На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №2(3)'2002

С правом переписки


Версия для печати
01.05.02, 15:58

B адрес Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ) приходит много писем из мест заключения. В каждом из них содержится прямо-таки крик о помощи, причем чаще всего духовной. Вначале студенты катехизаторского факультета вели переписку с заключенными поодиночке, позже они объединились в группу поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете катехизаторского факультета ПСТБИ

"Вот человек в тюрьме или колонии приходит к Богу через покаяние и крещение - и что же? - он остается один. Нам, имеющим возможность ходить в храм, прибегать к таинствам, трудно понять, насколько эти люди одиноки, - говорят члены группы. - Самое большее, на что они могут рассчитывать, - это посещение священника несколько раз в год. И если мы хотим, чтобы христиане-заключенные не возвращались в зоны, совершив после покаяния повторное преступление, то должны поддерживать их всеми возможными средствами".
Для многих заключенных переписка - это способ выжить. Большинство зон сейчас нерабочие, потому что права человека теперь соблюдаются и работы должны оплачиваться по КЗОТу, а государству это не по карману. Только 15% заключенных имеют работу, а 85% целыми днями сидят в бараках, влачат полуголодное существование и деградируют. Многие из них даже с родственниками не поддерживают отношений. И то, что чужие люди пишут им, поддерживают их, понуждает становиться лучше.

Руководитель группы, выпускница института Наталия Владимировна Пономарева переписывается с заключенными три года. "Я начинала просто, - говорит она. - Мне дали три письма и спросили, не хочу ли я участвовать в переписке. В это время я как раз родила третьего ребенка, и у меня было много свободного времени. Сидела, укачивала дочку и писала. Я чувствовала себя нужной кому-то еще кроме своей семьи. Но вскоре поняла: это такое дело, которое требует более активного включения. Ведь духовной перепиской занимаются многие, но все очень разрозненны, единого объединяющего центра нет. Мы решили его создать - при миссионерско- катехизаторском факультете Свято-Тихоновского Богословского института. Сейчас у нас группа поддержки заключенных из сорока человек. Мы, встречаясь, помогаем друг другу, советуемся с духовниками группы, обобщаем опыт переписки, чтобы передавать его тем, кто возьмется за такое дело. По своему опыту знаем, что на первых порах необходима помощь квалифицированным советом, элементарные знания о местах заключения и порядках в них, умение с самого начала организовать переписку так, чтобы избежать нежелательных результатов и последствий".

О чем же эта переписка? Ее цель - помочь христианам в заключении начать более полную и осознанную церковную жизнь, подготовить их к встрече со священником, к полной и зрелой исповеди, к благоговейному причастию, восполнить недостаток катехизических знаний.

Письма могут быть о самом разном. Хорошо писать о церковных праздниках, о смысле таинств, пересказывать воскресные проповеди священника, цитировать высказывания отцов Церкви.

Наталия Пономарева:

"Мы решили посмотреть, сколько писем и какие приходили к нам в течение полугода. За это время в группу духовной поддержки пришло около 100 писем. Из них в 20 просили только о материальной помощи. В 12 просили об обучении, в шести рассказывалось о православных общинах при храмах и молитвенных комнатах, просили книги, свечи и т.д., а в остальных (около 60) содержалась просьба о переписке с братьями и сестрами - христианами".


Кирилленков Андрей Владимирович, переписывается с заключенными полгода: "Известно, что на зонах активно работают протестантские конфессии. Мы в группе духовной поддержки остро почувствовали, насколько там не хватает элементарного православного обучения. Возникла идея создания дистанционной катехизации. Курс состоит из Четвероевангелия и Катехизиса. Мы посылаем книги и вопросы по ним. Потом проверяем по контрольным. Стараемся верующих на зоне сгруппировать в общины и с общиной поддерживать связь. Первое, что просят общины, - помочь устроить христианскую библиотеку - и мы это делаем. Кроме того, посылаем ладан, свечи, бумажные иконы. Иногда удается отправить вещи и еду".
Занемонец Наталия Владимировна, переписывается с заключенными восемь лет: "Важно, чтобы переписка носила личную направленность, чтобы письма не были обращены к некоему обобщенному образу заключенного. При этом нужно стараться избегать двух крайностей: не заниматься нравоучением и псевдопастырством и не переходить на личную душевную переписку. А для этого я бы рекомендовала заниматься духовной перепиской людям, уже достаточно воцерковленным".

