Светопреставление по календарю майя, как и предполагалось, не наступило. Но как встречать настоящий День Христов, который однажды придет совершенно неожиданно, не среди грозных пророчеств о катастрофах, а среди сообщений о «мире и безопасности»? «Просвещать народ азами веры, отстаивать исконные начала святоотеческой духовности, личный подвиг молитвы и деятельной любви, – это для православных людей в России сегодня главнее апокалиптических ожиданий», – уверен протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ
– Если бы меня сегодня спросили в магазине: «Вы священник? Как готовиться к концу света?», я бы ответил с приятной улыбкой: «Друзья, примите пророчество. 21 декабря завершится мирно и спокойно. Не забудьте купить елочные украшения, мы ждем вас на ночную службу на Светлое Христово Рождество. Все эти будоражащие нас новости спускаются сверху только для того, чтобы под шумок поднять цены на товары народного потребления».
Для того чтобы дать правильную оценку тому или иному явлению общественной, политической жизни, мы всегда призваны обращаться к прошлому и искать исторические параллели. Действительно, в прошедшие столетия немало было вех и дат, которые приводили в возбуждение целые города и сообщества.
Вспомним 1666 год на Руси. Вспомним и ответы, которые давал на подобные вопросы приснопоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Своим мудрым голосом он успокаивал соотечественников и весьма трезво свидетельствовал: всякая шумиха вокруг «конца света», ангажированность средств массовой информации, трубящих в «апокалипсическую дуду» – признак неискренности и лукавства самой кампании.
Для нас, православных христиан, конец света воспринимается не так, как это свойственно безбожному пользователю, пресытившемуся обывателю, частному человеку, члену мирового прогрессивного сообщества. Свет наш есть Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. Пришествие Господа славы, Судии всех народов, по счастью, сокрыто от самых дотошных и любопытных умов. Мы знаем, что день тот придет совершенно неожиданно для обезверенного человечества . Оно будет застигнуто врасплох Господом, Который, явив Себя, как молния, от края до края Земли, опустит занавес мирового исторического процесса. Подозреваю, что для теле-прихожан, людей, питающихся новостными «пластиковыми пакетами», выражение «конец света» ничем не связано со Христом, Который, упразднив время и пространство, откроет нам новое небо и новую землю.
– И все-таки, как готовиться?
– Евангелие дает исчерпывающий ответ: Христос Спаситель в Своих притчах о тружениках, которые мелют в жерновах, говорит о слугах Домовладыки, исполняющих вверенные им дела с чувством, с толком, с расстановкой. Подлинно, жизнь земная скоротечна. Подлинно мы призваны чаять Пришествие Христа Спасителя. Как к нему готовиться? Нужно накапливать в сердцах свет Христовой премудрости, правды и любви, с молитвой к Богу, с любовью к людям; трудиться рук не покладая, снискивая хлеб насущный. Но при этом нам, ученикам Света и сынам Царствия, не должно пригвождать ум к земным вещам, не должно опутываться суетное, не должно тонуть в компьютерных сетях, которые зомбируют отупевшее человечество.
– Может, все-таки стоит запастись водой и продуктами. Например, на сорок два месяца, известное из Апокалипсиса время царствования антихриста?
– Запасаться продуктами вообще не грех, поэтому и всякая русская хозяйка закручивает баночки с опятами и маслятами, экономно расходуя этот запас в течение года. Однако мы в преддверии Пришествия Иисуса Христа должны запасаться другими продуктами, и в сердечный подпол ставить другие сосуды и баночки. Пусть в наших душах изобилуют сострадание, милость, жертвенное служение ближним. Давайте запасаться надеждой на Господа, так чтобы с приветливостью, улыбкой общаться с людьми и помогать им внутренне успокоиться, освободиться от «статического электричества» почувствовать начаток мира во взбаламученной телевизором душе.
– Предположим, что завтра в ООН выступит признаваемый всеми единый политический лидер, тот самый, которого Церковь именует антихристом. Как нам его не приять?
