В конце февраля Госдумой в первом чтении был принят проект о внесении изменений в закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Спустя некоторое время в СМИ появились сведения, что официальные представители Русской Церкви не довольны проектом. Чем именно недовольна Церковь, мы поинтересовались у главы юридической службы Московской Патриархии инокини КСЕНИИ (ЧЕРНЕГИ)
Новый закон гласит, что отныне религиозные организации будут обязаны со своими работниками заключать официальные трудовые договоры, точно такие же, как и любой другой наемный работник сегодня заключает со своим работодателем. Кроме того, местные власти получат возможность устанавливать требования к религиозному образованию священнослужителей и религиозного персонала.
В тексте проекта, в том виде, в котором он представлен на сайте Госдумы, говорится, что подобные требования лишь только «могут» устанавливаться региональными властями, причем «с учетом исторических, религиозных и иных традиций». Однако отзыв думского Комитета по труду, входящий в стандартный пакет документов, публикуемый перед голосованием на сайте парламента, уточняет характер предлагаемых норм, давая им более однозначное толкование.
Комитет по труду понимает документ, внесенный его коллегами по цеху, как введение однозначной обязанности заключать трудовые договора со священниками: «Согласно действующей редакции религиозные организации имеют право заключать договоры с работниками, но на практике это нередко толкуется, как право религиозных организаций по своему усмотрению эти договоры не заключать, — говорится в отзыве, подписанном главой профильного комитета Думы Андреем Исаевым. — Предложенное законопроектом изменение, как устраняющее неопределенность в толковании указанного нормативного положения, может быть поддержано».
Думский комитет настаивает на том, что труд любого работника должен сопровождаться заключением трудового договора, если он производится в рамках отношений, обладающих признаками трудовых, в том виде как они перечислены в статье 15-ой статье Трудового Кодекса РФ. (Главный признак, который выдвигает 15-я статья – это наличие соглашения между работником и работодателем о личном выполнении работником некой трудовой функции за плату).
Такая жесткая позиция вызвала протест со стороны представителей Церкви. Глава юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксениия (Чернега), в целом подтверждая слова Исаева, не согласна с поправкой и видит ошибку в том, чтобы ограничивать формы трудовых отношений в религиозной организации одним лишь Трудовым договором.
Предложенные парламентариями нормы она считает излишними, и отмечает, что они «настораживают Церковь»: «Закон не обязывает ни одно юридическое лицо заключать трудовые договоры. Согласно общим правилам, услуги могут выполняться гражданами на основании не только трудовых, но также и гражданско-правовых договоров. Кроме того, некоммерческие, в том числе религиозные, организации могут использовать безвозмездный труд добровольцев. Трудовые договоры в таком случае также не заключаются, поскольку волонтеры безвозмездно трудятся в интересах религиозных организаций. Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” допускает безвозмездный труд граждан (в интересах благополучателей, в том числе религиозных организаций».
Заметим, что еще в начале 2000-х многие епархиальные отделы «де-факто» ввели в свою практику заключение трудовых договоров со всеми священнослужителями, служащими в епархии. Так, например, в Рыбинской епархии такие договора были заключены с сотрудниками кафедрального собора еще в начале 2000-х, когда Церковь окончательно урегулировала процедуры начисления пенсий клирикам.
В этом случае, пояснили журналу «Нескучный сад» сотрудники епархии, работодателем выступает не Церковь как таковая, а ее конкретное подразделение – храм, зарегистрированный как местная религиозная организация. Новый типовой устав прихода, принятый в 2009 году, содержит упоминание о епископе, как главе прихода, а стало быть «легализует» епископскую власть на приходе, не только с точки зрения церковного законодательства, но и сточки зрения закона светского, позволяя практике светского делопроизводства не противоречить церковным устоям.
Обязанности сторон, формально зафиксированные в договоре, являются лишь «вершиной айсберга» – канонических установлений Церкви, регулирующих отношения епископа — поясняют в Рыбинской епархии. Трудовой Кодекс РФ подчеркивает, что права и обязанности сторон трудового договора, заключенного между храмом и клириком, должны быть определены с учетом особенностей, установленных внутренними правилами религиозных организаций, если они не противоречат Конституции.
