На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №6 (23)'2006

Брак: призвание или альтернатива?
Священник Андрей Лоргус: "Ищи мужа!"
Священник Валентин Уляхин: "Брак - дело десятое"


Версия для печати
17.08.06, 17:37

Ищи мужа

иерей Андрей ЛОРГУСПервая женщина появилась на свет сразу женой. У Евы не было альтернативы. Почему она появилась у современных женщин, объясняет иерей Андрей ЛОРГУС, клирик домового храма св. вмч. Трифона в психоневрологическом интернате № 30, декан факультета психологии Российского православного института св. ап. Иоанна Богослова.

Хотят ли женщины уйти в леса?

-- В чем настоящее призвание женщины? Сотворив ее «помощницей», Господь изначально ограничил сферу ее деятельности?

-- Проблема состоит в том, что Господь дал человеку жизнь «с избытком»: больше, чем человек может освоить, больше, чем ему нужно, чтобы стать тем, кем призван, даже больше, чем ему нужно, чтобы спастись. И человек это интуитивно предощущает. И… мучается. Потому что надлежит выбрать, что принять и осуществить, а что оставить в себе. А ведь человек свободен, Господь не ограничивает человека, только призывает кротко «Блаженны нищие…». И выбор человеку труден.
Женщина ощущает в себе великий личностный потенциал. Ведь и она может стать «творцом» и сделать карьеру. Однако вот беда, сердце женщины всегда несчастно, если она не реализовала себя как жена и мать.
Сказать, что Господь ограничил сферу деятельности женщины, нельзя. Лучше сказать, что изначала Господь призвал женщину на особое служение: служение жены и матери. И в этом дал ей великое блаженство! А апостол прямо говорит, что через это служение женщина может спастись. Для того Господь дал ей большую эмоциональность, заботливость, нежность, но вместе с тем консервативность, осторожность. Именно женщина -- хранительница дома, традиций семьи, обрядов на уровне своего дома. У женщин вся телесная природа на уровне генотипа является женской, это же касается психологической и интеллектуальной областей. Женщина сотворена и существует иным образом, ей дана иная в сравнении с мужской -- женская сущность.
Да, у мужчины иное призвание. Он преимущественно созидатель, и потому ему нужны свобода, чтобы творить, и бесстрашие, чтобы утверждать свою веру и предстоять перед лицом Божьим. Женщина в своем служении обращена вся вовнутрь (она хранительница внутрисемейных ценностей, в том числе и материальных), мужчина -- вовне. Он хранитель рода и общества, государства (вот почему он и политик, и начальник). Потому мужчина чаще альтруист, а женщина милосерднее.
Монашество -- это риск, дерзновение, как и любое творчество, а к этому мужчина предназначен более, чем женщина. Хранители исихастской традиции, монахи-богословы, подвижники -- это мужчины. Здесь мужчина имеет то же первенство.

-- Поэтому у нас прославленных женщин-святых заметно меньше, чем мужчин?
-- Кто по сути святой? Это -- первооткрыватель, герой, человек, который идет в неизведанное. Эта не женская роль, простите. Женщине открывать новые земли не интересно. Видели вы женщину, которая мечтала уйти в леса? Я таких не встречал. А мужчину всегда тянет на асоциальность, в неизведанное, в духовный подвиг. А вот следом пойдут женщины-подвижницы.
Для мужчины проблема свободы и самореализации очень высока. Для женщины самореализация заключается в том, чтобы доказать что-то всему миру и прежде всего мужчине, а у мужчины -- доказать самому себе. В основном женское монашество прославилось кропотливым ежедневным трудом, терпеливостью, преданностью, верностью. Молитвенность, именно домашняя молитвенность, -- удел женщины. А мужское стремление -- это уехать в глушь, где никто не помешает вершить свой собственный путь подвига.