– На эти вопросы Церковь в писаниях Святых Отцов дает исчерпывающий ответ. Прежде всего, столь близкий к нам по времени святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский: «Постарайся, возлюбленный, выйти сам из-под влияния мирского духа покаянием и молитвой, деятельным милосердием; усвой себе, что есть добродетель, смирение, чистота, кротость, неосуждение, мудрость, благоговение, радость. Отвратись от суетного и душепагубного любопытства». Той самой страсти, которая губит сотни тысяч людей, заставляя их день-деньской просиживать у телевизора; стань равнодушным к тем газетным уткам и телевизионным сенсациям, которыми стратеги современного человечества пичкают своих адептов. Как устоять? Для того чтобы устоять, нужно сделаться столпом Божией Церкви. Нужно стяжать всегдашнюю молитву к Отцу Небесному, чтобы, находясь в уединении и среди толпы, в кругу домочадцев и в шумном многолюдном офисе, в келье своего сердца пребывать с Единым Богом. Необходимо решительно отвратить свой слух от сумрачных и обольстительных вещаний лжепророков, погрузиться умом и сердцем в чистые воды Священного Писания. Для того, чтобы обрести церковный взгляд на вещи, мы должны стать не по имени, а по сути чадами святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Кирилла Иерусалимского, Игнатия (Брянчанинова).
– Можно ли сказать, что Православная Церковь находится в безопасности?
– В Откровении святого Иоанна Богослова Церковь предстает в образе прекрасной жены с двумя крыльями большого орла. Эта жена есть Мать наш Церковь, находящаяся под покровом премудрости и всемогущества Божиих. Книга Апокалипсис свидетельствует, что невеста Агнца – Христова Церковь последних дней успешно сокроет себя от преследований багряного дракона – дьявола, находясь в сокровенной пустыне время, времена и полвремени (то есть три с половиной года мрачного царствования антихриста). Рассуждая об этом символическом образе, Святые Отцы учат нас, христиан предпоследнего времени, найти свою собственную пустыню. Это значит уметь скрываться от шума городского в чертоге собственного сердца. Вспомним замечательные прозрения преподобного Лаврентия Черниговского, нашего с вами современника, который свидетельствовал, что и в последние времена немало будет у Господа сокровенных рабов, находящихся под действием тайной, сердечной молитвы Иисусовой. Вспомним и преподобного Антония Великого, который в четвертом столетии, прозревая грядущие бедствия человечества, говорил о том, что истинные христиане пойдут путем сокровенного молитвенного делания и неразлучного с ним смирения и смогут избежать всех козней лукавого, пройти через все сети (уж не социальные ли?). Итак, Церковь Христова – ковчег, который неизменно плывет по волнам житейского моря. Однако мы, матросы этого корабля, если потеряем бдительность и мудрость, если будем слушать обольстительных сирен, то есть внимать тому, что лживые духи сегодня вещают через СМИ, конечно, тогда вовсе не будем застрахованы от погибели. Соленая волна ложных пророчеств с легкостью смывает с церковного корабля и зазевавшегося юнгу, и дряхлого боцмана, которые больше не слушают капитана (я имею ввиду Благодать Святаго Духа, запечатленную в Писании и Предании), но свешиваются через перила и дают возможность плавающим в море гадам многим ухватиться за них своими щупальцами.
– В прошлом году одна из американских социологических служб проводила опрос: верят ли люди, что Христос вновь придет на Землю и установит Свое земное царство. Он показал, что около 30% американцев ожидают «Тысячелетнего царства» – эры всеобщего благоденствия после прихода Спасителя. В России ждут чего-то подобного?
– Нам чуждо учение хилиазма – так в раннем Средневековье называлась отвергнутое Соборами Вселенской Православной Церкви иудео-сектанское учение о том, что Господь во Второе Свое Пришествие тихо и незаметно придет и будет царствовать со святыми тысячу лет. Откуда взялось подобное нелепое ожидание? Конечно, из ложного толкования Священного Писания. В частности, книги Откровения. Церковь всегда символически истолковывала понятие «тысячелетнее Христово царство» и прилагала его к историческому бытию Церкви на земле от Пятидесятницы до дня подлинного Пришествия Иисуса Христа, которое будет одновременно и концом исторического процесса, и началом Страшного суда. Таким образом, мы открещиваемся от этого антихристианского чаяния. И весьма интересно, что вне Православия практически вся совокупность иноверных – иудеи, мусульмане, многие сектанты, и, за редким исключением, протестанты, принимают хилиазм в разных его видах и образах, что позволяет политическим лидерам мировой олигархи формировать общественное мнение и готовить пришествие в мир антихриста. Он будет принят магометанами как седьмой имам, иудеями как их долгожданный мессия, протестантами как Христос. Но не как Христос – судья народов, а как тот, кому они будут поклоняться, не узнав в нем зверя, сына погибели
– Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что народ <наш> может и должен соделаться орудием гения из гениев, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии». Сбывается ли это предсказание?