В трудовом договоре прописываются не только права и обязанности, но и зарплата клирика, которое учитывается пенсионным фондом при начислении общегражданской пенсии священнослужителя, который, как правило, имеет государственную карточку обязательно пенсионного страхования.
Как подчеркивает инокиня Ксения, Патриархию не устраивает не сама практика заключения договоров, а факт ее обязательности и контроль над этом процессом местных властей: «Согласно 71-ой статье Конституции, замечает она, регулирование прав и свобод человека находятся в ведении Российской Федерации, то есть центральной власти. В то время как к совместному ведению центральной власти и субъектов федерации— отнесена лишь защита этих прав. Предложенные нормы, предлагающие местной власти самой принимать решения, каким образом должны быть зарегистрированы клирики в их регионе, являются сферой регулирования прав и свобод, а не сферой их защиты, а стало быть, не могут регулироваться местным законодательством».
Вторая претензия к закону – что кроме всего прочего, местной власти предлагается поручить контроль над образовательным уровнем священства. Этот контроль власть должна получить в первую очередь в мусульманских регионах, где подготовленные в ваххабитских училищах молодые духовные лидеры являются фактором дестабилизации политической обстановки.
Чиновники хотят получить возможность не допускать таких лидеров к служению. Правда закон «О свободе совести…» федеральный и распространяется далеко за пределы Кавказа и Татарстана. Как часть федерального законодательства он может коснуться всех конфессий во всех регионах.
«Согласно Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства, а в силу четвертой статьи Федерального закона о свободе совести государство не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, осуществляемую в соответствии с законом, – подчеркивает инокиня Ксения. – Религиозное образование является законным видом деятельности религиозной организации. Федеральный закон “Об образовании в РФ” не рассматривает религиозное образование как вид образовательной деятельности, по религиозному образованию не существует и не может быть разработан государственный стандарт. Требования к образованию священнослужителей являются внутренним делом религиозной организации, которая выбирает, назначает и заменяет свой персонал, согласно своим собственным установлениям. Государство не вправе устанавливать требования к религиозному образованию священнослужителей. Такие требования должны устанавливаться самой религиозной организацией».
В настоящий момент, как то и предполагает процедура – закон дискутируется кулуарно, каждая фракция может подготовить к нему свои замечания. Даты второго и третьего чтение закона пока неопределенны, но вряд ли они состоятся в ближайшее время, равно как и голосование в верхней палате парламента, после которого, будучи подписанным президентом, любой законопроект вступает в силу.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Закон о защите чувств верующих с точки зрения юриста Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор
Бунт в Копейске: почему в колонии восстают заключенные? Протоиерей Константин Кобелев более десяти лет является настоятелем тюремного храма в Бутырской тюрьме. Тюремный священник рассказал – в чем правда ФСИН, а в чем – заключенных.
Протоиерей Димитрий Смирнов: священников призывают только по недоразумению Сегодня был опубликован текст постановления правительства об отсрочке от службы в армии для священнослужителей. Председатель синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами заверил, что в этом году молодые священники получат отсрочку от службы в армии, несмотря на задержку с утверждением списка в Минобороны
Молитвенные комнаты: изменится ли светский статус школы Стоит ли переживать по поводу новых поправок в закон об образовании? Чем они продиктованы? Рассуждают руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) инокиня Ксения (Чернега), член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков и публицист Дмитрий Быков
Генрих Падва: Может ли Уголовный Кодекс защитить чувства верующих? В Госдуму внесен законопроект, который вводит тюремные сроки до пяти лет лишения свободы и на несколько порядков увеличивает штрафы за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Проект, подготовленный представителями всех фракций Госдумы, вызвал большой резонанс в обществе. Свое мнение о законодательной инициативе высказывает адвокат Генрих ПАДВА, заслуженный юрист Российской Федерации.
Почему православные опасаются новых паспортов? Православные активисты и авторы общецерковного документа «об ИНН» высказали свою озабоченность введением электронных паспортов. Протоиерей Всеволод Чаплин не разделил их богословских соображений, но согласился с опасениями, подчеркнув, что введение электронных средств идентификации может угрожать гражданским свободам.
