно промыслу Божьему, а в промысле была полнота и эту полноту Бог довершает созданием Брака. Первозданное бытие Адама и Евы есть бытие брачное. Они были созданы как брачная пара, причем, обратите внимание, они не выбирали друг друга, не заключали друг с другом брачного договора, они просто оказались мужем и женой.
-- Но и выбирать было не из кого.
-- Бог не дал им «поблуждать» по Эдемскому саду, поискать друг друга, Он не дал им даже свободно встретиться. Господь их просто поставил лицом к лицу, более того, он одну создал из недр другого. Увидев друг друга, они не могли представить двух разных существ, поскольку представляли собой в предыдущее мгновение единое существо, природу мужа. Но личности не сливаются в браке. «Одна плоть» -- надприродное, психологическое единство, но не слияние личностей. Они были свободны, потому что были созданы по образу и подобию Божию. Все св. отцы говорят, что женщина так же создана по образу и подобию Божию, как и мужчина, и что для ее спасения нет никаких природных преград. Именно в этом смысле апостолом Павлом сказаны слова, что «во Христе нет не мужеского пола ни женского». Мы все являемся наследниками Христа: и иудеи и эллины, и раб и свободный, и мужчина и женщина.
Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА
Не каждый брак субъективно переживается супругами как счастливый. Однако Церковь не может одобрить развод только по причине "несовместимости" супругов. Поэтому мужчинам и женщинам, испытывающим психологический дискомфорт или уныние в собственной семье следует относиться к этому как к обычному искушению, и преодолевать его с любовью и молитвой, желательно - под руководством духовника. На илл.: "Неравный брак": была и такая интерпретация сюжета. Открытка начала ХХ века
Если человек по-настоящему воцерковлен, переживания, что не удалось вступить в брак, отходят на десятый план. Верующая женщина независимо от семейного положения не может чувствовать себя ущербной. В этом убежден священник Валентин УЛЯХИН, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ.
-- Отец Валентин, мнение многих православных людей о бессмысленности жизни женщины вне брака основывается на том, что Господь изначально сотворил Еву как жену, установив и благословив брак. Получается, что незамужние -- второй сорт?
-- И неженатые тоже?! Я целибатный священник, принял сан в 46 лет. У меня никогда не было жены, хотя попытки женить меня предпринимались неоднократно. И мама моя очень хотела, чтобы я женился, и после ее смерти, незадолго до хиротонии, друзья мои тоже пытались устроить мою жизнь. Меня знакомили с разными девушками, я приезжал с ними к своему духовнику протоиерею Андрею Ускову (он умер в прошлом году почти в 95 лет) в храм Архангела Михаила села Михайловское. Отец Андрей всегда говорил: давай помолимся. Однажды мы положили на аналой к иконе Архангела Михаила две записочки: «благословляю» и «не благословляю». Прочитали акафист Архангелу Михаилу, потом отец Андрей предложил мне взять одну из записок. Я раскрыл -- «не благословляю»*. Он сказал: «Я тоже не благословляю. Ты в семье рос один, без братьев и сестер, привык к одиночеству. И посмотри кругом (а это было в начале 80-х -- советская власть). Куда ты?… Тебе легче спасаться одному». Сейчас мне 57 лет, и я благодарю Бога за то, что я один.
Нельзя строить схему -- жизнь глубже и разнообразней. Церковь освящает текущее реальное состояние человека. Если человек живет один, но в Церкви, он становится женихом или невестой Христа, усыновляется, удочеряется Матерью Божией и уже не чувствует себя одиноким. Он -- часть Тела Христова, и вопрос о семейном положении отходит на десятый план. Вот вне Церкви человек, действительно, может сойти с ума, если не удается вступить в брак. Особенно когда девица не может найти мужа, она часто доходит до умопомрачения. Но для глубоко воцерковленного человека этот вопрос снимается как праздный.
