Наркомания — страсть в самой запущенной форме. Но если у человека есть решимость бороться с болезнью, тогда есть шанс ему помочь. В Новосибирской области есть православные общины по реабилитации наркозависимых, которыми руководит протоиерей Александр НОВОПАШИН.
Ломка сценария
«Я ярый противник насильственного приковывания к кровати, — говорит настоятель собора св. блгв. кн. Александра Невского г. Новосибирска
протоиерей Александр Новопашин, под руководством которого в Новосибирской области работают православные центры по реабилитации наркозависимых. — Что толку-то? Пока он прикован — держится, потому что получить дозу не может. Но внутренний мир-то его не меняется. А вышел — дальше что? Опять на тот же путь?»
Сами врачи признают, что в борьбе с тягой к наркотику одних медицинских средств недостаточно.
«Процесс реабилитации должен быть неограниченным во времени, — считает Виктор Букин, главный нарколог Новосибирска. — Не год что-то поделал — и забыл о проблеме. Так не бывает. Если мы надеемся вернуть человека в нормальную жизнь, мы должны дать ему что-то такое, чем он сможет всегда прикрываться от зависимости. И вера здесь играет, пожалуй, самую главную роль».
Против страсти
«Когда к нам обращаются за помощью, мы выставляем определенные условия, — объясняет отец Александр. — Прежде всего — пройти лечение в больнице, поскольку ломка сопряжена с опасностями для здоровья. А потом уже к нам. Мы занимаемся духовной и социальной реабилитацией».
Для спасения человека необходимо создать у него такую мотивацию, чтобы ему был неинтересен иллюзорный наркотический кайф. Что это удовольствие обманчиво, наркоман часто понимает. «Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро», — говорила Эдит Пиаф. Она была подсажена на морфий после травм в авиакатастрофе, а большинство наркоманов зависимость получают по своей воле. И страсть укореняется в них очень глубоко.
«Внутренняя духовная зависимость делает человека рабом греха, — говорит отец Александр. — Как в Слове Божием сказано: “Кто кем побежден, тот тому и раб”. Побежден добром — служишь добру, побежден злом — служишь злу. Так и в этой ситуации. Поэтому задача православной общины — помочь человеку обрести Спасителя. Чтобы вера стала духовным стержнем и не позволяла страстям — в том числе наркомании — мять его, словно пластилин».
Признание нарколога
Сейчас в области семь православных общин для наркозависимых: шесть мужских и одна женская. Через них уже прошли более 200 человек.
«Последние несколько лет мы видим высокую эффективность реабилитационных центров, которые создаются при Епархиальном управлении Русской Православной Церкви, — признает Виктор Букин. — Важно, чтобы таких центров было много».
В других регионах тоже есть подобные общины. Учиться к новосибирцам приезжали из Томска, Кемерова, Иркутска, Якутии.
Первая община здесь возникла восемь лет назад. При городском соборе Александра Невского уже тогда двигало социальные проекты одноименное братство, достойное отдельного большого рассказа. Однажды члены братства возвращались из поездки на Святую землю, и в самолете к отцу Александру подсел один из паломников — Сергей Булышев. Он рассказал, что в Санкт-Петербурге при одном из храмов есть община по реабилитации наркозависимых и попросил создать что-то подобное и в Новосибирске. У Сергея от героиновой зависимости страдал родной брат, так что об этой проблеме он знал не понаслышке. Батюшка согласился, но взял у Сергея обещание быть главным помощником в этом деле. Так до сих пор и работают в тесном контакте.
У Сергея от дедушки с бабушкой остался домик в поселке Локти. Он предложил в этом домике организовать общину — подальше от прелестей цивилизации. Наркозависимых необходимо вырывать из привычного круга общения.
Главное средство — искренность
Дороги в некоторых местах под Новосибирском не ремонтировали с начала прошлого века. А на подъезде к селу Локти скорее всего — никогда.
Хорошо еще, самые гиблые рытвины отмечены пивными жестянками на вешках по обочинам. Локти — предельно глухая идиллия на 500 жителей. На въезде реконструируемый храм.
У насельников общины во имя преподобного Серафима Саровского проблем в их порушенной жизни не счесть, но работа идет, и шансы на восстановление серьезные.
