На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Учебник истории без репрессий и разногласий?


Версия для печати
18.06.13, 07:50

Единого взгляда на историю нет даже в библейских текстах, уверен библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. А для того, чтобы ввести единый учебник истории, придется сначала переписать Конституцию РФ.

Клио. Худ. Пьер Миньяр, 1689

А бывает ли она – единая точка зрения на историю? Конечно, бывает. Сегодня на Западе, к примеру, немыслимо отрицать Холокост – в некоторых странах даже уголовное наказание за это положено. Или взять хотя бы библейскую историю, мы же точно знаем, кто там прав, а кто виноват…

Впрочем, с библейской всё как раз непросто. Не доводилось читать такой текст? «Отец мой царствовал над Моавом тридцать лет, и я воцарился после отца моего... Омри правил Израилем, притеснял Моав дни многие, ибо прогневался Кемош на страну свою. Сменил его сын его, сказал также и он: буду притеснять Моав... Сказал мне Кемош: иди, возьми Нево у Израиля. Пошёл я ночью и воевал против него от ранней зари до полудня. Захватил его и убил всех: семь тысяч жителей и пришельцев, а также женщин и рабынь, ибо Аштар-Кемошу заклял я его. Взял я оттуда сосуды Яхве и принёс их пред лице Кемоша…»

Что-то очень знакомое… но как-то выходит всё наоборот, не правда ли? Это отрывок из текста, написанного на каменной стеле моавским царем IX века по имени Меша. История израильско-моавских войн, рассказанная с другой стороны, и главное действующее лицо этой истории – верховное божество моавитян Кемош, дарующий победу своему народу или наказывающий его за какие-то провинности. А Яхве, то есть Господь – не более, чем его соперник. Тоже точка зрения, в конце-то концов.

Да разве нет расхождений и в канонических библейских текстах? Царь Давид, к примеру, предстает в книгах Царств человеком горячим до страстности, подробнейшим образом рассказана там история его греха с Вирсавией, женой Урии. Но ничего подобного мы не найдем в параллельных рассказах книг Паралипоменон, там перед нами – идеальный благочестивый правитель.

Кто же прав? Разве в идеале история – не стройно изложенная система объективных фактов? Вовсе нет. Мы не в состоянии проверить, в каком году состоялась та самая битва при Нево и действительно ли царь Меша после победы перебил всё население города. Мы вообще ничего не знаем о нем толком, например, дат его жизни. Но, с другой стороны, а так ли нам важны эти даты? Разве не намного интереснее сама его оценка затяжных войн с Израилем, а заодно и подтверждение библейской истории с другой стороны. Оценки разные, но суть событий одна и та же в любом случае.

История, по сути – коллективная память народа о своем прошлом, и эта память отражает скорее наше нынешнее состояние умов, нежели некий объективный, химически точный анализ. В школе нам привычно рассказывали про татаро-монгольское иго и Великую октябрьскую социалистическую революцию. Казалось бы, факты бесспорны: Русь была завоевана татарами, которые на самом деле монголы; в 1917 году в нашей стране сменилась не только власть, но и общественный строй. Но отчего же так много выходит сегодня книг, авторы которых упорно доказывают: было никакое не иго, а единая процветающая империя со столицей в Орде; во время переворота 1917 года кучка авантюристов подхватила власть, выпавшую из рук Керенского. Факты те же самые, но они совершенно по-другому обобщаются и оцениваются, и нетрудно понять, почему: выводы историков имеют огромное значение для современных идеологических конструкций.

Если бы, к примеру, нынешние арабы-палестинцы считали себя потомками древних моавитян, можно не сомневаться, что и историю родного края в палестинских школах изучали бы по надписи с той самой стелы, а великая победа при Нево воспевалась бы наравне с Ватерлоо и Сталинградом.

Так было и в СССР: всё, что приближало приход коммунистов к власти (или им так казалось), объявлялось прогрессивным и восславлялось, а что наоборот – соответственно, охаивалось. Поэтому революционер Стенька Разин со своей персидской княжной играл в наших учебниках роль куда более значительную, нежели все вместе взятые земские врачи и учителя, изменившие за считанные десятилетия облик русской деревни.


Так может быть, пора и в самом деле выбрать какую-то одну интерпретацию, наиболее созвучную сегодняшним государственным задачам? Это можно будет сделать, но только после отмены 13-й статьи нашей Конституции, которая гарантирует нам «идеологическое многообразие». Оно, кстати, и для историков полезнее: если разнообразие уходит, наступает слошное чучхе, при котором надо не прошлое изучать, а строем шагать в светлое будущее, шаг вправо-влево – побег, конвой стреляет без предупреждения.

Наука вообще не может существовать без оценочных споров, избавиться от них – значит, превратить историческую науку во что-то совсем другое. На первых порах такое решение может показаться выгодным, но в долгосрочной перспективе неизбежно ведет к крупному проигрышу, что мы и видели на примере СССР. Его вожди, похоже, всерьез поверили, что раз «законы исторического материализма» сулят им победу и процветание в любом случае, то на конкретику внимания можно не обращать.

Впрочем, я вовсе не думаю, будто и впрямь нет таких сюжетов, о которых спорить недопустимо. Во времена того самого моавского царя правителю было вполне обычно хвастаться тем, как он перебил население захваченного города, включая «женщин и рабынь». С тех пор многое изменилось, но лишь после Второй мировой с ее миллионами жертв человечество пришло к выводу, что убийство мирных жителей не может быть оправдан ничем и никогда, что сама попытка обсудить его допустимость или усомниться в доказанных фактах должна пресекаться сразу и достаточно жестко – ну примерно по тем же причинам, по которым не дозволяется чиркать зажигалкой возле открытого бака с бензином.

Так что я вижу лишь одно событие отечественной истории, для которого считаю допустимым единственное толкование, желательно, закрепленное в законе: это массовые репрессии XX века. В конце концов, жизнь людей, несущих за них личную ответственность, уже закончилась, и принятие такого закона даже персональной пенсии союзного значения никого уже не лишит. А до тех пор, пока мы считаем допустимым спорить об этом, мы, по сути, соглашаемся с возможностью повторения.

Версия для печати

Тэги: Общество  История  Наука 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.