Если говорить о женщинах… Мы знаем, что апостол Павел в Послании к Римлянам 16-ю главу посвятил конкретным адресатам. Из двадцати шести названных имен четверть -- женщины (в то время женщины играли в жизни Церкви огромную роль). Далеко не все они были замужем. Апостол приветствует замужнюю пару Прискиллу и Акилу, но и диакониcсу Фиву из Кенхреи. Причем диакониcсой она именуется в синодальном переводе, а в подлиннике -- диаконос, то есть диакон. Таким образом женщине подчеркнуто присваивается мужская функция. Только в 306 году Лаодикийский Собор запретил хиротонию женщин в диаконисcы, и этот запрет подтвердил Первый Вселенский Собор. Но во времена апостола Павла институт диакониcс был, они служили наравне с мужчинами. И не было никакой разницы между женатым и неженатым, замужним и незамужним служением.
-- Сегодня многие считают, что если женщина годам к тридцати не вышла замуж, ей надо идти в монастырь. Согласны вы с такой точкой зрения?
-- Конечно, нет. Не нужно красить жизнь в черно-белый цвет, она гораздо сложнее. Мы не можем войти в святая святых человека -- его душу. Если он Самим Богом призван к одиночеству, девству, он останется монахом в душе в любых условиях, будь это монастырь, мир, а иногда даже и брак. Но именно когда Богом призван, а не нам кажется. Бывает, с виду человек рожден монахом (по нашему, человеческому, разумению), а когда его в монастыре «отвлекают» от умной молитвы и послушания дают не на клиросе или в алтаре, а заставляют кирпичи таскать, он не выдерживает и убегает. Вспомните преподобного Амвросия Оптинского. К нему пришли за советом две девушки И казалось очевидным, что одна -- бойкая, ориентированная на социум -- призвана к браку, а вторая -- хрупкая, стеснительная, неотмирная -- к монашеству. Но преподобный посоветовал как раз наоборот: первой -- в монастырь, второй -- замуж. Так и вышло. Святые видели сердце человека, мы же своим грешным умом можем лишь представить в своем сознании модель, которая складывается на основании наших отношений с Богом, с человеком. Но это ущербная модель -- Бог выше, шире и глубже наших стереотипов. Семейный человек может быть духовно выше подвизающегося в монастыре. Преподобный Антоний Великий просил Господа показать ему высоту подвига, и Господь направил его к александрийскому кожевнику. И когда преподобный Антоний спросил этого кустаря о его отношениях с Богом, тот ответил: «не знаю за собой, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе. По этой причине, вставая рано с постели, прежде чем выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один погибну за мои грехи». Вот вам монашество!
-- Вы не считаете, что замужние женщины лучше преуспевают и в карьере именно потому, что их личность раскрылась в браке? Не ущербна ли женщина, сделавшая карьеру, если у нее не сложилась семейная жизнь?
-- Знаете, в России и в прошлом, и особенно в позапрошлом веке многие прекрасные женщины достигли карьерных высот. И среди преподавателей были такие женщины. Поскольку красота прельщала студентов, то приходилось ширмочкой загораживать преподающую женщину от аудитории. Она преподавала и всю жизнь оставалась девственницей. Я считаю, что если женщина верит в Бога, по-настоящему воцерковлена, ни о какой ущербности говорить не приходится.
Господь благословил не только брак, но и безбрачие. Кто может вместить, да вместит. Есть скопцы ради Царствия Небесного, которые оставили все и прилепились к Богу без остатка. Эти слова благословляют и монашество в миру, когда человек по каким-то причинам не может идти в монастырь, но внутренне он остается монахом, от слова monos -- один.
-- Значит, проблема не в семейном положении, а в вере?
