Пять приходов: их надо восстанавливать, на них нет средств, один из храмов – самый большой в Архангельской области, семья, гараж и лекторий в бывшем музее революции – труды и дни каргопольского благочинного 31-летнего иерея Андрея Усачева
Отец Андрей родом из Каргополя, но служить сюда он приехал не сразу. Прежде ему пришлось пройти долгий путь. «В храм меня привела моя бабушка, – рассказывает он. – Сама она стала ходить в церковь в советское время. Как-то поехала с дедушкой отдыхать на юг и там зашла впервые в храм, служба ее поразила. Когда они с дедушкой вернулись в Каргополь, то тут ходить в церковь она уже не могла, дедушка работал в райкоме партии, городок у нас маленький, это было невозможно. Так что в следующий раз она попала в храм только через год, опять на юге. Так и ходила в церковь несколько раз в год летом и ждала, когда же дедушка выйдет на пенсию. И когда он стал пенсионером, бабушка действительно начала регулярно ходить в наш каргопольский храм, стала постоянной прихожанкой, много молилась».
Крестился он в первом классе. Это был 1988 год, Тысячелетие крещения Руси, первые признаки свободы Церкви. Крестились вместе с отцом, но осознанной веры у них не было. Просто бабушка сказала: «Давай покрестим тебя, чтобы можно было за тебя молиться в церкви, чтобы учеба устраивалась и знания давались». Отец умер через шесть лет, будущего священника воспитали бабушка с дедушкой.
Каждое воскресенье Андрей ходил с бабушкой в храм, а через шесть лет стал алтарником. «Отец Борис пригласил меня помогать в алтаре. Я подумал и согласился, но не потому что у меня была тогда осознанная вера, нет, скорее, сыграло роль обостренное чувство ответственности, – продолжает священник – Я думал тогда «а как же отец Борис будет без меня кадило разжигать? ему же тяжело все одному делать» - и пошел в алтарники. Духовное рождение было постепенным и можно сказать, что я вырос под руководством отца Бориса. Он старейший по хиротонии священник Архангельской епархии, настоятель храма Рождества Богородицы в Каргополе, в прошлом году отпраздновали его юбилей 75 лет. Часто, когда говорят про иномарки у священников, я вспоминаю отца Бориса, как он в любую погоду, в том числе и в снег и в мороз едет в храм на… стареньком велосипеде с рамой».
Каргополь. Двор, в котором прошло детство отца Андрея
Хочешь поступить в семинарию?
Однажды, когда Андрей учился в 9 классе, отец Борис спросил, не хочет ли он поступить в семинарию. Андрей об этом не думал. Хотел быть историком и собирался поступать в Поморский университет. «Папа покупал мне солдатиков, мы играли вместе с ним, а потом с друзьями, – вспоминает отец Андрей. – Брали в библиотеке книги про походы Александра Македонского, сами разыгрывали сражения по книгам, потом было увлечение военно-исторической миниатюрой. Но все-таки к концу 10 класса утвердился в мысли о поступлении в семинарию».
В Московскую семинарию он не прошел по конкурсу, да и по возрасту, там принимали с 18-ти, а поступать приехал сразу после школы 17-летним. Знакомые посоветовали юноше Рязань: сказали, что из провинциальных семинарий она достаточно сильная. В Рязани учились студенты из Москвы и Подмосковья, Тамбова, Оренбурга, Самары, даже с Сахалина. То есть она носила общероссийский характер, а не региональный.
«Не все меня там сразу приняли, ректор сначала почему-то заподозрил, что я старообрядец, – говорит отец Андрей. – Архангельская область представлялась многим оплотом старообрядчества, мне даже пришлось показывать церковный календарь с фотографиями епископ.
После окончания учебы он прослужил три года в Рязани в православной гимназии. Там преподавал Закон Божий и служил в храме при гимназии. Последние два года я еще и работал психологом. Получил для этого дополнительное образование педагога-психолога.
Во время учебы в семинарии отец Андрей познакомился со своей будущей супругой, Галиной. Она по профессии реставратор, закончила ПСТГУ. Матушка Галина, тоже пережила в детстве утрату близкого человека, поэтому еще до свадьбы они условились – сколько бы ни было у них своих детей, хотя бы одного ребенка они усыновят.
На родину
Через три года отец Андрей подал прошение о переводе в родную Архангельскую епархию, чтобы быть поближе к бабушке и дедушке, которые его вырастили, а теперь постоянно болели.
