На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Блаженный Августин: ответы на современные вопросы


Версия для печати
24.04.13, 13:24

Чем нам, сегодняшним, может помочь чтение творений епископа африканского города IV-V века – блаженного Августина Иппонийского? Какие ответы он дает на вопросы "Восток - Запад", индивидуализм и общество, догма и свобода, воля политика и милосердие? Разбираются участники августиновской конференции, прошедшей в Государственной Библиотеке Иностранной Литературы 23 апреля, – митрополит Волоколамский ИЛАРИОН, католический архиепископ Алжира Анри ТЕСЬЕ, доцент Московских духовных школ игумен Дионисий (ШЛЕНОВ), завкафедрой богословия Общецерковной аспирантуры Алексей ФОКИН, главный научный сотрудник ИМЭМО Евгений РАШКОВСКИЙ, завкафедрой истории и теории мировой культуры Философского факультета МГУ Татьяна БОРОДАЙ, историки, археологи, православные и католические священники.


"Отцом новой цивилизации и культуры" назвал блаженного Августина в приветственной речи конференции митрополит Волоколамский Иларион. Августин остается не только "мостом" между античностью и средневековьем. Он будет современен всегда. И не только, благодаря "Исповеди", книги едва ли с чем сравнимой, но и благодаря своим богословским и этическим сочинениям, письмам, самой канве его сложной, переменчивой жизни.

Сегодня труды блаженного Августина востребованы и в православной среде. Достаточно сказать, что, по данным игумена Дионисия (Шленова), 61% его изданий на русском языке – не дореволюционные, а современные переводы. В настоящее время ПСТГУ проводится работа над полным изданием трудов Августина билингва. Исследованием наследия Блаженного занята и группа специалистов под руководством завкафедрой истории и теории мировой культуры Философского факультета МГУ Татьяны БОРОДАЙ.

Разве не близки нам духовные поиски человека поздней античности, разочаровавшегося в старом, чувствовавшего нестабильность мира вокруг, ищущего новых средств выражения и нового языка, уставшего от индивидуализма и скепсиса и жаждущего Откровения. О чем же говорит с нами этот пылкий африканец, изменивший ход европейскую мысли?

Тупик индивидуализма

Митрополит Иларион обращает внимание, что образ жизни человека мегаполиса, отличающийся индивидуализмом, стремлением к успеху любо ценой и развращенностью нравов, отнюдь не изобретение нашего времени.

Такие города существовали и в античности: "Князь Евгений Трубецкой пишет: «Родина блаженного Августина, Северная Африка, являет собою яркий образец этого раздвоившегося общества. Здесь противоположные настроения усиливаются страстной и впечатлительной африканской природой. Африка в занимающую нас эпоху – страна контрастов: здесь мы находим крайний аскетизм, соседствующий с самым грубым развратом, племенную религиозность рядом со всевозможными чувственными эксцессами».

Ссылаясь на свидетельство одного из современников блаженного Августина, Трубецкой отмечает: «Тот же Сальвиан приходит в ужас от антирелигиозности африканского общества, не исключая и христиан, которые смешивают христианский культ с языческими, приносят жертвы идолам, а потом приходят к христианским алтарям. Характерная черта африканцев – их ненависть к монахам и подвижникам. Монах, пришедший случайно в Карфаген, подвергался проклятьям, насмешкам и оскорблениям. Апостолы могли с большей безопасностью входить в языческие города, говорит Сальвиан, чем монахи в христианский Карфаген. Общество, как видно из этого описания, двоится между аскетизмом отдельных подвижников, гонимых в пустыню всеобщей ненавистью, и разнузданным развратом масс». Отсюда становится понятным мнение Августина о человечестве, как о massa damnata, сборище осужденных на мучения ада, которое многие исследователи ставят ему в вину до сих пор.

Митрополит Питирим (Нечаев) цитирует высказывания Августина о проблемах своей паствы: «Они – христиане, но «легче вынести идолов из храма, чем выбросить их из человеческого сердца» (In Ps. 98; 138). В трудные минуты они молятся Юпитеру, Марсу или карфагенской «Небесной богине» (In Ps. 62); заболев, обращаются к чародеям и гадателям, все носят языческие амулеты, все справляются с таблицей счастливых и несчастливых дней, составленной астрологами. Они наполняют церковь шумом и гамом и устраивают в ней возмутительные скандалы (письма 124–126), они пьяницы и развратники".

