После чуда Преображения и явленной благодати Христос и ученики снова сталкиваются с самым мерзким проявлением зла – человеческим беснованием. Это явленное зло вновь заставляет колебаться в вере. Отчего нам порой кажется, что сила тьмы превосходит силу света? Как из горчичного зерна вырастить настоящее дерево веры? Комментирует протоиерей Александр Марченко, настоятель храма преподобного Марона, пустынника Сирийского: Гравюра Поля Гюстава Доре (1832–1883)
Отрывок, читаемый за сегодняшним воскресным Евангельским чтением, хоть невелик, но очень важен для понимания того, что есть вера, что есть духовная жизнь. В Евангелии все очень связано друг с другом, поэтому для лучшего понимания этого текста имеет смысл вернуться к тому, что происходило до описанного события, и иметь в виду не только одно сегодняшнее чтение, а еще и параллельные места в Писании.
Непосредственно перед исцелением бесноватого отрока произошло чудо Преображения. Господь взял ближайших учеников на гору Фавор, чтобы помолиться, и там предстал перед ними преображенным, просиявшим истинным Светом. А еще чуть ранее речь шла о том, что Царство Божие может проявляться и на земле – И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мар.9:1).
Преображение на Фаворе – это та часть Царствия Небесного, которая может проявляться в этом мире. И апостолы засвидетельствовали красоту и величие этого явление, благодать Божью, проявленную в этом мире, к которой они приобщились. Но в мире, который подвержен греху, в мире, где мы живем, красота и безобразие, добро и зло смешаны друг с другом. И очень ярко это показано в сегодняшнем чтении: когда после Преображения Господь с учениками спускается с горы Фавор, за прожитой только что благодатью их ожидает такая страшная картина – бесноватый отрок, люди, вокруг него, спорящие, скептически настроенные книжники, растерянные ученики, которые не могут помочь в исцелении…
Ученики честно признаются Христу, что ничем не смогли пособить несчастному отроку. И Спаситель говорит в ответ: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
Грозные, обличающие, гневные слова – но что они значат? Чтобы это почувствовать, нужно понять: вот Человек, являющийся Самим Богом, воплощенной чистотой и любовью. И Он оказывается в среде, совершенно Ему противоположной. Это причиняет Ему боль вплоть до страдания – ведь Господь любит и этих людей, неверящих, сомневающихся, даже враждебно настроенных против Него. Он любит Своих учеников, болящего отрока, его измученного отца, книжников и фарисеев, не принимающих Его. В этих словах – боль, которая от любви. Господь как бы говорит: Я уже столько времени с вами, Я столько делаю, чтобы вы поняли – Я Сын Божий, я Спаситель. Я творю чудеса, изгоняю бесов, а вы все не верите - сколько же это может продолжаться? Почему вы так, что вам не хватает? Что Я должен еще сделать, чтобы вы Мне поверили?
Эти слова обращены не только к ученикам, а ко всем людям, окружившим Спасителя. Что значит род «неверный»? Это значит – неверующий. Люди, стоящие вокруг Христа – люди неверующие. Оставшиеся на время без своего божественного Учителя апостолы, за разговорами с этими людьми, за спорами с книжниками и фарисеями, подозревавшими Христа во лжи и во связи с темными силами, тоже, видимо, могли заколебаться в вере. И из-за этого колебания в вере они и не смогли помочь отроку. Конечно, нельзя сказать, что веры в учениках совсем не было – она была, но ее оказалось недостаточно. Недаром потом Иисус скажет им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Почему род «развращенный»? Неверие есть результат развращения. Для нашего слуха это не очень понятно, потому что мы привыкли соотносить развращенность с безнравственностью, блудом, с грехом против седьмой заповеди. Но и развращенность, и целомудрие имеют отношение далеко не только к плотскому разврату. Любой грех, любая страсть разрушают целомудрие – цельность, которую должен иметь человек. А пост и молитва, напротив, собирает и возвращает человека к Богу.
Отметим, что слова Христа обращены не к конкретным людям – Он не упрекает кого-то адресно, но заставляет задуматься всех, собравшихся вокруг него. И мы видим, как в параллельном чтении – в Евангелии от Марка – описывается обращение к вере отца несчастного отрока. Именно после этого меняется его отношение к Спасителю. Сначала отец просит Христа, не особо-то рассчитывая на Его силу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. (Мар.9:22) . Мы видим почти отчаявшегося человека: он, наверное, уже все в жизни испробовал, всех врачей прошел, никто не смог помочь его сыну. И как быстро после мягкого обличения-наставления Христа - если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему - меняется его настрой: И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24). Отец понял, что именно его маловерие мешает свершиться чуду.
Можно удивиться: как же так, ведь ученики уже исцеляли больных и изгоняли бесов силою Христа, о чем сами же и свидетельствовали. Отчего же не вышло на сей раз? Ответ прост: когда Иисус посылает Своих учеников на проповедь и свидетельство о Себе, то Он дает им сил. Они не своей силой и даже не своей верой исцеляют, а той благодатью, которую дал им Господь, силой Божьей. До Пятидесятницы, до сошествия Святого Духа ученики своей верой, своим стремлением никаких чудес и не совершают. Их собственная вера вообще часто колеблется – вспомним одно из недавних Евангельских чтений, про хождение Христа по водам и веру апостола Петра, которая колеблется и едва не губит его - от своих сомнений он едва не тонет.
