На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №3 (38)'2009

Священство — не работа


Версия для печати
01.03.09, 16:24

С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО.


— Отец Лев, раньше священство было сословием, дети священников становились священниками. Хорошо это и есть ли тенденции к возрождению сословного священства?
— Мой сын недавно стал священником — вот вам уже сословное священство. А есть в России семьи (пусть немного), в которых и в советские времена не прерывалась преемственность священства. Наверное, с годами таких семей станет больше, но возврат к практике, когда судьба сына священника была предрешена с рождения, думаю, невозможен, да и не нужен. Священство — тяжелое служение, автоматически его по наследству не передашь. Не надо идеализировать времена сословного священства. Прежде чем принять сан, человек должен понимать, на что идет. Поэтому я бы поостерегся предлагать священство человеку, недавно крестившемуся во взрослом возрасте. Человек, выросший в верующей семье, а тем более в семье священника, лучше понимает, что это за служение. И неслучайно у такого замечательного священника, как отец Виктор Шиповальников (он умер год назад в возрасте 92 лет), ни один из сыновей не стал священником. Они с детства видели, какой это тяжелый крест. Тем более в советские времена, когда жизнь священника и его семьи была связана с лишениями, гонениями. Сейчас, слава Богу, не гонят, но священство остается тяжелым служением. И принуждать к нему никого нельзя. У меня сын священник, если его сын станет священником, уже можно говорить о сословности. Дай Бог. Но только если внук почувствует призвание. Нельзя идти в священники просто по семейной традиции. Священство, пастырство — не работа, а душепопечение, служение Богу и людям. В основе пастырского служения людям лежит отцовская любовь к каждому человеку, который к тебе обращается, попечение о его душе. Сначала надо это понять, а уже потом решать, готов ли ты к такому служению.

Как у апостола Павла сказано: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5, 4).

— Некоторые считают нежелание сыновей священников принимать сан снижением духовного уровня.
— Так могут думать только люди не очень образованные и, мягко говоря, не совсем духовные. По-настоящему воцерковленному человеку такое в голову не придет. У каждого свой путь. Сын священника может не принять сан, а жизнь его будет примером и для отца, и для других священников. Чувствует сын священника призвание к науке, искусству, педагогике, медицине — пожалуйста! Каждый должен быть на том месте, где он может принести пользу. Вот если человек веру потеряет, из Церкви уйдет — это трагедия. Если станет недостойным священником — тоже трагедия. Мы живем в удивительное для Церкви время. Священники преподают в университетах. А некоторые священники еще не осознали этого события и занимаются только требоисполнением и поборами. Вот это, на мой взгляд, страшно. Лучше пусть не хватает священников, но будут только такие, которые созидают, а не жнут.

— Какие качества необходимы священнику?
— Прежде всего надо быть нормальным человеком. Конечно, молитвенником. Чтобы слово не расходилось с делом. И ни в коем случае нельзя думать о своем служении как о подвиге. Ты просто нормально делаешь свое дело. А если только даешь советы, а сам живешь совсем не по церковным законам (например, наедаешься до отвала, а прихожан призываешь поститься), ты лицемер.

— Насколько важно для священника образование? И необходимо ли сначала получить светское образование, а уже потом духовное?
— У преподобного Серафима Саровского не было образования. Если человек святой, образование необязательно. Но кто из нас дерзнет считать себя святым? Поэтому образование необходимо. Сегодня к нам часто обращаются с вопросами люди с высшим образованием, ищущие, сомневающиеся. От ответов священника во многом зависит дальнейший путь этих людей. Так что священник просто обязан отвечать на их вопросы грамотно, понимая не только свою веру, но и их сомнения.

Но одного образования для этого мало. Ответы должны исходить от сердца, от большой любви к собеседнику. Сегодня среди священников много выпускников МГУ, других престижных вузов, кандидатов и докторов наук, эрудитов, полиглотов. Это хорошо, но некоторым из них не хватает простоты. А если человек имеет академическое образование, но в общении не прост, он не воспитан и вряд ли духовен. Если до священника добраться сложнее, чем до министра, грош цена его образованию! Вот когда в человеке сочетаются глубокая вера, серьезное образование и простота в общении, это успех.