Архиепископ Алжира Анри Тесье остановился на шествии Августина тесным путем изменения себя и покаяния, путем от чувственных удовольствий и наслаждения собственным интеллектуальным превосходством к смиренной исповеди перед Творцом.

Путь этот не был уникален для римского общества периода упадка, но не был и типичен, и уж едва ли кто, как Августин смог описать изменения своей души столь ярко, скрупулезно и откровенно. В этом смысле святой, призывавший себя и каждого "не уходи от себя, вернись к себе, истина живет в сердце человека", стал подлинным творцом и новой культуры, и нового мировосприятия. Точнее не творцом "из ничего", а великим популяризатором христианских идей для близкого ему позднеантичного мира и только нарождавшегося христианского.

Директор центра религиозной литературы и русского зарубежья ВГБИЛ Евгений Рашковский говорит, что Августин дает нам ответ на вопрос "Как сохранить человечность науки?". Он подчеркивает: "Прежде всего, нужно сохранять идею высокого статуса разума как дарования свыше. Во многом эта идея противостоит антиинтеллектуализму". При этом Августину присущи "Должное отношение к оппоненту, признание непохожести. Работа с текстами Августина есть противодействие процессу отчуждение науки от ее призвания. Предпосылка пусть недостаточная, но необходимая".

Августин близок современному человеку и своим трудным путем к Богу и своей открытостью новым идеям, способностью меняться, мобильностью. Это проявлялось даже в его постоянной перемене мест, занятий, интеллектуальных увлечений. Художники Ренессанса изображали Блаженного как кабинетного ученого, запершегося в своей келии и обложившегося фолиантами.

Сандро Ботичелли. Блаженный Августин, Флоренция, церковь Оньисанти, 1480

На самом деле, он прошел тысячи километров - и в молодости по Италии, и, будучи епископом Гиппона, во время миссионерских и административных путешествий - по густой сети дорог, которыми римляне покрыли Северную Африку. Виртуальное паломничество по местам в Алжире и Мавритании, помнящих Августина, и рассказ о его поздних странствиях представила археолог из Туниса Сабах Ферди.

Пропасть между Востоком и Западом

Митрополит Иларион отмечает, что в ХХ веке учение блаженного Августина о Троице, Святом Духе и воззрения в области антропологии подверглись критике со стороны отдельных православных богословов:
"Серьезную и небезосновательную критику отдельных идей блаженного Августина разрабатывали В. Н. Лосский, протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Георгий Флоровский. Из греческих богословов в связи с этим следует упомянуть имена протоиерея Иоанна Романидиса, Христоса Яннараса и митрополита Иоанна (Зизиуласа). Блаженному Августину, в частности, вменялось в вину умаление роли Святого Духа в учении о Святой Троице, впоследствии приведшее к догматизации filioque и проекции его на представления о внутреннем бытии Пресвятой Троицы, неразличение сущности и энергий в Боге, подчеркивание единства сущности в ущерб ипостасной Троичности и другое. Однако, как отмечают современные православные исследователи, место блаженного Августина среди Отцов и Учителей Православной Церкви никогда не ставилось под сомнение. По словам американских православных богословов Аристотеля Папаниколау и Георгия Димакопулоса, «современный православный отклик на Августина в связке с анахроничным акцентом на различении сущности и энергии, является герменевтическим ключом к интерпретации дихотомии Восток-Запад, может оказаться гораздо ближе построению православной идентичности перед лицом «Запада», нежели действительные богословские различия»

Алексей Фокин посвятил свой доклад анализу того, насколько блаженный Августин является новатором в области богословия - языка, манеры рассуждения, идей, - а насколько следует традиции. Ученый, считающийся одним из лучших специалистов в России по Августину и латинским отцам отмечает: "Августин выступает как оригинальный мыслитель в богословии, практически без опоры на традицию, прежде всего на традицию православной восточной мысли. Поэтому те постулаты, которые он вводит далеко не всегда совпадают с ответами греческой традицией". Он делает вывод: "Это две разные традиции, которые могут только пересекаться. Это не мешает нам, современным христианам, изучать их обе".