«Здесь все на земле работают. Так человек быстрее в себя приходит, возвращается к самому себе. Есть скотина, куры, огород, теплица, — рассказывает протоиерей Александр. — Община устроена на принципах монашеской жизни, есть ряд правил, которые необходимо железным образом соблюдать. Стоит одному сломаться или сорваться — целая группа может в пике войти. Есть расписание, оно висит на глазах у всех.
Утро начинается с молитвы, потом труд, снова молитва, духовные беседы. Обязательно в праздники, в субботние, воскресные дни — на богослужение.
Каждую субботу в Новосибирске для людей, у которых близкие страдают наркозависимостью, проходит молебен перед ракой с мощами 96 угодников Киево-Печерских. После молебна — встречи с родителями и собеседования для тех, кто хочет попасть в нашу общину. Мы принимаем ребят только на доброй основе договоренности. Родители подписывают договор, что они согласны с тем образом жизни, который мы предлагаем. Не менее года новички должны прожить в общине. А если человек говорит, что не согласен молиться, трудиться, то в чем тогда смысл? Чтобы мешать другим ребятам выкарабкиваться из той ямы, в которую они свалились?»
Живут здесь в разное время от пяти до десяти человек. Недавно построили еще один более просторный дом.
Внутри предельно аскетическая обстановка. Иконы — в основном бумажные. Плакатик на дверях: «Пожалуйста, не хлопайте дверью. Штраф 25 поклонов». В последнее время они практически не назначаются, далеко не все способны извлечь пользу из этого упражнения. До монахов ребятам все-таки далеко.
Здесь нет наручников, высоких оград, все доводится через обычные слова тех, кто сам прошел курс реабилитации. Часть тех, кто, благодаря общине, избавился от зависимости, возвращаются сюда в качестве наставников.
«Самое назидательное — это пример своей жизни, — говорит один из бывших реабилитантов, а теперь работник епархиального отдела по профилактике наркомании Евгений Жерносенко. — Многие ребята замкнутые по натуре, наркотик загоняет в рамки одиночества… Многие ничего в жизни не сделали, наркотик сразу после школы вырвал их из жизни. Чтобы человек понял, как работает его совесть, он должен сам послужить ближнему. И через это вспомнить, что ему в детстве закладывалось. Наркотик вклинивается между ним и родителями, при восстановлении приходиться заново учиться самым естественным вещам. Например, ответственности.
Пережить страду
Кто-то убегает, кто-то потом возвращается. Кто-то сразу втягивается в жизнь общины.
«Меня сначала не хотели брать, — рассказывает Андрей Цеплов. — Говорили, мест нет. А я говорю: у меня матрас есть. И пришел со своим матрасом. И первые месяцы просыпался и радовался тому, что проснулся, что я в доме, в тепле, а рядом люди, которые понимают».
Печь топят два раза в сутки, утром и вечером. Около дома — поле с картошкой. Стожки сена. Плуг, борона…
В просторных, как Ноев ковчег, яслях спасаются от мирового безумия несколько коров и хряк Чайковский. Продукты в основном свои.
«Опыт показывает: кто переживет здесь лето — самую трудную пору, страду, сенокос, заготовку дров, — тому потом в любом месте легче жить. А того, кто в город бежит, там другие трудности настигают».
Зимой в основном «борьба со стихией» — уборка снега. Для желающих во дворе и пристройке — ржавое железо для спорта. «Все знают качалки системы Кеттлер, а тут у нас в селе Локти — своя, системы Локтер», — смеются мужики.
Разборки с людьми из Кемерова
Жизнь в общинах нелегкая, люди сплошь непростые. За годы существования центра случалось всякое, но, по свидетельству самих ребят, до топоров в руках не доходило.
А в самом Новосибирске в связи с работой с наркозависимыми имели место и боевые столкновения. Представители так называемой благотворительной организации «Преображение России» решили разобраться со своим филиалом, который объявил себя независимым от этой структуры и стал сотрудничать с церковными организациями. В августе позапрошлого года в Новосибирск из Кемерова приехали 70 человек с «пушками», ножами и начали штурмовать отколовшиеся центры. Почти сутки проходили стычки, милиция действовала нерешительно, но потом приехал спецназ и быстро всех успокоил.