А поступать ли сразу после школы в семинарию или сначала получать светское образование?.. Тут не может быть никаких правил. Например, многие вспоминают, что раньше не рукополагали до тридцати лет, а в Греции до сих пор не рукополагают. Опять границы — от и до. Но есть люди, которые выходят за границы. Особые, Богом отмеченные, они и в двадцать лет глубже и мудрее большинства тридцати-сорокалетних. Таких немного, но они всегда были. Не молодых нельзя рукополагать, а недостойных. Главное — чистое сердце. А молодость — не порок, она быстро проходит! Но все-таки к исповеди после рукоположения я стараюсь в течение года не допускать. Пусть батюшка сначала окрепнет. Бывает, когда только рукоположенному священнику сразу дают восстанавливать приход, на котором он служит один. Тогда ничего не поделаешь — будет исповедовать и крепнуть вместе с паствой. Священник должен стать для каждого прихожанина другом, отцом, и ни в коем случае не судьей, а этому учиться надо. Иначе это, извините, не священник.

— К священникам отношение у церковных людей весьма почтительное, иногда переходящее в искательность. Как правильно вести себя со священником: с одной стороны, он близкий и родной, с другой — пастырь, и с батюшкой неправильно фамильярничать, нужно сохранять дистанцию. Например, стал молодой человек священником, а его школьный друг сомневается, можно ли теперь быть с ним на «ты», шутить в неформальной обстановке. Бывает, в переполненном храме на всенощной пред литией кто-то из прихожан случайно наступит на раскатанный для духовенства коврик, а церковные старушки тут же набрасываются на этого человека чуть ли не как на святотатца: как посмел топтать ковер, для батюшек приготовленный?

— Святитель Григорий Богослов говорил: «Надо привлекать народ к порядку своей добродетелью и не силой обуздывать, но убеждением. Ибо все, что делается не добродетельно, кроме того, что оно насильственно и неприятно, еще и непрочно».

Настоятель должен ставить на церковное послушание нормальных людей. А когда ставят ненормальных, они начинают давать указания, как жить и спасаться. Ты торгуешь свечами — вот и торгуй, никто тебя на духовное просвещение не благословлял. Трагедия какая — на ковер наступили! Ковер, между прочим, на пожертвования прихожан куплен. Люди Богу молятся, со своими скорбями к Нему обращаются, а ты их по ногам да с криками… Это просто хулиганство. И я считаю, что за таких церковных старушек в ответе настоятель. Плохо воспитывал, недостойных, незрелых благословил помогать при храме. Да сами батюшки часто придираются к людям по пустякам. Например, к женщинам в брюках. А что холодно и многие женщины, если не будут ходить в брюках, заболеют, им дела нет. Такие батюшки как будто до сих пор в Ветхом Завете живут. Надо заниматься богословием и просвещением, а не бороться с брюками и не рявкать, что кто-то на ковер наступил.

Вспоминаю молодые годы и свою встречу с духовником схиигуменом Кукшей (ныне канонизированным). Было это в Залещиках под Почаевом, в монастыре, куда его переселили из Почаевской лавры, чтобы меньше людей приезжало к нему. Все эти действия властей не увенчались успехом, к нему потоком ехал народ. Помню его любовь к людям. Это настолько действенная любовь, что мысли не было о каком-то заискивании к нему прихожан. Общаясь с ним, забывал все и чувствовал родное и близкое, ту теплоту, которую тебе дарит этот старец. Для меня и всех, кто окружал его, это был пример — как надо общаться со своими прихожанами. Приезжали люди в разной одежде, даже в спортивной форме, и некоторых «благочестивых» это смущало. Отец Кукша останавливал таких рьяных и говорил: «А душа-то какая у него или у нее». И все умолкали. За два-три дня общения с ним все делались родными, добрыми и терпеливыми.

Если человек стал священником, а его друг не знает, как себя с ним вести, можно ли называть на «ты», шутить, значит, не было никакой дружбы. Или у молодого батюшки закружилась голова, он действительно возомнил себя небожителем. Тогда не худо бы ему задуматься, достоин ли он своего сана. Может быть, молодой священник, к которому не знают как подойти и обратиться бывшие друзья, сам должен сделать шаг навстречу другу, с пастырской добротой и сердечной любовью.

— При этом многие молодые священники с легкостью начинают тыкать прихожанам, которым годятся в сыновья, а иногда и во внуки. Прихожане, в основном неофиты, теряются. И тыкать батюшке неудобно, и коробит такая фамильярность.
— Это от отсутствия культуры у молодых батюшек. Смущаться не надо — это проблема самого батюшки. В идеале мы как братья во Христе все должны быть друг с другом на «ты». К Богу же мы на «ты» в молитвах обращаемся. Во многих иностранных языках нет разделения на «ты» и «вы». Но мы живем в России, надо уважать свой язык, свои культурные традиции. Не принято у нас тыкать старшим. Я со всеми своими молодыми батюшками на «ты», они все мои воспитанники, дорогие мне люди. Они со мной на «вы», им воспитание не позволяет переступить эту черту, но не потому, что я держу дистанцию… Как раз недавно один прихожанин, которому чуть за сорок, стал говорить мне «ты», я удивился, но и обрадовался. Вот, думаю, молодец, духовно созрел, понял, что я ему духовный отец! А отца на «вы» называть?.. На Украине дети говорят родителям «вы», но в России это не принято. Я чувствую, что человек не просто стал фамильярно тыкать, но это «ты» родилось у него в сердце и со своими проблемами он ко мне приходит теперь именно как к отцу. Это как раз проявление высокой духовной культуры. А когда молодой батюшка тыкает бабушке, он, извините, просто хам.