В качестве примера, Фокин привел известный эпизод паламитских споров в Византии XIV века. Он отметил, что, полемизируя со свт. Григорием Паламой о непознаваемой Божественной сущности и откровении Бога в энергиях, Варлаам Калабрийский обращался не столько к более близкому по времени и господствовавшему на Западе богословию Фомы Аквинского, сколько к богословию более древнему - авторитету Августина, учителя неразделенной Церкви и при этом сторонника простоты Божества и необходимости положительного богопознания. Поклонниками и "пропагандистами" Августина в Византии были братья Кидонисы, противники Паламы.

Однако Августин был издавна был авторитетом на Востоке не только у "западников". Игумен Дионисий (Шленов) говорит, что такой противник унии с "латинством", как патриарх Геннадий Схоларий упоминает в своих работах имя блаженного Августина около 350 раз.

Сочинения Августина, насколько нам известно, пришли на Восток поздно, отнюдь не во время золотого века византийской культуры и образованности. Наиболее ранний греческий перевод трактата о Троице относится к 1288 г.

Отец Дионисий привел обширные сведения о влиянии Августина отнюдь как на школьное и академическое богословие, так и на православное монашество, традиционно относящееся ко всему "западному" куда с большим неприятием, чем наука. Правда, в этой связи стоит вспомнить слова иеромонаха Серафима (Роуза) о том, что Августину можно "все простить" как великому учителю аскетики, образцу личного благочестия, искренности и покаянного духа.

Игумен Дионисий (Шленов) напомнил, что сочинения Агустина, посвященные посту, воздержанию и монашескому деланию остаются непереведенными, и тем самым не введены в оборот русских исследователей. При этом руководитель библиотекой Московских духовных школ представил слайды ранее неизвестной афонской рукописи трактата "О душе", относящейся к рубежу XIX-XX вв. и дарственный экземпляр с посвящением духовному чаду от одного из духовников лаврского Гефсиманского скита того же времени.

Безбожная культура

Митрополит Иларион считает, что кризис культуры вызван отсутствием личностей, равных блаженному Августину по творческой энергии и энтузиазму в принятии божественного Откровения: "Современное общество устало от безликости, посредственности и бескрылости в культуре, оно устало от отсутствия «пророческих личностей». В качестве суррогата оно уныло наблюдает эпатажные выступления поп-звезд, зрелищные и бессодержательные блокбастеры, недоуменно замирает, слушая воззвания к построению всемирного шариатского государства новоявленных бен ладенов. Общество болеет от отсутствия Идеи, оно бессознательно жаждет прорыва Откровения".

Затронутую владыкой Иларионом тему кризиса современной культуры продолжил Евгений Рашковский: "Августин учит нас с порога отвергать то, что продиктовано духами зла, а ведь современная постмодернистская культура заигрывает с лукавым".

Христианство и политика

Католический священник Роберт Додаро, декан Интститута Patristicum Augustinianum, говорит, что самой идеей христианизации политики мы обязаны свт. Амвросию Медиоланскому и, в первую очередь, бл. Августину.

Примером рассуждений Августина о воле политика, как государственного деятеля, и его милосердии и добродетели, как христианина, отец Роберт называет письма епископа Гиппона к его духовному сыну Македонию, римскому имперскому наместнику в Африке. Блаженный рассматривает в нем вопрос помилования уголовных преступников и выступает как последовательный противник смертной казни, а также защищает право епископов ходатайствовать о преступниках перед светской властью.

Интересно и Письмо 138 к офицеру Марцелину, в котором Августин намечает ту теорию, которая будет развита им в письмах к Македонию, а именно мысли о том, что христианские доброделети веры, надежды и любви неизбежно преобразуют политику.

Из-за нравственного максимализма Августина нередко записывали в революционеры. Особенно в России XIX века. Игумен Дионисий (Шленов) особо остановился на том, как у Льва Толстого с течением времени менялось отношение к Августину. Если в молодости для Толстого епископ Иппонийский - один из "революционеров", как Лютер или Ян Гус, то впоследствии писатель ставит его в иной ряд - столпов "клерикализма" и "врагов Христа". Ими, по Толстому, оказываются... свт. Иоанн Златоуст и Филарет Московский. Сравнивал Августина с революционерами и Герцен.

Полный текст доклада митрополита Волоколамского Илариона





Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Святые  Церковь  Общество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.