-- Почему женщина оставляет свое предназначение, почему ей становится «тесно» в семье? Это искажение Божьего промысла, следствие грехопадения?
-- Исторически женщина запуталась. Вернее, мужчина запутал женщину. Феминизм своим девизом поставил достижение мужского, как будто оно, мужское, -- общечеловеческое. А это не так. У женщины свои цели. Эмансипация должна была привести не к заполнению женщинами мужских мест, но к созданию собственных. Феминизм оказался ловушкой: женщины, занимая мужские должности, отдыхая как мужчины, доказывают только то, что ничего оригинального придумать не могут. Но посмотрите, как много женщин преуспели, развивая собственно женские занятия: лечение, домашние профессии, уход за детьми, заботу о слабых и больных. Вот хорошие примеры женских успехов. А когда женщины поднимают штангу или воюют в армии, возникает отвращение от них как от женщин. Ведь смешно, когда женщине говорят: «Вы очень мужественны!»

-- С чем связана повышенная религиозная активность женщин? Почему в храмах их сейчас (и было до революции) большинство?
-- Средневековая религиозность была мужской по преимуществу. Распад средневекового общества, его уклада и сознания, привел и к распаду мужской культуры. Теперь женственная эпоха, эпоха реализованного социализма (не только в большевистском варианте, но в шведском, японском, американском). Социализм женственен, как устройство, способствующее выживанию слабых. Здесь мужчина-герой не нужен. Это не мужская среда, за вычетом бизнеса и политики. Особенно это касается семьи и Церкви. И семья, и Церковь, как наиболее устоявшиеся институты общества, легко осваиваются женщинами. Когда нужно было Церковь защищать от еретиков, от сарацин, когда нужно было Ее утверждать, «создавать» (в плане земном и творческом), тогда нужен был мужчина. Теперь, когда церковное благочестие -- устоявшееся и часто консервативное явление, оно ближе женщине.

Женское счастье

-- Что должно измениться в Церкви, в мире, в сознании, чтобы женщины не обижались, не рвались в священницы?