— В Москве, да и в Туле, храмов много, человек при желании может найти священника вежливого, глубокого. Но во многих районах по одному храму на десятки километров вокруг и служит там один батюшка, жизнь которого на виду. Если человек поневоле знает, что единственный доступный священник — пьяница, стяжатель, стоит ли ему у него исповедоваться?
— Стоит. Святитель Иоасаф Белгородский писал, что, если жизнь священника не соответствует его сану, благодать с него не снимается. За свою неправедную жизнь священник сам ответит перед Богом, но таинство, им совершаемое, все равно действительно. Если есть возможность исповедоваться, а человек не исповедуется, потому что батюшка не так живет, значит, сам человек еще не укрепился в православной вере. Конечно, это проблема отдаленных сельских районов. В городах сегодня, как вы правильно заметили, у прихожан есть выбор, можно найти достойного пастыря.

— В городах другая тенденция. Если священник раньше увлекался роком, к нему идут рокеры, если занимался спортом — спортсмены, если пришел из науки — окормляет ученых, а из театральной среды — актеров. Считается, что он лучше поймет таких людей, и они священнику «из своих» больше доверяют. Как к этому относиться?
— Сколько существует Церковь, столько люди ищут духовников. Лично мне рок-музыка чужда, но если какие-то люди, увлекающиеся ей, задумываются о Боге и находят духовную поддержку у священника-рокера, почему бы нет? Они друг друга понимают. А люди утонченной культуры, меломаны, театралы пойдут к выпускнику театрального института или консерватории. В чем проблема? Есть священник с таким образованием и опытом, есть люди, которые ему доверяют, и слава Богу. Люди разные, к каждому нужен свой подход. Я знал отца Всеволода Шпиллера. Человек образованный, высокой культуры, он любил театр. Кто-то считает, что священникам недопустимо посещать театр. Недопустимо темному и неопрятному священнику, который своим видом и манерами опозорит Церковь. А когда отец Всеволод приходил в театр, в антракте все ходили за ним по пятам, и это была проповедь о Христе. Он проповедовал своим интеллектом, своей аккуратностью, манерами. И сколько людей в годы атеизма благодаря проповедям отца Всеволода обратились ко Христу! Не только его проповедям с амвона, но и таким импровизированным проповедям в театре, на музыкальных вечерах. А тем, кто осуждает священника за то, что он интересуется культурой, лучше бы задуматься о повышении своего культурного уровня. Прошло время серости.

— Как вы реагируете, если люди нецерковные при встрече не благословения просят, а протягивают вам руку, обращаются по имени-отчеству?
— Замечательно! Человек проявляет ко мне уважение, называет по имени, данному родителями, и отчеству, унаследованному мной от отца! Кланяюсь, жму руку. Ни в коем случае никого не поправляю. Как мы любим отличаться, благословлять! А всегда ли священники осознают ответственность своего благословения? Давая благословение, ты невольно становишься между Богом и человеком. Вот почему страшно быть священником! Поучать нецерковного человека, что при встрече со священником надо подходить под благословение, так же преступно, как принуждать неверующих к венчанию.

Главное — не как человек со мной поздоровался, а сложились ли у нас во время встречи теплые отношения. Если да, то эта теплота принесет плоды. А завтра или через много лет, мы не знаем. Еще раз повторяю — надо быть проще. Священник — тоже человек. Духовный сан не дает права царствовать, властвовать над людьми, но обязывает быть примером для них.


Протоиерей Лев Павлович МАХНО родился в 1940 году в Саратовской области. В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1966-м — академию. В 1963 году рукоположен в диаконы, а в 1964-м — в священники и направлен в Тулу. В 1982-1985 годах — представитель Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, в 1985-1989-х — в Париже и благочинный Франции. В 1989 году вернулся в Тулу. В 1992-м создал Православную классическую гимназию, на гуманитарном факультете Тульского университета — кафедру теологии. Настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и Святых Двенадцати Апостолов города Тулы. Кандидат богословия, доцент ТулГУ.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ. Фото Андрея Радкевича

Версия для печати

Тэги: Церковь  Священники 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Священство — не работа

С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.