– Вместе со своим современником святителем Феофаном святитель Игнатий вопрошал в письмах – что-то сделается с нашим Православием через 100 лет? От ни обоих не ускользнуло оскудение благочестия в нашем народе. Видя преобладание формы над содержанием, буквы над духом, они предчувствовали, что русское царство, уже тогда колебавшееся по причине отступления от Церкви господствующих сословий, может по Божьему попущению рухнуть, что и произошло в начале ХХ столетия.
Насколько сбывается предположение, что антихрист воспользуется именно христианскими народами? Об этом нельзя сегодня не размышлять. Путешествия по некогда христианской Европе мы видим, как подмокла соль христианского самосознания. Старушка Европа, готовясь принять общую для всех европейских народов конституцию, торжественно заявляет, что она пережила христианство и отрекается от него перед лицом неведомой «эпохи водолея» с его неоязычеством. Итак, прислушаемся к может быть неприятному, но спасительному беспокойству святителя Игнатия.
Пусть от нас не утаится, что все усилия дьявола сейчас сводятся к тому, чтобы внедриться в Православие, модернизировать его, лишить его спасительной соли Благодати, сделав «удобным» и «комфортным» для человека, ищущего лишь льгот и выгод, но забывающего, что тайна спасения человека в лоне Православия совершается через пролитие пота, слез и крови. Через крестоношение, о котором свидетельствует Писание. Если со Христом страждем, то с Ним и воцаримся. Поэтому главной задачей момента в России, на мой взгляд, является, с одной стороны, просвещение народа азами веры, а с другой – отстаивание исконных начал святоотеческой духовности, которая зиждется на личном подвиге молитвы и деятельной любви. На трудах по очищению своего тела от страстей под руководством матери Церкви и с помощью ее таинств.
– Как правильно встретит конец света, когда он все-таки наступит?
– Нам, православным, должно положить полноту упования на милость Господню. Сам Христос говорил: молитесь, да сподобитесь избежать всех нынешних и прочих, грядущих на Вселенную бедствий. Ведь некогда море воссшумит, а силы небесные подвигнутся, и небо совьется словно свиток, и звезды упадут, подобно тому, как незрелые смоквы при порыве сильного ветра падают на землю. И когда народы, лишенные упования и надежды, будут издыхать от этого волнения морского, мы, малое стадо тех, кто верит надеется и любит, тех, кто молится Господу и протягивает ближним руку милосердия и помощи, возрадуемся и восторжествуем, увидев на потемневших небесах сияние креста Господня – знамение Сына Человеческого.
Встречать эту дату нужно не походом за коробкой спичек, сухариками и лейкопластырем. Но каждый из нас должен проживать сегодняшний день с полным напряжением творческих сил, помышляя, что этот день может быть последним. Бог обещал нам покаяние и милость свою именно сегодня, а завтрашнего дня Он нам не обещал. Конец света нам должно встречать так, как учит Евангелист Лука: склонившись на колена и подняв главы свои по направлению к Невечернему Свету – Христу, с апокалиптической молитвой «ей гряди, Господи Иисусе». Вспомним, милые друзья, что христиане первого и второго веков, читая молитву «Отче наш», в конце со светлыми лицами добавляли «да прейдет мир сей».
