Воскресная школа есть почти при каждом храме. Но никогда нельзя знать заранее, чему, как там будут учить и что из этого получится. Все зависит от прихода, а все приходы разные. Сегодня сектор православного образования разрабатывает стандарт учебновоспитательной деятельности воскресных школ РПЦ. Возможен ли такой стандарт и каким он должен быть? Своими размышлениями делится директор воскресной школы при храме Архистратига Михаила города Жуковский Наталья АГАПОВА.
Неизбежное разнообразие
Бывают маленькие школки с одной разновозрастной группой и одним уроком Закона Божьего, с домашним чаепитием; бывают настоящие учебные заведения со строгой дисциплиной и почти семинарской программой; бывают школы, обросшие творческими студиями: музыки, рисования, вышивания, иконописи, фотографии, столярного дела, скалолазания... вплоть до театра и кино — всего, чем готовы заниматься с детьми прихожане храма. Ведь воскресная школа — это детище прихода, а приход сродни семье. И талантами наделен подобным образом: одна семья — лыжники, другая — математики, третья — историки... Прихожане могут оказаться людьми самых разных профессий и интересов: туристы, художники, филологи, актеры и прочие «кочегары-плотники». Как нет двух одинаковых семей, как один приход отличается от другого, так и приходские школы неизбежно будут разными. И это нормально, это хорошо. Плохо здесь может быть только одно: если детям не хочется сюда приходить. А ведь такое бывает.
Не хотеться может по множеству причин. Одна из них — скучное, унылое преподавание. Здесь сказывается какая-то общая свойственная нам невзыскательность: как есть — так и ладно. Наверное, многим из читателей приходилось мучиться, отсиживая на детском празднике. В зале сидят дети, вторым рядом родители, все принужденно улыбаются, глядя на сцену, потому что то, что происходит там, сделано без ума, без души. Безвкусно состряпано, так же разыграно. Но мы смиряемся, терпим, ободряюще улыбаемся в недоумении оборачивающимся к нам детям: «Ну ничего-ничего, потерпи!» Печальный урок терпимости к дурновкусию.
Бывает еще, что в качестве доминанты в деле воспитания юных прихожан выбрана «углубленная» духовность. Своего рода игра в монастырь, имитация духовной жизни с духовным «перерождением» человека в кратчайшие сроки. Такое перерождение оставляет на лицах свой специфический след: поджатые губы, потупленный взор. Дух подозрительности к «внешним» заставляет вас постоянно и безуспешно внутренне оправдываться, задаваясь мучительным вопросом: а вдруг и мы тут — внешние?
Взрослые играют с детьми в свои, взрослые, игры, преследуют взрослые цели. И не так уж важно, что это за цели: хороший отчет о мероприятии или трансляция своих маргинальных взглядов на податливую детскую аудиторию. «Счастье — это когда тебя понимают!» — говорим мы детям, имея в виду, что хотим сами ощутить это счастье за их счет. Поймите нас и подчинитесь (смиритесь!). Понятно, что к такой подмене готовы далеко не все из них.
В поисках вдохновения
Что же такое воскресная школа на приходе, какова ее роль? Пользуясь архитектурной метафорой, можно сказать, что это такая необязательная пристройка к храму. Но это может быть очень удобная, просторная и уютная галерея, в которой хочется немного задержаться в воскресенье после службы и даже провести весь остаток выходного дня. Воскресная школа замечательна именно отсутствием жестких необходимостей. Она рождается как внутренняя потребность, вырастающая из полноты церковной жизни, от избытка творческих сил, от предвкушения радости общего дела. Как единение вокруг воскресной школы чудесных талантливых людей — детей и родителей — в поиске вдохновения. Методическую задачу не нужно специально изобретать: она в том, чтобы открывать вместе с детьми во всей бесстрашной широте христианского горизонта радость и полноту жизни во Христе. Тогда и главный предмет — Закон Божий — не окажется ограничен книжной полкой рекомендованной литературы, а будет естественно расширяться в область истории, изобразительного искусства, литературы, музыки, филологии, естественных наук, в пределе включая весь космос, говорящий о Боге. Конечно, такая программа потянет на хороший жизненный план, вбирающий школьные годы, и юность, и зрелость... Но в том-то и дело, что мы встаем на ступени лестницы, уходящей в небо.
Остановиться на таких общих рассуждениях, конечно, непозволительное в наших условиях прекраснодушие. Организация школы при храме — дело непростое и очень хлопотное. И нужно делать его хорошо, иначе оно не стоит ни времени, ни сил, которых в любом случае придется потратить изрядно. Кроме того, плохая школа дискредитирует саму идею христианского воспитания, что сегодня, при настороженном отношении в обществе к любой инициативе, которая исходит от Церкви, просто преступно.