Отметим, что Спаситель не ждет, когда уверуют все вокруг – перемена всего лишь в одном человеке, отце отрока, позволяет сотворить чудо. А уже потом это послужит к укреплению веры учеников и… еще большему озлоблению против Христа книжников и фарисеев. Поэтому очень уместно Спаситель чуть позже скажет ученикам, что Он скоро будет распят. Божественная любовь, действия Христа одних укрепляет в вере, а других – утверждает в ненависти и озлоблении. И в умах таких людей все яснее недобрая мысль: надо что-то делать с этим Человеком, Который обличает в неверии, в неискренности, в греховности.
Это не первый раз, когда Спаситель говорит о Своих страданиях и смерти. Даже на Фаворе, стоя перед учениками в преображенном виде, Он беседует с Илией и Моисеем о Своих скорых страстях. Вот противопоставление: ученики испытывают райское блаженство, а речь-то идет о грядущих страданиях Христа и об исходе Спасителя. И надо отметить, что, говоря о распятии, Иисус сразу говорит о Своем Воскресении – что на Фаворе – «до Воскресения никому не сообщайте об этом» - что теперь, после исцеления отрока. Иисус укрепляет веру в учениках – для того, чтобы они, видя страдания и смерть своего Учителя, понимали, что Он пошел на это добровольно.
Здесь, на земле, зло имеет силу и энергию, разрушающую мир вокруг нас. Но недаром Иисус, говоря о Своей смерти, тут же говорит о Воскресении, подчеркивая этим, что на самом деле добро сильнее зла. Как часто нам в нашем мире кажется, что зло сильнее! И даже люди верующие порой начинают бояться: мол, темные силы сильнее, они нас искушают, они не дают нам приблизиться к Богу. И вот уже, говоря о Втором Пришествии, люди не столько ожидают Христа в славе, сколько боятся Антихриста. Нам легче верить в зло, которое нас окружает, чем в то благо, которое обещано нам Богом.
А благодати мы часто сами лишаем себя, потому что в нас нет смирения и веры, с которыми мы могли бы искренне – как отец бесноватого юноши – обратиться к Богу за помощью. И даже не только смирения и веры – в нас не хватает желания освободиться от наших грехов и страстей. Они хотя и причиняют страдания, но и приносят своеобразное ядовитое удовольствие. Немудрено: ведь на самом деле любая страсть – это искаженная, подчиненная греху добродетель, которая и должна делать нас счастливыми. Но в изуродованном до страсти виде она приносит только обманчивую, мучительную радость. Но у человека так немного радости в жизни, что он боится утерять даже такую – и боится прибегнуть к Богу, ожидая, что Тот отнимет у него это «утешение».
В учениках, слышащих о страдании, смерти и Воскресении Христа, вновь проявляется неполнота веры: слыша Его слова, они испугались и опечалились. Немудрено: слова про страдания и смерть понятны, только недавно они слышали о казни Иоанна Крестителя. А опыта Воскресения у них еще нет, поэтому эти слова Христа учениками еще не воспринимаются. До полноты веры у них впереди еще немалый путь: будет еще и предательство Иуды, и сон в Гефсиманском саду, и бегство учеников, и отречение Петра, соблазны и сомнения – они будут сопровождать апостолов до самого конца. Даже после Пятидесятницы они не перестанут грешить. Уже после сошествия Святого Духа, в Деяниях апостолов мы видим и разномыслия между учениками, и непонимания, обиды друг на друга. А вот так: сила Божья и собственная немощь сопровождает человека до конца времен, и апостолы тут не исключение.
В сегодняшнем чтении Спаситель говорит ученикам, что достаточно иметь в себе веру, величиной с горчичное зерно. Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Здесь следует понимать, что горчичное зерно – символ не только некой малости, но и огромного потенциала. Оно крошечное, но из него вырастает огромное дерево. Недаром в другом месте Иисус говорит: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Но горчичное зерно очень мало, и чтобы ему вырасти в дерево, необходимо усилие. А человек порой может думать, что у него вера – ого-го какая. Огромная. Крепкая. Высокая. Как настоящее дерево. Особенно часто так думают новоначальные, искренне полагающие, что уж у них-то никаких сомнений нет и быть не может. Когда человек приходит в Богу, ему кажется, что его вера так крепка и ярка, что отвратить от Господа его ничего не может.
Но стоит Господу немного отступить – и человек видит, что на самом деле его вера не так уж сильна. Начинают приходить испытания, человек начинает понимать, что не так-то просто в такие минуты искренне обратиться к Богу. Кто-то рассуждает: вот придет болезнь – тут-то мы и помолимся, и воззовем к Богу. Ан нет – приходит болезнь, чувствует человек, что надо помолиться – а не может. Особенно часто так бывает, если человек не привык к труду молитвы, а привык, что молитва дается ему легко (как обычно новоначальным христианам). Стоит человеку начать что-то о себе мнить, получив от Бога веру и молитву, как дар – тут же все и рушится. И нужен определенный опыт религиозной жизни, чтобы понять, что сила Божья в немощи совершается.
Евангелие от Матфея (17:14-24) Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага? "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", -- эти слова Христа Спасителя звучали в евангельском чтении на воскресной литургии 13 октября. Практическому способу, как полюбить своих врагов, учит священник Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме. Завтра в нем будет престольный праздник.
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин ПОЛЬСКОВ
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни 7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Чтение на Великий пост: Евангелие как аудиокнига Десять лет назад среди аудиокниг появился Новый Завет на русском. Диск оказался востребованным, многие по-новому открыли для себя давно знакомый текст Евангелия. Настоятель храма Флора и Лавра в селе Ям игумен Валерий (ЛАРИЧЕВ), чей голос звучит в записи – рассказал «НС» об особенностях восприятия Писания на слух, поисках веры и причине успеха звуковых книг
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.