Записал Кирилл МИЛОВИДОВ, фото: диакон Андрей РАДКЕВИЧ
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Блаженный Августин: ответы на современные вопросы Чем нам, сегодняшним, может помочь чтение творений епископа африканского города IV-V века - блаженного Августина Иппонийского? Какие ответы он дает на вопросы "Восток - Запад", индивидуализм и общество, догма и свобода, воля политика и милосердие? Разбираются участники августиновской конференции, прошедшей в Москве 23 апреля
И чья это будет победа? «Если станем играть с этим миром в его игры и по его правилам, можем только проиграть», – о терпимости, свободе и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Епископ Пантелеимон: православная организация должна приводить ко Христу Казус с участием обвиняемой по делу «Пусси райот» Марии Алехиной в православном волонтерском движении «Даниловцы» поставил перед православными добровольческими организациями вопрос об ответственности за действия своих добровольцев, в том числе бывших. Ситуацию комментирует духовник православной службы добровольцев «Милосердие» (Москва), председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Схиигумен Сергий (Златоустов): Как встретить конец света Сергей Златоустов долгие годы занимался разработкой систем обеспечения жизнедеятельности космонавтов. В 60 лет он пережил клиническую смерть, которая изменила его. Вскоре он принял постриг, и сегодня считается опытным духовником. Мы обратились к отцу Сергию за советом, как не увлечься сегодняшними слухами о конце света и как не поверить лжепророкам, когда наступит настоящий конец времен
С кем воюет Церковь? «Церковь воинствующая» — это про нас? Протоиерей Сергий Правдолюбов объясняет — с кем воюет Церковь, должны ли христиане быть воинственными, чтобы защитить свои святыни от поругания и действительно ли Иоанн Златоуст предлагал «затыкать» хулителей
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Личность и Церковь: "Я хочу, по крайней мере, быть честным" Должна ли Церковь участвовать в процессах, происходящих в обществе? Что значит быть христианином? Чему могут научить уроки истории? Об этом, а также о священническом служении в современной России мы поговорили с историком, философом, публицистом, протоиереем Георгием МИТРОФАНОВЫМ.
Ольга Седакова: расчет враждебен христианству В Сан-Франциско православный монах помогает бездомным, которые не собираются исправляться и прийти к Богу; в СССР бывший белый офицер, рискуя сам вернуться в застенок, отдает все свои деньги товарищу, за которым ведется слежка, – поэт Ольга СЕДАКОВА рассказывает истории абсолютного сострадания, христианской надежды и любви. Они больше похожи на сказку, но произошли на самом деле
Митрополит Волоколамский Иларион: как удостовериться в воскресении Христа? С вопросами о богословии, информационной политике и архиерейском служении «Нескучный сад» обратился к главе ОВЦС и ректору Общецерковной аспирантуры митр. Илариону (Алфееву). Церковные спикеры иногда сами провоцируют скандалы, а наша информационная политика должна стать не реактивной, а «проактивной» — уверен владыка, тогда журналисты начнут спрашивать о Христе, а не о «мерседесах» и «часах».
Смиренный палач: история красного командира В конце 1920-х годов в монашеской общине при Доме милосердия в Харбине появился необычный послушник: он не называл своего имени и отказывался принять постриг…
Россия и Греция: раскол в обществе со схожими симптомами В Афинах протестуют против кощунственной театральной постановки. Треть греков поддерживает левых, которые предлагают отделить Церковь от государства, армии, системы образования и отменить закон о богохульстве. В обществе вновь возникла дискуссия об имуществе Церкви. При этом в Салоники принесена с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». Чтобы поклониться ей, нужно стоять в очередь до часа ночи. Как это напоминает события в России…
Апрельский номер «Нескучного сада»: Как помочь ближним и не сгореть? Тема нового, апрельского номера журнала «Нескучный сад» – выгорание. Что делать, когда душа стала пустая и бесчувственная к чужому горю, как помочь самому себе и не стать птицей Феникс? Дело, начатое «на крыльях», требует полной самоотдачи, но стоит ли оно того, чтобы умерла душа?
Мураново: священник и прихожане построили памятник жертвам Беслана Недалеко от усадьбы Тютчева в подмосковном Мураново разбит парк памяти детей-заложников, погибших во время Бесланской трагедии. Создаются и другие мемориалы: в честь участников Афганской и Чеченских войн и в честь священников, убитых в мирное время. Над ними трудятся настоятель и прихожане усадебного храма, а накануне 1 сентября местные школьники провели парке субботник. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Что такое кощунство? Тема кощунств и провокаций, к сожалению, стала в последнее время особо актуальной. Но что такое кощунство, как это объяснить светскому или не очень религиозному человеку? Как христиане должны реагировать на кощунство? Об этом мы спросили религиоведа и преподавателя ПСТГУ диакона Максима Крижевского
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.