Священный Синод принял сразу несколько решений в сфере духовного образования. Расширится практика дистанционного обучения, профессора из Москвы или Петербурга будут участвовать в защитах дипломов и экзаменах в регионах. Через три года у нас не будет ни одного духовного училища для будущих пастырей. О том, для чего и кто будет вводить все эти новшества, рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим КОЗЛОВ. — Первое из постановлений Синода касается курсов повышения квалификации преподавателей духовных школ. Уже есть план их проведения?
— Такие курсы и ранее проводились по различным предметам, в основном на базе Московской духовной академии, так что опыт в Учебном комитете уже имеется. Теперь речь идет о том, чтобы придать этому начинанию системный и регулярный характер. Кроме того, нужно подготовить на базе семинарий тех людей, кто мог бы проводить такие курсы в регионах. Можно будет использовать и систему дистанционного обучения, и очные курсы. Опыт дистанционных семинаров тоже уже есть: здесь большую помощь сможет оказать Православный Свято-Тихоновскийгуманитарный университет. Священник Геннадий Егоров в прошлом учебном году уже проводил такие обучающие семинары, чтобы поделиться опытом именно дистанционных занятий с преподавателями региональных семинарий.
Конкретный же план работы по исполнению этого постановления Священного Синода будет разработан под руководством председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения. Думаю, главное — чтобы это стало частью регулярной жизни наших духовных школ. Это будет способствовать формированию очень важной вещи (и это отмечено в справке к журналу Священного Синода): наши семинарии сейчас очень разные по уровню, а нужно создать единое образовательное поле Русской Православной Церкви. Чем больше будет взаимных контактов, тем ближе мы будем к реализации этой задачи.
— Получится, что один и тот же человек на курсах повышения квалификации будет свой предмет преподавать, а остальным обучаться?
— Опыт предыдущих встреч показывает очень большую тягу наших преподавателей и к взаимному общению, и к увеличению собственного преподавательского опыта. Отторжения по отношению к статусу «учащегося» на курсах повышения квалификации со стороны преподавателей ожидать не приходится.
— Семинарии призваны перейти на штатно-окладную систему оплаты труда преподавателей. А какая система действует сейчас?
— Сейчас в каждой семинарии вопрос решается ректором (чаще всего — архиереем) по-своему. Штатно-окладная система подразумевает, прежде всего, что преподаватель будет не почасовиком, который приехал с портфельчиком или ноутбуком, прочел лекцию по своему предмету и отбыл восвояси, а что он будет выполнять более широкий круг обязанностей, связанных с внеаудиторной работой. Это и научное руководство, контроль за тем, как студенты выполняют свои задания, и собственная научная работа преподавателя. Это должно входить в полноценную деятельность преподавателя высшего учебного заведения и должно стать частью жизни наших семинарий. Конечно, очень быстро это произойти не может, потому что пока наши преподаватели в большинстве семинарий — по большей части совместители. Миряне работают в светских высших учебных заведениях, то есть это привлеченные специалисты. Духовенство выполняет свои главные обязанности — несет приходское служение или монашеские послушания. Да и финансовые возможности наших духовных учебных заведений разнятся. Именно поэтому в постановлении Синода говорится об изучении и учитывании этого вопроса. К этой системе нужно стремиться, но ее нельзя принудительно учредить сверху: тогда у нас произошла бы только формализация того, что должно быть сделано по сути. Однако и внешние требования — со стороны государства — по отношению к лицензированным, а тем более по отношению к аккредитованным учебным заведениям, а главное, и сама суть учебного процесса в ВУЗе подразумевают, что костяк кадров должны составлять преподаватели, для которых эта деятельность — главнейшая по отношению к другим обязанностям.
— Немалая часть преподавателей семинарий — священники. А юрисконсульт Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) настаивала на том, что с ними вообще не нужно заключать трудовых договоров. Они могут быть в семинариях преподавателями на «волонтерской» с внешней точки зрения основе?
— Насколько я понимаю, это высказывание инокини Ксении относится именно к приходскому статусу священнослужителя. Здесь же мы говорим о статусе преподавателя высшего учебного заведения, каковыми являются наши семинарии. «Волонтерство» здесь неуместно.
