На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Наука и религия могут больше не ссориться


Версия для печати
24.04.13, 15:15

23 апреля 2013 года в МДАиС прошла презентация книги «Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений» (Издательство «Паломник», 2013) иерея Олега МУМРИКОВА, преподавателя кафедр богословия и библеистики МДА, доцента Педагогического факультета ПСТГУ.

Основной тезис книги — богословие не противоречит естествознанию. Книга развеивает светский миф о том, что современное естествознание появляется как противовес религиозной картине мира, а православная догматика, якобы противоречащая объективной научной фактологии, препятствует вдумчивому творческому диалогу.

«Мы часто несправедливо пытаемся поставить человека в тупиковую ситуацию выбора: или он должен отрицать догматическое учение Церкви, или — отрицать естественнонаучную картину мира. Но цель книги — показать, что человек может размышлять над Священным Писанием, не впадая в либерализм или, наоборот, примитивную буквалистичность», — считает ее автор. Задачу православного богословия в отношении к естествознанию он видит в том, чтобы не опровергать его базовые концепции, а показать, что возможна их христианская интерпретация.

Наиболее острыми точками соприкосновения богословия и естествознания были названы следующие.

— Творение мира из ничего, что вызывает море вопросов и для богословов, и для естествоиспытателей.

— Сходство человека с животными. Кто такой человек, отличается ли он коренным образом от животных, например, приматов? Последние данные науки говорят о том, что есть преемственность в строении генома человека и приматов, как это можно интерпретировать с христианской точки зрения?

— Вопрос наследственности: психогенетики утверждают, что не только анатомо-физиологические черты, но и характер, темперамент, душевные склонности человека определяются наследственностью. Как это можно интерпретировать в рамках христианского вероучения о свободе человека, его богоподобии?

— Вопрос действия Бога в мире. Что такое чудо? Отменяет ли закономерный характер мироздания непрестанное действие Промысла Божия?

Оказывается, есть возможные варианты решения этих вопросов в мировоззренческих аспектах, не повреждающие наше догматическое учение о мире и человеке. Для этого надо смотреть и на Библию, и на природу глазами святых отцов. Но как же смотреть, например, на геном и наследственность с позиции святых отцов, живших во времена, когда никто и слов таких не слышал?

По мнению о. Олега, речь идет не о примитивной методологии, когда святоотеческими цитатами пытаются опровергать современное естествознание, забывая о том, что многие из отцов жили в IV-XIV веках, и научная картина мира была иной. Здесь важно задействовать ключевые аспекты святоотеческого подхода к объяснению мира и места человека в нем, например, богословие преп. Максима Исповедника и его учение о логосах и тропосах — о замысле Божием о мире и человеке, и реализации этого замысла.

При таком подходе, например, вопрос сходства приматов с человеком, мировоззренческие «проблемы генома» могут быть решены через богословие «кожаных одежд» (Быт. 3:21), потому что человек, неверно реализующий богоданную свободу, лишается рая, становится «подобным бесссловесным», о чем говорит Покаянный канон преп. Андрея Критского и святоотеческое богословие в целом. «Облачаясь после преступления Божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его тело становится таким же смертным и тленным, как и у других живых существ, населяющих землю», — пишет о. Олег.

Но, как кажется на первый взгляд, «автономно» происходя «только из материи», в то же время мы получаем от Бога, если желаем принять Его, — и Сверхестественное откровение – Священное Писание, которое свидетельствует о том, что мы – «граждане неба», утерявшие рай через грех прародителей, и должны обрести Царство Небесное.

Учение о логосах и тропосах применимо не только в вопросах осмысления смертности и страдания «всей твари», происхождения человека и его сходства с животными, но и в биоэтике, например, в вопросе о душе, которой обладает человек независимо от способов его зачатия: при клонировании, экстракорпоральном оплодотворении и т.д. Здесь опять речь идет о замысле Божием и его реализации, которая связана с волей человека, часто небогоугодной.

Ставил ли автор целью книги сделать обзор богословско-научной проблематики, показав лишь непротиворечия между наукой и верой, или же им предлагается синтетическая богословская концепция, в основе которой — рецепция научной фактологии? По мнению о. Олега, Церковь не стремится к тому, чтобы объявлять научные концепции истинными или ложными, тем более строить на них свое богословие. Это тупиковый подход.

Например, процесс осуждения Галилея был связан с попыткой Католической церкви догматизировать птолемеевскую систему мироздания, будто бы безоговорочно согласующуюся с Библией (Галилей, как известно, выступал за новый взгляд на мир — гелиоцентризм). Прошло время, и гелиоцентрический принцип устроения Солнечной системы был опытно подтвержден. В результате в 1992 году покойный Иоанн Павел II вынужден был принести публичные извинения, говоря о том, что иерархи ошиблись, вынося приговор Галилею.

Но Церковь может обращать внимание на разные естественнонаучные концепции, давать им мировоззренческие интерпретации, наполняя их глубоким смыслом. Ведь представление о мире постоянно меняется. То, что сейчас нам кажется истиной, после очередной научной революции может стать лишь фрагментом новой картины мироздания. Поэтому все богословско-апологетические интерпретации Церковь рассматривает как модели, которые могут давать ответы на актуальные вопросы, предлагаемые обществом, но она не настаивает на непогрешимости самих интерпретаций.

Книга «Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект» снабжена великолепным справочным аппаратом, который может служить вполне автономным от содержарния книги источником информации, и адресована учащимся высших духовных учебных заведений, аспирантам, преподавателям, священнослужителям, педагогам общеобразовательных школ, миссионерам, катехизаторам.

И, конечно, всем, кому интересны такие вопросы, как: Чем определяются корни новоевропейского естествознания? Почему возникали конфликты между Церковью и учеными? Что такое реальность? Почему «апофатическая», «богословская» методология так востребована при современном описании микромира? Что мы знаем о материи, времени и пространстве, и отличается ли их состояние от первозданного — райского? Одиноки ли мы во Вселенной? Сколько лет существует Вселенная и каково ее будущее? Где искать прародину человека? Сколько лет существует человечество на земле? В чем причина экологического кризиса с точки зрения богословия? На каких принципах строится христианская биоэтика? Как совместить современные представления о деятельности генома, мозга и души человека? В чем смысл научно-технического прогресса?

Ирина ЛУХМАНОВА

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Наука 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.