-- Скажем, в состоянии души. Бывает вера до первого милиционера, то есть обстоятельства, как милиционер, как комиссар, врываются в жизнь, в душе все переворачивается, и человек отказывается от веры. А когда, как говорил апостол Павел «для меня жизнь -- Христос, а смерть -- приобретение», человеку ничего не страшно. Со смертью наша жизнь не кончается, а только начинается -- в вечности мы восполним то, чего нам недоставало в этой жизнь. Когда мы по-настоящему осознаем, что наша временная земная жизнь -- только школа, что 60-70-80 лет, которые для человека лишь труд и болезнь -- это лишь подготовка к вечности, то перестанем замыкаться на том, несчастна ли незамужняя женщина, и других подобных проблемах.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ
_________________ *Подобный способ решения важных вопросов, принятый в исключительных случаях немногими великими молитвенниками и старцами, ни в коем случае не может быть рекомендован для общего употребления. назад
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Страх сказать «да» Неготовность дать четкое обещание, посвятить себя чему-то или кому-то на значимый срок типично для современного человека. Так, например, многие пары сегодня не расписываются по этой причине. Однако страх сказать «да» касается не только брака, но и работы, даже увлечений. Кто в этом виноват и что с этим можно сделать?
Наталья Свешникова: «Многие почему-то думали, что раз я матушка, то должна быть безупречной» Моя мама, матушка Наталья Свешникова, родилась в эшелоне. Чтобы выдать бабушке метрику, ее на сутки сняли с поезда, а уже на следующий день они отправились дальше. В нашей семье никогда не принято было делиться своей жизнью. Очень немногое о себе рассказывала мне бабушка, примерно столько же мама. Только теперь я узнала о том, как она училась быть женой священника.
Тайна быть матушкой Никогда, ни одного дня своей жизни, я не хотела быть матушкой – то есть женой священника. Не хотела оттого, что, наблюдая жизнь мамы и папы (на Успение отметивших 36 лет со дня его хиротонии), я всегда отлично понимала, с чем мне (или любой другой матушке) придется столкнуться.
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Как справиться с трудностями в семье? Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Непонятный грех В сегодняшнем обществе отношение к добрачным связям и гражданскому браку абсолютно лояльное. Однако Церковь говорит, что блуд — смертный грех, такой же, как воровство или убийство. Воровство и убийство приносят страдание, а тут люди любят друг друга — возражает общество. Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Почему?
Почему мы опять «про это» «Отчего Церковь все время вмешивается в личные отношения людей, почему придает такое значение грехам в сексуальной области?» — то и дело слышу я вопрос. Неужели нет другого достойного повода для борьбы за нравственность? Ну, например, почему бы Церкви не бороться против коррупции с той же решительностью, с какой выступает она против однополых браков, абортов или эротической рекламы? Или заняться обличением других очевидных пороков: воровства, лени, обжорства...
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Венчание: решительный шаг в любовь Сегодня наступает Красная горка -- пора свадеб. Как проходит таинство венчания -- одно из важнейших таинств Церкви и красивейших обрядов, которое даже среди православных христиан многие склонны недооценивать? Рассказываем, что означает обручение, зачем возлагаются венцы, даются свечи, пьется вино из одной чаши, а новобрачных водит священник вокруг аналоя
Матушка Юлия Сысоева: «Я больше не принимаю соболезнования» Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу
Однополый брак дискриминирует естественную семью Православные священники критически прокомментировали заявление Барака Обамы о поддержке однополых «браков» и предложили запретить усыновление гражданам стран, в которых легализованы однополые союзы
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Ксения Лученко о жизни матушек без штампов Как писалась книга «Матушки: жены священников о жизни и о себе», является ли она рецептом, как стать матушкой и есть ли в ней истории про любовь, рассказывает ее автор – известный православный журналист Ксения Лученко. Сегодня вечером она будет представлять книгу в культурном центре «Покровские ворота».
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Муж и жена: когда вместе скучно Немало супружеских пар в нашем мире страдает из-за непрерывных конфликтов. Но бывает и по-другому, причем у достаточно благополучных людей, решивших многие проблемы: им вдвоем скучно: «Я знаю его (ее) как свои пять пальцев!» И это серьезная проблема
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
День всех влюбленных: православным вход воспрещен? Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог
Знакомства по интернету: если не берут замуж Так принято, что мужчины испокон веков ищут себе жен, а не наоборот. У них для этого есть все преимущества: свобода выбора и право настойчивости. Женщины вынуждены жить в ожидании чуда: «Ну когда же меня найдут?» Можно ли сделать это ожидание деятельным? Корреспондент «НС» к началу сезона свадеб после Пасхи узнала, что такое поиски семейного счастья.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.