— Священник — штатный преподаватель — будет заштатным клириком?
— На практике это означает, что трудовая книжка у человека будет находиться в духовном учебном заведении. Это не значит, что при этом он будет заштатным клириком — это другой канонический статус. Но это означает, что для епархиального священноначалия его статус преподавателя духовного учебного заведения будет не чем-то дополнительным к другим его нагрузкам, а важнейшей стороной его священнического служения.
— Возрастной порог для штатных профессоров и доцентов решением Священного Синода повышен с 65 до 75 лет.
— Ранее в «Положении об ученых званиях и штатных должностях» говорилось о 65-летнем пороге для штатных профессоров. Но, как обсуждалось на Высшем церковном совете и как закреплено в новом синодальном постановлении, значительная часть наших самых квалифицированных преподавателей перешагнули этот порог или приближаются к этому возрасту. Эта корректива выглядит разумно. В конце концов, по Уставу Русской Православной Церкви архиерей непреткновенно несет свое служениедо 75 лет и лишь потом подает прошение Священному Синоду об освобождении его от архипастырских обязанностей. Тогда уже Синод решает, освободить его или благословить на продолжение управления епархией. При всем уважении к профессорской деятельности, понятно, что она в целом никак не сложнее архиерейской. Наши ведущие профессора — я сейчас не буду называть конкретных фамилий— успешно справляются и еще многие годы будут прекрасно справляться со своими обязанностями и после 65 лет. К тому же мы избежим большой проблемы с вынужденным выведением за штат ведущих профессорско-преподавательских кадров и сохраним костяк профессорского корпуса.
— В светской высшей школе иногда раздаются жалобы, что высокий возрастной порог для штатных преподавателей — препятствие для молодых преподавателей и молодых ученых, которые не могут попасть в штат и довольствуются статусом почасовиков. В духовном образовании такой проблемы нет?
— Наличие старших коллег — только помощь молодым преподавателям в повышении их квалификации, не вижу здесь проблемы.
— Священный Синод предписал расширить трансляции лекций ведущих преподавателей духовных семинарий. Успешна ли была эта практика в этом году?
— Эти трансляции в уже прошедшем учебном году начаты только в тестовом режиме. Большинство семинарий были обеспечены соответствующим оборудованием (это и дополнительные компьютеры, и интернет-каналы, и веб-камеры) и получили пароль доступа к трансляциям. Пока это был именно тест: лекций было не так много, отрабатывались технические возможности системы. Элементарно нужно, чтобы в условленный час на работе был человек, или чтобы среди семинаристов был талант, способный подключить изображение и звук, наладить все, что не включается само.
Теперь Священный Синод благословил нас приложить все усилия к тому, чтобы транслировались лекции не только профессоров Московской духовной академии, как это было в 2012/2013 учебном году, но и других преподавателей центральных и даже региональных семинарий. Хочется подчеркнуть, что дистанционная трансляция лекций дает возможность делиться опытом не только из МПДА и Санкт-Петербургской духовной академии, но и из других мест, где есть яркие преподаватели и наработанные курсы. Несомненно, в Казани, Саратове, Томске, Коломне, Смоленске можно найти курсы, достойные транслирования. Хорошо, чтобы была вариативность: будут транслироваться разные лекции по одному и тому же предмету. Не нужно давать единственный образец или учебник и заставлять всех преподавать только таким образом. Нужно дать возможность более широкого приобщения к любому положительному опыту.
— Система, очевидно, работает и в обратную сторону. Синод также утвердил практику дистанционного контроля проведения выпускных экзаменов и защит дипломных работ в духовных семинариях.
— В 2012/2013 году это уже также было проведено в тестовом режиме — всего для нескольких семинарий. Однако есть техническая возможность проводить защиты дипломов и выпускные экзамены в режиме онлайн-наблюдения во всех семинариях, где уже установлено или будет установлено оборудование для трансляций. Я думаю, каждый из преподавателей духовных школ согласится: выведение защит и экзаменов в «открытое» поле, из круга своих, давно известных людей, когда всё может быть отслежено извне и наблюдатель от Учебного комитета сможет задавать вопросы во время защиты, поведет к большей мере ответственности и со стороны тех, кто будет писать и защищать работы, и со стороны тех, кто будет осуществлять научное руководство и допускать их к защите.
