На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Свято-Сергиевский богословский институт в Париже: стратегия выживания


Версия для печати
09.07.13, 11:47

Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже сейчас испытывает финансовые трудности и просит о помощи. А как искали средства на его создание? Как институт выживал в разные годы?

Все началось в 1925 году. На конференции Русского Студенческого Христианского Движения выступил митрополит Евлогий и предложил «открыть высшую богословскую школу, которая должна была отвечать двум заданиям: 1) продолжать традиции наших академий — нашей богословской науки и мысли; 2) подготовлять кадры богословски образованных людей и пастырей». Эта идея была одобрена многими знаменитыми людьми, часть из которых была выслана из России на «философском пароходе».

В своих воспоминаниях митрополит Евлогий пишет о том, что богословский институт в Париже должен был сохранить традиции русских духовных школ и подготовить образованных священников для будущей свободной России. В 20-е годы прошлого столетия никто не ожидал, что большевики удержат власть надолго, а потому рассматривали собственную эмиграцию как временное явление и надеялись переждать и пережить годы гонений.

На создание института нужны были деньги. «Председатель Всемирного Комитета Христианского Союза молодых людей д-р Мотт живо отозвался на наш проект и дал нам на организацию нового учреждения крупную субсидию. Мы решили обратиться к церковной общественности Англии и Америки с просьбой тоже оказать нам братскую поддержку».

С самого начала Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже стал существовать на пожертвования, и это предопределило его финансовую нестабильность: «Экономическая сторона существования Богословского Института неопределенна, зыбка, всецело зависит от благотворительности. Нас поддерживали англичане, американцы и русская эмиграция давала, что могла; до 1930 года Институт существовал сносно: иностранцы нам помогали щедро. С 1931 года начались перебои. Эмиграция обеднела, Америка уже не жертвует и половины прежней суммы; только англичане свою дотацию еще не уменьшили. Жалованье профессоров пришлось сократить до минимума. Случается, что и этих малых окладов мы вовремя выплатить не можем. Нет денег на самые необходимые расходы: на ремонт, на покупку книг, на шкафы для пожертвованной библиотеки… В последние годы студенты сами пришли Институту на помощь. Институтский хор под управлением И. К. Денисова объезжал Англию, Голландию и Швейцарию, всюду давая концерты. Прекрасное исполнение древних песнопений, старинные распевы привлекали много слушателей, и студенты наработали за эти годы в пользу Института 50 000 франков». Этот фрагмент из воспоминаний митрополита Евлогия показывает, что институт был основан на чистом энтузиазме, а его студенты и преподаватели были настоящими подвижниками.

Даже в этих условиях институту удалось собрать очень сильный преподавательский состав. В 1928 году в журнале «Православная мысль» появился отчет, из которого можно было узнать состав преподавателей и их курсы: «В соответствии с принятым учебным планом Богословского института в отчетном году читались лекции по следующим предметам богословского курса: Священное Писание Ветхого Завета – профессор, протоиерей С.Н. Булгаков. Священное Писание Нового Завета – профессор С.С. Безобразов. Догматическое богословие – профессор, протоиерей С.Н. Булгаков. Патрология – профессор Г.В. Флоровский. История Церкви, общая и русская, – профессор А.В. Карташов. История Западной Церкви – профессор Г.П. Федотов».

Каждое из этих имен можно считать цветом русской науки. Антон Карташов был последним Обер-прокурором Святейшего Синода и открывал Поместный собор 1917-1918 годов. Его книги по Вселенским соборам и Истории Русской Церкви остаются актуальными до сих пор. Георгий Федотов – автор монографии «Святые древней Руси», которая до сих пор остается самым известным трудом по русской агиографии.

Институт создавался в экстремальных условиях – не было книг, доступа к архивам, преподаватели читали свои лекции по памяти, что требовало огромной эрудиции.
Скудость финансирования была связана еще и со сложными отношениями между иерархами, оказавшимися за границей. В начале 20-х годов прошлого столетия была создана РПЦЗ с митрополитом Антонием (Храповицким) в качестве первоиерарха. Митрополит Евлогий не смог найти с ними общего языка, поскольку до начала 30-х годов подчинялся митрополиту Сергию (Страгородскому) и лишь в 1931 году на время ушел со своими приходами в Константинопольский патриархат.

Это привело к тому, что число пожертвований сократилось, и институт не раз был на грани закрытия, однако ему удалось выжить за счет пожертвований. Немалую роль в сохранении института принадлежала его знаменитым ученикам: протопресвитеру Алексию Князеву? протоиереям Александру Шмеману и Иоанну Мейендорфу

Недостаток финансов приводил к тому, что преподаватели были вынуждены совмещать лекции в институте с какой-то еще основной работой. По свидетельству нынешнего декана института, протоиерея Николая Озолина, эта ситуация сохранялась до сих пор. В 2009 году в интервью он отмечал: «Сейчас (2009 год-НС) мы переживаем непростой, переходный, момент, есть достаточно много людей, которые считают, что хватит уже с этой «эмигрантщиной», пора переходить на нормальное существование, чтобы у профессоров было достойное жалование и т.п. Но этого никогда не было! Те из нас, кто здесь преподавал, и я в том числе, всегда имели какую-то другую «работу», чтобы кормить семью».

Остается надеяться, что институт сможет преодолеть и нынешний финансовый кризис.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Духовное образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.