23 апреля 2013 года в МДАиС прошла презентация книги «Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений» (Издательство «Паломник», 2013) иерея Олега МУМРИКОВА, преподавателя кафедр богословия и библеистики МДА, доцента Педагогического факультета ПСТГУ.
Основной тезис книги — богословие не противоречит естествознанию. Книга развеивает светский миф о том, что современное естествознание появляется как противовес религиозной картине мира, а православная догматика, якобы противоречащая объективной научной фактологии, препятствует вдумчивому творческому диалогу.
«Мы часто несправедливо пытаемся поставить человека в тупиковую ситуацию выбора: или он должен отрицать догматическое учение Церкви, или — отрицать естественнонаучную картину мира. Но цель книги — показать, что человек может размышлять над Священным Писанием, не впадая в либерализм или, наоборот, примитивную буквалистичность», — считает ее автор. Задачу православного богословия в отношении к естествознанию он видит в том, чтобы не опровергать его базовые концепции, а показать, что возможна их христианская интерпретация.
Наиболее острыми точками соприкосновения богословия и естествознания были названы следующие.
— Творение мира из ничего, что вызывает море вопросов и для богословов, и для естествоиспытателей.
— Сходство человека с животными. Кто такой человек, отличается ли он коренным образом от животных, например, приматов? Последние данные науки говорят о том, что есть преемственность в строении генома человека и приматов, как это можно интерпретировать с христианской точки зрения?
— Вопрос наследственности: психогенетики утверждают, что не только анатомо-физиологические черты, но и характер, темперамент, душевные склонности человека определяются наследственностью. Как это можно интерпретировать в рамках христианского вероучения о свободе человека, его богоподобии?
— Вопрос действия Бога в мире. Что такое чудо? Отменяет ли закономерный характер мироздания непрестанное действие Промысла Божия?
Оказывается, есть возможные варианты решения этих вопросов в мировоззренческих аспектах, не повреждающие наше догматическое учение о мире и человеке. Для этого надо смотреть и на Библию, и на природу глазами святых отцов. Но как же смотреть, например, на геном и наследственность с позиции святых отцов, живших во времена, когда никто и слов таких не слышал?
По мнению о. Олега, речь идет не о примитивной методологии, когда святоотеческими цитатами пытаются опровергать современное естествознание, забывая о том, что многие из отцов жили в IV-XIV веках, и научная картина мира была иной. Здесь важно задействовать ключевые аспекты святоотеческого подхода к объяснению мира и места человека в нем, например, богословие преп. Максима Исповедника и его учение о логосах и тропосах — о замысле Божием о мире и человеке, и реализации этого замысла.
При таком подходе, например, вопрос сходства приматов с человеком, мировоззренческие «проблемы генома» могут быть решены через богословие «кожаных одежд» (Быт. 3:21), потому что человек, неверно реализующий богоданную свободу, лишается рая, становится «подобным бесссловесным», о чем говорит Покаянный канон преп. Андрея Критского и святоотеческое богословие в целом. «Облачаясь после преступления Божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его тело становится таким же смертным и тленным, как и у других живых существ, населяющих землю», — пишет о. Олег.
Но, как кажется на первый взгляд, «автономно» происходя «только из материи», в то же время мы получаем от Бога, если желаем принять Его, — и Сверхестественное откровение – Священное Писание, которое свидетельствует о том, что мы – «граждане неба», утерявшие рай через грех прародителей, и должны обрести Царство Небесное.
Учение о логосах и тропосах применимо не только в вопросах осмысления смертности и страдания «всей твари», происхождения человека и его сходства с животными, но и в биоэтике, например, в вопросе о душе, которой обладает человек независимо от способов его зачатия: при клонировании, экстракорпоральном оплодотворении и т.д. Здесь опять речь идет о замысле Божием и его реализации, которая связана с волей человека, часто небогоугодной.
Ставил ли автор целью книги сделать обзор богословско-научной проблематики, показав лишь непротиворечия между наукой и верой, или же им предлагается синтетическая богословская концепция, в основе которой — рецепция научной фактологии? По мнению о. Олега, Церковь не стремится к тому, чтобы объявлять научные концепции истинными или ложными, тем более строить на них свое богословие. Это тупиковый подход.
Например, процесс осуждения Галилея был связан с попыткой Католической церкви догматизировать птолемеевскую систему мироздания, будто бы безоговорочно согласующуюся с Библией (Галилей, как известно, выступал за новый взгляд на мир — гелиоцентризм). Прошло время, и гелиоцентрический принцип устроения Солнечной системы был опытно подтвержден. В результате в 1992 году покойный Иоанн Павел II вынужден был принести публичные извинения, говоря о том, что иерархи ошиблись, вынося приговор Галилею.
Но Церковь может обращать внимание на разные естественнонаучные концепции, давать им мировоззренческие интерпретации, наполняя их глубоким смыслом. Ведь представление о мире постоянно меняется. То, что сейчас нам кажется истиной, после очередной научной революции может стать лишь фрагментом новой картины мироздания. Поэтому все богословско-апологетические интерпретации Церковь рассматривает как модели, которые могут давать ответы на актуальные вопросы, предлагаемые обществом, но она не настаивает на непогрешимости самих интерпретаций.
Книга «Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект» снабжена великолепным справочным аппаратом, который может служить вполне автономным от содержарния книги источником информации, и адресована учащимся высших духовных учебных заведений, аспирантам, преподавателям, священнослужителям, педагогам общеобразовательных школ, миссионерам, катехизаторам.