У «Преображения России» 360 центров по стране, главный находится в Кемерове. Создали организацию бывшие уголовники. Создавали, похоже, с целью действительно помочь людям в сложной жизненной ситуации, но в конце концов это превратилось в полусектантскую, полубандитскую структуру. «Духовная составляющая в жизни членов организации отсутствовала, — говорит отец Александр, — и это привело к деградации. Лидер Черушников объявил, что он пророк Божий, что с Православной Церковью связываться нечего. Тогда руководители новосибирского филиала обратились к нам, мы полтора года с ними общались, и они объявили своему кемеровскому начальству, что не могут работать прежними методами, потому что это противно христианской и человеческой природе. После этого и произошел налет».
Лечение и реабилитацию многие теперь превращают в прибыльный бизнес. Очень часто практикуют не апробированные техники.
«Мы стараемся разоблачать деятельность организаций, которые занимаются псевдореабилитацией, — говорит отец Александр. — И сотрудничаем с теми, кто не вызывает в данном случае сомнения: “Линия жизни”, “Покров”, “Омега”. Ребятам, которые пока полностью не готовы жить в православной общине, предлагаем идти туда».
Адаптационная квартира
Тем, кто избавляется от наркотической зависимости, приходится заново восстанавливать самые базовые знания и навыки. После сельской жизни полгода ребята живут в адаптационной общине в Новосибирске. Есть специальная квартира, где они так же находятся под присмотром, но уже выходят в город, устраиваются на работу, находят новых друзей.
После длительной болезни человек выходит в мир, как после многих лет за решеткой. Все кругом другое, а ты не умеешь общаться с нормальными людьми, сталкиваешься с проблемами, которых раньше не замечал, потому что они выпадали из сферы твоих интересов. Кто-то может растеряться и сломаться на этом этапе. Поэтому курс адаптации в социуме необходим.
Только когда ребята более-менее крепко становятся на ноги, они возвращаются в свои семьи, если они есть.
Андрей Цеплов рассказывает, что, пока он сидел на наркотиках, круг его общения составляли 32 человека. Из них остался один — он тоже прошел реабилитацию.
Важно помочь ребятам после общины найти рабочее место. Кто-то остается работать в центре или при соборе Александра Невского. Кроме того, существуют определенные государственные программы по обучению различным профессиям. Андрей как раз занимается тем, что пытается встроить ребят в эти программы.
Молитва, труд и стиль Кадочникова
«Молитва, труд, спорт — три основных момента в нашей работе. Пока человек занят только тем, как найти очередную дозу и забыться, он потихоньку сохнет и умирает. Но как только начнет возвращается к жизни, его тело начинает требовать других удовольствий, если можно так сказать. Работа — замечательно, но монотонность может вогнать в уныние. Нужен выхлоп какой-то. Выдох — и новый вдох. Если ничего для отдыха не предложить, то человеку опять дурные мысли в голову полезут, и он пустится искать приключения. Мы досуг ребят стараемся заполнять спортом», — говорит отец Александр.
Конечно, у некоторых после наркотических приключений здоровье убито напрочь. Для них подойдут футбол, волейбол. Тем, кто покрепче — пауэрлифтинг. Весь кабинет отца Александра заставлен кубками, завоеванными командами наркозависимых.
«Благодаря ребятам я и сам вернулся к спорту, — рассказывает он. — В 2000 году у меня было тяжелое заболевание, вырезали гангрену поджелудочной железы, на инвалидной коляске катали. До болезни я занимался в основном тяжелой атлетикой и стилем Кадочникова. Это известный боевой стиль, в разведке нашей используется. После болезни вместе с ребятами начал с волейбола, потом стал в тренажерный зал заходить, смотрю — и они тоже прилепляются. В результате некоторые спортивные разряды получили. А главное — у них вкус к нормальной жизни возвращается. Недавно разыгрывался городской кубок по мини-футболу среди организаций. В финале наша команда играла с командой полиции. Один из ребят говорит: “Вон офицер из Госнаркоконтроля, он меня задерживал”. Хорошо, когда так встречаются».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Наши в Берлине В современном Берлине четыре православных русских прихода. Самый старый из них, храм Покрова на Шпрее, получил собственное здание лишь два года назад. При этом сами прихожане, успевшие изучить историю своей общины, утверждают, что ей уже более девяноста лет. Она сумела выжить даже во времена гитлеровской Германии. Но оказалось, что эти испытания -- для веры не самые тяжелые.