Судьба гастарбайтера «Мне сказали, что там будет жить пять человек. Но в первый же вечер в квартире все было как в египетском кафе! Много-много людей! Большинство из них уже спали. Кто-то показал мне мое место на полу. В первый же день когда я ночевал там, наутро я не смог найти носки. Спрашиваю: “Уэр из май сокс?!” Вышел в коридор -- а там как в обувном магазине! Огромное количество обуви. Но моих носков уже нет...»
«Дерево Закхея» теперь на российской территории Документально подтверждено право собственности России на участок в Иерихоне (12 тыс. кв. метров), на котором находится "дерево Закхея" -- смоковница, на которое залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Христа. Кроме того, оформлены документы на участки земли в Иерихоне, принадлежащие РПЦ (эти документы Сергей Степашин передал Его Святейшеству)
Место без Бога? <b>Иеромонах Ярослав (Шадронов)</b> служит в поселке Вадино Смоленской области. Кроме службы в сельском храме у него есть послушание - окормлять три большие колонии. О заключенных и своем служении о. Ярослав рассказывает удивительно просто и увлеченно, а о тяжелой обстановке этих мест почти не упоминает, считая это естественным: "На зоне должно быть трудно и скорбно. Ведь здесь 70 лет не было церкви, святыни, а значит, зарождался ад, место без Бога". Когда мы посылали о. Ярославу текст для согласования, он сделал приписку: "Сказать честно, больше неудач в моем служении, чем побед. Но и из неудач мы ищем извлечь пользу, смиряемся и надеемся на Бога".
Язычество в Абхазии не станет государственной религией Поправки к Закону о религии, которые должны были уравнять язычество, ислам и православие не будут приняты абхазским парламентом. Закон, еще не поступивший на его рассмотрение, оставит республику светским государством, хотя и подчеркнет в преамбуле особую роль Православия в ее истории
Ограничения в интернете: экспертиза должна быть независимой 5 июля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда выступил с особым мнением по поводу закона против детской порнографии в интернете. Совет по правам человека зря ругает проект, обвиняя его в цензуре – убежден он. Детский правозащитник Борис Альтшулер, хотя и разделяет опасения коллег, тоже поддерживает закон, потому что знает, чем его дополнить.
Церковь не согласна с правозащитниками: закон о детской порнографии не угрожает свободе слова 2 июля долгожданный законопроект, призванный остановить распространение детской порнографии был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, на следующий день Совет по правам человека при Президенте Рф выступил с жесткой критикой будущего документа. Сегодня глава Информационного отдела Русской Церкви Владимир Легойда не согласился с оценками правозащитников
Церковная реакция на дело Пусси Райот: замирение возможно? Сегодня в канцелярию Его Святейшества было передано письмо православной интеллигенции с просьбой о ходатайстве за участниц скандальной панк-группы. Инициатор письма филолог Александр Кравецкий убежден, что общая интонация его письма — примирительная. Одновременно с неожиданным одобрением церковной реакции на ход процесса выступил адвокат обвиняемых Марк Фейгин
Защита чувств верующих: вызов Церкви Готовы ли мы, верующие, стать настолько ответственными, чтобы не оскорбляться на каждом шагу и не спорить не только с внешними, но и друг с другом, выясняя меру православности единоверцев?
Хулиган в храме: что делать Как мирянину реагировать на хулиганство в храме? Своим мнением поделились московские священники – отцы Сергий Правдолюбов, Максим Первозванский и Александр Борисов
Церковь предлагает изменить закон о полиции В связи с казанской трагедией, Православная Церковь предлагает доработать закон о полиции и прикрепить священников к отделениям полиции, наподобие армейских капелланов
Церковный и светский суд: в чем сходства и в чем различия? Если священник или монах нарушил не только Божию заповедь, но и человеческий закон, ему придется предстать перед двумя судами сразу. Связаны ли в таком случае церковный и светский суд? Есть ли в церковном суде адвокаты? Какой суд строже? Рассказывает заместитель председателя Епархиального церковного суда Москвы профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав ЦЫПИН.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.