— Наблюдатель от Учебного комитета сможет не только задавать вопросы, но и иметь право, например, совещательного голоса при обсуждении оценки дипломной работы?
— В любом случае, наблюдатель будет представлять отчет о проведении защиты. Если, паче чаяния, будут возникать сомнения в ее объективном характере, это даст возможность потом вернуться к рассмотрению того или иного конкретного прецедента.
— Кто будет наблюдать за защитами и кто будет, так сказать, «аккредитовывать» наблюдателей от Учебного комитета?
— Статус этих наблюдателей еще предстоит утвердить особым положением, но аналогию можно увидеть в защитах кандидатских работ. Они и сейчас предполагают присутствие внешнего оппонента, а также направленного Учебным комитетом представителя. Председатель Учебного комитета архиепископ Евгений сформирует некую коллегию, члены которой будут участвовать в этом процессе. Это будут преподаватели и профессора, чья квалификация, опыт и статус ни у кого не будут вызывать сомнения.
— Проблемой может стать разница в часовых поясах. Трудно из Москвы следить за экзаменом в Якутске.
— Это может составить дополнительную нагрузку для наблюдателя. Но я уверен, зная мужество и жертвенность наших профессоров, что и в 4 часа утра по московскому времени они будут готовы поднять себя с постели для участия в защитах или выпускных экзаменах на Дальнем Востоке. В конце концов, легче посмотреть из дома трансляцию, введя на компьютере пароль, чем физически добраться в отдаленную семинарию на самолете.
— Трехлетний срок, предоставленный Священным Синодом для исправления ситуации самым «слабым» семинариям, — это предвестие возможности будущего закрытия некоторых духовных учебных заведений?
— Как уже рассказывал я и как теперь это зафиксировано в справке к постановлению Священного Синода, в результате инспекционных поездок был составлен рейтинг — не всех духовных учебных заведений, а семинарий на территории Российской Федерации. Инспекции в учебные заведения Русской Православной Церкви в ближнем зарубежье, кроме Украины, начались в конце истекшего учебного года и продолжатся в следующем, а контроль работы учебных заведений на территории Украины осуществляет Учебный комитет Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Как всегда при составлении рейтинга, некоторые учебные заведения оказались на его вершине, а другие — в самом низу. Три духовные семинарии из последней — четвертой — рейтинговой группы на сегодня существенно отстают по различным показателям. Это касается и учебного процесса, и материально-технического обеспечения, и штатного кадрового состава. Им выделен трехлетний срок на рывок, на перелом по отношению к своему нынешнему состоянию. В противном случае — цитируем синодальное постановление — будет «поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений». Все мы от души желаем им первого варианта развития событий: чтобы предупреждение, прозвучавшее в синодальном постановлении, было пробуждением к жизни, напоминанием о необходимости приложить сейчас экстраординарные усилия по нормализации своей деятельности. Учебный комитет готов оказывать всяческое содействие: и консультационное, и в форме направления кадров из числа выпускников Академий по соответствующим заявкам от этих семинарий. С другой стороны, мы понимаем, что возможны разные варианты.
— Названия этих семинарий не разглашаются?
— Я сознательно их не называю. Их руководство, равно как и руководство остальных духовных школ, знают о своих позициях в составленном рейтинге. Все духовные школы получили данные не только о себе. Но не думаю, что этот документ нужно цитировать вовне и обсуждать со стороны. Специалистам, которые находятся внутри системы высшего духовного образования, понятны и параметры исследования, и его результаты, закрепленные в рейтинге. Выводить это на уровень публичных разговоров нет никакой необходимости.
— Почему Синод запланировал фактическое закрытие духовных училищ в течение трех лет?