«Когда мы с супругой уезжали из Рязани, многие нас не понимали: «Куда вы едете? В глушь, на север, а здесь у нас цивилизация, супермаркеты, «Эльдорадо»… Но хотелось все-таки жить и служить на родине. Хотя многих наш быт, наверное, испугал бы – почти весь город на печном отоплении, газа нет и не предвидится, воду из колонки носим на второй этаж. Так живет здесь большинство, да и я привык с детства.
Вставать приходится рано, каждый день топить печи (хотя у нас квартира, каменный дом). А вот интернет в Каргополе просто « летает», весь город и деревни сидят «в контакте», – добавляет священник Андрей Усачев.
Когда они с матушкой переезжали в Каргополь, гимназисты и даже некоторые родители плакали – настолько они полюбили своего преподавателя.
Отца Андрея быстро назначили настоятелем четырех храмов в трех деревнях. «Деревни все разные, – объясняет он. – есть такие, где большинство стариков (деревня Лекшма), а есть и очень активные – Архангело, Усачево, о каждой из них можно много рассказывать.
А в деревне Усачево на сельском сходе они решили построить храм. И построили за год! Без чертежей, без проектов, по моим карандашным наброскам, за год построили маленький деревянный храм. Строили его буквально всей деревней. Есть фото, как жители деревни вышли на первый субботник, расчищать территорию, где будет их церковь. Местные предприниматели помогали и техникой, и материалом. Храм пока не освящен.
Три года назад отец Андрей стал благочинным Каргопольского округа, а в конце 2011 года – настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе.
День первый: кочевая жизнь
А ехать в первый описываемый нами день надо было на приход в село Архангело – за несколько десятков километров. Туда, к счастью, ходят автобусы, да еще так, что можно обернуться за один день. В Архангело население тысяча человек, есть своя поликлиника, школа, несколько ансамблей самодеятельности, даже своя рок-группа. Здесь находится старинный деревянный храм Михаила Архангела, туристы приезжают его смотреть. Но денег на реставрацию пока найти не удалось, поэтому мы решили строить новый храм, небольшой, но чтобы все желающие могли прийти помолиться».Строительство движется медленно, постоянно не хватает средств. С другими деревенскими приходами батюшке повезло меньше – на автобусе уедешь в один день, а вернуться можно только на следующий, но ночевать там негде, поэтому пока без своей машины отцу благочинному приходится туго…
Итак – встаем, пока дети пьют чай, папа сбегал на автовокзал за билетами. Автобусы маленькие, мест может не хватить.
Немножко лечимся… Вивея, дочь отца Андрея
…и одеваемся.
«Цыгане шумною толпой» на автостанции ждут этого автобуса.
Автобус погасил свет в салоне и покатил… Поздняя оттепель почти съела весь снег, поэтому за окном темно. Периодически фонари, немногочисленные желтые окна и аромат печного дыма говорили о том, что мы проезжаем населенные пункты.
Батюшкины дети заснули, и сам батюшка задремал. В больших селах в открытые двери автобуса сырой ветер приносил запах чего-то вкусного, немного кисловатого и очень-очень забытого. Постепенно количество людей в автобусе убывало, а за окном светало.
Приехали. Служат во временном помещении, рядом батюшка строит храм. О. Андрей с матушкой и прихожанами сами работали на сооружении фундамента прошлым летом, сейчас храм рубит профессионал Александр и его помощники. Александр купил дом рядом и с семьей переехал жить сюда. Село тут большое, есть хорошая школа и детский сад, так что они довольны. Теперь они с батюшкой дружат семьями, а матушка стала крестной для младшей дочки Александра. В часовне, между тем, начинается служба. Прихожане – как одна семья, все знают друг друга. Входят, здороваются…
Храм рубят по древней технологии, топором и другими традиционными инструментами.
Строитель Александр еще и помогает читать и петь.
По первому образованию матушка Галина – регент, что очень ей пригодилось на приходах… Тут даже бабушки уже не помнят ни служб, ни праздников.
Размер помещения 5х5 м, отопления нет.
После службы отправляемся на молебен в главный храм села – Архангельский. Эти два храма – памятники архитектуры, реставрация которых строит миллионы, поэтому решили, что дешевле построить новый храм. Хотя и эти 2 храма отец Андрей с Александром надеются восстановить постепенно.
