На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

«Стараюсь открывать только те книги, которые мне кто-то рекомендовал»


Версия для печати
05.08.11, 14:29

Что читают православные священники в свободное время? Для ответа на этот вопрос мы решили публиковать рассказы-рецензии священников о книгах. В этот раз о прочитанном говорит председатель отдела по благотворительности СанктПетербургской епархии, главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр СТЕПАНОВ.

Едва ли не больше всего из прочитанного за последние годы мне запомнилась книга Николая Николаевича Никулина «Воспоминания о войне». Автор — известный искусствовед, сотрудник Эрмитажа, специалист по фламандской живописи, умерший около двух лет назад. Он прошел рядовым всю войну, буквально с первого дня и до взятия Берлина, четырежды был ранен, получил множество наград. Такого пронзительного проникновения в страшную, разрушительную для души сторону войны я не встречал.

Еще из русской мемуаристики, прочитанной в последнее время, назову «Бывшее и несбывшееся» Федора Степуна. Особенно точным показалось мне описание предреволюционной интеллигенции и первых лет советской власти, когда автор почувствовал, как под чудовищным давлением внешних обстоятельств, необходимостью выживать в условиях деревни и грубого подневольного труда он стал грубеть и ощутимо меняться внутренне. Он прожил в Советской России до 1922 года, то есть пять лет, а мы-то — семьдесят, и другого вообще не видели...

В последнее время мне довелось много ездить по Европе, поэтому прочел несколько книг о европейском искусстве. Например, известного медиевиста Эрвина Панофского, недавно вышедшую книгу «Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада», а до нее читал его же — «Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени», очень интересный рассказ о зарождении готики. Вообще, я интересуюсь Средневековьем, это своего рода хобби, поэтому стараюсь читать медиевистику: «Рождение Европы» Жака ле Гоффа, его же «Цивилизацию средневекового Запада», «Европу в Средние века» другого известного историка Жоржа Дюби. Попалась мне книга Александра Степанова, моего полного тезки, «Искусство эпохи Возрождения». Она состоит из двух томов — об итальянском Ренессансе и о североевропейском, я читал только про итальянский. Но, пожалуй, самая интересная и, главное, актуальная книга на эту тему — «Новый ренессанс» Владимира Бибихина. Как это ни парадоксально, но идеи раннего Ренессанса способны дать вдохновение и нашей сегодняшней жизни. Во время поездок в Италию читал словари — исторические и по искусству. Прочел книжку о римских катакомбах на английском языке — был в Риме, купил. Меня очень интересует развитие храмовой архитектуры — от катакомб и первых базилик до крестово-купольного храма. А когда начинаешь чем-то заниматься, неизбежно возникает потребность в освоении исторического контекста и начинаешь начитывать соответствующую литературу.

Интересна мне и тема, традиционно занимающая всех русских интеллигентов: Россия и Запад. Почему Запад развивался так, а мы иначе, что у нас общего, а что нас разделяет, что делать, куда дальше плыть и так далее. Так или иначе, эти вопросы волнуют, думаю, всех. Отчасти отсюда, наверное, мой интерес к Византии, к сопоставлению византийской и западноевропейской культур. Очень понравился мне вышедший несколько лет назад двухтомник о византийском искусстве Галины Колпаковой. Эту книгу я рекомендую всем, кто собирается в поездку по тем местам, которые входили в византийский мир, и хочет понять его культуру. Активно читаю Сергея Аверинцева, последнее что прочитал его — сборник статей о Византии «Другой Рим», очень содержательно. Он говорит, что мы не прошли — по разным причинам — многие из тех этапов, которые сформировали современную Европу. Например, Европа освоила аристотелизм, а Россия Аристотеля так и не прочитала — наверное, отчасти поэтому у нас немного другая жизнь. Я убежден, что практически все современные цивилизации, если говорить о христианском мире, в основном сформировались в Средние века. И Русь была органичной частью варварского европейского мира, и, возможно, наиболее культурной его частью из-за близости с Византией. Но когда Европа переживала свой средневековый взлет в XIII веке, мы оказались под сильнейшим давлением нехристианского Востока, татаро-монголов. И в результате на христианскую матрицу, сформировавшуюся за 250 лет от Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия, наложились иноприродные элементы.

