Настоятель храма архистратига Михаила в селе Ширингуши рассказывает, как его жителям удалось сохранить веру, почему молодежь все равно уезжает и каким нужно быть сельскому пастырю в семье и на приходе. Продолжаем рассказ о большой семье из Мордовии
На заготовке сена в 2012 году
Откуда вы родом?
Село Новые Пичуры – мордовское, там был храм Покрова пресвятой Богородицы, построенный еще в XVIII веке, но после революции его закрыли. А после Великой Отечественной войны построили бревенчатый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, потому что старый храм остался под МТС (машинотракторная станция – прим. автора). Традиции православные, которые были еще до революции, так и сохранялись.
У нас и молодежь, и мужчины посещали храм, хотя сейчас очень редко так бывает в наших приходах, чтобы мужчины приходили. А здесь сохранились такие традиции.
Исповедь и причастие, не так уж часто, но раза 3-4 в год - это уже обязательно, особенно в течение поста. У нас храм в виде креста, мужчины стоят со своей стороны, а женщины – со своей. Сейчас на своем приходе спрашиваешь мужчин, почему не ходит в храм: «Да я стесняюсь». У нас такого не было.
А некоторые традиции даже еще от язычества, наверное, но православные. Например, варят позу (по-русски – квас) на Троицу, и определенное место есть, где в течение трех дней раздается все народу, желающие могут попить, побеседовать.
И пасхальная традиция, когда детишки ходят по селу, заходя в каждый дом, славят Христа, и потом одариваются сладостями, яйцами. Это все до сих пор сохраняется.
Каждый сельчанин знает тропарь, потому что отец Антоний сам каждого учил
Еще отец Антоний, настоятель, помню, с детства, поддерживал такую традицию на Рождество: все ребятишки приходили к нему утром, сразу после службы, начиная с 4 часов утра, и рассказывали тропарь и кондак рождественский, а он одаривал нас сладостями или давал денежки. Нам, конечно, очень интересно это было, ребятишкам. И каждый сельчанин знает тропарь и кондак рождественский теперь, именно потому, что отец Антоний научил. Больше такого я нигде не слышал. Сейчас это все сохраняется.
Да. Нас удивляло, что отец Антоний, он монах был, сразу после службы, минут 5-10 передохнет и, начиная с 4 часов, принимает нас. Определенный отрезок времени был у него для нас – до 8 часов. Потом уже отдыхал, а ребятишки продолжали ходить по селу. Собирались по 2-3 и даже по 5-6, кучкой веселее, конечно.
Сейчас традиция продолжается, но народу уже меньше, молодежь уезжает в Москву, где есть работа. Село пустеет, хозяйства колхозного нет, каждый живет сам по себе. Держат бычков, телят, что-то стараются продать и этим живут. Раньше было 450 дворов, сейчас, конечно, намного меньше. Тоскливо теперь всегда, когда приезжаешь: раньше самое маленькое 3 ребятишек в семье, а чаще 5, 6, 7, были семьи и по 11 детей. А сейчас даже страшно, что с нашим селом?
Почему становятся священником?
У меня переломный момент был в жизни. Заканчивал я 8 класс, когда у наших ребят с соседним селом случился неприятный случай. У нас традиции такие были, кулачные бои устраивали, но в этот раз было все всерьез. И что-то на меня нашло: ехать или нет? Что-то с милицией может быть, нас побить могут или сам кого-то, за родителей засомневался, думаю, мать у меня учительница, а если выйдет это все наружу, что тогда?
Ложусь спать и вижу сон, как будто стою перед нашей церковью и слышу голос: «Тебе служить здесь». Утром встаю, и чувствую, что тяга у меня к церкви, вроде ни с того, ни с сего. Думаю, пройдет это все, сон вроде. Но с каждым днем все сильнее. Отцу говорю: «Я хочу ходить в храм» Не то, чтобы там на службу, а именно прислуживать в алтаре или что-то, про сон я ничего рассказывать не стал, просто сказал, что хочу и все. Поговорили со священником, и стал я прислуживать. Потом побывал в Наровчатском монастыре, купил книги, стал читать. Мать попросил, чтобы она показала мне церковно-славянский язык.