-- Наверное, трудно отказаться от преизбытка дарований, трудно не мечтать. Но когда женщина входит в меру своей человеческой полноты, думаю, ей уже не хочется в священство. Совершенно очевидно, что большего горя у женщины нет, чем ее одиночество. Без мужчины как бы ни старалась женщина показать, что она самостоятельная личность, она все равно обращена к мужчине и для него старается. Это видно особенно в Церкви. Скажем, церковные активистки, которые стараются ради некоего священника, которого очень почитают и многие десятилетия работают ради него, отказываясь подчас от семейной жизни. Подменяя тем самым свое главное предназначение -- быть женой. Есть это и в женском монашестве.
Счастье для женщины -- как можно раньше принять и познать, что ее существование без мужчины, без брака с ним, бессмысленно. Но это вовсе не означает, что ее существование с мужчиной сводится только к служению ему. Женщина не вспомогательная сила. Считать так -- ошибка. Без мужчины нельзя, а вот с мужчиной можно все: и работать, и активно участвовать в церковной жизни.
Мы можем веровать, что Господь посылает нам супруга или супругу, а может --никого не посылает. Но мы не можем знать, почему одному человеку удалось вступить в брак, а другому нет. Возможно, для кого-то Господь промышляет иной, нежели семейный, путь. У таких людей иной путь и иная форма бытия.
Хотя безбрачие и нельзя назвать «вариантом нормы», но, конечно, это не проклятие. Грехом повреждена природа и культура человека, есть много причин безбрачия: биологические, религиозные, психологические. Среди последних могут быть и наследственные, не только генетические, но и семейно-психологические. И безбрачие -- это далеко не всегда личная «проблема» человека.
В Америке сейчас одна из самых больших ценностей в обществе -- семья, брак, 4-5 детей. Женщина возвращается в политику в бизнес после 45 лет, когда детям уже по 20, или как минимум по 14, когда они могут уехать в колледж. Перерыв в карьере женщины на 20-25 лет -- это нормально, и она появляется после этого перерыва с большим потенциалом, в отличие от молодых девушек, потому что она мать, она уже матрона по римским понятиям, она носительница удивительного опыта. Во многих традиционных обществах женщину незамужнюю вообще не признавали. А замужняя женщина даже в мусульманском мире может быть, например, премьер-министром. Статус жены несоизмеримо выше статуса свободной женщины. В этом подлинное духовное раскрытие женщины -- быть женой.
Я вижу, как преображается личность женщины, когда она выходит замуж и когда осознает, что теперь то она не просто женщина, а жена, и в этом ее не природный статус, не биологический, даже не социальный, а духовный, онтологический статус.
К сожалению, приоритет онтологической и духовной природы брака в нашем современном православном богословии звучит не отчетливо. С одной стороны, потому что оно питается еще пережитками средневекового традиционного сознания, даже не уклада, укладов давно нет, а сознания. Средневековый уклад, т.е. «Домострой», унижает женщину. Это типичный средневековый перекос, в котором отсутствует понимание женской личности.
Феминизм начался именно как реакция на такое, мужское и несправедливое средневековое сознание, но он пошел сразу в перехлест, сразу не туда, как это часто бывает в истории. Это отразилось и в русской философии XX века, когда возникли идеи Софии, розановской женственности, когда возникли особая философия Павла Евдокимова («Женщины и спасение мира») и движение Брюсова-Мережковского, извратившее вообще все, что возможно, когда возникла «Этика преображенного эроса» Вышеславцева. Это была другая крайность, в которую качнулся маятник истории культуры. Христианство, давшее женщине сознание свободы и равноправия, оказалось врагом эмансипации и феминизма. Духовные корни феминизма языческие, восходящие к матриархату. «Феминизмом» болеют женщины, которые стремятся не к свободе, а к тому, чтобы занять место мужчины. Но счастлив человек может быть только в своем истинном предназначении.
У нас есть подлинный источник понимания женской сущности -- это прежде всего учение о семье и браке, основанное на Библии, на Шестодневе, где говорится о сотворении женщины и семьи. Бог сотворил изначально не «свободную женщину», но жену. У Евы даже не было никакого девического периода. При этом Адам не просто мужчина, а муж. Мужчина и женщина не были свободными. Не блуждали они, и это очень важно.

-- Но у Адама есть бытие до Евы.
-- Да, но об этом бытии Сам Господь сказал: «не хорошо быть человеку одному». Адам не сам просил у Бога себе помощницу. Именно Господь сказал: «не хорошо». И это «не хорошо» указывало на неполноту его бытия, значит, оно было неугодно промыслу Божьему, а в промысле была полнота и эту полноту Бог довершает созданием Брака. Первозданное бытие Адама и Евы есть бытие брачное. Они были созданы как брачная пара, причем, обратите внимание, они не выбирали друг друга, не заключали друг с другом брачного договора, они просто оказались мужем и женой.

-- Но и выбирать было не из кого.
-- Бог не дал им «поблуждать» по Эдемскому саду, поискать друг друга, Он не дал им даже свободно встретиться. Господь их просто поставил лицом к лицу, более того, он одну создал из недр другого. Увидев друг друга, они не могли представить двух разных существ, поскольку представляли собой в предыдущее мгновение единое существо, природу мужа. Но личности не сливаются в браке. «Одна плоть» -- надприродное, психологическое единство, но не слияние личностей. Они были свободны, потому что были созданы по образу и подобию Божию. Все св. отцы говорят, что женщина так же создана по образу и подобию Божию, как и мужчина, и что для ее спасения нет никаких природных преград. Именно в этом смысле апостолом Павлом сказаны слова, что «во Христе нет не мужеского пола ни женского». Мы все являемся наследниками Христа: и иудеи и эллины, и раб и свободный, и мужчина и женщина.