Некоторые книги, которые я читал, напрямую связаны с маршрутами моих поездок. Например, я прочел «Рим: прогулки по Вечному городу» Генри Мортона. Но это несколько облегченный вариант травелога — просто человек гуляет по городу и какие-то истории о нем рассказывает. Когда мы ездили в Швейцарию, по следам похода Суворова, перечитал «Записки русского путешественника» Карамзина — хотелось что-то интересное рассказать ребятам из нашей группы «Витязей». Конечно, прочитали главы о походе Суворова из прекрасного путеводителя «Русская Швейцария» Михаила Шишкина.

Чтобы закончить с исторической темой, упомяну еще об одной прочитанной книге — «Кавказ: земля и кровь» Якова Гордина. Это анализ кавказской войны, которую вела Россия в XIX веке. Прочел и с большим интересом, и с большой пользой, пытаясь разобраться, в чем, собственно, суть кавказской проблемы.

Художественную литературу я читаю мало, и в основном она связана с теми радиопрограммами, которые я готовлю. Скажем, мы делали большой цикл о Солженицыне, я был редактором этих программ и перечитал и «Архипелаг Гулаг», и «В круге первом», и «Раковый корпус». Мы подготовили по произведениям Солженицына серию исторических портретов: Ленин — Ленин в Цюрихе и Ленин в Петрограде, потом Столыпин и Николай II. Я писал сценарий и, разумеется, очень внимательно перечитывал соответствующие главы из «Красного колеса». Ну и заодно перечитал и крохотки, и двухчастные рассказы, и многое другое у Солженицына. Лишний раз убедился, какой это великий писатель и, я считаю, великий пророк, несмотря на все его заблуждения. Как всякий человек, он говорит разные вещи, и не со всем можно согласиться, но масштаб личности, масштаб его творчества — это одно из величайших явлений в мировой культуре. И это не говоря о его общественном значении, которое, на мой взгляд, до сих пор еще остается не в полной мере востребованным и понятым в современной России. Очень интересна и его историческая концепция, хотя это, конечно, писательский взгляд, не претендующий на объективность. Ясно, что Столыпина он буквально боготворит, к монарху относится со снисходительной жалостью, к большевикам его отношение тоже понятно. Это не мешает ему живо и тонко описывать тех же большевиков, и Ленина он рисует очень убедительно и правдоподобно. Он ведь и сам о себе говорил: «Я Ленин», имея в виду, что одержим идеей борьбы с ленинизмом так же, как Ленин был одержим идеей борьбы с царизмом. То есть психологический тип, видимо, в чем-то схож, что отмечал, в частности, отец Александр Шмеман в своих дневниках (вот, кстати, еще одна книга, дающая много пищи для размышлений). В общем, я считаю, что схвачено им все верно, но это все же не исследование, и нельзя относиться к его эпопее с таким же доверием, как к историческому источнику. Как всякий автор, он вкладывал в то, что писал, свою идеологию, свою историософию.

С большим удовольствием прочитал несколько книг Петра Вайля: «Стихи про меня», «Гений места» — практически все его, думаю, прочел. Он очень тонкий знаток поэзии, тонкий наблюдатель, его путевые заметки — это зарисовки, эссе, в которых уловлен, на мой взгляд, основной нерв европейской культуры. Правда, они несколько неровные — глава о Риме, скажем, мне показалась просто малоинтересной.

А главное книжное разочарование последнего времени — «Имя розы» Умберто Эко. Я с большим трудом заставил себя дочитать этот роман до конца. Мне он показался очень поверхностным. Отдельные факты эпохи выковыряны из нее, как изюм из булки, и вставлены в фабулу. А мировоззрение и поведение героев Эко совершенно не соответствуют реальным взглядам и поступкам средневекового человека. Это примерно как в «Андрее Рублеве» Тарковского, который, конечно, вовсе не об Андрее Рублеве и не о той эпохе, а о метаниях советского интеллигента. В общем, жаль потраченного времени, можно было что-то более полезное почитать.

Но вообще, разочарования у меня редки — времени очень немного на чтение, поэтому я стараюсь открывать только те книги, которые мне кто-то рекомендовал или я о них слышал что-то хорошее.

Подготовил Михаил ЭДЕЛЬШТЕЙН

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Церковь  Священники  Книги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.