Что читают православные священники в свободное время? Для ответа на этот вопрос мы решили публиковать рассказы-рецензии священников о книгах. В этот раз о прочитанном говорит председатель отдела по благотворительности СанктПетербургской епархии, главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр СТЕПАНОВ.
Едва ли не больше всего из прочитанного за последние годы мне запомнилась книга Николая Николаевича Никулина «Воспоминания о войне». Автор — известный искусствовед, сотрудник Эрмитажа, специалист по фламандской живописи, умерший около двух лет назад. Он прошел рядовым всю войну, буквально с первого дня и до взятия Берлина, четырежды был ранен, получил множество наград. Такого пронзительного проникновения в страшную, разрушительную для души сторону войны я не встречал.
Еще из русской мемуаристики, прочитанной в последнее время, назову «Бывшее и несбывшееся» Федора Степуна. Особенно точным показалось мне описание предреволюционной интеллигенции и первых лет советской власти, когда автор почувствовал, как под чудовищным давлением внешних обстоятельств, необходимостью выживать в условиях деревни и грубого подневольного труда он стал грубеть и ощутимо меняться внутренне. Он прожил в Советской России до 1922 года, то есть пять лет, а мы-то — семьдесят, и другого вообще не видели...
В последнее время мне довелось много ездить по Европе, поэтому прочел несколько книг о европейском искусстве. Например, известного медиевиста Эрвина Панофского, недавно вышедшую книгу «Ренессанс и “ренессансы” в искусстве Запада», а до нее читал его же — «Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени», очень интересный рассказ о зарождении готики. Вообще, я интересуюсь Средневековьем, это своего рода хобби, поэтому стараюсь читать медиевистику: «Рождение Европы» Жака ле Гоффа, его же «Цивилизацию средневекового Запада», «Европу в Средние века» другого известного историка Жоржа Дюби. Попалась мне книга Александра Степанова, моего полного тезки, «Искусство эпохи Возрождения». Она состоит из двух томов — об итальянском Ренессансе и о североевропейском, я читал только про итальянский. Но, пожалуй, самая интересная и, главное, актуальная книга на эту тему — «Новый ренессанс» Владимира Бибихина. Как это ни парадоксально, но идеи раннего Ренессанса способны дать вдохновение и нашей сегодняшней жизни. Во время поездок в Италию читал словари — исторические и по искусству. Прочел книжку о римских катакомбах на английском языке — был в Риме, купил. Меня очень интересует развитие храмовой архитектуры — от катакомб и первых базилик до крестово-купольного храма. А когда начинаешь чем-то заниматься, неизбежно возникает потребность в освоении исторического контекста и начинаешь начитывать соответствующую литературу.
Интересна мне и тема, традиционно занимающая всех русских интеллигентов: Россия и Запад. Почему Запад развивался так, а мы иначе, что у нас общего, а что нас разделяет, что делать, куда дальше плыть и так далее. Так или иначе, эти вопросы волнуют, думаю, всех. Отчасти отсюда, наверное, мой интерес к Византии, к сопоставлению византийской и западноевропейской культур. Очень понравился мне вышедший несколько лет назад двухтомник о византийском искусстве Галины Колпаковой. Эту книгу я рекомендую всем, кто собирается в поездку по тем местам, которые входили в византийский мир, и хочет понять его культуру. Активно читаю Сергея Аверинцева, последнее что прочитал его — сборник статей о Византии «Другой Рим», очень содержательно. Он говорит, что мы не прошли — по разным причинам — многие из тех этапов, которые сформировали современную Европу. Например, Европа освоила аристотелизм, а Россия Аристотеля так и не прочитала — наверное, отчасти поэтому у нас немного другая жизнь. Я убежден, что практически все современные цивилизации, если говорить о христианском мире, в основном сформировались в Средние века. И Русь была органичной частью варварского европейского мира, и, возможно, наиболее культурной его частью из-за близости с Византией. Но когда Европа переживала свой средневековый взлет в XIII веке, мы оказались под сильнейшим давлением нехристианского Востока, татаро-монголов. И в результате на христианскую матрицу, сформировавшуюся за 250 лет от Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия, наложились иноприродные элементы.