Вопросы пастырского характера члены группы переадресовывают священнику или, если у заключенного нет возможности обратиться к нему, советуются с духовниками и потом передают ответ.

Конечно, письма из мест заключения не всегда содержат вопросы о духовной жизни. Часто заключенные просто описывают какие-то события из своей жизни, переживания. Бывает и так, что человек в депрессии ни с того ни с сего напишет раздражающее вас письмо. На него лучше не отвечать сию минуту, а отложить на какое-то время и забыть о нем. Через пару недель достать и, уже не читая, просто вспоминая образ человека, который у тебя когда-то сложился, написать "легкое письмо", как его называют в группе. Можно написать примерно так: "Здравствуй, у меня все хорошо, поздравляю тебя с праздником таким-то, сегодня была в храме, батюшка говорил о том-то, прочитала книгу такую-то, если тебе интересно, я тебе ее вышлю..." - и все. То есть писать о совершенно нейтральных вещах. Человек это письмо получает, и у него есть ощущение, что его не забыли, не бросили, каким бы он ни был.

***
Группе из Свято-Тихоновского Богословского института очень нужны помощники. Но, как показывает опыт, когда человек собирается переписываться с заключенным, у него возникает множество страхов и опасений.

Страх первый: мой домашний адрес станет известен незнакомым людям. Переписка должна вестись не на домашний адрес. Члены группы из ПСТБИ обычно указывают как обратный адрес института, или, если это удобнее, можно отвечать на ближайший почтамт до востребования. Кто не хочет указывать свою настоящую фамилию, берет псевдоним. А лучше всего, чтобы заключенные знали, что переписываются с членами группы духовной поддержки.

Страх второй, медицинский, - заразиться, например, туберкулезом. Это самый напрасный из страхов, чистое искушение. Вы можете получать письма от туберкулезников и ничем не рисковать: эта болезнь передается только при непосредственном контакте с больным.

Страх третий, главный: я буду писать заключенному прекрасные письма, рассуждать о любви Христовой, а он освободится, приедет и будет справедливо ожидать, чтобы ему эту любовь явили, - а ведь взять на себя устройство другого человека большинству из нас совершенно не по силам. "Здесь все дело в ответственности, - считает Наталия Пономарева. - За жизнь человека, за его трудности и победы ответственен лишь он сам и Господь. За его устройство ответственна государственная система. Человек, взявшийся поддержать заключенного в трудную минуту, не может нести эту ответственность. Понять это и смириться с этим очень важно. Если вы стоите на этой позиции с самого начала, то постепенно передаете это ощущение вашему корреспонденту. Он не будет стремиться переложить на вас ответственность, в том числе духовную. Он может, безусловно, попросить вас помочь, поучаствовать, подсказать, но это будет помощь ему, ответственному за себя. Вы вольны отказать, и этот отказ ответственным человеком будет принят всерьез и спокойно". Переписку можно сравнить с беседой двух христиан, идущих из храма со службы домой. Во-первых, это общение ограничено во времени. Во-вторых, каждый из собеседников живет своей духовной жизнью и образован в свою меру, но они могут обсуждать любые вопросы: нравственные, догматические, исторические, подстраиваясь под уровень друг друга. Они могут поделиться советом, радостью или горем, попросить молитв, но при этом не знать полный состав семьи, место работы собрата или подробностей его личной жизни. И это не вызывает ощущения, что они скрытничают и не доверяют друг другу, просто у них такое общение.

Бывают и такие сомнения:

Хватит ли у меня времени? Написать письмо при достаточном навыке можно за тридцать-сорок минут. Письма из зоны приходят раз в два-три месяца, так что один человек легко может переписываться с двумя-тремя заключенными.