Храм Архангела Михаила, уникальный по архитектуре. Специалисты говорят, может простоять долго, а может упасть хоть завтра. По второму образованию матушка Галина – реставратор икон, поэтому вместе с отцом Андреем переживает за судьбу каргопольских храмов. Но что поделать, если денег нет...
Внутри храма сохранилось «небо» с апостолами и Небесными силами.
Больше ничего не сохранилось, в том числе стекол в окнах.
Между двумя храмами некогда было старинное кладбище. «Со святыми упокой».. Может быть, тут лежат и батюшкины предки, ведь по деду он родом из соседней деревни.
Матушка с детьми ушла к прихожанам, строителям часовни, ставшим для детей буквально родными бабушкой и дедушкой. У отца Андрея еще 2 дела – отпевание и освящение, его ждут люди.
Отправляемся через все село к Людмиле Васильевне и Александру Михайловичу – незаменимым батюшкиным помощникам. Когда с автобусным сообщением было не так хорошо, отец Андрей с матушкой оставались у них ночевать, когда работали на стройке храма, «баба Люда» и «деда Саша» сидели с ребенком. Они кормят батюшкину семью обедом, дают отдохнуть после службы перед дорогой домой. Теперь они – родные бабушка и дедушка для детей о. Андрея. Узы христианской любви – сильнее всего.
Дедушкин любимчик. В прошлом году батюшка с матушкой собирались приехать сюда помочь копать картошку, но не успели – Людмила Васильевна с Александром Михайловичем поскорее сами все выкопали, пока батюшка в Каргополе чинил машину. Впрочем, отец Андрей тогда без работы не остался – поехали копать картошку другой, сильно заболевшей, прихожанке…
Впереди еще концерт самодеятельности с благотворительной ярмаркой – все-таки день села! Отец Андрей говорит вступительное слово об архангеле Михаиле, покровителе села
Концерт оказался большой и разнообразный – приехали коллективы из соседних сел и деревень, дети, взрослые…
Играют местные мальчишки.
Батюшка посмотрел почти весь концерт – но до конца не получилось, так как надо было идти на автобус. На автобусной остановке мы обнаружили расписание прошедшего дня...
День второй: храм своими руками
С самого утра батюшка убежал в свой другой храм – Иоанна Предтечи в самом Каргополе. Он там стал настоятелем недавно. В этом храме уже была община, штат сотрудников, хор из нескольких человек, воскресная школа.
«Этот храм по площади самый большой в Архангельской области, он просто огромный, – говорит благочинный. – Но служим мы в маленьком зимнем приделе почти весь год, так как основной объем протопить нереально. Летом мы начали ремонт зимнего придела и помещения для воскресной школы. Несмотря на все сложности (конечно, в большинстве своем материальные) ремонт почти закончен. Очень помогали москвичи, в том числе благотворительный фонд «Предание». Хотелось бы воспользоваться случаем и поблагодарить всех, кто откликался на наши просьбы. С февраля начала работу наша воскресная школа. Пришло около тридцати детей на первые занятия»
Храм является памятником архитектуры федерального значения, однако никаких средств на ремонт и содержание никто не выделяет. Когда в этом году решили перекрыть крышу в теплом приделе (на фото-притвор справа), оказалось, что вся крыша гнилая, пришлось влезть в долги и ремонтировать как следует.
Также пришлось переделывать полы и систему отопления. Отец Андрей такой – делает настолько правильно и основательно, что уж лучше не сделаешь, особенно, если это храм Божий.
Лестница на чердак, где сделали комнатку для занятий воскресной школы и хора. Дома причта у храма нет.
Многое в храме сделано руками отца Андрея, отца Михаила Бузынкина (на фото слева) и алтарника Леонида. Сегодня о.Михаил делает временный престол для другого деревенского прихода, а отец Андрей делает дьяконскую дверь. На заднем плане – новая печка.
Уже довольно поздно, а батюшка все еще в храме. Они со вторым священником о. Михаилом по очереди дежурят до ночи – пока наемные рабочие делают лестницу.
Не дождавшись батюшку, я, пошла домой, а отец Андрей вернулся домой ближе к полуночи.
День третий: краеведческий музей
Днем у батюшки православной лекторий. Отец Андрей ведет его уже не первый год, 2 раза в месяц. Батюшка задержался. Ему много звонят по телефону – в любое время суток. И не только как священнику. Он также получил в Рязани профессию психолога, и периодически ему звонят, чтобы получить консультацию и в этой области.