— В свое время училища сыграли важную роль в нашем духовном образовании. Их можно сравнить с ускоренными офицерскими курсами, созданными в годы Великой Отечественной войны, когда возникла необходимость срочной подготовки большого количества новых кадров. Когда у нас в 1990-е годы изменился характер церковно-государственных отношений, потребовалась ускоренная подготовка духовенства. Но прошло уже 25 лет. Празднуя 1025-летний юбилей Крещения Руси, как не раз указывал Святейший Патриарх Кирилл, особое внимание мы уделяем рассмотрению последнего 25-летнего периода истории. Четверть века — это уже исторический путь, после которого требуется не ускоренная, а полноценная и систематическая подготовка каждого будущего пастыря Церкви. Поэтому училища, которые будут готовы удовлетворить требованиям к духовной семинарии, должны сделать это в ближайшие три года. Те же, которые к этому не готовы (либо архиерей не видит в этом необходимости, что тоже возможно), — должны будут сосредоточиться на подготовке регентов, иконописцев, миссионеров, катехизаторов, социальных работников, молодежных организаторов других церковных работников. На современном этапе церковной жизни это тоже необходимые служения.
— Синодальные постановления в целом — это революция в духовном образовании? Или большинство этих нововведений не такие уж новые для некоторых семинарий?
— Это не революция. Совокупность решений июльского заседания Священного Синода призвана формировать в хорошем смысле единообразный стандарт функционирования высших духовных школ. Нужно, чтобы мы не только говорили: вот там-то, в городе N, положительный опыт, хорошая семинария, квалифицированные преподаватели, справедливы зарплаты, конкурс на поступление высокий, но за 200 км в другом регионе ситуация уже совсем иная. Нужно, чтобы минимально необходимый набор требований мог быть предъявлен любой нашей духовной школе. Тогда мы будем уверены, что выпускник семинарии, где бы он ее ни закончил, сможет проходить свое приходское и другое пастырское служение в любом регионе и в любой епархии, и при этом отвечать на вызовы нашего времени. С другой стороны, постановления Священного Синода учитывают реалии современной высшей светской школы. Семинарии, как минимум, не должны быть ниже светских учебных заведений по разным параметрам.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Интернет-пути богословия Богословие воспринимается как дисциплина, требующая традиционного подхода к изучению. Но с развитием компьютерных технологий появилась возможность получить богословское образование не выходя из дома, по интернету. Как это сделать и зачем мирянину богословие, корреспондент «НС» Екатерина СТЕПАНОВА выясняла у декана факультета дополнительного образования ПСТГУ иерея Геннадия ЕГОРОВА и студентов отделения интернет-обучения.
Прот.Димитрий СМИРНОВ: "Многие священники сами нуждаются в катехизации" Церковь крестит младенцев в порядке исключения, считает протоиерей Алексий Уминский. Исключение это возможно, потому что Церковь безгранично доверяет церковной общине, людям, которые пришли в храм и взяли на себя ответственность воспитать этого ребенка в вере. Если ни родители и крестные не умеют исповедовать свою веру, но хотели бы, задача священника – научить их этой вере. Если об этом вспомнить и перед крещением проводить беседы с родителями и крестными, многие не станут крестить детей, поймут, что это им не надо. Тогда дети сами, когда вырастут, решат, нужна ли им вера
Электронная азбука иконописца Факультет церковных художеств ПСТГУ подготовил необычное учебное пособие - компьютерный диск "Азбука иконописца". Зачем оно нужно и как им можно пользоваться, выяснила наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА.
Женский монастырь будет готовить миссионеров В Екатеринбурге при женском Ново-Тихвинском монастыре будут бесплатно обучать миссионеров. В новом Миссионерском институте считают, что чем больше теологических отделений и богословских институтов будет открыто в городе, тем лучше.