Беседовала Ирина ЛУХМАНОВА


Не каждый брак субъективно переживается супругами как счастливый. Однако Церковь не может одобрить развод только по причине "несовместимости" супругов. Поэтому мужчинам и женщинам, испытывающим психологический дискомфорт или уныние в собственной семье следует относиться к этому как к обычному искушению, и преодолевать его с любовью и молитвой, желательно - под руководством духовника. На илл.: "Неравный брак": была и такая интерпретация сюжета. Открытка начала ХХ века

Брак -- дело десятое

священник Валентин УЛЯХИНЕсли человек по-настоящему воцерковлен, переживания, что не удалось вступить в брак, отходят на десятый план. Верующая женщина независимо от семейного положения не может чувствовать себя ущербной. В этом убежден священник Валентин УЛЯХИН, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, преподаватель ПСТГУ.

-- Отец Валентин, мнение многих православных людей о бессмысленности жизни женщины вне брака основывается на том, что Господь изначально сотворил Еву как жену, установив и благословив брак. Получается, что незамужние -- второй сорт?

-- И неженатые тоже?! Я целибатный священник, принял сан в 46 лет. У меня никогда не было жены, хотя попытки женить меня предпринимались неоднократно. И мама моя очень хотела, чтобы я женился, и после ее смерти, незадолго до хиротонии, друзья мои тоже пытались устроить мою жизнь. Меня знакомили с разными девушками, я приезжал с ними к своему духовнику протоиерею Андрею Ускову (он умер в прошлом году почти в 95 лет) в храм Архангела Михаила села Михайловское. Отец Андрей всегда говорил: давай помолимся. Однажды мы положили на аналой к иконе Архангела Михаила две записочки: «благословляю» и «не благословляю». Прочитали акафист Архангелу Михаилу, потом отец Андрей предложил мне взять одну из записок. Я раскрыл -- «не благословляю»*. Он сказал: «Я тоже не благословляю. Ты в семье рос один, без братьев и сестер, привык к одиночеству. И посмотри кругом (а это было в начале 80-х -- советская власть). Куда ты?… Тебе легче спасаться одному». Сейчас мне 57 лет, и я благодарю Бога за то, что я один.
Нельзя строить схему -- жизнь глубже и разнообразней. Церковь освящает текущее реальное состояние человека. Если человек живет один, но в Церкви, он становится женихом или невестой Христа, усыновляется, удочеряется Матерью Божией и уже не чувствует себя одиноким. Он -- часть Тела Христова, и вопрос о семейном положении отходит на десятый план. Вот вне Церкви человек, действительно, может сойти с ума, если не удается вступить в брак. Особенно когда девица не может найти мужа, она часто доходит до умопомрачения. Но для глубоко воцерковленного человека этот вопрос снимается как праздный.
Если говорить о женщинах… Мы знаем, что апостол Павел в Послании к Римлянам 16-ю главу посвятил конкретным адресатам. Из двадцати шести названных имен четверть -- женщины (в то время женщины играли в жизни Церкви огромную роль). Далеко не все они были замужем. Апостол приветствует замужнюю пару Прискиллу и Акилу, но и диакониcсу Фиву из Кенхреи. Причем диакониcсой она именуется в синодальном переводе, а в подлиннике -- диаконос, то есть диакон. Таким образом женщине подчеркнуто присваивается мужская функция. Только в 306 году Лаодикийский Собор запретил хиротонию женщин в диаконисcы, и этот запрет подтвердил Первый Вселенский Собор. Но во времена апостола Павла институт диакониcс был, они служили наравне с мужчинами. И не было никакой разницы между женатым и неженатым, замужним и незамужним служением.