Раньше лекции проходили в другом помещении, рядом.
Сейчас там ремонт, и отец Андрей бегом бежит в помещение музея в здании бывшего духовного училища.
Лекция на тему "Два человеческих порока - гордость и зависть" проходит в антураже экспонатов музея революции. Сам отец Андрей немного застал в детстве советское время и успел испытать на себе школьные насмешки за то, что помогал в церкви в алтаре.
Священник Андрей Усачев проводит также огласительные беседы. «С прошлого года мы стали проводить в храме обязательные беседы перед крещением, - говорит отец Андрей. - Хотя меня самого крестили без всякой подготовки, мне кажется, что исходя из реалий сегодняшнего мира, хотя бы две-три беседы перед крещением проводить надо. Чтобы не приходилось потом отвечать на вопрос «а как можно раскреститься?» Такой вопрос мне был задан человеком, которого крестили без подготовки, ничего не объяснив. Когда он после крещения узнал, как все серьезно на самом деле, услышал про соблюдение заповедей, он сказал: «Я не знал, что у меня есть обязательства, я не могу их выполнять».
По его словам, в последнее время многие приходят креститься из-за жизненных сложностей, хотят принять крещение как магическое действие. А христианин ведь как воин на поле брани, сложностей после крещения может только прибавиться.
День четвертый. Воскресная служба
На Литургию народу пришло больше чем накануне вечером.
Дочка батюшки с утра проснулась с температурой, но в момент, когда на Литургии отец Андрей поминал прихожан и особенно свою болящую дочь – температура у девочки стала нормальной. К концу службы, как раз к Причастию, матушка с детьми радостно прибежала в храм…
Само богослужение для него нетяжело: «Наоборот, оно дает силы. Радостно бывает, когда видишь, что кого-то смог поддержать, помочь. Улыбка ребенка, которого ты покрестил. Бывает, что пришел напутствовать умирающего, вроде бы поговорил совсем немного, но видишь, что человеку стало легче. Радость бывает тогда, когда живешь в мире со своей совестью, когда несмотря на все трудности остаешься с Богом. И тогда радость может быть в любой день, независимо от времени суток и погоды».
Вечером воскресного дня решили поехать в гости к крестной. Это еще одна семья замечательных людей, которые стали родными отцу Андрею, с детства, когда они ходили в один храм.
А там застали сына крестной, которого провожали в армию. «Постричь налысо» — сказали дома
Хорошо, что батюшка приехал – новобранец взял благословение и отправился на сборный пункт…
День пятый. День рождения о. Андрея.
Когда о. Андрей вернулся на родину, квартира, оставшаяся от родителей, была в полуразрушенном состоянии, гараж и дровяной сарай (в квартире отопление печное, вода – на улице в колонке) сильно обветшали. Своими силами на скопленные деньги и с помощью нескольких друзей за шесть лет почти доделали ремонт.
«Сложностей у нас достаточно, – говорит отец благочинный. – Конечно, материальные в первую очередь – в одном из храмов прохудилась крыша, долго не могли собрать на ремонт, в другом строительство еле движется, в третьем нужна богослужебная утварь, в четвертом вот сейчас ломаем голову, как и где мебель подешевле для воскресной школы найти, зарплату сотрудникам надо платить.
Все эти хлопоты отнимают много сил и времени, это тяжело».
Вид из окна кухни отца Андрея. В ночь на понедельник выпал снег. С утра батюшка будет в храме – литургия, молебен. Снег сделал город еще более тихим. Неспешно клубится дым над трубами Вдалеке проехал на велосипеде отец Борис – старейший клирик Архангельской епархии и духовный отец батюшки Андрея. Он всю жизнь так ездит по Каргополю и окрестностям – на старом советском велосипеде, его узнают издалека
Матушка немного оживила подъезд, чтобы радостней было детям. И соседям…
В позапрошлом году сами перестроили сарай, а до гаража уж руки не дошли...Да он им и не нужен был поначалу. Позже добрые люди из Москвы отдали б/у «Ниву», которая служила им верой и правдой, но потом начала ломаться. Так что когда были сделаны эти фотографии, семья вновь стала безлошадной…
Священник Андрей Усачев: «Нельзя не согласиться с тем, что современная деревня в упадке. Труд на земле в современном обществе не востребован, недостаточно внимание государства, люди отказываются держать скот, получается, что дешевле купить мясо и молоко в магазине. Но я бы не сказал, что все совсем пессимистично. У нас в районе есть ряд деревень, где живут активные, творческие люди, поэтому есть надежда. Проблема нашего общества – и в городе тоже – в том, что мы сейчас находимся в апатии. Государство не помогает, у многих просто опускаются руки. Не хватает инициативы, храбрости, силы духа. Часто можно увидеть такую картину в деревне: стоит дом, весь покосился, крыльцо прогнило, крыша течет, зато на фасаде три тарелки для приема ТВ. То есть человеку надо хлеба и зрелищ. Работа, магазин и телевизор, а то, что вокруг – неинтересно. Надо менять наш внутренний настрой, надо выходить из состояния равнодушия».