Кумранские свитки отдали народу На сайте Иерусалимского музея книги появился уникальный проект. Знаменитые Кумранские свитки — уникальный памятник, проливающий свет на историю Библейского текста и религиозную жизнь Палестины накануне Нового Завета, оцифрованы и выложены в интернет для всеобщего пользования. О новом интерактивном проекте рассказывает заведующий Библейской кафедрой СПб Духовной Академии священник Димитрий Юревич
Рассказ о российских новомучениках итальянцы слушали затаив дыхание О крестном пути Русской Церкви во время гонений XX в., о своей первой исповеди, о встречах с архимандритами Иоанном (Крестьянкиным), Таврионом (Батозским), Серафимом (Тяпочкиным), протоиеерем Всеволодом Шпиллером и другими подвижниками благочестия рассказал протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ на студенческом фестивале "Митинг" в Римини. Аудитория на несколько тысяч была была переполнена. ТЕКСТ ДОКЛАДА, ФОТОГАЛЕРЕЯ
Петиция в Минобрнауки: в защиту теологии и против дискриминации верующих В новой классификации специальностей высшего образования, теология займет подчиненное положение, и религиозное образование в России серьезно пострадает. Так считают эксперты. Нужно собрать 10 тысяч подписей, чтобы донести до чиновников от образования свое отношение – граждан и верующих – к этой мере. Адрес в интернете, где вы можете подписать петицию в Минобрнауки, в статье
Чем Русская Православная Церковь может помочь Свято-Сергиевскому институту в Париже? На сайте парижского Свято-Сергиевского института размещено воззвание: «Богословский институт переживает по независящим от него причинам небывалый финансовый кризис, грозящий закрытием этой, уникальной в своем роде, богословской школы». Внести свою лепту просят каждого. Вмешается ли Русская Православная Церковь?
ПСТГУ проведет конференцию о путях русского богословия до революции и сегодня Что из опыта русской богословской школы особенно актуально сегодня, какие имена и труды нам сегодня неизвестны, — обсудят 13-14 сентября теологи, философы, историки из Академии наук, ПСТГУ, МГУ, Высшей школы экономии на конференции "Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни".
Протоиерей Максим Козлов: Словарь «Богословская Антропология» — хороший пример межконфессионального диалога Вышел словарь «Богословская антропология», из которого можно узнать, как понимают православные и католики понятия «семья», «общество», «власть», «труд», «личность». Концепцию проекта и его осуществление комментирует профессор Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия протоиерей МАКСИМ КОЗЛОВ.
Прот. Владимир Воробьев: низкий уровень преподавателей ОПК вызывает нарекания Преподаватели ОПК проходят подготовку у тьюторов, которые сами прослушали 72-часовой курс повышения квалификации. Православию в нем уделено 2 часа. Про возможность прилечь кафедры теологии к подготовке специалистов по ОПК государство забывает, – отмечает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
Диалог миров: В Москве обсудят отношения между церковной и светской богословской наукой Каковы возможности взаимодействия светских вузов и духовных школ в преподавании богословия, целесообразно ли открывать кафедры богословия в университетах обсудят участники совещания, которое пройдет 28-29 ноября под председательством Святейшего Патриарха Кирилла и соберет более 200 участников: иерархов, представителей власти, ректоров ведущих духовных школ и светских вузов, экспертов. Об интеграции двух систем богословского образования: церковной и светской журналу «Нескучный сад» рассказал проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир ШМАЛИЙ
20 лет ПСТГУ: праздник, лица, поздравления Приветствие двух Патриархов и президента России, более 1000 гостей и удивительно радушная атмосфера встречи старых друзей – 18 ноября Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отметил двадцать лет со времени своего основания. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Творения св. Амвросия Медиоланского: беспрецедентный издательский проект ПСТГУ выпустит полное собрание творений свт.Амвросия Медиоланского на русском языке в новом переводе с параллельным латинским текстом. За последнее время не было примеров столь масштабного издания святоотеческой литературы. Предполагается, что собрание будет состоять из 15-18 томов. Первый и второй тома были представлены 14 ноября
Где взять деньги на церковное образование? Несостоявшийся скандал с банкротством МДА (Церковь официально опровергла проблемы с финансированием академии) тем не мнее поднял интересный вопрос: как должны финансироваться церковные учебные заведения? Об этом мы поговорили с ректором Российского Православного Университета игуменом Петром (Еремеевым)
Московской Духовной академии не грозит закрытие Известный миссионер и профессор МДА протодиакон Андрей Кураев и глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда опровергли слухи о финансовом кризисе в Академии.
Нестандарт Воскресная школа есть почти при каждом храме. Но никогда нельзя знать заранее, чему, как там будут учить и что из этого получится. Все зависит от прихода, а все приходы разные. Сегодня сектор православного образования разрабатывает стандарт учебновоспитательной деятельности воскресных школ РПЦ. Возможен ли такой стандарт и каким он должен быть? Своими размышлениями делится директор воскресной школы при храме Архистратига Михаила города Жуковский Наталья АГАПОВА
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.