Детская воскресная школа — это не прописанная на бумаге концепция, это практика работы с детьми. А они очень разные, они по-разному мотивированы. Среди учеников найдутся несколько очень трепетных и чутких детей, воспитанных в воцерковленных семьях. Будут и те, кто заглянул на занятия из любопытства и остался, пока интересно. Сюда приведут и не вполне здоровых детей с особенностями поведения, которые не позволяют им заниматься в детских коллективах. Оставят детей родители, которым удобно освободить себя от ребенка в выходной день, чтобы успеть пробежаться по магазинам. «Воскреска» принимает всех, никому не отказывает, хотя, конечно, борется за сознательность взрослых. Первое, о чем приходится думать преподавателю: как сделать так, чтобы они все зажглись единым интересом и чтобы им при храме было хорошо. Совсем не обязательно, что дети настроены на получение систематических знаний из Закона Божьего. Дети любят играть, петь, сидеть на полу, пить чай, рисовать, лепить из пластилина, смотреть и показывать сказки. Значит, из всего этого и будут ткаться занятия, а дело воскресной школы — наполнить их христианским содержанием и выстроить в систему.
В воскресной школе «Летучий корабль», где я работаю десять лет, такие занятия разрабатываются методически, корректируются на практике и по возможности складываются в курсы и многолетние программы. Занятия проходят в познавательной игре. Например, годичная череда Богородичных праздников собирается малышами в «цветок для Богородицы» с шестью вкладышами-лепестками с названиями праздников. На этом простом пособии дети учатся внимательно рассматривать изображения, которые, естественно, должны быть очень хорошими образцами иконописи. Тема «икона с житием» преобразовалась у нас в жанр житийного плоскостного театра. В основу положен принцип «оживших клейм», момент бесхитростной анимации, который содержится в самих иконописных клеймах. В таких спектаклях обычно хотят участвовать все дети, и трудно переоценить по своему педагогическому значению процесс подготовки: вчитывание в житие, всматривание в икону, рисование и озвучивание клейм.
Программа «Узнай свою Родину» начинается игрой «одеяльная страна» с одеялом-картой, на которой постепенно появляются моря и реки, горы с извергающими красную пену вулканами. Потом приходит время древних городов — и запускается новая познавательная игра «Гардарика» с занятиями по русской истории и с рукоделием, где мы лепим и выстраиваем из глины (без претензий к топографической точности) Новгород, Псков, Муром и т. д.
Поездки, походы, зарницы, школьная газета, совместный просмотр фильмов, обсуждение книг (из тех, что не входят в обязательную программу средней школы), совместные походы на концерты — все это формы обучения и проведения досуга, которые сами собой сложились и прижились у нас.
Страшилка для учителей и родителей
Осуществим ли наш опыт во всякой воскресной школе, на всяком приходе? Всем ли он подойдет? Едва ли: сколько семей-приходов — столько судеб. Мы готовы делиться опытом и перенимать опыт других. Но что будет, если наш или чей-то еще опыт (или пусть даже некое количество методических разработок) вдруг окажутся «настоятельно рекомендованными» для всех без исключения приходов? Станет ли это реальной помощью в воспитании наших детей христианами?
Многие преподаватели воскресных школ по совместительству — родители. Есть среди них и профессиональные педагоги. Не секрет, что в наше по-прежнему поворотное время и у первых, и у вторых слова «образовательный стандарт» вызывают довольно противоречивые чувства. Тем не менее в случае с общим образованием сама идея некоего стандарта, необходимого и достаточного результата учебного процесса все же поддается осмыслению. Но как представить себе стандартизированный результат занятий в воскресной школе? Чем его измерить? Уровнем сосредоточенности ее выпускников в молитве? Интенсивностью их любви к Богу и ближним? Буду рада, если ошибусь, но мне представляется, что кроме новых форм отчетности, включающих самые фантастические категории (светской школе такие и не снились!), стандартизация воскресных школ ничего не принесет и никому не поможет. Пожалуй, лучше было бы поберечь силы (и средства!) на живую работу с живыми — и потому всегда разными — детьми. Унифицировать этот опыт, как и опыт семейный, с его внутренними кризисами и творческими озарениями, лично мне не представляется возможным. Описание здесь всегда будет актуальнее предписаний.
Текст: Наталья АГАПОВА
Версия для печати
Тэги:
Духовное образование