Он продолжает: «Иногда считают, что Запад лучше живет, потому что там государство лучше заботится о гражданах. Но дело не только в этом. Там и сами люди по-другому относятся к окружающей действительности. Если каждый из нас будет что-то делать на благо родного города или деревни, то ситуация может измениться».
Первый храм отца Андрея, здесь они с матушкой венчались. Тут служит отец Борис
Зимний Каргополь
Отец Андрей пришел из храма и сел немного поделать свой сайт, посвященный в основном приходу в Архангело. За окном — снег.
Свой день рождения каргопольский благочинный решил отметить чаепитием в храме. Прихожане принесли пироги, варенье. Мы с матушкой тоже сделали торт. Прихожане, как большая семья – и бабушки, и дети, и внуки...
Батюшка отличный рассказчик с большим чувством юмора. Так какой-нибудь случай из жизни расскажет, что только успевай за животики хвататься. А иногда и на какой серьезный вопрос ответит как бы шутливо – и понятно, и запоминается хорошо… А вот матушка Галина немного грустит, переживает за батюшку, что у храма долг, что утром муж сказал «в этом месяце зарплаты не жди», потому что сначала заплатит всем работникам, а себе – когда деньги появятся, что муж не отдыхает почти, месяц назад от переживаний и трудов у отца Андрея было предынфарктное состояние…
Дети нашли себе игрушки. И не только дети…
К ночи впервые за последние дни из-за туч появилась луна. Каргопольский благочинный иерей Андрей Усачев возвращается домой с семьей, в день своего 31-летия
СРОЧНЫЕ НУЖДЫ в селе Архангело – храм почти год строился на деньги одного доброго человека, но сейчас деньги закончились, а еще нужно докупать материалы и платить строителям, нужны средства на крышу, главку и отделку.
В данное время долг строителям более 70 тысяч рублей. На закупку доски, пиломатериалов необходимо еще 100 тысяч примерно. На завершение рубки сруба надо еще примерно 65 тысяч рублей.
И, конечно, хочется, чтобы старинные деревянные храмы начали восстанавливаться или хотя бы перестали быть аварийными. Но это гораздо бОльшие суммы.
Реквизиты расчетного счета: Получатель:
Местная православная религиозная организация - приход храма Сретения Господня д. Шелоховская Каргопольского района Архангельской области Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви В связи с тем, что не везде может пройти полное наименование получателя, предлагаем возможный вариант сокращения названия получателя:
МПРО - приход храма Сретения Господня д. Шелоховская Каргопольского района Архангельской области
ИНН 2911004701
КПП 291101001
Банк получателя:
Вельское ОСБ 4065 доп.офис 078
БИК 041117601
К/ сч 30101810100000000601
Расчетный счет: 40703810104180050205
При отправлении платежа важно указать его назначение.
Например: «Пожертвование на восстановление храмов села Архангело» или "Добровольное пожертвование на уставные цели прихода"
Текст, Вероника БУЗЫНКИНА, Анна ФЕДОТОВА, фото: Анна ФЕДОТОВА
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Православные в Милане: «и каждый слышал свое наречие» Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне-россияне-украинцы-молдаване часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Община Виссариона: храм поперек горла На юге Красноярского края в предгорьях Саян компактно проживают около 5 тысяч последователей секты Виссариона. Два года назад здесь появился крохотный православный храм. Что может выйти из такого соседства, выяснял корреспондент «НС».
Священник в забое: русские рабочие молятся в шахтах Шпицбергена Протоиерей Андрей Близнюк, ответственный за помощь священников при ЧС, приехал в русский поселок на Шпицбергене по просьбе шахтеров, которые белых медведей видят чаще, чем священника. Фоторепортаж отца Андрея.