Она знала язык, у нас Псалтирь была. Перед праздниками или Великим постом она всегда читала. Я научился и стал читать в храме Часы, Шестопсалмие.
Когда подошло время заканчивать школу, стал решать, где учиться, собрался в семинарию. Но тогда не принимали еще, тогда я попросился в Чуфаровский монастырь, где настоятелем был отец Лазарь (ныне епископ Нарвский – прим. автора). Год жил в этом монастыре послушником у игумена Феофана, Он молитвенник был, сам старенький уже очень, а нас учил поклоны делать: «Ну, давайте, ребятки!» И вот не по 10-15, а по 100, 200 и один раз по 300 поклоны клали. Он, старенький, делает, а у меня аж ноги трясутся, не могу уже. А он: «Давайте, ребятки, еще молодые!»
Косить очень любил, мы с ним вместе и косили. И работы много тяжелой – монастырь только восстанавливался. Много познал я в монастыре, и жизнь, и молитву, и строгость.
Как познакомились с будущей матушкой?
Они приехали на праздник Параскевы Пятницы, на девятую пятницу после Пасхи празднуется. Они ездят туда всегда в этот день, вот вчера буквально отец Аристарх ездил. И вот приехали они тогда, смотрю, со священником девчонка очень красивая, познакомились мы с ней, стали переписываться, очень рад, что тогда ее встретил. До сих пор и она, и я как едина плоть, как Господь говорит. Про каждое дело мы с ней посоветуемся друг с другом. И дети смотрят, как я у матери спрашиваю совета, она у меня. Нас этому и родители учили. Вот мои родители: мать учительница, а отец токарь, и они всегда дома советовались.
о. Геннадий и матушка Ольга у источника великомученицы Параскевы в с.Чуфарово. 1997 год
Очень запоминается, когда семья что-то вместе делает. Так вот на Пасху или Рождество мы устраивали праздничный обед, застолье, когда собирались мы все вместе с родителями и перед иконочками возносили молитвы. Пускай, может, они и не знали много, но «Отче наш» или «Богородицу» прочитаем и вроде как с прошением: просили благословение на следующий год, благодарили за прошедший год, в определенный праздник.
Мне особенно запомнилось, как на Пасху и Рождество мы возжигали свечу и лампаду и на коленях просили Бога. Пускай даже мы и не знали, что колени не преклоняют на Пасху, как-то не доносили нам это что ли. С самого детства я помню эту традицию. Хорошо бы всем семьям такую домашнюю традицию поддерживать.
Сколько лет вы служите в своем приходе?
12 лет. Сейчас постепенно ситуация меняется. «Основы православной культуры» ведутся в школе. Часто хожу в школу как к своим детям: они меня знают, я их знаю. Приглашают меня и на 1 сентября, и другие праздники посещаю.
Последние лет 5-6 традиция такая, что мы готовим Рождество и Пасху вместе со школой – не воскресной, в которую детишки сами приходят, а именно со всей школой. Меня удивляет, что на наши праздники с каждым годом все больше народу приходит. В этом году мест совсем не было, стояли даже. И благодарят, что мы такие праздники проводим.
Сейчас наша проблема — ребятишки знают и как покреститься, и как себя в храме вести, а родители еще далеки от всего. Но праздники такие объединяют: вот смотришь, и с родителями уже детишки приходят в храм.
Настоятелям надо побольше общаться со своими прихожанами, со своей молодежью. Поездки делаем благотворительные, это очень влияет: в Саранск я их возил, на деньги церкви заказал автобус. Хоть это и затратно очень для прихода, но большая польза от поездок таких.
