На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Воскресное Евангелие: от Преображения – к беснованию и сомнениям


Версия для печати
30.08.13, 08:00

После чуда Преображения и явленной благодати Христос и ученики снова сталкиваются с самым мерзким проявлением зла – человеческим беснованием. Это явленное зло вновь заставляет колебаться в вере. Отчего нам порой кажется, что сила тьмы превосходит силу света? Как из горчичного зерна вырастить настоящее дерево веры? Комментирует протоиерей Александр Марченко, настоятель храма преподобного Марона, пустынника Сирийского:

Гравюра Поля Гюстава Доре (1832–1883)

Отрывок, читаемый за сегодняшним воскресным Евангельским чтением, хоть невелик, но очень важен для понимания того, что есть вера, что есть духовная жизнь. В Евангелии все очень связано друг с другом, поэтому для лучшего понимания этого текста имеет смысл вернуться к тому, что происходило до описанного события, и иметь в виду не только одно сегодняшнее чтение, а еще и параллельные места в Писании.

Непосредственно перед исцелением бесноватого отрока произошло чудо Преображения. Господь взял ближайших учеников на гору Фавор, чтобы помолиться, и там предстал перед ними преображенным, просиявшим истинным Светом. А еще чуть ранее речь шла о том, что Царство Божие может проявляться и на земле – И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мар.9:1).

Преображение на Фаворе – это та часть Царствия Небесного, которая может проявляться в этом мире. И апостолы засвидетельствовали красоту и величие этого явление, благодать Божью, проявленную в этом мире, к которой они приобщились. Но в мире, который подвержен греху, в мире, где мы живем, красота и безобразие, добро и зло смешаны друг с другом. И очень ярко это показано в сегодняшнем чтении: когда после Преображения Господь с учениками спускается с горы Фавор, за прожитой только что благодатью их ожидает такая страшная картина – бесноватый отрок, люди, вокруг него, спорящие, скептически настроенные книжники, растерянные ученики, которые не могут помочь в исцелении…

Ученики честно признаются Христу, что ничем не смогли пособить несчастному отроку. И Спаситель говорит в ответ: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

Грозные, обличающие, гневные слова – но что они значат? Чтобы это почувствовать, нужно понять: вот Человек, являющийся Самим Богом, воплощенной чистотой и любовью. И Он оказывается в среде, совершенно Ему противоположной. Это причиняет Ему боль вплоть до страдания – ведь Господь любит и этих людей, неверящих, сомневающихся, даже враждебно настроенных против Него. Он любит Своих учеников, болящего отрока, его измученного отца, книжников и фарисеев, не принимающих Его. В этих словах – боль, которая от любви. Господь как бы говорит: Я уже столько времени с вами, Я столько делаю, чтобы вы поняли – Я Сын Божий, я Спаситель. Я творю чудеса, изгоняю бесов, а вы все не верите - сколько же это может продолжаться? Почему вы так, что вам не хватает? Что Я должен еще сделать, чтобы вы Мне поверили?

Эти слова обращены не только к ученикам, а ко всем людям, окружившим Спасителя. Что значит род «неверный»? Это значит – неверующий. Люди, стоящие вокруг Христа – люди неверующие. Оставшиеся на время без своего божественного Учителя апостолы, за разговорами с этими людьми, за спорами с книжниками и фарисеями, подозревавшими Христа во лжи и во связи с темными силами, тоже, видимо, могли заколебаться в вере. И из-за этого колебания в вере они и не смогли помочь отроку. Конечно, нельзя сказать, что веры в учениках совсем не было – она была, но ее оказалось недостаточно. Недаром потом Иисус скажет им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Почему род «развращенный»? Неверие есть результат развращения. Для нашего слуха это не очень понятно, потому что мы привыкли соотносить развращенность с безнравственностью, блудом, с грехом против седьмой заповеди. Но и развращенность, и целомудрие имеют отношение далеко не только к плотскому разврату. Любой грех, любая страсть разрушают целомудрие – цельность, которую должен иметь человек. А пост и молитва, напротив, собирает и возвращает человека к Богу.

Отметим, что слова Христа обращены не к конкретным людям – Он не упрекает кого-то адресно, но заставляет задуматься всех, собравшихся вокруг него. И мы видим, как в параллельном чтении – в Евангелии от Марка – описывается обращение к вере отца несчастного отрока. Именно после этого меняется его отношение к Спасителю. Сначала отец просит Христа, не особо-то рассчитывая на Его силу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. (Мар.9:22) . Мы видим почти отчаявшегося человека: он, наверное, уже все в жизни испробовал, всех врачей прошел, никто не смог помочь его сыну. И как быстро после мягкого обличения-наставления Христа - если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему - меняется его настрой: И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24). Отец понял, что именно его маловерие мешает свершиться чуду.

Можно удивиться: как же так, ведь ученики уже исцеляли больных и изгоняли бесов силою Христа, о чем сами же и свидетельствовали. Отчего же не вышло на сей раз? Ответ прост: когда Иисус посылает Своих учеников на проповедь и свидетельство о Себе, то Он дает им сил. Они не своей силой и даже не своей верой исцеляют, а той благодатью, которую дал им Господь, силой Божьей. До Пятидесятницы, до сошествия Святого Духа ученики своей верой, своим стремлением никаких чудес и не совершают. Их собственная вера вообще часто колеблется – вспомним одно из недавних Евангельских чтений, про хождение Христа по водам и веру апостола Петра, которая колеблется и едва не губит его - от своих сомнений он едва не тонет.