-- Сегодня многие считают, что если женщина годам к тридцати не вышла замуж, ей надо идти в монастырь. Согласны вы с такой точкой зрения?
-- Конечно, нет. Не нужно красить жизнь в черно-белый цвет, она гораздо сложнее. Мы не можем войти в святая святых человека -- его душу. Если он Самим Богом призван к одиночеству, девству, он останется монахом в душе в любых условиях, будь это монастырь, мир, а иногда даже и брак. Но именно когда Богом призван, а не нам кажется. Бывает, с виду человек рожден монахом (по нашему, человеческому, разумению), а когда его в монастыре «отвлекают» от умной молитвы и послушания дают не на клиросе или в алтаре, а заставляют кирпичи таскать, он не выдерживает и убегает. Вспомните преподобного Амвросия Оптинского. К нему пришли за советом две девушки И казалось очевидным, что одна -- бойкая, ориентированная на социум -- призвана к браку, а вторая -- хрупкая, стеснительная, неотмирная -- к монашеству. Но преподобный посоветовал как раз наоборот: первой -- в монастырь, второй -- замуж. Так и вышло. Святые видели сердце человека, мы же своим грешным умом можем лишь представить в своем сознании модель, которая складывается на основании наших отношений с Богом, с человеком. Но это ущербная модель -- Бог выше, шире и глубже наших стереотипов. Семейный человек может быть духовно выше подвизающегося в монастыре. Преподобный Антоний Великий просил Господа показать ему высоту подвига, и Господь направил его к александрийскому кожевнику. И когда преподобный Антоний спросил этого кустаря о его отношениях с Богом, тот ответил: «не знаю за собой, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе. По этой причине, вставая рано с постели, прежде чем выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города, от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один погибну за мои грехи». Вот вам монашество!

-- Вы не считаете, что замужние женщины лучше преуспевают и в карьере именно потому, что их личность раскрылась в браке? Не ущербна ли женщина, сделавшая карьеру, если у нее не сложилась семейная жизнь?
-- Знаете, в России и в прошлом, и особенно в позапрошлом веке многие прекрасные женщины достигли карьерных высот. И среди преподавателей были такие женщины. Поскольку красота прельщала студентов, то приходилось ширмочкой загораживать преподающую женщину от аудитории. Она преподавала и всю жизнь оставалась девственницей. Я считаю, что если женщина верит в Бога, по-настоящему воцерковлена, ни о какой ущербности говорить не приходится.
Господь благословил не только брак, но и безбрачие. Кто может вместить, да вместит. Есть скопцы ради Царствия Небесного, которые оставили все и прилепились к Богу без остатка. Эти слова благословляют и монашество в миру, когда человек по каким-то причинам не может идти в монастырь, но внутренне он остается монахом, от слова monos -- один.

-- Значит, проблема не в семейном положении, а в вере?
-- Скажем, в состоянии души. Бывает вера до первого милиционера, то есть обстоятельства, как милиционер, как комиссар, врываются в жизнь, в душе все переворачивается, и человек отказывается от веры. А когда, как говорил апостол Павел «для меня жизнь -- Христос, а смерть -- приобретение», человеку ничего не страшно. Со смертью наша жизнь не кончается, а только начинается -- в вечности мы восполним то, чего нам недоставало в этой жизнь. Когда мы по-настоящему осознаем, что наша временная земная жизнь -- только школа, что 60-70-80 лет, которые для человека лишь труд и болезнь -- это лишь подготовка к вечности, то перестанем замыкаться на том, несчастна ли незамужняя женщина, и других подобных проблемах.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ



_________________
*Подобный способ решения важных вопросов, принятый в исключительных случаях немногими великими молитвенниками и старцами, ни в коем случае не может быть рекомендован для общего употребления.
назад

Версия для печати

Тэги: Брак 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Брак: призвание или альтернатива?

Бог сотворил изначально не «свободную женщину», но жену. У Евы даже не было никакого девического периода. Поэтому, хотя женщина может стать «творцом» и сделать карьеру, сердце ее всегда несчастно, если она не реализовала себя как жена и мать - считает священник Андрей Лоргус. Вне Церкви человек, действительно, может сойти с ума, если не удается вступить в брак. Но для глубоко воцерковленного человека этот вопрос снимается как праздный, и если человек Самим Богом призван к одиночеству, девству, он останется монахом в душе в любых условиях, будь это монастырь или мир – возражает ему священник Валентин Уляхин

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.