Некоторые книги, которые я читал, напрямую связаны с маршрутами моих поездок. Например, я прочел «Рим: прогулки по Вечному городу» Генри Мортона. Но это несколько облегченный вариант травелога — просто человек гуляет по городу и какие-то истории о нем рассказывает. Когда мы ездили в Швейцарию, по следам похода Суворова, перечитал «Записки русского путешественника» Карамзина — хотелось что-то интересное рассказать ребятам из нашей группы «Витязей». Конечно, прочитали главы о походе Суворова из прекрасного путеводителя «Русская Швейцария» Михаила Шишкина.
Чтобы закончить с исторической темой, упомяну еще об одной прочитанной книге — «Кавказ: земля и кровь» Якова Гордина. Это анализ кавказской войны, которую вела Россия в XIX веке. Прочел и с большим интересом, и с большой пользой, пытаясь разобраться, в чем, собственно, суть кавказской проблемы.
Художественную литературу я читаю мало, и в основном она связана с теми радиопрограммами, которые я готовлю. Скажем, мы делали большой цикл о Солженицыне, я был редактором этих программ и перечитал и «Архипелаг Гулаг», и «В круге первом», и «Раковый корпус». Мы подготовили по произведениям Солженицына серию исторических портретов: Ленин — Ленин в Цюрихе и Ленин в Петрограде, потом Столыпин и Николай II. Я писал сценарий и, разумеется, очень внимательно перечитывал соответствующие главы из «Красного колеса». Ну и заодно перечитал и крохотки, и двухчастные рассказы, и многое другое у Солженицына. Лишний раз убедился, какой это великий писатель и, я считаю, великий пророк, несмотря на все его заблуждения. Как всякий человек, он говорит разные вещи, и не со всем можно согласиться, но масштаб личности, масштаб его творчества — это одно из величайших явлений в мировой культуре. И это не говоря о его общественном значении, которое, на мой взгляд, до сих пор еще остается не в полной мере востребованным и понятым в современной России. Очень интересна и его историческая концепция, хотя это, конечно, писательский взгляд, не претендующий на объективность. Ясно, что Столыпина он буквально боготворит, к монарху относится со снисходительной жалостью, к большевикам его отношение тоже понятно. Это не мешает ему живо и тонко описывать тех же большевиков, и Ленина он рисует очень убедительно и правдоподобно. Он ведь и сам о себе говорил: «Я Ленин», имея в виду, что одержим идеей борьбы с ленинизмом так же, как Ленин был одержим идеей борьбы с царизмом. То есть психологический тип, видимо, в чем-то схож, что отмечал, в частности, отец Александр Шмеман в своих дневниках (вот, кстати, еще одна книга, дающая много пищи для размышлений). В общем, я считаю, что схвачено им все верно, но это все же не исследование, и нельзя относиться к его эпопее с таким же доверием, как к историческому источнику. Как всякий автор, он вкладывал в то, что писал, свою идеологию, свою историософию.
С большим удовольствием прочитал несколько книг Петра Вайля: «Стихи про меня», «Гений места» — практически все его, думаю, прочел. Он очень тонкий знаток поэзии, тонкий наблюдатель, его путевые заметки — это зарисовки, эссе, в которых уловлен, на мой взгляд, основной нерв европейской культуры. Правда, они несколько неровные — глава о Риме, скажем, мне показалась просто малоинтересной.
А главное книжное разочарование последнего времени — «Имя розы» Умберто Эко. Я с большим трудом заставил себя дочитать этот роман до конца. Мне он показался очень поверхностным. Отдельные факты эпохи выковыряны из нее, как изюм из булки, и вставлены в фабулу. А мировоззрение и поведение героев Эко совершенно не соответствуют реальным взглядам и поступкам средневекового человека. Это примерно как в «Андрее Рублеве» Тарковского, который, конечно, вовсе не об Андрее Рублеве и не о той эпохе, а о метаниях советского интеллигента. В общем, жаль потраченного времени, можно было что-то более полезное почитать.