Отметим, что Спаситель не ждет, когда уверуют все вокруг – перемена всего лишь в одном человеке, отце отрока, позволяет сотворить чудо. А уже потом это послужит к укреплению веры учеников и… еще большему озлоблению против Христа книжников и фарисеев. Поэтому очень уместно Спаситель чуть позже скажет ученикам, что Он скоро будет распят. Божественная любовь, действия Христа одних укрепляет в вере, а других – утверждает в ненависти и озлоблении. И в умах таких людей все яснее недобрая мысль: надо что-то делать с этим Человеком, Который обличает в неверии, в неискренности, в греховности.

Это не первый раз, когда Спаситель говорит о Своих страданиях и смерти. Даже на Фаворе, стоя перед учениками в преображенном виде, Он беседует с Илией и Моисеем о Своих скорых страстях. Вот противопоставление: ученики испытывают райское блаженство, а речь-то идет о грядущих страданиях Христа и об исходе Спасителя. И надо отметить, что, говоря о распятии, Иисус сразу говорит о Своем Воскресении – что на Фаворе – «до Воскресения никому не сообщайте об этом» - что теперь, после исцеления отрока. Иисус укрепляет веру в учениках – для того, чтобы они, видя страдания и смерть своего Учителя, понимали, что Он пошел на это добровольно.

Здесь, на земле, зло имеет силу и энергию, разрушающую мир вокруг нас. Но недаром Иисус, говоря о Своей смерти, тут же говорит о Воскресении, подчеркивая этим, что на самом деле добро сильнее зла. Как часто нам в нашем мире кажется, что зло сильнее! И даже люди верующие порой начинают бояться: мол, темные силы сильнее, они нас искушают, они не дают нам приблизиться к Богу. И вот уже, говоря о Втором Пришествии, люди не столько ожидают Христа в славе, сколько боятся Антихриста. Нам легче верить в зло, которое нас окружает, чем в то благо, которое обещано нам Богом.

А благодати мы часто сами лишаем себя, потому что в нас нет смирения и веры, с которыми мы могли бы искренне – как отец бесноватого юноши – обратиться к Богу за помощью. И даже не только смирения и веры – в нас не хватает желания освободиться от наших грехов и страстей. Они хотя и причиняют страдания, но и приносят своеобразное ядовитое удовольствие. Немудрено: ведь на самом деле любая страсть – это искаженная, подчиненная греху добродетель, которая и должна делать нас счастливыми. Но в изуродованном до страсти виде она приносит только обманчивую, мучительную радость. Но у человека так немного радости в жизни, что он боится утерять даже такую – и боится прибегнуть к Богу, ожидая, что Тот отнимет у него это «утешение».

В учениках, слышащих о страдании, смерти и Воскресении Христа, вновь проявляется неполнота веры: слыша Его слова, они испугались и опечалились. Немудрено: слова про страдания и смерть понятны, только недавно они слышали о казни Иоанна Крестителя. А опыта Воскресения у них еще нет, поэтому эти слова Христа учениками еще не воспринимаются. До полноты веры у них впереди еще немалый путь: будет еще и предательство Иуды, и сон в Гефсиманском саду, и бегство учеников, и отречение Петра, соблазны и сомнения – они будут сопровождать апостолов до самого конца. Даже после Пятидесятницы они не перестанут грешить. Уже после сошествия Святого Духа, в Деяниях апостолов мы видим и разномыслия между учениками, и непонимания, обиды друг на друга. А вот так: сила Божья и собственная немощь сопровождает человека до конца времен, и апостолы тут не исключение.

В сегодняшнем чтении Спаситель говорит ученикам, что достаточно иметь в себе веру, величиной с горчичное зерно. Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Здесь следует понимать, что горчичное зерно – символ не только некой малости, но и огромного потенциала. Оно крошечное, но из него вырастает огромное дерево. Недаром в другом месте Иисус говорит: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Но горчичное зерно очень мало, и чтобы ему вырасти в дерево, необходимо усилие. А человек порой может думать, что у него вера – ого-го какая. Огромная. Крепкая. Высокая. Как настоящее дерево. Особенно часто так думают новоначальные, искренне полагающие, что уж у них-то никаких сомнений нет и быть не может. Когда человек приходит в Богу, ему кажется, что его вера так крепка и ярка, что отвратить от Господа его ничего не может.

Но стоит Господу немного отступить – и человек видит, что на самом деле его вера не так уж сильна. Начинают приходить испытания, человек начинает понимать, что не так-то просто в такие минуты искренне обратиться к Богу. Кто-то рассуждает: вот придет болезнь – тут-то мы и помолимся, и воззовем к Богу. Ан нет – приходит болезнь, чувствует человек, что надо помолиться – а не может. Особенно часто так бывает, если человек не привык к труду молитвы, а привык, что молитва дается ему легко (как обычно новоначальным христианам). Стоит человеку начать что-то о себе мнить, получив от Бога веру и молитву, как дар – тут же все и рушится. И нужен определенный опыт религиозной жизни, чтобы понять, что сила Божья в немощи совершается.

Евангелие от Матфея (17:14-24)
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Подготовила Дарья СИВАШЕНКОВА

Версия для печати

Тэги: Евангелие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.