И, конечно, всем, кому интересны такие вопросы, как: Чем определяются корни новоевропейского естествознания? Почему возникали конфликты между Церковью и учеными? Что такое реальность? Почему «апофатическая», «богословская» методология так востребована при современном описании микромира? Что мы знаем о материи, времени и пространстве, и отличается ли их состояние от первозданного — райского? Одиноки ли мы во Вселенной? Сколько лет существует Вселенная и каково ее будущее? Где искать прародину человека? Сколько лет существует человечество на земле? В чем причина экологического кризиса с точки зрения богословия? На каких принципах строится христианская биоэтика? Как совместить современные представления о деятельности генома, мозга и души человека? В чем смысл научно-технического прогресса?
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
Декабрьский номер «Нескучного сада»: Зачем Бог стал человеком? Мы, христиане, верим в то, что Христос, Сын Божий и Бог, пришел в мир для нашего спасения. Но что мы знаем о нашем Боге? Христос не основывал городов, с Его изображением не чеканились монеты. Как наука доказывает, что он вообще был? Церковные песнопения о событиях Рождества ставят в тупик своим парадоксальным содержанием: Дева рождает вечного Бога ради нас. Рождению Бога посвящен новый, рождественский номер журнала «Нескучный сад».
Климат в разбалансе Климат меняется — признают ученые. Связано ли глобальное потепление с делами рук человеческих или это естественные колебания? Кому выгодно спекулировать на «потеплении» или «похолодании»? Отвечает Алексей КОКОРИН, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF, кандидат физико-математических наук.
Ученые создадут первую научную грамматику церковнославянского языка Уникальная электронная база «Национальный корпус русского языка», предназначенная для ученых лингвистов и филологов, совсем недавно пополнилась церковнославянскими текстами, возможно это позволит исследователям создать первую в истории научную грамматику церковнославянского языка
Почему физики воюют с теологами? Открытие кафедры богословия в МИФИ вызвало волну протеста, которая не стихает до сих пор. Почему? – ответ на этот вопрос искал наш корреспондент.
Как считать верующих? Сколько нужно священников для России, что такое ядро прихода и как повлияли протестные выступления прошлой зимы на желание молодежи эмигрировать из страны, — обо всем этом «НС» рассказывает протоиерей Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, проректор Богословского института ПСТГУ. Уже несколько лет на богословском факультете действует семинар по социологии религии.
Фильм "Вода": документальная ложь Вода -- вещество особое. Достаточно вспомнить освящение «водного естества» Господом в день Богоявления, да и само таинство Крещения -- как рождение свыше -- сопряжено с погружением в святую воду. И потому отвечать на вопрос «что именно неправильно в фильме «Вода»?» -- и легко, и сложно. Если разбирать фильм по деталям, завязнешь во второстепенных мелочах, и это будет своеобразная «системная ошибка» Она не позволит выявить духовную ловушку, которую приготовили авторы этого фильма. Но есть простой и односложный ответ на вопрос «что в фильме неправильно?» и этот ответ -- неправильно все
Учебник истории без репрессий и разногласий? Единого взгляда на историю нет даже в библейских текстах, уверен библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. А для того, чтобы ввести единый учебник истории, придется сначала переписать Конституцию РФ
Протоиерей Владимир Воробьев: Нужно ли «тащить и не пущать» теологию? Ректор ПСТГУ, кандидат физ-мат. наук протоиерей Владимир Воробьев считает, что кафедра теологии в МИФИ нужна для того, чтобы физики смогли найти прерванные традиции своей страны, ее культуру и, в конечном итоге, найти и узнать самих себя
Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин
«Реформа» РАН : реконструкция с последующим сносом "Не смешно ли спорить об эффективности работы Академии, если на деле речь идет о свертывании ее работы, а не об оптимизации?" - собираясь на митинг против реформы РАН, сотрудник одного из академических институтов, священник Феодор Людоговский поделился с нами своими мыслями относительно этой реформы.
Интеллект верующих и атеистов: нужна ли умным вера Американские ученые представили исследование о том, что люди с большим IQ менее религиозны, потому что "религия им не нужна". Другой вывод: у конфессий нет преимуществ или недостатков, нет «умных и предприимчивых протестантов» и «ленивых православных мракобесов»
Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина» 31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп
Философы науки предложили Церкви объединиться Сразу пять докторов философских наук собрались на круглый стол «Соотношение науки и веры», который прошел в Институте философии РАН 25 января. Д-р Григорий Гутнер призвал Церковь защищать науку, а д-р Владимир Порус – вместе спасать человеческий вид
Церковь выскажется о соотношении науки и веры Межсоборное присутствие разрабатывает концептуальный документ, который опишет взаимоотношения науки и религии с точки зрения Православной Церкви – об этом рассказал протоиерей Владимир Шмалий. Новый документ не будет апологетической декларацией, утверждает он.
Попытки разобраться в «детстве падшего человечества» Как совместить данные наук и Священного писания? Почему в рисунках древних людей нет сцен убийства? Какое открытие в археологии может привести к революции в науке? Об этом и много другом говорили на конференции в Троице-Сергиевой лавре
Существует ли христианская психология? 24 января в рамках ХХ Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол по теме «Святоотеческая психология и нравственные проблемы современной жизни (вера - наука - психология человека)». Вели заседание митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор В. В. Рубцов
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.