И посылки надо отправлять? Если вы порадуете своего корреспондента шерстяными носками к Рождеству или пачкой чая и конфетами ко дню Ангела, вряд ли это вас разорит. Посылать что-то подобное или нет - это вы, конечно, решаете сами, никаких обязательств в этом смысле переписка не накладывает. Заключенные ведь знают, что переписываются не со спонсором, а с обремененным семьей братом-христианином. А вот что непременно желательно - это вкладывать в свое письмо чистые конверты и бумагу: в зоне это большой дефицит. Человек может не ответить на ваше письмо просто потому, что ему не на чем писать.

А вдруг по каким-то причинам я не смогу больше переписываться? Не стану ли я заложником такого служения? Начиная любое служение, мы должны сознавать свою ответственность перед Богом и людьми. Но все мы живые люди, мы можем не рассчитать свои силы, у нас могут измениться жизненные обстоятельства. В таком случае мы должны вкратце объяснить ситуацию нашим корреспондентам и спокойно извиниться перед ними, а не просто пропасть. По возможности передать переписку другим верующим. Обязательно надо взять благословение на прекращение переписки - это внутренне облегчит нелегкую ситуацию разрыва.
***
"Это служение нужно распространять, - говорит Наталия Пономарева. - Мы приглашаем людей на встречи нашей группы поддержки. Если кто хочет взять на себя такое служение, но сомневается или не знает, как начать, я предлагаю прийти на наши собрания. Вот что удивительно: любой, кто приходил раз- другой, уходил вдохновленным, ведь это место, где сам Господь присутствует, мы ради Него собираемся: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".

А о том, что молитвы заключенных ко Господу вопиют, все время свидетельствует то, что мы все такие немощные, а дело делается. Минимальное усилие в результате умножается. Все, кто поддерживают связь с заключенными, вдохновлены тем, насколько эта поддержка действенна. Вот случай. Один из моих нынешних корреспондентов три года назад написал, что, мол, я изучаю Библию по духовным урокам протестантской "Духовной свободы", мне многое в Православии непонятно. Почему, например, православные почитают иконы - и так далее в этом роде. Мы начали с ним переписываться. У меня четырехмесячный ребенок на руках был - ну какой из меня проповедник? И тем не менее через эту переписку Господь его вел-вел и привел к покаянию. Пока он сидел в камере, то читал и изучал книги. А когда вышел на зону, первый раз исповедовался и причастился, потом стал регулярно прибегать к Таинствам.

Прошло три года, сейчас на зоне строится храм, и этого человека назначили старостой по строительству. То есть Господь его так сподобил, что, когда храм построят, о нем будут молиться как о "строителе и благоукрасителе храма сего" столько, сколько храм будет стоять. Не знаю, будут ли о нас столько лет молиться в храме?

Группа при ПСТБИ недавно была преобразована в Центр духовной поддержки заключенных.

Адрес Центра: 113184, Москва, Новокузнецкая ул., д. 23 б.
Телефон кафедры миссионерско-катехизаторского факультета Свято- Тихоновского Богословского института: (095) 953-56-37 (можно оставить информацию для Центра духовной поддержки заключенных).
Центр оказывает материальную поддержку православным общинам, с которыми состоит в переписке, организует дистанционное обучение заключенных и обеспечивает их книгами. В планах Центра - миссионерские поездки по местам заключения.
Если вы хотите помочь Центру в этой деятельности, можно перечислить средства на его расчетный счет:
ИНН 7705010635
р/с 40703810038310100668 в Люблинском ОСБ 7977
Банк: Сбербанк России г. Москва
К/сч. 30101810400000000225
Центр духовной поддержки заключенных при Региональном благотворительном фонде христианской благотворительности и просвещения

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Церковь  Личность  Законы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
С правом переписки

B адрес Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ) приходит много писем из мест заключения. В каждом из них содержится прямо-таки крик о помощи, причем чаще всего духовной. Вначале студенты катехизаторского факультета вели переписку с заключенными поодиночке, позже они объединились в группу поддержки православных общин в заключении при методическом кабинете катехизаторского факультета ПСТБИ

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.