Прот. Владимир Воробьев: православные родители не способны научить детей вере? Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Миссионеров наберут среди прихожан Миссионеров будут рекрутировать из прихожан того же храма, в котором им предстоит работать. «НС» ознакомился с рекомендациями к деятельности штатных миссионеров, принятыми Синодальным миссионерским отделом совсем недавно.
Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме Что говорят об однополых связях Библия, святые Отцы и современные авторы, церковные каноны и постановления. Сегодня обратиться к их авторитету особенно важно, ведь некоторые христианские общины признают гомосексуализм нормой, ссылаясь собственное толкование Писания.
Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью? Нередко от священников можно услышать, что быть или не быть гомосексуалистом – вопрос личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской православной церкви различается "транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного развратного образа жизни".
Японское православие: два года после Апокалипсиса В крупных городах Японии приходы растут, а в провинции вымирают, прихожане иностранцы – не только русские, но и рабочие румыны, после землетрясения храмы постепенно восстанавливаются, но прихожанам вселять надежду на будущее. Что главное в православной миссии среди японцев, в годовщину бедствия 2011 года рассказывает священник Климент Кодама
Жизнь и смерть: на границе миров Границы между жизнью и смертью с каждым годом стираются. Раньше не было таких чудодейственных лекарств и технологий, способных оживить даже мертвого, но не было и такого количества несчастных, которые годами балансируют между жизнью и смертью, пребывая в вегетативном состоянии. Получается, прогресс медицины порождает новые, еще более сложные проблемы. Так нужно ли реанимировать больного любой ценой? Отвечает ведущий научный сотрудник реанимационного отделения НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко Александр ПАРФЕНОВ.
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
В палате, на кухне, в саду У нас добровольные помощники в больницах - это пока редкость, это как-то не принято и на них порой смотрят косо (может, потому, что всегда считалось, что для советского человека все ДОЛЖНО сделать государство?). А вот в Европе, Америке, Канаде, Австралии они уже никого не удивляют. Люди там гораздо деятельнее участвуют в жизни своего поселка, городка, района. Помощь добровольцев больницам (и не только) очень распространена. Быть добровольцем почетно, для них есть специальное обучение, работать в больнице берут далеко не каждого. Добровольческих организаций в мире довольно много, они очень разные и существуют уже давно. И в организации волонтерской работы у них есть чему поучиться
Настоящий доброволец: кто это? О том, какими качествами должен обладать тот, кто приходит помогать в больницу, и с какими трудностями он может столкнуться, мы решили спросить профессиональных медиков и священников, организующих служение волонтеров в больнице. Вот что они нам ответили
Добровольцы. Простые истории Мы пришли в неврологическое отделение еще с двумя женщинами - они уже опытные волонтеры. Мне выдали халат, косынку и перчатки. Работа была - мыть тумбочки или постричь одного больного. Стричь я не умею, было страшновато, и я выбрала тумбочки. Тут все вроде бы просто
Андрей Гнездилов: доктор-сказочник Можно ли радоваться жизни, если ежедневно сталкиваешься со смертью? Многие ответят на этот вопрос отрицательно. Но наш герой более 30 лет ежедневно общается со смертельно больными людьми. Он не может излечить их и лишь старается облегчить страдания, помогает подготовиться к смерти. При этом он не просто любит жизнь. В свои 68 лет доктор медицинских наук, психотерапевт Санкт-Петербургского хосписа Андрей Владимирович ГНЕЗДИЛОВ остается большим ребенком. Значительное место в его психотерапии занимают… сказки и куклы
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
Личность и Церковь: «Делаем то, что можем» Мы не любим до поры размышлять о смерти. Так устроен человек. Анне СОНЬКИНОЙ 28 лет, она растит сына и дочку, а жизнь свою проводит среди неизлечимо больных, умирающих детей. Работа у нее такая — паллиативный педиатр. Мы будем говорить с ней о смерти. С Анной не страшно вести такие разговоры. Она — профессионал
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.