Владыка говорит, что нужно сеять семя – доброе семя, а придет время, может, и произрастет. Если молодые люди будут знать, как на исповедь придти, для чего она, что такое таинство причастия, то когда придет время, мало ли что может в жизни случится – тяготы какие, невзгоды, болезни, не на кого опереться – они придут в храм.
Сами мы, священники, не можем сделать верующим человека. А показывать пути к вере, что в наших силах, это уже мы должны.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Церковь раздаст бесплатно 100 тысяч книг 100 тысяч экземпляров новой книги протоиерея Павла Великанова разошлют по всем епархиям для бесплатной раздачи. В Москве в свободной продаже она появится, вероятно, только когда будет переиздана, но Синодальные отделы Московской Патриархии все же получат по 500 экземпляров
Православные в Милане: «и каждый слышал свое наречие» Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне-россияне-украинцы-молдаване часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Правила жизни счастливого священника Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Николай Григорьев: русский Иов Он начинал разносчиком пирожков в Охотном ряду, а стал богатейшим фабрикантом. В революцию его имущество было конфисковано, сыновья арестованы, жена умерла от горя. Сам он умер от голода в лесу, по дороге к храму, который строился на его деньги. История Николая Григорьева русского предпринимателя и прославленного святого, покровителя Воскресенского храма в Кадашах
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Жизнь поповская Видеть батюшек живыми людьми, а не мистическими знаками очень полезно и для самих батюшек, и для тех, кто вокруг них. Первым это помогает жить в смирении, вторым -- в трезвении.
Один день священника: на селе Как живет сегодня большая семья сельского священника? Что местные жители хотят найти в Церкви? Почему они ходят и почему не ходят в храм? Как проходит урок ОПК? Священник Александр ТЕРЕХОВ живет в поселке Шуйское, Смоленской области и служит в нескольких окрестных деревнях. Вместе с ним и его семьей мы прожили один день. Смотрите фоторепортаж Екатерины СТЕПАНОВОЙ и слушайте рассказ самого отца Александра
Пять дней священника: Север, Каргополье Пять приходов: их надо восстанавливать, на них нет средств, один из храмов – самый большой в Архангельской области, семья, гараж и лекторий в бывшем музее революции – труды и дни каргопольского благочинного 31-летнего иерея Андрея Усачева
Диакон из Microsoft Отец Алексий Черкасов по выходным служит диаконом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, а по будням – инженером-программистом в московском отделении Microsoft. Ничего особенного в этом нет, уверяет отец Алексий. В Америке, откуда он приехал год назад, все диаконы совмещают службу в церкви со светской работой.
«Наши руки в Камбодже»: как живет община бизнесменов и дауншифтеров Православные приходы в Камбодже появились благодаря чудесному исцелению. После того, как у него разбился самолет, русский владелец камбоджийской авиакомпании заболел раком крови и оказался на грани смерти. Но по молитвам местных христиан чудесным образом выздоровел и в благодарность создал в Камбодже православный приход
Протоиерей Алексий Уминский: Человек как «христианская святыня» Уместно ли ребенку ли ребенку говорить, что он великий грешник? Адаптировать ли для детей опыт святых отцов? Вызвавшую дискуссию статью Владимира Берхина о православном воспитании «И с тех пор я такой», комментирует протоиерей Алексий Уминский
Протоиерей Константин Островский: Дело в мрачных родителях Владимир БЕРХИН написал для нас эссе "И с тех пор я такой". Он утверждает: нельзя учить ребенка покаянию, делая акцент на то, какой он плохой, какой он великий грешник. Комментирует протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Переводчик Светлана Луганская: сердце — Сербия Благодаря ее переводам мы читаем по-русски свт. Николая (Велимировича) и других великих сербских богословов и писателей. Светлана Луганская рассказывает о том, как она пришла к вере, как Сербия вошла в ее сердце, и о других Балканах — не похожих на фильмы Кустурицы
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.