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Апостолы саванны В Кении нет ни прекрасных храмов, ни византийских росписей, ни знаменного пения, нет даже греческого ладана. Все, что есть на вооружении у православного священника, — Слово Божие и Таинства
Правила жизни счастливого священника Мысли настоятеля Федоровского храма, молодого и счастливого священника Дмитрия Крутова об общине своего полугодовалого храма, о своем служении и о критике Церкви обществом.
Жизнь поповская Видеть батюшек живыми людьми, а не мистическими знаками очень полезно и для самих батюшек, и для тех, кто вокруг них. Первым это помогает жить в смирении, вторым -- в трезвении.
Один день священника: на селе Как живет сегодня большая семья сельского священника? Что местные жители хотят найти в Церкви? Почему они ходят и почему не ходят в храм? Как проходит урок ОПК? Священник Александр ТЕРЕХОВ живет в поселке Шуйское, Смоленской области и служит в нескольких окрестных деревнях. Вместе с ним и его семьей мы прожили один день. Смотрите фоторепортаж Екатерины СТЕПАНОВОЙ и слушайте рассказ самого отца Александра
Православие в Киргизии: священники просят наших молитв Кем работают русские в Киргизии, почему бизнесмен подарил детскому дому минеральные скважины, что мешает креститься новообращенным христианам, и почему православные в Киргизии просят молиться за них. Наш фоторепортаж из православной Киргизии
Японское православие: два года после Апокалипсиса В крупных городах Японии приходы растут, а в провинции вымирают, прихожане иностранцы – не только русские, но и рабочие румыны, после землетрясения храмы постепенно восстанавливаются, но прихожанам вселять надежду на будущее. Что главное в православной миссии среди японцев, в годовщину бедствия 2011 года рассказывает священник Климент Кодама
Почему ушел в отставку предстоятель Американской Церкви? Еще в пятницу 6 июля предстоятель Православной Церкви в Америке («Orthodox Church in America», или сокращенно OCA) митрополит Иона опубликовал заявление, в котором сообщил о собственном уходе в отставку. Чем вызвана эта отставка нам объяснил протоиерей Леонид Кишковский.
Деревня, которая не вымирает Бросить все и уехать в деревню» — если вас время от времени посещает такая мысль, отправляйтесь в Ступино Архангельской области. Это как раз то, что нужно измученному цивилизацией жителю мегаполиса. Кругом тайга, до ближайшего населенного пункта 60 км, и в самой деревне — никаких признаков вырождения. Здесь кипит жизнь, и почти треть населения — дети.
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Священник Геннадий Урсов: в нашем селе и в советское время причащались все Настоятель храма архистратига Михаила в селе Ширингуши рассказывает, как его жителям удалось сохранить веру, почему молодежь все равно уезжает и каким нужно быть сельскому пастырю в семье и на приходе. Продолжаем рассказ о большой семье из Мордовии
Демократия в Церкви: почему священников не выбирают В декабре ушедшего года в интернете появился официальный блог Межсоборного присутствия, позволяющий всем желающим принять участие в обсуждении подготовленных Присутствием документов. Русская Церковь все более открывается миру. Это можно назвать демократизацией, можно - поисками путей возвращения к соборному управлению. Почти век назад Церкви уже пришлось отвечать на вопрос о том, в какой мере демократические институты применимы в церковной жизни.
Личность и Церковь: «Что-то происходит в стране, люди хотят внимания» Отец Лев Махно захотел стать священником в шесть лет. С тех пор мечте своей не изменял и в 23 года, после окончания Духовной академии, был рукоположен. Одним из первых (1992) создал в Туле православную гимназию, в которую сегодня стараются отдать своих детей «лучшие люди города» независимо от национальности и вероисповедания. Педагогический секрет отца Льва прост: в любом деле участвовать сердцем. Это поймут верующие и неверующие
После Крымска Корреспондент НС и опытная сестра милосердия Ирина СЕЧИНА работала в Штабе помощи пострадавшим при храме Архангела Михаила в Крымске с 9 июля. Специально для НС она подводит итоги тех первых дней, когда свежие раны трагедии не позволяли вводить жесткие рамки порядка
Почему священникам нельзя ходить на ток-шоу? Патриарх не рекомендовал священнослужителям участвовать в ток-шоу, почему в них не стоит участвовать и распространяется ли этот запрет на все передачи – отвечают пресс-секретарь патриарха прот. Владимир Вигилянский и глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.