Но вообще, разочарования у меня редки — времени очень немного на чтение, поэтому я стараюсь открывать только те книги, которые мне кто-то рекомендовал или я о них слышал что-то хорошее.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Как священник стал помощником командира космодрома "Плесецк" Министр обороны подписал указ о назначении настоятеля храма святого Архангела Михаила (г.Мирный Архангельской области) протоиерея Артемия Эмке на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими космодрома «Плесецк». Священник рассказывает «НС», в чем заключается его работа на космодроме, как относятся к Церкви солдаты и офицеры и почему освященные ракеты тоже падают
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
Православная миссия в Африке Православные аборигены в Африке танцуют во время богослужения, в такт песнопениям евхаристического канона постукивая в барабан. Как относиться к этому? Беседа с арх. Кириллом (Говоруном) о православной миссии в Кении и о танцах с бубнами.
Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве 5 июля память всех преподобных отцов Святой Горы. Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Афоне, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Католический молодежный катехизис: религия-лайт или «молоко» для «младенцев во Христе»? Впервые на русском языке издан католический катехизис для молодежи — существующий уже более чем в 50 странах YOUCAT. Нетолстая желтая книжка с картинками и элементами комикса рассказывает об учении Римской Церкви простым языком, но совершенно официально. Кто станет читателями первого тиража и чего не хватает в этом изложении догматов Рима?
Вышла Книга Иова с оригинальными иллюстрациями Молодой художник Леонид Шуляков специально сделал для издания книги Иова иллюстрации, в которых есть что-то от византийской миниатюры, а что-то от Шагала. Книга будет представлена 27 июня в Татьянинском храме при МГУ. Показываем некоторые из иллюстраций уже сейчас
Пастырское выгорание: не нужно ничего замалчивать! Чем отличается «выгорание» от изначальной холодности к служению? Есть ли практические приемы, как бороться с пастырской усталостью и апатией? Мы обратились с вопросами к прот. Павлу ВЕЛИКАНОВУ, доценту МДА и главному редактору портала «Богослов.Ру»
Митрополит Хабаровский Игнатий: читайте Постом Исаака Сирина и Антония Cурожского Какой перевод Псалтири на русский язык хорош, почему гимны прп. Симеона Нового Богослова нужно изучать не только монахам, но и мирянам, как «Беседы о молитве» митрополита Сурожского Антония научили молиться вечно занятого архиерея, – что почитать Великим постом советует митрополит Хабаровский и Приамурский ИГНАТИЙ.
Протоиерей Алексей Уминский: почему я ушел из соцсетей «В интернете любую проповедь могут превратить в фейк. Сам человек может в нем превратиться в фейк», – говорит известный московский священник и телеведущий протоиерей Алексий УМИНСКИЙ, закрывший свои аккаунты в соцсетях.
Святитель Феофан – блогер в затворе 23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи
Стоит ли переиздавать богослужебные книги, исправленные комиссией Патриарха Сергия? На общественное рассмотрение президиум Межсоборного присутствия выдвинул проект предложения издать обновленный текст богослужебных Триодий, исправленных еще в начале XX века будущим патриархом, а тогда архиепископом Сергием (Страгородским). Исправления арх. Сергия приближали церковно-славянский язык текстов, многим не понятный и сложный для восприятия к нормам современного русского языка. Считается, что этот текст не был принято церковным народом, что же произошло на самом деле? Об этом «Нескучному саду» рассказал магистр богословия и заместитель председателя ОВЦС прот. Николай Балашов.
Книга за семью печатями: в Петербурге состоялось соборное чтение Апокалипсиса 15 февраля 2012-го года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось соборное чтение Откровения Св. Апостола Иоанна Богослова, Апокалипсиса. Это единственная книга Нового Завета, которая обычно не читается в храмах. На уникальном культурном эксперименте побывал наш корреспондент
Постная Триодь: учебник покаяния Песнопения Великого поста нужно не только слушать в храме. Их надо перечитывать дома как домашнее задание по науке из наук: познанию себя и очищению себя от греха. Почему Постная Триодь – книга для каждого и о каждом, рассказывает епископ Обуховский ИОНА, викарий Киевской митрополии.
Монах Симеон Афонский: Мир души — это отсутствие конфликтов Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души — это отсутствие конфликтов".
Искушения молодого священника Священником я стал недавно — чуть больше года назад. Время перед рукоположением всегда особенное. Ты понимаешь, что еще несколько дней — и твоя жизнь круто изменится. Но только после хиротонии ко мне в полной мере пришло осознание того, что я взял на себя величайшую ответственность — служить у Престола, и, разумеется, я столкнулся с первыми испытаниями.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.